ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22319/2011 от 28.02.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8 (395-2) 24-12-96; , факс 8 (395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дело № А19-22319/2011

« 01 » марта 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 01 марта 2012 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Международный Аэропорт Иркутск» (ОГРН <***>, место нахождения: 664009, <...>)

к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ОГРН <***>, место нахождения: 664005, <...>)

о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, выраженного в письме от 16.11.2011г. № 1/6268, обязании выдать разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему,

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 14.04.2011 № 55/16д;

от Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте: ФИО2 – представитель по доверенности от 30.12.2011 № 19/7244;

установил:

Открытое акционерное общество «Международный Аэропорт Иркутск» (далее – ОАО «Международный Аэропорт Иркутск») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - ВСЛУ МВД России на транспорте) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, выраженного в письме от 16.11.2011 № 1/6268, обязании выдать разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Представитель ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ВСЛУ МВД России на транспорте в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Как следует из материалов дела, в связи с истечением срока действия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему от 29.02.2008 РХИ № 0043264 ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» обратилось в ВСЛУ МВД России на транспорте с заявлением от 14.02.2011 № 34.22-0090 о выдаче нового разрешения.

Письмом от 24.02.2011 № 4/1011 заявителю было отказано в продлении срока действия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему в связи с тем, что служба авиационной безопасности аэропорта не является юридическим лицом с особыми уставными задачами.

21.09.2011 заявителем в ВСЛУ МВД России на транспорте направлено заявление № 38.22-0903 о выдаче разрешения на хранение и использование оружия.

В письме от 27.10.2011 № 38.22-1003, адресованном ответчику, ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» просило ускорить сроки рассмотрение заявления от 21.09.2011 №38.22-0903 на выдачу разрешения.

Письмом от 16.11.2011 № 1/6268 ВСЛУ МВД России на транспорте отказало заявителю в выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему в связи с тем, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утвержден перечень видов, типов и моделей служебного и гражданского оружия, патронов к нему для оснащения служб авиационной безопасности аэропортов, а также нормы обеспечения оружием и боеприпасами.

Полагая, что решение об отказе в выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, выраженное в письме от 16.11.2011 № 1/6268, не соответствует действующему законодательству, ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

В судебном заседании 21.02.2012, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 11 часов 28.02.2012. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО1, представитель ВСЛУ МВД России на транспорте ФИО2

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 10 Закона об оружии определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.

В силу статьи 12 Закона об оружии юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.

В соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ сотрудникам службы авиационной безопасности (далее - САБ) при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Согласно пункту 5 Федеральных авиационных правил «Требования безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, САБ аэропорта, САБ авиационных предприятий помимо служебного оружия и специальных средств, автотранспорта, средств связи и других необходимых материальных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации оснащаются техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа.

Сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации.

Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что службы авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности (часть 2 статьи 4 Закона об оружии).

Из Устава ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», утвержденного распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 27.12.2010 №21-а следует, что Общество создано путем преобразования ФГУП «Аэропорт Иркутск» и является его правопреемником, о чем в ЕГРЮЛ 01.03.2011 внесена соответствующая запись.

Основным видом деятельности Общества, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами. Одним из видов деятельности Общества является обеспечение авиационной безопасности (пункт 4.2.8 Устава), участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте (пункт 4.2.22 Устава).

Согласно приказу ОАО ««Международный Аэропорт Иркутск»» от 22.12.2011 №0645 «Об организационной структуре ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», приказу от 27.12.2011 №0661 «Об утверждении штатного расписания» Общество имеет в своей структуре службу авиационной безопасности.

06.04.2011 Федеральным агентством воздушного транспорта заявителю выдан сертификат соответствия на сферу деятельности - авиационная безопасность № ФАВТ А.07.00426 сроком действия до 20.10.2012.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта обществу выдана лицензия серии АБ № 0907042 от 30.05.2011 на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности сроком действия до 31.08.2012.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, и, следовательно, имеет право на приобретение служебного оружия.

В соответствии с пунктами 19, 20 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статьях 10 и 15 Федерального закона "Об оружии", за исключением государственных военизированных организаций.

Юридические лица с особыми уставными задачами приобретают оружие и патроны в соответствии с установленными нормами их обеспечения. Приобретение патронов взамен израсходованных осуществляется указанными юридическими лицами с разрешения органов внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации Юридические лица с особыми уставными задачами, которым Правительством Российской Федерации предоставлено право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия, могут приобретать взамен его соответствующее гражданское и служебное оружие и патроны по нормам обеспечения боевым оружием (пункт 20).

Представляемый юридическим лицом в орган внутренних дел расчет потребного количества оружия должен быть приведен с учетом норм обеспечения оружием для данной организации, утвержденных Правительством Российской Федерации (п.17 «к» Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288).

До настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден перечень видов, типов и моделей служебного и гражданского оружия, патронов к нему для оснащения служб авиационной безопасности аэропортов, а также нормы обеспечения оружием и боеприпасами.

Между тем, отсутствие соответствующего правового акта Правительства Российской Федерации не может служить препятствием в реализации права Общества - юридического лица с особыми уставными задачами, закрепленного в соответствующих нормах Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» и Воздушного кодекса РФ. Отсутствие норм обеспечения (расчета потребного количества) оружия и боеприпасов, подлежащих утверждению Министерством внутренних дел Российской Федерации с Федеральной авиационной службой, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, приобретенных в установленном порядке, в целях осуществления Обществом определенных Уставом видов деятельности.

В связи с чем, мотивы отказа в выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, изложенные в письме ВСЛУ МВД России на транспорте от 16.11.2011 № 1/6268, не могут быть приняты судом.

Вместе с тем, суд полагает, что у ответчика имелись иные основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения, в связи с чем, оспариваемый отказ правомерен и не нарушает прав и интересов заявителя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 22 Закона об оружии, пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

В соответствии со статьей 12 Закона об оружии приобретенное юридическими лицами с особыми уставными задачами оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном для получения лицензии на приобретение оружия.

Согласно пункту 17 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 (далее - Инструкция № 288) для получения лицензий на приобретение оружия и патронов при первоначальном обращении руководители организаций (за исключением руководителей юридических лиц - поставщиков, а также юридических лиц, занимающихся коллекционированием оружия и патронов) должны представить в орган внутренних дел:

а) заявление (приложение 36);

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

в) документы, подтверждающие законность владения (использования) помещений, зданий и складов для хранения или размещения оружия и патронов;

д) акты комиссионных обследований помещений, зданий и складов для хранения оружия и патронов сотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел с привлечением представителей органов внутренних дел, государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров;

е) акты, составленные подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел по месту нахождения объектов о соответствии оборудования их помещений для хранения оружия и патронов требованиям МВД России;

ж) копию приказа руководителя юридического лица о назначении лица, ответственного за сохранность оружия и патронов;

и) списки работников юридических лиц, допущенных к хранению, выдаче, производству разрешенных видов работ с оружием и патронами и (или) прошедших периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия;

к) расчет потребного количества оружия (приложение 37) с учетом норм его обеспечения для данной организации, утвержденных Правительством Российской Федерации либо МВД России (для отдельной категории юридических лиц).

В соответствии с частью 4 статьи 9, частью 2 статьи 12 Закона об оружии непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения.

Как установлено судом, срок действия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему от 29.02.2008 РХИ № 0043264 истек 28.02.2011.

Как было указано выше, в силу статьи 12 Закона об оружии при регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном для получения лицензии на приобретение оружия.

Иного порядка продления разрешения разрешение на хранение и использование оружия не предусмотрено действующим законодательством, следовательно, Общество обязано было руководствоваться тем порядком, который предусмотрен статьей 12 Закона об оружии и пунктом 17 Инструкции (представить весь пакет документов, предусмотренный данным пунктом, в том числе, заявление установленной формы).

Обращение ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» от 21.09.2011 № 38.22-0903 на имя начальника ВСЛУ МВД России на транспорте, поданное после истечения срока действия ранее выданного разрешения (28.02.2011), нельзя отнести к заявлению по установленной форме (приложение 36 к Инструкции № 288), кроме того, к заявлению не были приложены документы, перечисленные в пункте 17 Инструкции № 288.

Довод общества об отсутствии обязанности представления полного перечня документов, так как ранее ОАО «Международный Аэропорт Иркутск получало разрешение на хранение и использование оружия, является несостоятельным и противоречит установленному порядку продления разрешения на хранение и использование оружия.

В заявлении от 21.09.2011 № 38.22-0903 не указаны виды оружия, его количество и прочие сведения, подлежащие отражению в подобного рода заявлениях. Не отражены места хранения оружия и патронов к нему.

Между тем, как следует, из письма ВСЛУ МВД России на транспорте от 27.02.2012 № 16/1069 и приложенных копий корешков лицензий ФГУП «Аэропорт-Иркутск» предоставлено право приобретения на территории Российской Федерации пистолетов ИЖ-71 - 20 единиц, пистолета ИЖ-71 с ЛЦУ - 1 ед., патроны «Курц» - 420 шт., гладкоствольного оружия в количестве 16 единиц и 1 единицы и пр.

В ходе рассмотрения настоящего дела ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» обратилось в отдел лицензионно-разрешительной работы ВСЛУ МВД России на транспорте с заявлением от 24.01.2012 о выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему с приложением ряда документов. Между тем, результаты рассмотрения указанного заявления и принятое по нему решение, либо нерассмотрение его уполномоченным органом не относятся к предмету спора по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова