ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22332/12 от 11.02.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-22332/2012

11.02.2013 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Колосова В.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Альянс»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области

о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания №25-12/854, № 25-12/856 от 29.11.2012 г. и освобождении от административной ответственности и назначения устного замечания

без вызова сторон

установил:

В арбитражный суд поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Альянс» (далее ООО «УК «Альянс») к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее Управление) о признании незаконными постановления о назначении административного наказания №25-12/854 от 29.11.2012 г., вынесенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановления о назначении административного наказания №25-12/856 от 29.11.2012 г., вынесенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), освобождении ООО «УК «Альянс» от административной ответственности и назначения ему устного замечания.

Ответчик в представленном отзыве заявленные требования не признал.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

ООО «УК «Альянс» заключило внешнеэкономический контракт №MXW-CZ-03 от 14.01.2011 г. с компанией - нерезидентом – Маньчжурской торговой компанией с ограниченной ответственностью «Сяовей» (Китай) на поставку пиломатериала обрезного хвойных пород.

В соответствии с Инструкцией Банка России от 15.06.2004 №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» ООО «УК «Альянс» в Иркутском городском отделении №8586 Филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) (далее банк ПС) был оформлен паспорт сделки №11060006/1481/1945/1/0.

При вывозе товара по декларации на товары №10607070/230512/0002212 на сумму 31002,90 долларов США товар был выпущен таможенным органом 23.05.2012 г.

Общество обязано было в срок по 07.06.2012 г. (включительно) представить в банк ПС два экземпляра справки о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации.

Согласно копии справки о подтверждающих документах справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации в уполномоченный банк были представлены 25.06.2012 г., т.е. с нарушением установленного срока не более чем на десять дней.

По данному факту Управлением в отношении ООО «УК «Альянс» составлен протокол об административном правонарушении №25-12/854 от 16.11.2011 г.

Постановлением заместителя руководителя Управления о назначении административного наказания №25-12/854 ООО «УК «Альянс» привлечено к административной ответственности по ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

ООО «УК «Альянс» заключило внешнеэкономический контракт №20/09-11 от 20.09.2011 г. с частным предпринимателем ФИО1 на поставку пиломатериала обрезного хвойных пород.

ООО «УК «Альянс» в банке ПС был оформлен паспорт сделки №11090013/1481/1945/1/0.

При вывозе товара по декларациям на товары №10607070/230512/0002214 на сумму 437805 руб., №10607070/230512/0002215 на сумму 439515 руб. товар был выпущен таможенным органом 23.05.2012 г.

Общество обязано было в срок по 07.06.2012 г. (включительно) представить в банк ПС два экземпляра справки о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации.

Согласно копии справки о подтверждающих документах справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации в уполномоченный банк были представлены 13.08.2012 г., т.е. с нарушением установленного срока более чем на тридцать дней.

По данному факту Управлением в отношении ООО «УК «Альянс» составлен протокол об административном правонарушении №25-12/856 от 16.11.2011 г.

Постановлением заместителя руководителя Управления о назначении административного наказания №25-12/856 ООО «УК «Альянс» привлечено к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Заявитель полагая, что при этом были нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе таможенные декларации (пункт 11 части 4 статьи 23 Закона валютном регулировании и валютном контроле).

На основании части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании и валютном контроле Центральный банк Российской Федерации (Банк России) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Согласно пункту 1.3 Указания Банка России от 10.12.2007 N 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», действовавшим на момент вывоза заявителем товаров, справка о подтверждающих документах является одной из форм учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами.

Форма справки о подтверждающих документах и порядок ее заполнения приведены в Приложении 1 к Положению Банка России от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение Банка России N 258- П).

В силу пунктов 2.2, 2.4 Положения Банка России N 258-П, действовавшего на момент вывоза товаров, подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.

Резидент обязан представить в банк ПС документы в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.

На момент составления протоколов об административных правонарушениях и вынесения оспариваемых постановлений Центральным банком Российской Федерации была утверждена Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Пунктами 9.1, 9.2 указанной инструкции определено, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей Инструкции, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) - в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - таможенную декларацию, а также иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, за исключением временной таможенной декларации, транзитной таможенной декларации и итоговой таможенной декларации (в графе 7 которой указывается буквенный код "ЗПК") резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту.

Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней.

Сроки представления справок и подтверждающих документов были нарушены заявителем как в соответствии с Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П, так и в соответствии с Инструкцией Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И.

Частью 6.1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ является установленный законодательством Российской Федерации порядок и сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП Российской Федерации, является нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней.

Субъект административного правонарушения ООО «УК «Альянс», на которое возложена обязанность представлять формы учета и отчетности по валютным операциям в установленный законодательством срок.

Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у ООО «УК «Альянс» имелась возможность исполнить обязанность по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям в установленный законодательством срок, общество не приняло все зависящие от него меры по их представлению.

Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ является установленный законодательством Российской Федерации порядок и сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП Российской Федерации, является нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.

Субъект административного правонарушения ООО «УК «Альянс», на которое возложена обязанность представлять формы учета и отчетности по валютным операциям в установленный законодательством срок.

Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у ООО «УК «Альянс» имелась возможность исполнить обязанность по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям в установленный законодательством срок, общество не приняло все зависящие от него меры по их представлению.

Факт несвоевременного представления обществом двух экземпляров справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации, подтверждается копиями контрактов, паспортов сделок, ведомостей банковского контроля, справок о подтверждающих документах, деклараций на товары.

Факты административных правонарушений подтверждены материалами дела.

Доводы заявителя о том, что просрочка представления документов является незначительной, что общество добровольно исполнило свою обязанность, поэтому оспариваемое постановление является незаконным судом отклоняются, так как данные обстоятельства не влияют на квалификацию действий ООО «УК «Альянс».

Довод заявителя о том, что им было совершено одно административное правонарушение, судом отклоняется, так как заявителем были заключены различные контракты – с частным предпринимателем ФИО1 и Маньчжурской торговой компанией с ограниченной ответственностью «Сяовэй» и оформлены различные паспорта сделок по указанным контрактам. Данные административные правонарушения считаются оконченными по истечение срока, установленного на представление документов в банк ПС. Факт неоднократного вывоза товаров несколькими партиями и их выпуск таможенным органом, не освобождает заявителя от исполнения обязанностей по представлению подтверждающих документов при осуществлении валютных операций.

Доводы заявителя о том, что ему не было известно об административной ответственности за указанное нарушение, о несвоевременном возбуждении ответчиком дела об административном правонарушении, поэтому оспариваемые постановления являются незаконными, судом отклоняются, так как обязанность по соблюдению валютного законодательства возложена на ООО «УК «Альянс» как на участника данных отношений. Нарушение сроков давности привлечения к административной ответственности, гарантий, предусмотренных ст.ст. 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком допущено не было.

Довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения отклоняется судом по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Судом не установлено в обстоятельствах допущенного обществом правонарушения какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности деяния.

Административное наказание было назначено ООО «УК «Альянс» в минимальном размере, предусмотренном санкциями ч.ч. 6.1, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Судом установлено, что имелись событияе административных правонарушений и факты их совершения ООО «УК «Альянс».

Имелись основания для составления протоколов об административных правонарушениях и привлечения заявителя к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 6.1, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, характеризующихся всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость), нарушений процессуальных требований, предъявляемых КоАП РФ, которые не позволили бы органу валютного контроля рассмотреть дела всесторонне, полно и объективно, не установлено.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований, заявленных ООО «УК «Альянс».

Руководствуясь ст.ст. 123, 167 – 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья В.И. Колосов