АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-22388/10-22
10.02.2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.02.2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10.02.2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Черняевой Э.Е.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Черняевой Э.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области
к ОГАУ ПФК «Звезда» в лице ликвидационной комиссии
о взыскании 1593200 руб. 00 коп.
при участии:
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности от 24.08.2009г;
от ответчика: ФИО2 – представитель, доверенность от 11.01.10г.
установил:
объявлялся перерыв с 04.02.10г. до 10 час. 30 мин. 05.02.10г.
Иск заявлен Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области к Областному государственному автономному учреждению Профессиональный футбольный клуб «Звезда» в лице ликвидационной комиссии о взыскании 1 593 200 руб.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил об увеличении суммы исковых требований до 1 880 000 руб.
Суд, выслушав мнение ответчика не возражавшего против заявленного ходатайство истца удовлетворил.
Таким образом, следует считать иск заявлен о взыскании с ОГАУ ПФК «Звезда» суммы 1 880 000 руб.- убытки.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках соглашения от 30.06.08г. № 88/08-1 ответчику перечислялись субсидии на содержание имущества ( п.1.1 соглашения), однако ответчик перечисленные ему субсидии использовал на перевозку спортсменов, что является не целевым использованием.
Ответчик иск не признал, в отзыве на иск указал, что предоставленные истцом субсидии осуществлялись в соответствии с соглашением от 30.06.08г. № 88/08-1. Так, согласно соглашения бюджетные средства предоставлялись на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием. Нормативные затраты утверждены приказом агентства по физической культуре и спорту Иркутской области от 24.04.08г. № 300апр. Кроме того, постановлением администрации Иркутской области от 04.03.08г. № 43-ПА был утвержден порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий автономным учреждениям, согласно которому субсидии выделялись в том числе и на возмещение нормативных затрат по оказанию автономным учреждением услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Исследовав материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее:
Из Устава ОГАУ ПФК «Звезда» следует, что учреждение является некоммерческой организацией, учредителем учреждения является Иркутская область полномочия которого осуществляет Агентство по физической культуре и спорту Иркутской области. Основными целями деятельности учреждения являются: участие футбольной команды учреждения в чемпионате и кубке России и международных соревнованиях в соответствии с требованиями Российского Футбольной Союза и Профессиональной Футбольной Лиги, содействие развитию физической культуры как составной части культуры, используемой обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, пропаганда любительского и профессионального спорта.
Агентством по физической культуре и спорту Иркутской области (учредитель) было установлено ОГАУ ПФК «Звезда» государственное задание на период с 25.04.08г. по 31.12.08г., целью которого являлось участие спортсменов футбольной команды в первенстве России 2008г., а потребителями услуг обозначены спортсмены ПФК «Звезда».
Пунктом 5 государственного задания предусмотрен порядок оказания услуг физическим и юридическим лицам, согласно которому средства перечисляются в целях доставки спортсменов к местам соревнований (чартеры), для участия в играх первенства России 2008г.:
1. чартер с 4-9 мая Иркутск-Новокузнецк-Барнаул-Иркутск
2. чартер с 15-20 августа Иркутск-Екатеринбург-Новосибирск-Иркутск
3. чартер с 27-29 сентября Иркутск-Хабаровск-Иркутск
Согласно п. 9 госзадания учредитель, после предоставления учреждением документов на произведенные расходы за отчетный период, предоставляет бюджетные средства путем перечисления на счет получателя. В течение финансового года, на основании соглашения заключенного между учредителем и получателем, учреждению предоставляется субсидия.
Так, 30.06.08г. между Агентством по физической культуре и спорту Иркутской области (Учредитель) и Областным государственным автономным учреждением «Профессиональный футбольный клуб «Звезда» в соответствии с порядком, утвержденным постановлением губернатора Иркутской области от 04.03.08г. № 43-па было заключено соглашение о предоставлении субсидии № 88/08-1.
В соответствии с условиями указанного соглашения учредитель (истец) предоставляет бюджетные средства в форме субсидий получателю (ответчик) на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием (в том числе на содержание имущества), в размере 2752000 руб., а получатель обязуется использовать бюджетные средства на указанные цели.
Как следует из доводов истца в 2008г ответчику была предоставлена субсидия в сумме 1880000 руб., однако в нарушение п. 1.1. соглашения от 30.06.08г. № 88/08-1 данная субсидия была направлена ответчиком на приобретение авиабилетов по участию спортсменов в соревнованиях, в связи с чем, является нецелевым использованием бюджетных средств, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд со ссылкой на ст. 15 ГК РФ.
Согласно ст. 15 ГК РФ, ст. 65 АПК РФ истец должен доказать следующие факты: наличие убытков у истца; противоправное поведение ответчика; причинно-следственную связь между действиями ответчика и наступившими у истца убытками, вину ответчика.
Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности перечисленных выше фактов, при недоказанности хотя бы одного из элементов состава правонарушения в удовлетворении иска должно быть отказано.
Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции от 18.10.07г. № 230-ФЗ) финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Под основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, направленная на достижение целей, ради которых данное учреждение создано. При этом учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания.
В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами Постановлениями губернатора Иркутской области от 04.03.08г. № 42-па, № 43-па были утверждены Положение «О порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» и Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий автономным учреждениям, которыми в том числе предусмотрены субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию автономным учреждением услуг физическим и (или) юридическим лицам.
В свою очередь, в порядке исполнения Постановления губернатора Иркутской области от 04.03.08г. № 42-па, приказом агентства по физической культуре и спорту Иркутской области от 24.04.08г. № 300апр были утверждены нормативные затраты на 2008г. в том числе по оказанию услуг физическим и (или) юридическим лицам – создание условий спортсменам ПФК «Звезда» в целях обеспечения участия в играх первенства России 2008г на выезде.
Так, в рамках государственного задания и в соответствии с соглашением от 30.06.08г. № 88/08-1 ответчиком были приобретены авиабилеты на перевозку спортсменов к местам соревнований.
Согласно представленным ответчиком документов на произведенные им расходы по перевозке спортсменов (договор об оказании услуг № 103/08-35 от 30.06.08г. заключенный с ООО Авиаагентство «РАМЭС», актов об оказании услуг № 8726 от 30.04.08г., № 9057 от 27.06.08г., авиабилетов) истцом были предоставлены субсидии на возмещение нормативных затрат в сумме 1 880 000 руб., согласно платежных поручений № 2441 от 02.09.08г., № 2289 от 13.08.08г.
Как следует из доводов истца, а также представленной в материалы дела служебной записки ФИО3 - зам.министра по физической культуре , спорту и молодежной политике Иркутской области от 16.02.09г. субсидия ответчику выделялась в 2008г. в соответствии с Соглашением № 88/08-1 от 30.06.08г. и государственным заданием.
Таким образом, предоставленные ответчику субсидии были использованы в соответствии с п. 1.1 соглашения от 30.06.08г. и направлены на реализацию целей установленных государственным заданием от 30.06.08г., которое является обязательным для автономного учреждения в силу п. 1 Положения утвержденного Постановлением губернатора Иркутской области от 04.03.08г. № 42-па. Следовательно, ответчик имел право на приобретение авиабилетов за счет выделенных субсидий.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статей 65, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что факт нецелевого использования субсидий выделенных ОГАУ ПФК «Звезда» на возмещение нормативных затрат в соответствии с государственным заданием в сумме 1 880 000 руб. истцом не доказан.
Материалами дела не подтверждается и истцом не представлено доказательств причинения убытков в заявленной сумме по вине ответчика, равно как не доказана вина ответчика, а также причинной связи между заявленными убытками и действиями ответчика.
Кроме того, суд обращает внимание, что ответственность за нарушение бюджетного законодательства предусмотрена в статьях 289 - 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к отношениям сторон в части возврата необоснованно полученной субсидии или нецелевого использования субсидии гражданское законодательство неприменимо. Наряду с прочим, п. 2.2.2 соглашения о предоставлении субсидии от 30.06.08г. № 88/08-1 предусмотрено право учредителя в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств списать в бесспорном порядке бюджетные средства, использованные не по целевому назначению.
Поскольку истец в нарушен ест. 65 АПК РФ не представил суду доказательств, наличия одновременно всех элементов необходимых для наступления ответственности, согласно ст. 15 ГК РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области к Областному государственному автономному учреждению Профессиональный футбольный клуб «Звезда» в лице ликвидационной комиссии о взыскании убытков в сумме 1 880 000 руб. в силу ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65 АПК РФ.
Руководствуясь статьями ст. ст. 65, 110, 167 – 171, 176 Арбитражно-процессуального кодекса, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Э.Е. Черняева