ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22576/2021 от 25.08.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело №А19-22576/2021

29.08.2022

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.08.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 29.08.2022.

Арбитражный суд Иркутской области в составе Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (664011, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, СУХЭ-БАТОРА УЛИЦА, ДОМ 3, КАБИНЕТ 405, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Службе по тарифам Иркутской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, <...>)

о признании незаконным действия (бездействия),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 23.06.2022 №240, паспорт, диплом.

от ответчика: ФИО2 – доверенность от 28.03.2022, удостоверение, ФИО3 – доверенность от 11.11.2021, удостоверение,

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (далее - Общество, ООО «БЭК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по тарифам Иркутской области (далее – Служба) о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в отказе в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорске-Илимском на 2021 г., изложенном в извещении от 26.08.2021 № 02-79-1794/21.

В судебном заседании 18.08.2022 в порядке ст. 163АПКРФ объявлялся перерыв до 11 час. 15 мин. 25.08.2022, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Службы в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Из материалов дела следует, что ООО «БЭК» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, общество на территории Иркутской области осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Приказом службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2020 № 391-спр установлены долгосрочные тарифы на 2021 - 2023 годы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «БЭК» на территории Иркутской области - «областной тариф».

В составе указанного тарифа на тепловую энергию на 2021 год Службой учтены расходы на оплату услуги по передаче тепловой энергии, оказываемой ООО «Централизованная Энергоремонтная фирма» (ООО «ЦЭРФ») в г. Железногорск-Илимский, включающие, в том числе, расходы на эксплуатацию тепловых сетей, полученных в хозяйственное ведение от муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение».

Приказом службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 № 474-спр установлен тариф на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации ООО «Байкальская энергетическая компания» (ЕТО ООО «БЭК») в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.

Приказом службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 № 476-спр установлен тариф на горячую воду для ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.

21.06.2021 между муниципальным образованием «Железногорск-Илимское городское поселение», ООО «БЭК» и субъектом Российской Федерации - Иркутской областью -заключено концессионного соглашения № 05-52-10/21 в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Железногорск-Илимское городское поселение». Концессионным соглашением предусмотрены инвестиционные обязательства Концессионера (ООО «БЭК») по реконструкции Объектов в общей сумме 57 893 000 руб.

В связи с необходимостью возмещения расходов Концессионера на модернизацию и эксплуатацию объектов, полученных по концессионному соглашению, ООО «БЭК» в адрес Службы были направлены заявления о досрочном пересмотре тарифа на тепловую энергию и компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в отношении ЕГО ООО «БЭК» в г. Железногорске-Илимском на 2021 год.

Служба в адрес общества направила извещение об отказе в открытии дел о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорске-Илимском на 2021 год.

Обществом в адрес Службы было направлено повторное заявление о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, в котором было указано на отсутствие оснований для отказа в пересмотре тарифа.

26.08.2021 ООО «БЭК» получено повторное извещение об отказе в открытии дел с указанием, что пересмотру подлежит «областной» тариф на тепловую энергию, установленный приказом от 17.12.2020 № 391-спр.

ООО «БЭК» полагает, что действия (бездействие) Службы, связанные с отказом в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорске-Илимском на 2021 г., носят необоснованный и неправомерный характер, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона N 190-ФЗ), тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.

В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных названным Законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования, Правила N 1075).

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил регулирования установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования производится в соответствии с регламентом; открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования.

Подпункт "и" пункта 7 раздела 3 "Правила установления регулируемых цен (тарифов)" Основ ценообразования введен в действие с 07.02.2017, согласно которому предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты теплоснабжения и (или) получили права владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды.

Пунктом 24 Правил регулирования установлено, что в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 данных Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.

Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом (пункт 25 Правил регулирования).

Приказом Федеральной службой по тарифам от 07.06.2013 N 163 утвержден регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - регламент).

Из пункта 1 регламента следует, что данный документ определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность), и вопросов, связанных с отменой регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введением регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены), а также процедуру принятия органами регулирования решений по указанным вопросам.

В силу пункта 4 регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций. В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.

Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных данным регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (пункт 11 регламента).

Тем самым, отказ в установлении цен (тарифа) по основаниям, не предусмотренным Правилами регулирования и регламентом, не допускается.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что Приказом службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2020 № 391-спр установлены долгосрочные тарифы на 2021 - 2023 годы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «БЭК» на территории Иркутской области - «областной тариф».

Приказом службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 № 474-спр установлен тариф на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации ООО «Байкальская энергетическая компания» (ЕТО ООО «БЭК») в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.

Приказом службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 № 476-спр установлен тариф на горячую воду для ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.

21.06.2021 между муниципальным образованием «Железногорск-Илимское городское поселение», ООО «БЭК» и субъектом Российской Федерации - Иркутской областью -заключено концессионного соглашения № 05-52-10/21 в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Железногорск-Илимское городское поселение». Концессионным соглашением предусмотрены инвестиционные обязательства Концессионера (ООО «БЭК») по реконструкции Объектов в общей сумме 57 893 000 руб.

В связи с необходимостью возмещения расходов Концессионера - ООО «БЭК» на модернизацию и эксплуатацию объектов, полученных по концессионному соглашению, ООО «БЭК» от 21.06.2021 в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Железногорск-Илимское городское поселение», 09.07.2021 и 11.08.2021 общество обратилось в Службу с заявлением о досрочном пересмотре двухкомпонентных тарифов на горячую воду, отпускаемую единой теплоснабжающей организацией ООО «БЭК» на 2021 год в городе Железногорск-Илимский.

Ответчик, принимая решение (извещение) об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), в качестве оснований для отказа указал на то, что при расчете тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Байкальская энергетическая компания» на территории Иркутской области, установленного приказом Службы от 17 декабря 2020 года № 391-спр, расходы на обслуживание тепловых сетей, в том числе города Железногорск-Илимский, были учтены в составе необходимой валовой выручки в расходах на оплату услуг по передаче тепловой энергии, оказываемых ООО «Централизованная Энергоремонтная фирма», в размере 124 697,17 тыс. руб., в том числе в городе Железногорск-Илимский -19 305,11 тыс. руб.

Пересмотру подлежит тариф на тепловую энергию, установленный приказом от 17 декабря 2020 года № 391-спр, для чего обществу предложено обратиться в Службу с соответствующим заявлением, на основании которого установленный приказом от 17 декабря 2020 года № 391-спр будет пересмотрен Службой в установленном порядке на основании подпункта «и» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.

Положения пп. "и" пункта 7 Правил регулирования N 1075 прямо предусматривают изъятия из общих правил срока действия тарифов, ввиду наличия концессионного соглашения, и обязанность органа по установлению тарифов с учетом утвержденных долгосрочных параметров, указанных в концессионном соглашении (концессионное соглашение заключено, долгосрочные параметры согласованы с органом, обязанность органа установить тарифы с учетом параметров прямо предусмотрена нормативными правовыми актами).

В отношении объектов теплоснабжения заключено концессионное соглашение, и требованиями пункта 12.1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ предусмотрены особенности тарифного регулирования.

При таких обстоятельствах, у Службы отсутствовали основания для принятия решения об отказе в рассмотрении предложения общества о пересмотре тарифа, обозначенных в пункте 11 Регламента.

Согласно пункту 11 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 (далее - Регламент), основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 Регламента.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.

Таким образом, у общества имелись основания для обращения в орган регулирования для пересмотра установления тарифов в сфере теплоснабжения на условиях концессионного соглашения. Однако у Службы отсутствовали основания для принятия решения об отказе в открытии дела.

Довод Службы, что досрочный пересмотр долгосрочных тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ООО «БЭК» как ЕТО, повлечет повторный экономически необоснованный учет расходов на содержание теплосетевого хозяйства г. Железногорск-Илимский, не принимается судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства должны устанавливаться Службой при открытии (пересмотре) тарифного дела.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям, обозначенных в пункте 11 Регламента, не допускается.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела.

При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.

При таких обстоятельствах действия Службы, выразившиеся в решении об отказе в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорске-Илимском на 2021 г., изложенном в извещении от 26.08.2021 № 02-79-1794/21, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи, с чем требования ООО «БЭК» подлежат удовлетворению.

Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что признав действия Службы по тарифам Иркутской области, связанные с отказом в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, изложенным в извещении от 26.08.2021 №02-79-1794/21, незаконным, суд, в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом, вменяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям: быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были оспорены, обеспечить восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.

В качестве способа восстановления нарушенных прав общество просит обязать службу надлежащим образом предоставить государственную услугу по досрочному пересмотру тарифа на тепловую энергию и компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в отношении ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.

Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, суд полагает соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в обязании Службы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ООО «БЭК» путем рассмотрения заявления общества по существу и принятия соответствующего решения.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб., уплаченной платежным поручением от 28.10.2021 №80886 при подаче заявления в суд, подлежат взысканию со Службы в пользу ООО «БЭК».

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия определения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Службы по тарифам Иркутской области, связанные с отказом в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО «БЭК» в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, изложенным в извещении от 26.08.2021 №02-79-1794/21.

Обязать Службу по тарифам Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать со Службы по тарифам Иркутской области в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья О.Л. Зволейко