ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22903/12 от 19.02.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-22903/2012

19.02.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19.02.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Иркутсклесстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Отделу надзорной деятельности г. Иркутска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области

о признании незаконным и отмене постановления № 2-15-183/184 ОК от 11.12.2012

  при участии в заседании

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности, ФИО2 – представитель по доверенности

от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности

установил: Закрытое акционерное общество «Иркутсклесстрой» (далее – заявитель, ЗАО, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности г. Иркутска УНД ГУ МЧС России по Иркутской области (далее – административный орган, ответчик, отдел надзорной деятельности) № 2-15-183/184 ОК от 11.12.2012.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, пояснив, что общество привлечено к ответственности законно и обоснованно.

14.02.2013 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 19.02.2013г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области.

Как следует из материалов дела Закрытое акционерное общество «Иркутсклесстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Отделом надзорной деятельности г.Иркутска УНД ГУ МЧС России по Иркутской области в период с 27 ноября 2012 г. по 29 ноября 2012 г. проведена внеплановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях по пожарной безопасности», СНиП 21-01-97*, правилами противопожарного режима Российской Федерации (далее – ППР) (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.202 № 390), нормами пожарной безопасности (НПБ) 110-03 п.14, НПБ 104-03 29.11.2012.. В отношении общества составлены протоколы об административном правонарушении №2-15-184-ОК по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и 2-15-183-ОК по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

29 ноября 2012 главным государственным инспектором г.Иркутска по пожарному надзору вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения указанных материалов административных дел, которое получено обществом 05.12.2012.

11 декабря 2012 при рассмотрении материалов административного дела главный государственный инспектор г.Иркутска по пожарному надзору пришел к выводу о том, что в помещении общежития ЗАО «Иркутсклесстрой» нарушены обязательные требования пожарной безопасности образующие состав административного правонарушения, а именно:

- не проведено испытание ограждений на крыше, наружной пожарной лестницы (ППБ п.24);

- двери электрощитовой, люки чердачных помещений выполнены с пределом огнестойкости менее 0.6 часа (СНиП 21-01-97* п. 5.14);

- помещения общежития не оборудованы автоматической системой оповещения людей о пожаре второго типа (НПБ 110-03);

- помещения общежития не оборудованы автоматической системой обнаружения пожара (НПБ 104-03);

- выход с поэтажных коридоров на лестничную клетку не в полном объеме оборудованы дверями с устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах (СНиП 21-01-97* п.6.18).

Ответственность за данные нарушения предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях главным государственным инспектором г.Иркутска по пожарному надзору вынесено оспариваемое постановлением в соответствии, с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Считая указанное постановление административного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

На основании части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, в виде предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьями 1 и 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в Российской Федерации (деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности) осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (к их числу отнесены структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности). Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Частью 2 статьи 23.34 КоАП РФ предусмотрено, что государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих пожарный надзор.

Из этого следует, что Главный государственный инспектор г.Иркутска по пожарному надзору ФИО4 вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 10 ППБ 01-03 руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

На основании части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 и иных нормативных документах

Правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что обязанность по обеспечению своевременного выполнения требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей и должностных лиц организаций.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности.

Объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.

Субъектом правонарушения может быть юридическое лицо, вина которого согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Как установлено частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 указанного Пленума установлено, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств своевременного принятия обществом необходимых мер по соблюдению требований пожарной безопасности в ходе рассмотрения дела заявителем не представлено.

Довод заявителя о том, что соблюдение обществом необходимых мер по пожарной безопасности требует больших финансовых затрат, а у общества таких средств нет, в связи с задолженностью жильцов общежития, суд считает несостоятельным в связи с тем, что статьями 37, 38 Федерального закона №69-ФЗ, Федеральным законом №123 – ФЗ и иными нормативными актами законодатель возлагает обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности на организации и их должностных лиц независимо от организационно-правовых форм, форм собственности, вида и рода деятельности. Отсутствие денежных средств на противопожарные мероприятия не освобождает заявителя от соблюдения требований закона и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.

Таким образом, общество имело возможность не допустить совершения административных правонарушений, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а в отдельных прямо указанных случаях (в том числе при нарушении законодательства о пожарной безопасности) - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что нарушения обществом требований пожарной безопасности выявлены 29.11.2012, оспариваемое постановление административного органа № 2-15-183/184-ОК, которым ЗАО «Иркутсклесстрой» привлечено к административной ответственности по частям 1,4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено 11.12.2012, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Процессуальных нарушений, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

При таких обстоятельствах, исходя из наличия состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности, постановление главного государственного г. Иркутска по пожарному надзору № 2-15-183/184-ОК от 11.12.2012 о привлечении Закрытого акционерного общества «Иркутсклесстрой» к административной ответственности по частям 1,4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях является законным и отмене не подлежит.

В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья А.А.Сонин