ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-23231/19 от 05.02.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99 

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-23231/2019  05.02.2020 г. 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловым Э.С., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Частное охранное агентство "АТЭКС" 

(ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 664022, <...>)

к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по 

исполнению особых исполнительских производств УФССП по Иркутской области Бружа 

А.О. (адрес: 664003, <...>),
Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области

о признании действий судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела 

судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств УФССП по 

Иркутской области ФИО1 по предъявлению требований о предоставлении 

руководителем экземпляра предупреждения об уголовной ответственности, о вызове для 

рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности и составлении 

административного протокола, о предоставлении документов незаконными,
третье лицо ФИО2 (Иркутский р-он),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явились,
судебный пристав-исполнитель – не явился,
от соответчика – не явились,
от третьего лица – не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное агентство "АТЭКС" 

обратилось в Арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю 


Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских  производств УФССП по Иркутской области Бружа А.О. о признании действий судебного  пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых  исполнительских производств УФССП по Иркутской области Бружа А.О. по  предъявлению требований о предоставлении руководителем экземпляра предупреждения  об уголовной ответственности, о вызове для рассмотрения вопроса о привлечении к  административной ответственности и составлении административного протокола, о  предоставлении документов незаконными. 

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим  образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также  отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека  арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направил, об уважительности  причин неявки суду не сообщил, ранее в судебном заседании требования поддержал по  основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему. 

Судебный пристав–исполнитель, представитель Управления Федеральной службы  судебных приставов по Иркутской области, извещенные о времени и месте судебного  разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается  почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте  арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте  www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание не  явился, ранее в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в  отзыве. 

Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим  образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также  отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека  арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направило, ранее в судебном  заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. 

В силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя,  а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или 


совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка  указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,  не является препятствием для рассмотрения дела. 

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

На основании исполнительного листа № ФС005304880 по делу № А19-6786/2016, по  заявлению взыскателя 21.12.2016г. возбуждено исполнительное производство   № 139194/16/38021-ИП (28935/18/38052-ИП) в отношении Заявителя. 

Требованием № 38052/19/33316 от 03.09.2019 по исполнительному производству   № 28935/18/38052-ИП судебный пристав – исполнитель МОСП по исполнению  неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 запросил  у заявителя подписанный руководителем ООО Частное охранное агентство "АТЭКС"  экземпляр предупреждения об уголовной ответственности. 

Требованием № 38052/19/33327 от 03.09.2019 по исполнительному производству   № 28935/18/38052-ИП судебный пристав – исполнитель МОСП по исполнению  неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 запросил  у заявителя следующие документы: 

-паспорт;

- приказ о назначении на должность руководителя ООО Частное охранное агентство  "АТЭКС"; 

- учредительные документы;
- копию выписки ИФНС о постановке на налоговый учет;
- объяснения по исполнению решения суда.

Требованием № 38052/19/33333 от 03.09.2019 по исполнительному производству   № 28935/18/38052-ИП судебный пристав – исполнитель МОСП по исполнению  неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 вызвал  руководителя ООО Частное охранное агентство "АТЭКС" для рассмотрения вопроса о  привлечении к административной ответственности и составлении административного  протокола. 


Заявитель, полагая, что указанные действия судебного пристава – исполнителя  Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских  производств УФССП по Иркутской области Бружа А.О. не соответствуют закону,  нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением. 

Исследовав доказательства по делу: ознакомившись с письменными  доказательствами, суд приходит к следующему. 

Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного  судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их  заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть  оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и  другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего  Кодекса. 

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи  200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с  которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений  и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному  правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также 


устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для удовлетворения  требований заявителя является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие  оспариваемого решения закону или иному нормативному акту и нарушение данным  решением прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия  государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами,  должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий  (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5  статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Согласно статье 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  исполнительный лист выдается на основании судебного акта, принятого арбитражным  судом первой инстанции. Исполнительный лист выдается после вступления судебного  акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. 

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются  обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления,  иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей  территории Российской Федерации. 

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, которым при  осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право  возлагать, в том числе на юридических лиц, обязанности по передаче другим гражданам,  организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества  либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения  определенных действий, регламентируются положениями Федерального закона 

«Об исполнительном производстве».

Акты правосудия обладают свойствами обязательности и исполнимости. Если  судебный акт своевременно не исполняется, право на судебную защиту становится  иллюзорным, на что неоднократно указывали Конституционный суд Российской  Федерации и Европейский Суд по правам человека. 

В силу положений статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на 


принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и  применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований  взыскателя и мер принудительного исполнения. 

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О  судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права  в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и  законных интересов граждан и организаций. 

Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» сторонами исполнительного производства являются  взыскатель и должник. 

На основании части 1 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе  знакомиться с материалами исполнительного производства, представлять дополнительные  материалы, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения в процессе  совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам,  возникающим в ходе исполнительного производства, обжаловать постановления  судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права,  предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном  производстве. 

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства,  принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления)  исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного  лица службы судебных приставов. 

На основании пункта 6 части 2 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007г.   № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в постановлении судебного пристава  исполнителя должны быть указаны основания принимаемого решения со ссылкой на  федеральные законы и иные нормативные правовые акты. 

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает  исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению  взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 

Согласно части 5 указанной выше статьи судебный пристав-исполнитель возбуждает  исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных  частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в 


соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному  приставу-исполнителю. 

На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов  других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным  законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные  органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению  судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных  приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных  приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений  территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее -  подразделения судебных приставов). Полномочия судебных приставов-исполнителей  определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об органах  принудительного исполнения Российской Федерации" и иными федеральными законами. 

Статьей 6 указанного выше закона предусмотрено, что законные требования  судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов  местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному  выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения  законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры,  предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований  судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным  приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов  и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются  совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим  Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер  принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному  и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.  Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 


Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном  международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения,  информацию, справки; 


15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником  специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством  Российской Федерации; 

Перечень исполнительных действий в силу пункта 17 части 1 статьи 64 названного  Закона не является исчерпывающим. 

Таким образом, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том,  что судебный пристав-исполнитель вправе применять иные меры, обеспечивающие  исполнение решения, необходимые для своевременного, полного и правильного  исполнения исполнительных документов, в том числе и наложить арест на денежные  средства и имущество должника. 

На основании части 3 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» полученные судебным приставом-исполнителем в ходе  принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных  лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения  исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований,  установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных  данных". 


Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа   № ФС005304880 по делу № А19-6786/2016, по заявлению взыскателя 21.12.2016г.  возбуждено исполнительное производство № 139194/16/38021-ИП (28935/18/38052-ИП) в  отношении Заявителя. 

Исполнительное производство № 28935/18/38052-ИП не окончено, решение суда по  делу А19-6786/2016 заявителем не исполнено. 

Поскольку нормы действующего законодательства не содержат ограничений для  добровольного исполнения судебных актов, заявитель обязан исполнить судебный акт с  момента вступления указанного решения в законную силу. Доказательств проявления  должной степени заботливости и осмотрительности, которые требовались по характеру  обязательств с момента вступления решения в законную силу, вопреки правилам статьи  65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. 

Требованием № 38052/19/33316 от 03.09.2019 по исполнительному производству   № 28935/18/38052-ИП судебный пристав – исполнитель МОСП по исполнению  неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 запросил  у заявителя подписанный руководителем ООО Частное охранное агентство "АТЭКС"  экземпляр предупреждения об уголовной ответственности. 

Требованием № 38052/19/33327 от 03.09.2019 по исполнительному производству   № 28935/18/38052-ИП судебный пристав – исполнитель МОСП по исполнению  неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 запросил  у заявителя следующие документы: 

- паспорт;

- приказ о назначении на должность руководителя ООО Частное охранное агентство  "АТЭКС"; 

- учредительные документы;
- копию выписки ИФНС о постановке на налоговый учет;
- объяснения по исполнению решения суда.

Требованием № 38052/19/33333 от 03.09.2019 по исполнительному производству   № 28935/18/38052-ИП судебный пристав – исполнитель МОСП по исполнению  неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 вызвал  руководителя ООО Частное охранное агентство "АТЭКС" для рассмотрения вопроса о 


привлечении к административной ответственности и составлении административного  протокола. 

Таким образом, указанные выше требования судебного пристава – исполнителя  МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера  УФССП России по Иркутской области ФИО1 полностью соответствуют положениям  Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». 

Для признания оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя  незаконными необходимо одновременно наличие двух факторов: несоответствие его  закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации соответствие оспариваемого постановления закону является самостоятельным  основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. 

Установленные главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего  правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое участвующее в деле лицо  должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов  и возражений. То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на  наличие нарушения его прав и законных интересов постановлениями должностного лица,  должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить  надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий. 

При этом для вывода о наличии такого нарушения прав и законных интересов  нарушение должно быть реальным, выражаться в виде определенных и вещественных  неблагоприятных конкретно для заявителя последствий. Так последствием такого  нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей,  либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и  иной экономической деятельности. 

Однако в нарушение данных процессуальных норм заявителем обоснованных  доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности оспариваемыми действиями судебного пристава- исполнителя суду не представлено. 

Таким образом, судом не установлено совокупность следующих обстоятельств:  несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному акту и 


нарушение данным постановлением (бездействием) прав и законных интересов заявителя  в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, что является  достаточным основанием для отказа в удовлетворении его требований. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы  заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого  доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их  совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению  не подлежат. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня его принятия. 

Судья Т.Ю. Мусихина