ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-23232/20 от 09.09.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 09.09.2021 г.  Решение в полном объеме изготовлено 14.09.2021 г. 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паламовой  З.Д., 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ"  (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664035, <...>) 

к КОМИТЕТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И  ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОГРН: <***>, ИНН: <***> адрес  664532, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСКИЙ РАЙОН, ЗОРИНО-БЫКОВО ДЕРЕВНЯ,  ЗАРЕЧНАЯ УЛИЦА, ДОМ 15) 

третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ХОМУТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН  <***>, ИНН <***>, КПП 382701001. адрес - 664540, <...>), 

о взыскании 293 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, доверенность, паспорт;

от ответчика: ФИО2, доверенность, удостоверение, 


третье лицо: не явился, извещен. 

 установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТОРГОВАЯ  КОМПАНИЯ «ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд  Иркутской области с исковым заявлением к КОМИТЕТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ  МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ  АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 293 000 рублей. 

В обоснование иска указано на то, что истец нес убытки, связанными с затратами на  перевозку сточных вод автомобильным транспортом от КОС с. Хомутово до  централизованных КОС г. Иркутска, в связи с бездействием ответчика. 

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения  судебного заседания, в судебное заседание не явилось, направило отзыв на исковое  заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, указало, что  Администрация Хомутовского муниципального образования не обладает полномочиями  по организации в границах поселения водоотведения и вывоза жидких бытовых отходов,  организацией водоотведения уполномочены органы местного самоуправления  муниципального района. 

Дело рассмотрено по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Истец исковые требования поддержал, дал пояснения.
Ответчик исковые требования не признал, дал пояснения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил  следующие обстоятельства. 

Между истцом и ответчиком заключено концессионное соглашение от 27.06.2014,  согласно условиям которого истец обязался за свой счет выполнить мероприятия по  реконструкции (модернизации) муниципального имущества, право собственности на  которую принадлежит ответчику и осуществлять эксплуатацию объекта для производства,  бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного  водоснабжения, обеспечение работы канализационных систем, а ответчик обязался  предоставить истцу на срок, установленный в соглашением, права владения и пользования  объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. 

Согласно приложению № 1 к концессионному соглашению являются объекты  концессионного соглашения – муниципальное имущество в количестве 36 единиц, 


расположенных на территории Карлукского, Ревякинского, Хомутовского  муниципальных образований. 

Актом приема-передачи от 23.06.2014 истец и ответчик произвели приемо-передачу  объектов концессионного соглашения. 

Постановлением Администрации Хомутовского МО от 23.04.2019 № 74 с/д «Об  утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения с. Хомутово  Иркутского района Иркутской области на период до 2031 год» изменена функциональная  схема водоотведения, содержащая запрет на сброс стоков на рельеф и предписывающая  их перевозку ассенизационными машинами и транспортировку на очистные сооружения г.  Иркутск. 

Истцом указано, что существенно изменились условия эксплуатации переданного  истцу имущества, в связи с чем, истец оказался неспособным в дальнейшем выполнять  принятые на себя обязательства в части водоотведения на территории с. Хомутово  Иркутского района, кроме того, положение истца ухудшилось по сравнению с тем  положением, в котором оно находилось на момент заключения концессионного  соглашения, в результате чего истец в значительной степени лишается того, на что было  вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения. Вынужден нести  дополнительные расходы на перевозку сточных вод автомобильным транспортом до  ближайших централизованных КОС г. Иркутска, данные расходы не включены в тариф на  оказываемую истцом услуги водоотведения. Транспортировка стоков из накопительной  емкости до очистных сооружений посредством автомобильным транспортом является  услугой по сбору и вывозу ЖБО и не относится к услугам централизованного  водоотведения. 

Между истцом, ответчкиом, Администрацией Хомутовского муниципального  образования - Администрацией сельского поселения, Администрацией Ревякинского  муниципального образования - Администрацией сельского поселения заключено  дополнительное соглашение № 5 от 01.07.2019 к концессионному соглашению о внесении  изменений в акт приема-передачи от 23.07.2014 об исключении из таблицы «Хомутовское  МО» строк: канализационные сети, адрес: с. Хомутово, год ввода 1976, характеристики:  общая протяженность 2026 м.п., труба ЧК диам. 200 мм., <...>  протяженность 1413 м.п., труба ЧК диам. 150 мм., <...>  протяженность 488 м.п.., труба ЧК диам. 100 мм., <...>  протяженность 135 м.п.; выгребной септик, адрес: <...>  характеристики: металлическая емкость 60 м3, 1 шт.; выгребной септик, адрес: <...> характеристики: ж/б емкость 20м3, 10 штук; здание КНС, адрес: 


с. Хомутово, ул. Колхозная, 1976, характеристики: одноэтажное кирпичное отдельно  стоящее нежилое здание, общей площадью 29,8 кв.м. 

Истцом направлено в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по  Иркутской области заявление о согласовании изменений условий концессионного  соглашения от 06.09.2019 № 304, в котором истец, руководствуясь пунктами б) и г) статьи  2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 «Об  утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение  условий концессионного соглашения», просил согласовать изменения, предлагаемые к  внесению в концессионное соглашение от 27.06.2014. 

Письмом от 16.10.2019 Управление Федеральной антимонопольной службы по  Иркутской области отказало в согласовании изменений условий концессионного  соглашения, указав на обязанность истца обеспечить реконструкцию (модернизацию)  объектов, находящихся в технически пригодном состоянии, передаваемых по  соглашению, чтобы не допускать сброс неочищенных канализационных сточных вод от  КОС для обеспечения работы канализационной системы с. Хомутово. При подписании  акта приема-передачи стороны претензий не имели, объекты находятся в технически  пригодном состоянии. 

Между истцом и ИП ФИО3 заключен договор на вывоз жидких бытовых  отходов от 16.10.2019, согласно которому ИП ФИО3 обязался оказать истцу  услуги по откачке и вывозу ЖБО из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков от  истца и организовать за свой счет их транспортировку, а истец обязался производить  оплату в сроки, порядке и размере, определенные договором. 

Согласно пункту 1.2 договора прием ЖБО производится с канализационной  насосной станции по адресу: <...> с накопительной емкости, расположенной по адресу: <...> КОС. 

Актами № 40 от 30.10.2020, № 44 от 30.11.2020 ИП ФИО3 оказал услуги по  вывозу ЖБО в общем размере 302 000 руб. 

Согласно выставленным счетам № 43 от 02.11.2020, № 47 от 01.12.2020 истец обязан  оплатить услуги по вывозу ЖБО ИП ФИО3 в размере 302 000 руб. 

Платежными поручениями № 1627 от 03.11.2020, № 1869 от 04.12.2020 истец  перечислил ИП ФИО3 оплату за вывоз ЖБО в размере 293 000 руб. 

Истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании  незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской 


области (далее - Иркутское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) от  16.10.2019 № 038/4946/19. 

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от  29 января 2020 года по делу № А19-25326/2019 заявленные требования удовлетворены.  Решение антимонопольного органа об отказе в согласовании изменений условий  концессионного соглашения от 27.06.2014 № б/н, выраженное в письме от 16.10.2019 №  038/4946/19, признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от  21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". 

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020  решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2020 года по делу № А19- 26238/2019 оставлено без изменения. 

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.10.2020  решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2020 года по делу № А19- 26238/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 августа  2020 года по тому же делу оставлено без изменения. 

Письмом от 15.10.2020 Управление Федеральной антимонопольной службы по  Иркутской области сообщило истцу о принятии решения о согласовании изменений  условий концессионного соглашения от 27.06.20214 в части исключения из  концессионного соглашения от 27.06.2014 объектов: канализационные сети по адресу: с.  Хомутово; выгребной септик по адресу: <...>; здание  канализационной насосной станции по адресу: <...>; здание  канализационно-очистных сооружений по адресу: <...>. 

Истец уведомлением от 16.10.2020, уведомил ответчика, что продолжает нести  затраты на перевозку стоков автомобильным транспортом от КОС с. Хомутово до КОС г.  Иркутска, которые являются прямыми убытками истца и не подлежат включение в тариф  на водоотведение, истец просил ответчика организовать совещание по вопросу передачи  муниципального имущества от истца к ответчику. 

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2021 отказано  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судами установлено, что по концессионному соглашению от 27.06.2014 обществу  переданы канализационные сети, канализационная насосная станция и здание  канализационно-очистных сооружений с отсутствующим инженерным оборудованием для  проведения очистки попадающих на них сточных вод. 


Инженерные системы и оборудование КОС находятся в аварийном техническом  состоянии, а также не соответствуют современным нормам и стандартам, следовательно,  не могут быть использованы для эксплуатации. 

Обязанность, предусмотренную в рамках концессионного соглашения по  реконструкции (модернизации) инженерного оборудования для проведения очистки  сточных вод попадающих на КОС с. Хомутово, отсутствующего на объекте в момент  передачи муниципального имущества, выполнить обществом не представляется  возможным. 

Решением Думы Хомутовского муниципального образования от 21.02.2013 N 07- 38/псд утверждена муниципальная целевая программа "Комплексное развитие систем  коммунальной инфраструктуры Хомутовского муниципального образования на 2013 -  2020 годы", в числе мероприятий которой на период 2014-2020 гг. запланировано  строительство модульных канализационно-очистных сооружений за счет финансовых  средств, выделяемых из федерального и местного бюджетов. 

В схеме водоснабжения и водоотведения с. Хомутово на 2015 - 2024 гг.,  утвержденной постановлением Администрации Хомутовского муниципального  образования от 02.03.2015 N 23 о/д, отражено, что ввиду отсутствия работоспособных  канализационных очистных сооружений и ветхости сетей водоотведения отведение  стоков от потребителей производится следующим образом: стоки собираются по  самотечным коллекторам до канализационной насосной станции по ул. Колхозной; от  насосной станции насосом стоки подаются по напорному трубопроводу (по ул.  Тимирязева и ул. Нагорной) на канализационные очистные сооружения с. Хомутово,  откуда сливаются на рельеф. 

Решением Думы Хомутовского муниципального образования от 23.06.2016 N 53- 220/д внесены изменения в муниципальную целевую программу "Комплексное развитие  систем коммунальной инфраструктуры Хомутовского муниципального образования на  2013 - 2020 годы", согласно которым финансирование в части строительства  канализационных очистных сооружений с 2013 по 2023 гг. не предусмотрено. 

Постановлением Администрации Хомутовского муниципального образования от  23.04.2019 N 74 с/д утверждена актуализированная схема водоотведения с. Хомутово на  период до 2031 г., согласно которой строительство очистных сооружений не планируется. 

В связи с чем общество несет дополнительные расходы, связанные с вывозом  жидких бытовых отходов посредством заключения договоров со сторонними  организациями. Такие расходы не заложены в тариф на водоотведение в силу закона и  являются прямыми убытками ООО "Южнобайкальское". 


В составе схемы утвержден способ утилизации стоков, применяемый обществом во  исполнение ранее выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека по Иркутской области предписания от 16.09.2015  N 001977 о недопущении сброса неочищенных канализационных сточных вод в карьер (на  рельеф), состоящий в вывозе накопленных сточных вод на канализационные очистные  сооружения других хозяйствующих субъектов. 

Данные нормативные правовые акты ухудшают положение ООО  "Южнобайкальское", которое по концессионному соглашению обязалось за свой счет  произвести реконструкцию (модернизацию) муниципального имущества, использование  которого в хозяйственной деятельности общества в целях очистки принимаемых сточных  вод невозможно и не будет возможно ввиду отсутствия необходимого инженерного  оборудования. Поэтому общество вынуждено будет продолжать нести расходы по вывозу  жидких бытовых отходов автомобильным транспортом и по оплате услуг иных  организаций по их утилизации, которые, как установлено, не учтены в тарифе на услуги  общества по водоотведению. 

Ввиду данных обстоятельств имеются предусмотренные законом основания для  изменения концессионного соглашения. 

Согласно информационному письму от 16.08.2021 ИП ФИО3, уведомил истца  о повышении стоимости услуги по вывозу ЖБО: за 1 метр кубический – 200 руб. с  17.10.2021, в связи с повышением цен на услуги Иркутского водоканала, ГСМ, запчастей. 

Истец обратился 23.08.2021 с заявлением к ответчику о расторжении  концессионного соглашения в части обеспечения работы канализационных систем и  возврату муниципального имущества, указав на то, что ответчик бездействует и  уклоняется от принятых обязательств, перекладывая свою вину на истца, уклоняется от  оплаты убытков истцу, которые являются существенными, их невозможно включить в  тариф, иного источника дохода у истца отсутствует, на совещании в ноябре 2020  председатель КУМИ ИРМО просил истца продолжить вывоз ЖБО до начала лета 2021  года, после чего КУМИ ИРМО планировали принять имущество в части водоотведения,  на момент написания заявления действий по разрешению ситуации не предпринято, в  связи с этим, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в суд. 

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим  выводам. 

Доводы ответчика о том, что истцом не соблюден претензионный порядок  взыскания причиненного вреда, судом отклонены, поскольку с 12.07.2017 в часть 5 статьи  4 АПК РФ вновь были внесены изменения, согласно абзацу второму которой установлено, 


что иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, чем перечисленные в  абзаце первом части 5 статьи 4 АПК РФ споры, передаются на разрешение арбитражного  суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае,  если такой порядок установлен федеральным законом или договором. 

Таким образом, указанными изменениями законодатель исключил из судебной  юрисдикции такие гражданско-правовые споры (за исключением тех, в отношении  которых законом установлен такой порядок как обязательный), цель самостоятельного  урегулирования которых сторонами не будет достигнута, исходя из специфики этих  споров. К таким спорам, в частности относятся споры о возмещении убытков за счет  средств бюджетов публично-правовых образований. 

Поскольку из специфики настоящего спора следует, что при направлении истцом  претензии ответчику, ее удовлетворение не состоится, что подтверждает и занятая  ответчиком при рассмотрении настоящего дела принципиальная процессуальная позиция  о том, что заявленный убытки не относятся к расходным обязательствам ответчика, не  направление истцом досудебном претензии не привело к нарушению прав и законных  интересов ответчика. 

Требования предъявлены на основании положений статьи 15 Гражданского кодекса  Российской Федерации и мотивированы тем, что действия ответчика повлекли за собой  возникновение убытков для истца. 

В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под  убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или  должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или  повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые  это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не  было нарушено (упущенная выгода). 

Возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее  применение возможно лишь при доказанности совокупности нескольких условий:  противоправности действий ответчика, наличии и размере убытков, причинной связи  между противоправными действиями ответчика и возникшими убытками. 

При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима  доказанность наличия всей совокупности этих фактов. Недоказанность одного из  перечисленных составляющих исключает возможность удовлетворения исковых  требований. 

С учетом указанных норм права в предмет доказывания по настоящему делу входит  недобросовестность и (или) неразумность действий (бездействия) ответчика, повлекших 


неблагоприятные последствия для истца; наличия и размера убытков; наличия причинной  связи между недобросовестными/неразумными действиями ответчика и возникшими  убытками. 

Бремя доказывания наличия этих условий лежит на истце.

В результате изменений внесенных в актуализированную схему водоотведения и  бездействия ответчика по совершению действий по принятию муниципального имущества  (инженерных систем и оборудования КОС) находящихся в аварийном техническом  состоянии, не соответствующих современным нормам и стандартам, которые не могут  быть использованы для эксплуатации, истец был вынужден нести дополнительные  расходы на перевозку сточных вод автомобильным транспортом до ближайших  централизованных КОС г. Иркутска, выразившиеся в заключении договора с ИП  ФИО3 на вывоз жидких бытовых отходов от 16.10.2019, и оплате таких  расходов платежными поручениями № 1627 от 03.11.2020, № 1869 от 04.12.2020 в размере  293 000 руб. 

В действиях ответчика выразилась его недобросовестность.

Истец о наличии необходимого инженерного оборудования для проведения очистки  сточных вод попадающих на КОС с. Хомутово на момент передачи имущественного  комплекса в 2014 году не знал и лишился того, на что мог рассчитывать при его  использовании. 

Принимая во внимание изложенное, суд признает доказанным истцом факты  наличия и размера заявленных убытков. 

Также суд усматривает причинно-следственную связь между действиями ответчика  и наличием убытков. 

Суд приходит к выводу о наличии всей совокупности обстоятельств, необходимых  для удовлетворения требования о взыскании убытков. 

Учитывая вышеизложенное, суд считает требование истца о взыскании с ответчика  убытков, составляющих стоимость восстановительного ремонта в размере 293 000 руб.  обоснованным и подлежащим удовлетворению. 

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по  существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к  каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации относится и государственная пошлины. 


Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской  Федерации размер государственной пошлины по заявленной сумме иска составляет 8 860  руб. 00 коп. 

Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд уплачена государственная  пошлина в размере 8 860 руб. 00 коп. платежным поручением № 1981 от 24.12.2020. 

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу  которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

Таким образом, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы  по уплате государственной пошлины в размере 8 860 руб. 

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации 

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ  ИМУЩЕСТВОМ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО  РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в пользу ОБЩЕСТВА С  ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ" 293 000 руб. –  убытков, 8 860 руб. – судебных расходов по уплате государственной пошлины. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области. 

Судья А.Ф. Ханафина 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 24.08.2020 8:23:26

 Кому выдана Ханафина Альфия Фанисовна