ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-23713/18 от 27.02.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                         Дело  №А19-23713/2018

«06» марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  27.02.2019   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   06.03.2019    года.

Арбитражный суд  Иркутской области в составе судьи  Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета финансов Администрации города Братска,   Муниципального образования города  Братска в лице Администрации города Братска

к Службе государственного финансового контроля Иркутской области

о  признании недействительным  уведомления  от 13.07.2018 г.  №Ув.2,

третьи лица: Министерство финансов Иркутской области, Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Кукуева С.В. – представитель по доверенности, представлен паспорт;

от ответчика: Пахтусова Л.В. – представитель по доверенности, представлено удостоверение; Шурупова Н.В. – представитель по доверенности, представлено удостоверение;

от третьих лиц: Министерства финансов: Глотова Ю.В. – представитель по доверенности, представлено удостоверение;

от Министерства строительства: Радченко Е.А. – представитель по доверенности, представлено удостоверение;

установил:

Комитет  финансов Администрации города Братска (далее – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением,  уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Службе государственного финансового контроля Иркутской области (далее – ответчик, Служба) о  признании недействительным  уведомления  от 13.07.2018г.  №Ув.2 о применении бюджетных мер принуждения.

В ходе судебного разбирательства определением от 17.01.2019 по делу в качестве созаявителя привлечено Муниципальное образование города  Братска в лице Администрации города Братска.

Представитель заявителей требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях  к нему.

Представители Службы государственного финансового контроля Иркутской области заявленные требования не признали, поддержав позицию, изложенную в отзыве и  дополнениях к нему.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены: Министерство финансов Иркутской области, Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Указанные третьи лица с заявленными требованиями не согласились, представили отзывы на заявление.

В судебном заседании 20.02.2019г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 27.02.2019г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

В соответствии с пунктом 8 Плана контроля в сфере бюджетных правоотношений на 2018 год и на основании распоряжения Службы государственного финансового контроля Иркутской области от 30.05.2018г. №82-ср «О проведении контрольного мероприятия» в городе Братске проведена проверка соблюдения условий предоставления бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета муниципальными образованиями Иркутской области.

По результатам проверки Службой в Комитет финансов Администрации города Братска направлен акт о проведении проверки соблюдения законодательства по бюджетным кредитам, полученным из областного бюджета в 2017 году муниципальным образованием города Братска от 06.07.2018г. №02/29. Службой сделан вывод о том, что средства бюджетного кредита в сумме 11 071 500 рублей Комитетом финансов направлены и использованы на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям его предоставления.

По  итогам проведения проверки Служба государственного финансового контроля Иркутской области направила в Министерство финансов Иркутской области уведомление от 13.07.2018г. № УВ.2 о применении бюджетных мер принуждения, которым предложило Министерству финансов Иркутской области применить к Комитету финансов Администрации города Иркутска (получателю бюджетного кредита) меру принуждения за совершенное бюджетное нарушение, изложенное в настоящем уведомлении.

Заявители,  полагая, что указанное уведомление о применении бюджетных мер принуждения не соответствуют требованиям закона, а также нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы  дела,  заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле,  суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов государственного финансового контроля, относящихся к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 26 декабря 2013 года № 615-пп «О службе государственного финансового контроля Иркутской области» исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль, определена Служба государственного финансового контроля Иркутской области.

Как следует из материалов дела, Службой государственного финансового контроля Иркутской области проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения законодательства по бюджетным кредитам, полученным из областного бюджета в 2017 году муниципальным образованием города Братска.

Основанием проведения контрольного мероприятия является план контроля в сфере бюджетных правоотношений на 2018 год, распоряжение от 30.05.2018г. № 82-ср «О проведении контрольного мероприятия».

Проведенной проверкой установлено, что бюджетные кредиты муниципальному образ0ованию предоставлены в соответствии с порядком, определенным Постановлением Правительства Иркутской области от 20.02.2017г. № 100-пп «О предоставлении, использовании и возврате муниципальными образованиями Иркутской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета».

Согласно Закону Иркутской области от 21.12.2016г. № 121-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (статья 25) в 2017 году бюджетные кредиты муниципальным образованиям Иркутской области из областного бюджета предоставлялись, в том числе, для строительства (реконструкции), капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного бюджета.

Для получения бюджетного кредита, руководствуясь Порядком предоставления, использования и возврата  муниципальными образованиями бюджетных кредитов, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 20.02.2017           № 100-пп,  (далее – Порядок № 100-пп)  мэр города Братска направил Губернатору Иркутской области обращение от 27.04.2017г. № 9535/01/17 о предоставлении бюджетного кредита из областного бюджета на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Братска.

В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 02.06.2017г. № 298-рп  «О предоставлении бюджетного кредита муниципальному образованию города Братска» Министерство финансов Иркутской области и  город Братск заключили договор от 13.06.2017г. № 6  о предоставлении Муниципальному образованию города Братска из областного бюджета бюджетного кредита  в  сумме   100 млн. рублей для ремонта   автомобильных   дорог  общего пользования  местного значения Средства бюджетного кредита перечислены Комитету финансов Администрации города Братска Министерством финансов Иркутской области платежным поручением от 13.06.2017г. № 673179.

Согласно отчету об использовании бюджетного кредита по состоянию на 01.01.2018г.      по договору от 13.06.2017г. № 6 средства бюджетного кредита были
направлены на проведение ремонтных работ для обеспечения ассигнований по
целевым статьям расходов (далее - КЦСР):

-4 447 800 рублей КЦСР 3120100000 Основное мероприятие «Благоустройство территорий города Братска» на реализацию мероприятий по благоустройству территорий города Братска (КЦСР 3120100010);

-85 772 300 рублей КЦСР 3130200000 Основное мероприятие «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения», из них:

-82 692 300 рублей на реализацию мероприятий по ремонту автомобильных дорог местного значения и восстановление дорожных покрытий (КЦСР 3130200020);

-3 080 000 рублей на реализацию мероприятий по ремонту автомобильных дорог к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, в том числе проведение экспертизы технической документации (КЦСР 31302S2310);

- 9 806 900 рублей КЦСР 3130100000 Основное мероприятие «Капитальный ремонт и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения» на реализацию мероприятий по капитальному ремонту автомобильных дорог на условиях  софинансирования (КЦСР 31301S2450).

По результатам  проверки  законности использования средств бюджетного кредита установлено, что:

 в Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска (акт от 06.07.2018г. № 02/26)  средства бюджетного кредита в объеме 1264600 рублей направлены на оплату обязательств по ремонту внутриквартальных проездов, разработке проектно-сметных документации на обустройство пешеходных переходов, установку и перенос остановочных павильонов (муниципальные контракты от 24.07.2017г. № Ф.2017.298350; от 11.09.2017г. № 95; от 21.09.2017г. №№ 107, 108, 109, 110; от 09.10.2017г. № 122);

в Комитете по градостроительству администрации города Братска муниципальном казенном учреждении «Дирекция капитального строительства и ремонта» (акты от 03.07.2018г. №№ 02/24, 02/25) средства бюджетного кредита в объеме 9 806 900 рублей были направлены на оплату обязательств по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения (муниципальные контракты от 11.07.2017г. № Ф.2017.274796; от 12.07.2017г. № Ф.2017.274791).

В результате Службой  сделан вывод, что средства бюджетного кредита в сумме 11 071 500 рублей финансовым органом муниципального образования – Комитетом финансов администрации города Братска направлены и использованы в дальнейшем на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям его предоставления, определенным распоряжением Правительства Иркутской области от 02.06.2017г. № 298-рп, договором от 13.06.2017г. № 6.

В соответствии с пунктом 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения орган государственного финансового контроля.

На основании изложенного, Служба направила в Министерство финансов Иркутской области оспариваемое уведомление с предложением применить к Комитету финансов Администрации горда Братска меру принуждения за совершение бюджетного нарушения.

Суд,  заслушав  доводы представителя заявителей  о незаконности оспариваемого уведомления, пришел к следующим выводам.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации на возвратной и возмездной основах.

Общие вопросы регулирования предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам определены в статье 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений указанной статьи, муниципальному образованию из бюджета субъекта бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами о бюджете, с учетом положений, установленных Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Особенности предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджетов субъектов установлены в статье 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной статье предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьями 2, 6 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что экономические субъекты, к которым относятся организации государственного сектора (муниципальные органы и муниципальные учреждения в том числе), обязаны вести бухгалтерский учет фактов хозяйственной жизни, активов, обязательств, источников финансирования деятельности, доходов, расходов и иных объектов.

Приказами Министерства финансов Российской Федерации, в рамках полномочий, определенных бюджетным законодательством, установлены правила организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета для организаций государственного сектора и составления отчетности.

Для оценки законности расходования средств бюджетного кредита Служба руководствовалась: нормами Бюджетного кодекса, Законом Иркутской области от 21.12.2016г. № 121-03  «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»; положениями Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Иркутской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета,  утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 20.02.2017г. № 100-пп; положениями кредитного договора № 6 от 13.06.2017г.; документами и материалами, полученными от уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, администрации муниципального образования и Комитета финансов; документами главных распорядителей и получателей средств муниципального бюджета, оценка которых изложена в соответствующих актах проверки.

Таким образом, суд находит необоснованным доводы  заявителей  о том, что Службой для оценки вопроса целевого использования бюджетного кредита незаконно применялись не только  нормы бюджетного законодательства, Закон Иркутской области о бюджете на соответствующий финансовый год,  но и положения отдельных нормативных правовых актов, кредитный договор,  а также бухгалтерские (финансовые) и иные документы, связанные с обоснованием и расходованием бюджетного кредита.  По мнению суда,   Службой  нарушений не допущено

Как определено статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, образует дорожный фонд.

К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены на предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе, на формирование муниципальных дорожных фондов.

Статьей 10 Закона Иркутской области от 21.12.2016г. № 121-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Закон о бюджете) установлен объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы, а именно на 2017 год в сумме 11 113 850 200 рублей; на 2018 год в сумме 6 173 581 300 рублей; на 2019 год в сумме 6 698 077 000 рублей.

Цель   предоставления   бюджетного   кредита   за   счет   бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области определена также в статьей 10 Закона о бюджета, в которой указано, что часть бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области,  из утвержденных на 2017 год, в сумме 524 306 500 рублей, направляется на предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Данная цель соответствует положениям статьи 179.4 БК РФ.

В результате контрольных действий Службой установлено, что в 2017 году Муниципальному образованию города Братска из областного бюджета предоставлено бюджетных кредитов на сумме 200 000 000 рублей, из них за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области - 100 000 000 рублей.

Статьей 25 Закона о бюджете определено, что бюджетные кредиты муниципальным образованиям предоставляются на срок до трех лет, установлен размер платы за пользование бюджетным кредитом, а также установлено, что предоставление, использование и возврат бюджетных кредитов муниципальным образованиям Иркутской области осуществляются в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

Указанный Порядок утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 20.02.2017г. № 100-пп.

Пунктом 8 Порядка определено, что для предоставления бюджетного кредита муниципальное образование направляет на имя Губернатора Иркутской области обращение, которое должно содержать цель предоставления бюджетного кредита, необходимый размер бюджетного кредита, обоснование необходимости его предоставления, источники погашения и срок возврата.

Обращение  в адрес Губернатора Иркутской области  направлено мэром города Братска письмом от 27.04.2017г. № 9535/01/17).

В обращении содержалась просьба о предоставлении в 2017 году муниципальному образованию города Братска бюджетного кредита сроком на три года в сумме 100 млн.  рублей  на исполнение обязательств по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, что соответствует цели использования части бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области в 2017 году, предусмотренной в Законе о бюджете на предоставление кредита муниципальным образованиям  Иркутской области (статья 10).

Согласно пункту 11 Порядка рассмотрение и проверка обращения и приложенных к нему документов и материалов, определение потребности в бюджетном кредите осуществляются исполнительным органом государственной власти Иркутской области, к сфере деятельности которого относятся содержащиеся в обращении вопросы.

В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 09.02.2011г. № 29-пп, таким органом является Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (далее – Министерство строительства).

Службой  в ходе проверочных мероприятий   исследованы   полученные   по   запросу   от  Министерства строительства документы, обосновывающие потребность муниципального образования в бюджетном кредите за счет ассигнований дорожного фонда Иркутской области, а также его размер.

Для подтверждения необходимого объема бюджетного кредита в адрес Министерства строительства администрацией города Братска в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства (далее - Комитет ЖКХ) направлены:

-      план ремонта автомобильных дорог муниципального образования города Братска в 2017 году, отражающий объем и виды ремонтных работ;

-     локальные ресурсные сметные расчеты по соответствующим видам работ;

-      пояснительная записка о необходимости выполнения в 2017 году ремонта асфальтового покрытия автомобильных дорог города Братска.

В соответствии с постановлением администрации города Братска от 14.10.2016г. №1484 Комитет ЖКХ уполномочен на обеспечение содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе, составления актов контрольных осмотров либо обследования автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Комитетом ЖКХ заявлена необходимость в проведении в 2017 году ремонта автомобильных дорого общего пользования местного значения в объеме 67 833 кв. метров, стоимостью 114 438 500 рублей.

В соответствии статьей 3 Федеральным законом от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществлено разграничение понятий «ремонт автомобильной дороги» и «капитальный ремонт автомобильной дороги».

Приказом Минтранса России от 16.11.2012г. №402 произведена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В ходе проведения проверки Служба пришла к выводу, что Комитетом ЖКХ классификация работ в документах, обосновывающих объем бюджетного кредита, в том числе, в локальных ресурсных сметных расчетах, выполнена с учетом положений Приказа №402, перечень видов работ соответствует работам по ремонту автомобильных дорог.

Таким образом, представленные в Министерство строительства документы обосновывали размер бюджетного кредита, необходимость предоставления его на ремонт автомобильных дорог, который муниципальным образованием планировался к выполнению в 2017 году.  Документы направлены в Министерство уполномоченным на указанные функции органом администрации муниципального образования и подписаны уполномоченным должностным лицом.

Проверкой также установлено, что в соответствии с пунктом 14 Порядка Министерством подготовлено заключение о наличии потребности в бюджетном кредите, содержащее анализ состояния автомобильных дорог в муниципальном образовании города Братска, в котором подтверждена необходимости проведения ремонта дорог в объеме 67 833 кв. метров в соответствии с Планом, составленном Комитетом ЖКХ.

Министерством финансов Иркутской области в соответствии с пунктом 15 Порядка на основании анализа местного бюджета подтверждена финансовая потребность муниципального образования в бюджетном кредите в запрашиваемом размере 100 млн. рублей.

На основании заключений Министерства строительства и Министерства финансов принято решение о предоставлении муниципальному образованию города Братска за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области бюджетного кредита в размере 100 млн. рублей для ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Службой установлено, что во исполнение распоряжения Правительства Иркутской области от 02.06.2017г. № 298-рп, на основании пункта 18 Порядка между Министерством финансов и муниципальным образованием в лице мэра 13.06.2017г. заключен договор №6 о предоставлении бюджетного кредита.

Согласно указанному договору, бюджетный кредит предоставлен в размере 100 млн. рублей для ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В соответствии с пунктом 4.2 Договора муниципалитет взял на себя обязательство по использованию бюджетного кредита на цели, предусмотренные Договором.

Согласно пункту 20 Порядка органы местного самоуправления представляют в соответствующие исполнительные органы государственной власти Иркутской области отчеты об использовании бюджетного кредита. Аналогичная обязанность установлена пунктом 4.2. Договора.

Таким образом, отчет наделен статусом обязательного документа, подтверждающего использование бюджетного кредита в срок, в объеме и на цели его предоставления.

Муниципальное образование письмом от 24.01.2018г. № 16-10/01/18 направило отчет по состоянию на 01.01.2018г. в Министерство строительства и Министерство финансов.

Муниципальным образованием в 2017 году средства бюджетного кредита, полученные в соответствии с Договором за счет ассигнований дорожного фонда Иркутской области, использованы в полном объеме, остаток бюджетного кредита отсутствует.

Согласно графе 3 Отчета «Направление расходования средств бюджетного кредита» в 2017 году часть ассигнований в сумме 9 806 900 рублей направлена на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, 1106900 рублей - на обеспечение расходов по ремонту внутриквартальных проездов, которые отсутствуют в реестре автомобильных дорог общего пользования местного значения города Братска.

Таким образом, суд считает, что Служба обоснованно пришла к выводу, что бюджетный кредит за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области муниципальному образованию города Братска предоставлен на проведение в 2017 году  именно ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения,  а не капитального ремонта.

Представитель заявителей  в ходе судебного разбирательства признал тот факт,  что в заявке на предоставление бюджетного кредита необходимо было указать более широкое понятие цели предоставления кредита и капитального ремонта автомобильных дорог и ремонта автомобильных дорог.  При составлении заявки данное обстоятельство не было учтено Комитетом финансов.

По мнению представителя заявителей  ими не допущено нарушений действующего законодательства при использовании средств бюджетного кредита, предоставленного за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области в сумме 100 млн. рублей.

Однако указанный довод заявителя не находит подтверждения, опровергается  результатами контрольного мероприятия на объектах контроля.

Согласно Положению о Комитете финансов администрации города Братска Иркутской области, утвержденному решением Думы города Братска от 08.04.2008г. № 479/г-Д, Комитет финансов создан с целью выполнения функций и полномочий в области бюджетного процесса, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в том числе, составление    проекта    и    организация    исполнения    бюджета муниципального образования; управление денежными средствами на едином счете бюджета муниципального образования и других счетах, открытых в соответствии с действующим законодательством; управление муниципальным долгом.

Муниципальной программой расходы на проведение в 2017 году ремонтных работ автомобильных дорог утверждены в общей сумме 91 886 500 рублей, что меньше запрашиваемого и полученного бюджетного кредита на 8 113 500 рублей.

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджета основывается, в том числе, на муниципальных программах (проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ).

Согласно статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Следовательно, утверждение объема расходов в муниципальной программе на реализацию мероприятий по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в объеме, меньше запрошенного целевого бюджетного кредита на 8113500 рублей, по мнению суда, изначально свидетельствует о несоблюдении муниципальным образованием цели его предоставления.

Службой  в акте проверки отражено, что  Комитетом финансов часть средств в сумме 9806900 рублей предоставлена Комитету по градостроительству на проведение капитального ремонта,   а  также   санкционирована   оплата  денежных   обязательств   по контрактам на его выполнение необоснованно, в отступление от цели.

Также в акте проверки отражено, что проведенными проверочными мероприятиями в Комитете ЖКХ выявлено направление средств бюджетного кредита на оплату обязательств по ремонту внутриквартальных проездов в сумме 10376000 рублей, а также на разработку проектно-сметных документации на обустройство пешеходных переходов и установку и перенос остановочных павильонов в сумме 227000 рублей. Данные расходы также не соответствовали целям предоставления бюджетного кредита.

Таким образом, суд находит, что Служба обоснованно пришла к выводу, что на цели, не соответствующие целям предоставления кредита за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области,  использовано 11 071 500 рублей.

Комитетом финансов Администрации города Братска письмом от 12.07.2018            № ис-16166/15/8  представлены  возражения на акт проверки, в которых указано, что средства бюджетного кредита использованы муниципальным образованием в 2017 году в полном объеме и в соответствии с целями его предоставления и что расходы на капитальный ремонт соответствуют законодательству.

Комитет финансов Администрации города Братска указал, что считает возможным внести изменения в Отчет путем исключения расходов на сумму 11 071 500 рублей, указанных в акте проверки, как несоответствующих цели предоставления бюджетного кредита, и отражения указанной суммы в виде остатка неиспользованного по состоянию на 01.01.2018г. бюджетного кредита.

Таким образом, по мнению суда, предложением внести изменения в Отчет Комитет финансов подтверждает обстоятельства нецелевого использования средств бюджетного кредита.

Заявитель в качестве доводов незаконности оспариваемого уведомления указал, что уведомление о применении бюджетных мер принуждения нарушает права муниципального образования города Братска самостоятельно планировать и осуществлять бюджетный процесс, нарушает конституционное право муниципалитета на независимость и самостоятельность в решении вопросов местного значения.

В ходе проверки Службой выявлены обстоятельства бюджетного нарушения – нецелевого использовании финансовыми органами кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за совершение  которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения  в соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 306.1 Бюджетного кодекса определено, что действие (бездействие) финансового органа, совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если за его совершение предусмотрено применение установленных бюджетных мер принуждения, признается бюджетным нарушением.

Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, установлены Главой 30 Бюджетного кодекса.

Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств,  выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

В рамках полномочий, предоставленных Службе и с соблюдением установленных законодательством сроков, Службой 13.07.2018г. в Министерство финансов Иркутской области направлено уведомление о применении к Комитету финансов бюджетной меры принуждения на сумму нецелевого использования бюджетного кредита 11 071 500 рублей.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения установлен приказом министерства финансов Иркутской области от 24.12.2013г. №79н-мпр.

Согласно пункту 2 названного Порядка бюджетная мера принуждения применяется Министерством финансов Иркутской области в соответствии с решением, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного финансового контроля и оформленным в виде распоряжения Министерства.

Распоряжением Министерства финансов Иркутской области от 13.08.2018г. №419-мр «О применении бюджетной меры принуждения» к Комитету финансов за нецелевое использование бюджетных средств, полученных из областного бюджета, применена бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, полученных из областного бюджета, в размере 11 071 500 рублей.

Довод заявителей  о том, что действиями Службы при направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения нарушено конституционное право муниципалитета на независимость и самостоятельность основано на неверном толковании действующего законодательства.

Согласно положениям статей 93.2, 93.3 Бюджетного кодекса соблюдение целей, условий предоставления бюджетных кредитов является не полномочиями органов местного самоуправления в части решения вопросов местного значения, а является обязательным требованием, установленным законодательством при предоставлении указанных средств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Служба государственного финансового контроля Иркутской области действовала  при осуществлении контрольного мероприятия, по итогам которого в Министерство финансов Иркутской области направлено оспариваемое уведомление,  в рамках законодательства Российской Федерации.

Всем существенным доводам заявителей  судом дана соответствующая оценка.

Иные доводы и пояснения заявителей  судом рассмотрены и оценены,  однако на

выводы суда не влияют.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение  об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности,  а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что уведомление Службы государственного финансового контроля Иркутской области от 13.07.2018г.  №Ув.2 о применении бюджетных мер принуждения, направленное в Министерство финансов Иркутской области соответствует  действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                            решил:

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

          Судья                                                                                                 Л.А. Куклина