ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-23783/2021 от 25.04.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                   Дело № А19-23783/2021

04.05.2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.04.2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04.05.2022 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664011 <...>)

к администрации Хомутовского муниципального образования - администрации сельского поселения (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 664540, Иркутская область, Иркутский район, Хомутово село, ФИО1 улица, дом 7А)

о взыскании 770 000 руб.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности (паспорт);

от ответчика: ФИО3– представитель по доверенности (паспорт).

установил:

Министерство сельского хозяйства Иркутской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Хомутовского муниципального образования - администрации сельского поселения (далее – ответчик, Администрация) о взыскании суммы подлежащей возврату - субсидии по соглашению о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 24.03.2020г. № 25612434-1-2020-001 в размере 770 000 руб.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам заявления.

Ответчик заявленные требования не признал, по доводам отзыва на заявление и дополнениях к нему.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 24.03.2020 между Министерством сельского хозяйства Иркутской области и Администрацией Хомутовского муниципального образования - Администрацией сельского поселения заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету № 25612434-1-2020-001 (далее – соглашение № 25612434-1-2020-001 от 24.03.2020г., соглашение).

Согласно доводам заявителя, в ходе контроля, осуществляемого министерством в соответствии с пунктом 49 Положения, Министерством выявлен факт нецелевого использования Администрацией средств субсидии в размере 247 664 руб. 40 коп.

20.10.2020 заявителем ответчику направлено письмо №02-57-4132/20 о необходимости внесения изменений в Соглашение, в связи с частичным прекращением потребности Администрации в средствах субсидии. На данное письмо Администрация ответила отказом (письмо №5198-20 от 03.11.2020).

02.07.2020 Министерством Администрации выставлено требование о возврате средств субсидии №02-57-2523/21.

Письмом № 3234-21 от 09.07.2021 ответчик в удовлетворении требования заявителя отказал.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, оценив доводы каждой из сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Иркутской области № 1112-пп от 20.12.2019 утверждено Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий и о внесении изменения в постановление правительства Иркутской области от 10 февраля 2016 года n 67-пп (далее – Положение).

Названное Положение устанавливает порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий (далее соответственно - грант, муниципальные образования) и распределения грантов между муниципальными образованиями на конкурсной основе.

В соответствии с п. 3 Положения гранты предоставляются на реализацию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий по ряду направлений, в том числе в целях создания и обустройства зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, площадок для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья (подп. 1 п. 3 Положения).

Условия предоставления субсидии установлены пунктом 7 Положения. К указанным условиям, в том числе относятся следующее: наличие паспорта проекта, предусматривающего реализацию проекта по направлениям в срок до 31 декабря года предоставления грантов; участие граждан и (или) юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в реализации проекта в различных формах (денежные средства, трудовое участие (в количественном выражении), предоставление помещения, технических средств, материалов, оборудования); наличие внебюджетных источников финансирования реализации проекта в году предоставления грантов.

Согласно п. 40 Положения в случае прекращения потребности муниципального образования в гранте (остатках гранта) муниципальное образование письменно уведомляет об этом министерство в течение трех рабочих дней со дня возникновения соответствующего обстоятельства.

В случае нарушения срока реализации проекта, прекращения потребности муниципального образования в гранте (остатках гранта) грант (остатки гранта) подлежит (подлежат) возврату в течение восьми рабочих дней со дня окончания срока реализации проекта, предусмотренного паспортом проекта, прекращения потребности муниципального образования в гранте (остатке гранта) в доход областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 41 Положения).

Как указывалось судом выше, по результатам проведенного конкурса, 24.03.2020 между Администрацией и Министерством заключено соглашение № 25612434-1-2020-001 о предоставлении субсидии из бюджета Российской Федерации местному бюджету.

Предметом указанного соглашения является реализация Администрацией общественно значимого проекта «Фиксики», <...> (п. п. 1.2, 4.3.3, 4.3.7.1 Соглашения, приложения № 1 и 3 к Соглашению, паспорт общественно значимого проекта с участием граждан, проживающих в <...> муниципального образования).

Согласно п. 2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Хомутовского муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2020 году 834 800 руб.

Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Иркутской области бюджету Хомутовского муниципального образования в соответствии с соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинасирования, равного 92,24%, составляет в 2020 году не более 770 000 руб. (п. 2.2 соглашения).

В силу п. 2.2.1 соглашения в случае уменьшения общего объема бюджетных ассигнований, указанного в п. 2.1 соглашения, субсидия предоставляется в размере, определенном исходя из уровня софинансирования от уточненного общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в финансовом году в бюджете Хомутовского муниципального образования.

Пунктом 4.3.7.3 предусмотрено, что в случае прекращения потребности муниципального образования в субсидии (остатках субсидии) письменно уведомить об этом Министерство в течение 3 рабочих дней со дня возникновения соответствующего обстоятельства. В случае прекращения потребности муниципального образования в субсидии (остатках субсидии) субсидия (остатки субсидии) подлежит (подлежат) возврату в течение 8 рабочих дней со дня прекращения потребности муниципального образования в субсидии (остатке субсидии) в доход областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с паспортом общественно значимого проекта с участием граждан, проживающих в <...> муниципального образования (далее - Паспорт проекта) средства субсидии в размере 770 000 руб. подлежали направлению на приобретение оборудования и материалов.

Однако согласно доводам заявителя, фактически стоимость оборудования и материалов, приобретенных Администрацией в рамках исполнения соглашения № 25612434-1-2020-001 от 24.03.2020г. составила 566 300 руб., в том числе:

1)471 236 руб. 01 коп. - по муниципальному контракту на приобретение оборудования для детской игровой площадки в рамках реализации общественного значимого некоммерческого проекта с участием граждан, проживающих в сельском поселении «Фиксики» №3382702076020000006 от 12.05.2020;

2)40 063 руб. 99 коп. - по договору на приобретение и установку качели №06.06-20.А от 17.06.2020;

3)55 000 руб. – по договору на приобретение и установку декоративных опор освещения № 04.06-20.А от 04.06.2020г.

Ответчик возражал, указал, что по договору на приобретение и установку декоративных опор освещения № 04.06-20.А от 04.06.2020г. размер затрат составил 180 000 руб., включающих в себя стоимость декоративных опор в количестве 5 шт. (125 000 руб.) и стоимость фонарей в количестве 10 шт. (55 000 руб.). Кроме того, оспаривая заявленные требования, ответчик указал на неправомерное, по его мнению, не включение заявителем в расчет затрат, понесенных Администрацией по договору подряда № 03.06–20 А от 04.06.2020 по установке ограждения из металлического профиля.

Суд, рассмотрев данный довод ответчика, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Следовательно, основанием для возврата выделенных в качестве субсидий денежных средств, является использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

В соответствии с разделом 3 Паспорта общественного значимого проекта с участием граждан, проживающих в <...> муниципального образования, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 02.03.2018 № 22-мпр, расходы по проекту включали в себя:

-приобретение оборудование и материалов (770 000 руб. – средства субсидии; 64 800 руб. – местный бюджет));

-работы по подготовке территории для размещения оборудования (68 900 руб. – вклад инициатора проекта (внебюджетные источники));

-ограждение территории (229 000 руб. - вклад инициатора проекта (внебюджетные источники));

-работы по подготовке мест для установки светильников (35 300 руб. - вклад инициатора проекта (внебюджетные источники));

-озеленение территории (126 600 - вклад инициатора проекта (внебюджетные источники)).

Как следует из представленной в материалы дела переписке сторон, в частности письма Администрации от 03.11.2020 № 5198-20, в рамках проведенных процедур по размещению муниципального заказа на приобретение и установку игрового оборудования Администрацией были высвобождены денежные средства в сумме 259 363 руб., которые, с учетом финансирования местного бюджета в сумме 64 800 были направлены на заключение следующие договоров:

-договора подряда № 03.06-20.А от 04.06.2020 "На установку ограждения из металлического профиля 103 п.м., по адресу: <...>" на сумму 143 500 руб.;

-договора на приобретение и установку декоративных опор освещения № 04.06-20.А от 04.06.2020 "На приобретение и установку декоративных опор освещения в количестве (5 шт.) и фонарей (10 шт.) на сумму 180 000 руб.

Проанализировав, представленный в материалы дела договор № 04.06-20.А от 04.06.2020, суд соглашается с доводом ответчика о том, что приобретение в рамках указанного договора декоративных опор освещения, в количестве 5 шт., стоимостью 125 000 руб., не свидетельствует о нецелевом расходовании средств субсидии, поскольку данные опоры являются составляющей системы освещения. Кроме того, указанные световые опоры, подлежат отнесению к статье расходов "оборудование и материалы". Доказательств того, что установка фонарей была возможна без использования опор, заявителем в материалы дела не представлено.

Оценивая действия Администрации по заключению договора № 03.06-20.А от 04.06.2020, предметом которого является установка ограждения из металлического профиля 103 п.м., по адресу: <...>, как правомерные, суд исходит общественной значимости проекта, реализуемого в рамках заключенного соглашения №3382702076020000006 от 12.05.2020. В связи с чем, незначительное отклонение Администрации от статей расходов, предусмотренных проектом, по мнению суда, не свидетельствует о нецелевом расходовании средств субсидии, в том числе в связи с тем, что в конечном счете проект, предусмотренный соглашением № 25612434-1-2020-001 от 24.03.2020г., Администрацией реализован, что заявителем не оспаривается.

На основании вышеизложенного, учитывая пояснения ответчика и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что денежные средства, предоставленные Министерством по соглашению № 25612434-1-2020-001 от 24.03.2020г., были направлены Администрацией исключительно на реализацию проекта «Фиксики». Доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку требования к ответчику заявлены Министерством, то в силу статьи 65 АПК РФ именно заявитель обязан представить доказательства того, что ответчиком нарушены условия соглашения.

Между тем, заявителем не доказано, что приобретённые ответчиком оборудование и материалы, а также произведенные им работы, в том числе по установке ограждения, привело к тому, что полученная ответчиком субсидия использована не по назначению. В то же время ответчиком подтверждено, что полученные средства были направлены исключительно для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия.

При таких обстоятельствах, учитывая факт целевого расходования предоставленных денежных средств, суд не находит оснований для взыскания с Администрации Хомутовского муниципального образования - администрации сельского поселения субсидии в размере 770 000 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

              Судья                                                                                                         А.А. Пугачёв