ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-23812/19 от 22.10.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                  

28.10.2019 г.                                                                                            Дело № А19-23812/2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.10.2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено 28.10.2019 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Максимовым И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 107016, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА НЕГЛИННАЯ)

к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ГРИНКОМБАНК" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 664007, <...>)

о принудительной ликвидации,

при участии в судебном заседании:

от истца: Московских М.В., доверенность, паспорт, диплом;

от ответчика: ФИО1, доверенность, диплом, ФИО2, , приказ, паспорт,

установил:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - истец) обратился в суд с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ГРИНКОМБАНК" (далее - ответчик) о принудительной ликвидации.

Истец исковые требования поддержал, дал пояснения.

Ответчик исковые требования признал, дал пояснения.

От Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» поступил отзыв, просило исковые требования удовлетворить, ликвидировать АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГРИНКОМБАНК", возложить функции ликвидатора на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов», рассмотреть дело в отсутствие представителя Агентства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГРИНКОМБАНК" осуществляло свою деятельность на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации на осуществление  банковских операций от 20.12.2018 № 1184.

Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 12.09.2019 № ОД-2098 у кредитной организации АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГРИНКОМБАНК" отозвана лицензия на осуществление банковских операций в связи с неисполнением кредитной организацией АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГРИНКОМБАНК" федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, неисполнением в срок, установленный параграфом 4.1 главы IХ Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования Банка России о приведении о соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала), учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Также приказом Банка России от 12.09.2019 № ОД-2099 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией АО «Гринкомбанк» (г. Иркутск) в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций назначена с 12.09.2019 временная администрация по управлению кредитной организацией АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГРИНКОМБАНК" сроком действия в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

В соответствии с нормой подпункта 3  пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В  отношении принудительной ликвидации кредитной организации правом на обращение в суд с таким требованием Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" наделен Банк России.

Порядок принудительной ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России установлен положениями Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" после отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована согласно статье  23.1 указанного Федерального закона, а в случае признания ее банкротом в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).

Согласно статье 23.1 Закона о банках Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться с требованием о ее ликвидации в арбитражный суд, который, в срок, не превышающий  одного  месяца  со  дня  подачи  указанного  заявления  Банка  России, принимает решение о принудительной ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

В силу статей 20, 23.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" отзыв лицензии на осуществление банковских операций является безусловным основанием для ликвидации кредитной организации.

Согласно представленным в материалы дела сведениям у банка отсутствуют признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом о банкротстве.

Во исполнение требований статьи 189.32 Закона № 127-ФЗ и главы 17 Положения Центрального банка Российской Федерации от 25.02.2019 № 676-П «О порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой в связи с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций» (далее по тексту -Положение № 676-П) временной администрацией проведено финансовое исследование Банка с целью выявления у него наличия на дату отзыва лицензии (12.09.2019) признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 1 статьи 189.8 Закона № 127-ФЗ.

При проведении финансового обследования Банка временная администрация руководствовалась статьей 189.8 Закона № 127-ФЗ, Положениями Центрального банка Российской Федерации от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее по тексту - Положение № 590-П) и от 23.10.2017 № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (далее по тексту - Положение № 611-П), а также Указанием Центрального банка Российской Федерации от 15.07.2015 № 3728-У «О методике определения стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации» (далее по тексту - Указание № 3728-У).

Обследование Банка проведено на основе данных отчетности и регистров бухгалтерского учета на дату отзыва лицензии - 12.09.2019.

При проведении анализа финансового состояния и деятельности Банка были использованы:

- документы, полученные от руководства Банка, в том числе отчетность по форме 0409806 «Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)», по форме 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации» и ведомости остатков по лицевым счетам на дату отзыва лицензии (12.09.2019);

- результаты ревизии кассы, инвентаризации имущества, проведенной временной администрацией;

- бухгалтерские документы, учредительные документы;

- иная документация, запрошенная и полученная временной администрацией от бывшего руководства Банка.

При проведении обследования временная администрация руководствовалась принципом приоритета экономической сущности операции над ее юридической формой (пункта 12.8 части I Положения Банка России от 27.02.2017 № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения»).

Временной администрацией проведен анализ кредитного риска по кредитной и приравненной к ней задолженности в соответствии с требованиями Положений № 590-П и № 611-П с применением принципов разумной осторожности с учетом возможного обесценения ссуды в ближайшей перспективе (в том числе с учетом вероятного неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиками обязательств по ссуде, существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения) по причине наличия в деятельности заемщиков негативных тенденций, ухудшения финансового положения).

В ходе обследования источниками информации об уровне кредитных рисков являлись:

- ведения, полученные временной администрацией от сотрудников Банка;

- результаты анализа принятых от Банка кредитных договоров, досье заемщиков (должников), в том числе договоров обеспечения, а также профессиональных суждений Банка;

- результаты проведенной временной администрацией инвентаризации имущества (активов) Банка.

Расчет стоимости имущества (активов) и обязательств Банка, осуществленный по балансу Банка по состоянию на 12.09.2019 (в агрегированном виде с использованием структуры отражения имущества (активов) и обязательств, предусмотренной отчетностью по форме 0409806), с учетом результатов обследования финансового состояния Банка, сформированных временной администрацией.

№ п/п

Наименование статьи

Данные

на отчетную дату

Корректировка

Данные на отчетную дату

с учетом обследования

1

2

3

4

5

Активы

1

Денежные средства

20 711

0

20 711

2

Средства кредитной организации в Центральном банке Российской Федерации

2 656

20 500

23 156

2.1

Обязательные резервы

1 665

0

1 665

3

Средства в кредитных организациях

4015

-23

3 992

4

Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

14 574

0

14 574

5

Чистая ссудная задолженность, оцениваемая по амортизированной стоимости

41 758

- 20 500

21 258

Чистая ссудная задолженность

0

0

0

6

Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости

0

0

0

Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи

0

0

0

7

Чистые вложения в ценные бумаги и иные финансовые активы, оцениваемые по амортизированной стоимости (кроме ссудной задолженности)

0

0

0

Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения

0

0

0

8

Инвестиции в дочерние и зависимые организации

0

0

9

Требования по текущему налогу на прибыль

2 401

0

2 401

10

Отложенный налоговый актив

0

0

0

11

Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

411 272

-

11 459

399 813

12

Долгосрочные активы, предназначенные для продажи

35 643

6 042

29 601

13

Прочие активы

5 055

0

5 055

14

ВСЕГО АКТИВОВ

538 085

-

17 524

520 561

II. ПАССИВЫ

15

Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации

0

0

0

16

Средства клиентов, оцениваемые по амортизационной стоимости

226 455

0

226 455

16.1

средства кредитных организаций

0

0

0

16.2

средства клиентов, не являющихся кредитными организациями

226 455

0

226 455

16.2. 1

вклады (средства) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

152 735

0

152 735

17

Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

0

0

0

17.1

вклады (средства) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

0

0

0

18

Выпущенные долговые обязательства

0

0

0

18.1

оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

0

0

0

18.2

оцениваемые по амортизационной стоимости

0

0

0

19

Обязательство по текущему налогу на прибыль

0

0

0

20

Отложенные налоговые обязательства

0

0

0

21

Прочие обязательства

3 420

0

3 420

22

Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и по операциям с резидентами офшорных зон

0

0

0

23

ВСЕГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

229 875

229 875

Согласно данным отчетности Банка, по состоянию на 12.09.2019 суммарный объем активов Банка составил 538 085 тыс. руб., обязательств - 229 875 тыс. руб.

По результатам обследования АО «ГринКомБанк», проведенного временной администрацией во исполнение пункта 2 статьи 189.32 Закона № 127-ФЗ, а также пункта 17.1 Положения № 676-П, с учетом до формирования резервов по имуществу (вложения в

приобретение основных средств - счет 60415, материалы, учитываемые на счете 61008, недвижимость - счета 61907, 61908, долгосрочные активы - счет 62001) было установлено, что стоимость имущества (активов) АО «ГринКомБанк» на дату отзыва лицензии (12.09.2019) составила 520 561 тыс. руб., при этом обязательства АО «ГринКомБанк» составили 229 875 тыс. руб.

Таким образом, размер активов АО «ГринКомБанк» перед кредиторами превышает стоимость имущества (активов) на 290 686 тыс. руб., что свидетельствует об отсутствии у кредитной организации признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 1 статьи 189.8 Закона № 127-ФЗ.

В соответствии с требованиями пункта 11 статьи 189.32 Закона № 127-ФЗ, абзаца 2 пункта 4.13 Положения № 676-П в целях предъявления кредиторами требований к АО «ГринКомБанк» в газете «Коммерсант» от 21.09.2019 №172(6652) (стр. 15, объявление №77033127998) временной администрацией опубликовано объявление, содержащее сведения о кредитной организации, адрес кредитной организации, сведения о временной администрации.

Для размещения вышеуказанного объявления в «Вестнике Банка России», а также для включения названных сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве временной администрацией в адрес Банка России направлено соответствующее письмо от 13.09.2019 № 13-ВА.

В период с даты назначения временной администрации (12.09.2019) по 10.10.2019 в АО «ГринКомБанк» было предъявлено 14 требований кредиторов (физических и юридических лиц) на общую сумму 6 754 132 руб. 68 коп. Рассмотрено и включено в реестр требований кредиторов АО «ГринКомБанк» 12 требований кредиторов (физических и юридических лиц) на общую сумму 6 228 690 руб. 50 коп.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 189.32 Закона № 127-ФЗ, пункта 17.2 Положения № 676-П временная администрация сообщает, что по результатам обследования Банка признаки преднамеренного банкротства, подпадающие под определение подпунктов а), б), в), г) пункта 9 раздела II «Порядка определения признаков преднамеренного банкротства» временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 не выявлены.

Заявления в правоохранительные органы в порядке, предусмотренном пунктом 17.3 Положения № 676-П, временной администрацией не направлялись.

Задолженность по обязательным платежам, текущим расходам и заработной плате у Банка отсутствует, на дату отзыва лицензии (12.09.2019) в отношении Банка не возбуждено исполнительных производств.

В соответствии со статьей 23.2 Закона о банках ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя и на основании подпункта третьего пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса,  статьи 23.1 Закона о банковской деятельности приходит к выводу об удовлетворении  требований Банка России о ликвидации кредитной организации  и назначении ликвидатором АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГРИНКОМБАНК" Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

В соответствии со статьей 23.4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлины.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявленному иску составляет 6 000 руб. 00 коп.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд государственная пошлина не уплачивалась.

Принимая во внимание, что исковые требования истца удовлетворены, истцом при подаче иска государственная пошлина не уплачивалась, истец на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями  167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Ликвидировать кредитную организацию АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГРИНКОМБАНК" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664007, <...>).

Назначить ликвидатором АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГРИНКОМБАНК" Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

Установить срок ликвидации кредитной организации 12 месяцев со дня вступления

настоящего решения в законную силу.

Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГРИНКОМБАНК" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                              А.Ф. Ханафина