ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-23968/2023 от 27.12.2023 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дело № А19-23968/2023

10.01.2024 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.12.2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 10.01.2024 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чувашовой В.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Парфеновой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «БетонПрофи» (ОГРН 1183850007164, ИНН 3801145067, адрес: 665841, Иркутская обл., г. Ангарск, мкр. 18, д. 1, кв. 24)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
(ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17)

о признании незаконным и отмене предупреждения от 10.08.2023 № 038/68/23 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,

третье лицо - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (ОГРН 1153850023249, ИНН 3801131931, адрес: 665830, Иркутская обл., г. Ангарск, кв-л 59, д. 4)

при участии в заседании суда:

от заявителя – Морозов В.В., представитель по доверенности от 01.04.2022 (предъявлены паспорт, документ об образовании);

от ответчика – Иванова В.В., представитель по доверенности от 11.01.2023 №038/66/23 (предъявлено служебное удостоверение, документ об образовании);

от третьего лица – Емельяненко И.А., представитель по доверенности от 20.12.2022 (предъявлены служебное удостоверение, документ об образовании),

в судебном заседании, в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 27.12.2023г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «БетонПрофи» (далее – заявитель, ООО «БетонПрофи», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – УФАС по Иркутской области) от 10.08.2023 № 038/68/23 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (далее также – третье лицо, Комитет).

Представитель заявителя заявленные требования поддержал, представил возражения на отзыв ответчика.

Представитель антимонопольного органа против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя; в ходе рассмотрения дела представил письменный отзыв на заявление.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что в УФАС по Иркутской области поступило обращение Прокуратуры г. Ангарска с указанием на наличие в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (далее - Комитет) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольным органом, проведено расследование, по результатам которого Комитету выдано предупреждение от 10.08.2023 № 038/68/23 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в срок до 11.12.2023г., путем:

1)отмены распоряжения от 24.06.2022г. № 853 «О выдаче разрешения на использование земельного участка» и разрешения № 95/2022 от 07.06.2022 на использование земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 9 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Ангарский городской округу, город Ангарск, автодорога А, квартал 252, при подъезде к земельному участку с кадастровым номером 38:26:040302:52, в границах территории с координатами характерных точек. Указанных в схеме расположения земельного участка, для размещения информационного табло (конструкция-указатель), выданного ООО «БетонПрофи»;

2)осуществления демонтажа рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой ООО «БетонПрофи» по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Ангарский городской округу, город Ангарск, автодорога А, квартал 252 (БЕТОН), в соответствии с порядком, установленным Законом о рекламе.

На основании указанного предупреждения Комитетом вынесено распоряжение № 1202 от 24.08.2023 об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа от 24.06.2022 № 853 и прекращении действия разрешения на использование земельного участка от 27.06.2022 № 95/2022, выданного ООО «БетонПрофи».

Полагая, что предупреждение от 10.08.2023 № 038/68/23 является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, ООО «БетонПрофи» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, 19.05.2023 в УФАС по Иркутской области поступило обращение Прокуратуры г. Ангарска с указанием на наличие в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (далее - Комитет) признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в размещении рекламной конструкции по адресу: г. Ангарск, квартал 252, вдоль автодороги А (БЕТОН).

Как указывалось судом выше, по результатам антимонопольного расследования УФАС по Иркутской области выдано Комитету предупреждение от 10.08.2023 № 038/68/23 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 1 Закона о защите конкуренции установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления или организациями; его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пояснениям третьего лица, при подготовке разрешительных документов Комитет руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков установления сервитутов», постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015г. №271-пп «Об утверждении положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области» и пунктом 2 письма Федеральной антимонопольной службы от 27.12.2017г. № АК/92163/17.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. № 1300 (далее - Постановление № 1300).

Постановление № 1300 содержит исчерпывающий перечень видов объектов, не допускает расширенного толкования утвержденного перечня.

В пункт 4 Перечня включены: Элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламныхконструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

В силу положений пункта 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

В соответствии со статьей 1 Закона о рекламе его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о рекламе, Закон о рекламе применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно статье 3 указанного закона рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, рекламу от информации не рекламного характера выделяет совокупность следующих признаков:

1.Информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств: способы распространения рекламы не ограничены, глава 2 Закона о рекламе содержит нормы, определяющие требования к отдельным способам распространения рекламы.

2.Адресованная неопределенному кругу лиц: в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

3.Направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе также определено, что рекламными конструкциями являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).

Пунктом 26.1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе"

Постановлением администрации Ангарского городского округа от 22.12.2017 № 1989-па утверждены Правила размещения и содержания рекламных конструкций на территории Ангарского городского округа (далее - Правила). Так, в соответствии с пунктом 1.2 данных Правил, рекламной конструкцией является элемент благоустройства, предназначенный для распространения наружной рекламы.

В свою очередь, пунктом 1.6 Правил установлено, что их положения не распространяются на:

1) размещение информации на технических средствах организации дорожного движения;

2) информационные указатели ориентирования в городе: названия улиц, номера зданий, расписание движения пассажирского транспорта, схемы и карты ориентирования в городе, размещаемые соответствующими городскими службами;

3) размещение информации о проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, распространяемой в целях безопасности и информирования населения;

4) размещение информации об объектах городской инфраструктуры: районах, микрорайонах, архитектурных ансамблях, садово-парковых комплексах;

5) праздничное некоммерческое оформление города (без использования средств индивидуализации);

6) различного рода декоративные элементы (мягкое стяговое оформление, флаговые композиции, световые установки, настенные панно, мягкие перетяжки, гирлянды и др.) без использования средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;

7) размещение информации о проведении социально значимых мероприятий (перепись населения, выборы, субботник и т.п.);

8) порядок распространения социальной рекламы на территории Ангарского городского округа.

Как следует из материалов дела, в ходе антимонопольного расследования, УФАС по Иркутской области установлено, что Комитетом на основании распоряжения от 24.06.2023 № 853 «О выдаче разрешения на использование земельного участка» ООО «БетонПрофи» выдано разрешение от 07.06.2022 № 95/2022 на использование земельного участка из земель населенных пунктов площадью 9 кв.м. расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Ангарск, кв-л 252, при подъезде к земельному участку с кадастровым номером 38:26:040302:152, в границах территории с координатами характерных точек, указанных в схеме расположения земельного участка, для размещения информационного табло (конструкция - указатель) сроком до 26.06.2025.

В УФАС по Иркутской области поступило обращение Прокуратуры г. Ангарска с указанием о наличии в действиях Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (далее - Комитет) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе расследования антимонопольным органом установлено, что на указанном земельном участке установлена конструкция содержащая признаки рекламной конструкции, при отсутствии предусмотренного частью 9 статьи 19 Закона о рекламе разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

По окончании расследования антимонопольным органом, в отношении Комитета выдано предупреждение от 10.08.2023 № 038/68/23 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Как указано в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Обязательной к размещению информацией, в силу части 1 статьи 9 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», является фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя

Вместе с тем, в пункте 2 данного Постановления Пленума ВАС РФ указано, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, спорная конструкция расположена не в месте нахождения организации (л.д. 79), и не содержит обязательной к размещению информации (л.д. 103).

Однако, на указанной спорной конструкции размещена информация содержащая наименование реализуемого товара (Бетон), адрес реализации реализуемого товара (252 кв-л, стр. 36 (л.д. 103-105)).

С учетом размещенной на спорной конструкции отдельных сведений очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, а также тот факт, что спорный объект имеет своей целью привлечение внимания к конкретному объекту, принимая во внимание удаленность от места реализации предлагаемого товара, суд приходит к выводу о том, что данная конструкция обладает признаками рекламной.

Доводы заявителя о том, что информация, размещённая на конструкции, не направлена на привлечение внимания неопределённого круга лиц, не формирует и не поддерживает к ней интерес, суд находит несостоятельными, поскольку как указывалось судом выше, спорный объект содержит указание на конкретный товар (Бетон), что вызывает у потребителя ассоциацию с определенным товаром.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В настоящем случае, как следует из материалов дела и установлено судом, спорная конструкция расположена по адресу г. Ангарск, квартал 252, вдоль автодороги, следовательно, доступна неограниченному кругу лиц - потребителей рекламы.

Ссылку заявителя на ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», суд находит несостоятельной, как основанной на неверном толковании.

Довод заявителя со ссылкой на пункт 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» суд также находит несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае, на спорном объекте размещена информация не о наименовании организации, а о реализуемом товаре. Идентифицировать организацию по информации размещенной на спорном объекте не представляется возможным.

Также подлежит отклонению ссылка третьего лица на п. 2 письма ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17, поскольку спорная конструкция содержит сведения не о профиле деятельности организации или ассортименте реализуемых товар и услуг, а конкретном виде реализуемого товара – бетон.

Дополнительно суд обращает внимание, что спорный объект не может быть идентифицирован как указатель в силу следующего.

Как указано в пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» решая вопрос о том, является ли рекламой информация только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этими знаками, а соответствующие знаки - рекламными конструкциями, суды должны учитывать следующее.

В силу пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в частности, установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения.

Согласно пункту 12 названного Положения ГИБДД предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.

Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа Р 52290-2004.

Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной в абзаце первом настоящего пункта информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой, в связи с чем к ней не применяются положения статьи 14.38 КоАП РФ.

Информация, размещенная без соблюдения упомянутых требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, заявителем не представлено доказательств согласования в установленном порядке с ГИБДД размещенной на спорном объекте информации, а также доказательств того, что информация, размещенная на спорном объекте знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов.

Кроме того, в судебном заседании представители заявителя и третьего лица пояснили, что такое согласование не производилось.

Оценивая довод заявителя о не привлечении его, к участию в деле, о нарушении антимонопольного законодательства, суд находит его подлежащим отклонению в силу следующего.

Статьей 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются

1) заявитель - лицо, подавшее заявление, государственный орган, орган местного самоуправления, направившие материалы;

2) ответчик по делу - лицо, в отношении которого подано заявление, направлены материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанные лица признаются ответчиками по делу о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела;

3) заинтересованные лица - лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В месте с тем, в рассматриваемом случае, дело о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Иркутской области не возбуждалось, имело место проверка фактов изложенных в обращении поступившем из Прокуратуры г. Ангарска.

При отсутствии возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства, привлечение к участию иных лиц, является правом антимонопольного органа, и не накладывает обязанности по информированию таких лиц о факте проверочных мероприятий.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу что в рассматриваемом случае, антимонопольным органом верно сделан вывод об обладании спорного объекта признаков рекламной конструкции. В связи с чем, в отношении данного объекта применяются требования части 9 статьи 19 Закона о рекламе.

Как установлено антимонопольным органом, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции не выдавалось.

Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Части 10, 21-21.3 статьи 19 Закона о рекламе содержат перечень действий органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в случае выявления рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек

Из указанных положений следует, что на Комитет возложена обязанность по выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также в случае установленном Законом осуществить демонтаж за счет средств местного бюджета.

При указанных обстоятельствах антимонопольным органом обосновано сделан вывод о нарушении Комитетом части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в принятии распоряжения от 24.06.2022 № 853 «О выдаче разрешения на использование земельного участка» и выдаче на основании указанного разрешения от 07.06.2022 № 95/2022 на использование земельного участка из земель населенных пунктов площадью 9 кв.м. расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Ангарск, кв-л 252, при подъезде к земельному участку с кадастровым номером 38:26:040302:152, в границах территории с координатами характерных точек, указанных в схеме расположения земельного участка, для размещения информационного табло (конструкция - указатель) сроком до 26.06.2025.

В связи с чем, у УФАС по Иркутской области имелись достаточные основания для выдачи Комитету оспариваемого в настоящем деле предупреждения от 10.08.2023 № 038/68/23 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Всем существенным доводам сторон судом дана оценка, остальные доводы несущественны и на выводы суда повлиять не могут.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов, выполненных в форме электронного документа, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья В.Ю. Чувашова