АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
23 января 2007 года Дело №А19-23974/06-56
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2007 года. Полный текст решения изготовлен 23 января 2007 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Загвоздина В.Д.,
при ведении протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Центральная аптека №20»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу
о признании незаконным решения от 04.09.06г. №11-45
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – адвокат, по доверенности от 04.12.06г. б/н
от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 15.01.07г. б/н; ФИО3 – представитель по доверенности от 09.01.07г. №03-02
установил:
Первоначально Муниципальное унитарное предприятие «Центральная аптека №20» обратилось в арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 04.09.06г. №11-45.
В заявлении, поступившем в суд 13.11.06г., МУП «Центральная аптека №20» попросило суд взыскать с налогового органа 43900 руб. 00 коп. судебных издержек (оплата юридических услуг адвоката).
В судебном заседании 23.01.07г. заявитель в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказался от требования в части признания незаконным решения от 04.09.06г. №11-45 по доначислению транспортного налога в сумме 15 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 51 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 13710 руб. 20 коп., а также попросил суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области судебные издержки в сумме 46116 руб. 20 коп., в том числе: оплата юридических услуг адвоката – 43900 руб. 00 коп., оплата проезда адвоката и главного бухгалтера из г.Тайшета в г.Иркутск и обратно на судебное заседание, состоявшееся по настоящему делу в Арбитражном суде Иркутской области 5 декабря 2006 года – 2216 руб. 20 коп.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Налоговый орган заявленные требования не признал, сославшись на законность оспариваемого ненормативного правового акта.
Из материалов дела следует, что налоговым органом по месту учета проведена выездная налоговая проверка МУП «Центральная аптека №20» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.04г. по 31.03.06г., составлен акт проверки от 07.08.06г. №11-84.
В ходе проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик применил вычеты по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам ЗАО «СИА Интернейшнл Иркутск», ЗАО «Россиб Фармация», ООО «ВАГО», ИП ФИО4, филиала ЗАО НПК «Катрен», ООО «Морон», ЗАО «РОСТА», ГП ККТПП «Фармация», ГУП Иркутской области ОСАБ, ИП ФИО5, не соответствующим положениям п.п.5, 6 ст.169 Налогового кодекса РФ – в фактурах не указаны КПП, ИНН продавца и покупателя, отсутствуют подписи руководителя и главного бухгалтера, точный адрес продавца, адреса грузоотправителя и грузополучателя, наименование грузополучателя, не указан полный адрес покупателя в соответствии с учредительными документами, а также не представлена счет-фактура к товарной накладной ЗАО «СИА Интернейшнл Иркутск» от 28.11.03г. №68848/0 на сумму налога 643 руб. 02 коп.
Кроме того, инспекцией установлено, что МУП «Центральная аптека №20» в нарушение пп.24 п.2 и п.6 ст.149 Налогового кодекса РФ не исчислило налог на добавленную стоимость за декабрь 2004 года и январь 2005 года с услуг по изготовлению лекарственных средств в период, когда организация не имела соответствующей лицензии (лицензия выдана в феврале 2005 года).
Также инспекцией установлено занижение транспортного налога за 2005 год на сумму 15 рублей, а также несвоевременное перечисление в бюджет в проверяемом периоде удержанного налога на доходы физических лиц.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 04.09.06г. №11-45, в соответствии с которым, заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 70615 руб. 88 коп., за неуплату транспортного налога в виде штрафа в размере 3 руб. 00 коп.
Также указанным решением налогоплательщику предложено уплатить в срок указанный в требовании, налог на добавленную стоимость в сумме 350869 руб. 40 коп., транспортный налог в сумме 15 руб. 00 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 81228 руб. 58 коп. , пени по транспортному налогу в сумме 51 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 13960 руб. 24 коп.
Доначисляя налог на добавленную стоимость, налоговая инспекция не приняла представленные налогоплательщиком исправленные фактуры, указав в решении на то, что в силу п.29 Постановления правительства РФ от 02.12.00г. №914 исправления в счета-фактуры должны быть заверены руководителем юридического лица. По мнению налогового органа, внесение исправлений в фактуры иными лицами, уполномоченными на это доверенностями или приказами руководителей соответствующих организаций, противоречит законодательству о налогах и сборах. Аналогичные доводы налоговый орган выдвинул и в ходе разбирательства по делу.
Не согласившись с налоговым органом, МУП «Центральная аптека №20» попросило суд признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 04.09.06г. №11-45.
По мнению заявителя, приведенные налоговой инспекцией мотивы уменьшения вычетов и доначисления налога на добавленную стоимость противоречат положениям п.6 ст.169 Налогового кодекса РФ, который предусматривает подписание счета-фактуры не только руководителем организации, но и доверенным лицом. Соответственно, и вносить исправления в счета-фактуры могут надлежащим образом уполномоченные представители данных организаций.
В настоящее время счета-фактуры исправлены, доверенности и приказы о предоставлении лицам соответствующих полномочий у МУП «Центральная аптека №20» имеются, а следовательно, у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа в применении вычетов и доначисления налога на добавленную стоимость.
В отношении доначисления налога на добавленную стоимость в связи с реализацией в декабре 2004 года и январе 2005 года услуг, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, заявитель указал на то, что 04.11.04г., то есть заблаговременно до истечение срока действия лицензии, обратился в Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств с заявлением о выдаче новой лицензии.
Несвоевременное оформление лицензии лицензирующим органом не может быть поставлено в вину организации, которая исполнила все условия для получения лицензии.
Мотивированных возражений по начислению в оспариваемом решении транспортного налога, пени за его неуплату, а также пени по налогу на доходы физических лиц заявитель в ходе разбирательства по делу не представил и отказался в данной части от заявленных требований.
Исследовав имеющиеся документы, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
1. Согласно п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 ст.172 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.05г.) установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Обязательные требования, предъявляемые к счету-фактуре, установлены п.5, 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ, в частности, в счете-фактуре должны быть указаны адреса продавца, покупателя, грузоотправителя и грузополучателя, ИНН продавца и покупателя. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
По смыслу п.2 ст.169 Налогового кодекса РФ отсутствие обязательных реквизитов, а следовательно, и указание в счете-фактуре недостоверных сведений, лишает данный документ доказательственной силы и препятствует принятию соответствующих сумм к вычету и возмещению.
Согласно п.29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.00г. №914, не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
В связи с тем, что при доначислении налога в сумме 346924 руб. 40 коп. (350869 руб. 40 коп. – начисление по деятельности без лицензии в сумме 4845 руб. 00 коп.) налоговый орган в оспариваемом решении указал только одно основание – несоответствие счетов-фактур положениям п.п.5 и ст.169 Налогового кодекса РФ, только это основание и рассматривается судом при оценке законности решения от 04.09.06г. №11-45.
По результатам исследования представленных документов суд полагает, что налогоплательщик в ходе рассмотрения дела подтвердил надлежащее исправление следующих счетов-фактур:
- ООО «Ваго» от 03.02.04г. №1170 на сумму налога 297 руб. 00 коп., от 27.01.04г. №934 на сумму налога 1160 руб. 25 коп., от 30.03.05г. №2893 на сумму налога 1739 руб. 50 коп., от 01.06.05г. №4869 на сумму налога 1508 руб. 40 коп., от 18.05.05г. №4439 на сумму налога 1043 руб. 70 коп., от 27.04.05г. №3878 на сумму налога 1489 руб. 40 коп., от 27.04.05г. №3879 на сумму налога 33 руб. 17 коп., от 05.05.05г. №4124 на сумму налога 22 руб. 11 коп., от 13.07.05г. №6228 на сумму налога 51 руб. 76 коп., от 29.06.05г. №5745 на сумму налога 1377 руб. 60 коп., от 29.06.05г. №5762 на сумму налога 81 руб. 15 коп., от 13.07.05г. №6228 на сумму налога 51 руб. 76 коп., от 29.06.05г. №5745 на сумму налога 1377 руб. 60 коп., от 29.06.05г. №5762 на сумму налога 81 руб. 15 коп., от 19.10.05г. №9884 на сумму налога 1886 руб. 31 коп., от 28.09.05г. №9043 на сумму налога 141 руб. 31 коп., от 16.11.05г. №10961 на сумму налога 122 руб. 94 коп., от 16.11.05г. №10988 на сумму налога 175 руб. 98 коп., от 02.11.05г. №10410 на сумму налога 1377 руб. 60 коп., от 25.02.04г. №1953 на сумму налога 244 руб. 80 коп., от 23.03.04г. №2871 на сумму налога 122 руб. 16 коп., от 30.03.04г. №3121 на сумму налога 114 руб. 63 коп., от 13.04.04г. №3620 на сумму налога 68 руб. 18 коп., от 27.04.04г. №4119 на сумму налога 1147 руб. 68 коп., от 18.05.04г. №4727 на сумму налога 247 руб. 50 коп., от 27.04.04г. №4109 на сумму налога 203 руб. 33 коп., от 20.04.04г. от 20.04.04г. №3657 на сумму налога 181 руб. 62 коп., от 08.06.04г. №5405 на сумму налога 295 руб. 71 коп., от 17.11.04г. №10769 на сумму налога 248 руб. 00 коп., от 17.11.04г. №10770 на сумму налога 695 руб. 80 коп., от 03.11.04г. №10352 на сумму налога 223 руб. 20 коп., от 23.11.05г. №11308 на сумму налога 614 руб. 70 коп.;
- ЗАО «СИА Интернейшнл Иркутск» от 26.03.04г. №46086 на сумму налога 506 руб. 93 коп., от 23.03.04г. №43262/0 на сумму налога 925 руб. 12 коп., от 14.05.04г. №67119/0 на сумму налога 591 руб. 90 коп., от 30.04.04г. №62223/0 на сумму налога 4550 руб. 72 коп., от 27.04.04г. №60940/0 на сумму налога 6990 руб. 74 коп., от 11.05.04г. №66399/0 на сумму налога 774 руб. 36 коп., от 16.04.06г. №55312/0 на сумму налога 30 руб. 10 коп., от 28.05.04г. №73521/0 на сумму налога 2703 руб. 55 коп., от 02.07.04г. №89331/0 на сумму налога 450 руб. 47 коп., от 21.11.04г. №Р-002680 на сумму налога 2148 руб. 70 коп., от 09.12.03г. №72908/0 на сумму налога 3287 руб. 82 коп., от 12.12.03г. №75799/0 на сумму налога 35 руб. 42 коп., от 16.12.03г. №76139/0 на сумму налога 2382 руб. 65 коп., от 19.12.03г. №78627/0 на сумму налога 1512 руб. 84 коп., от 06.01.04г. №306/0 на сумму налога 680 руб. 03 коп., от 23.12.03г. №80990/0 на сумму налога 5576 руб. 16 коп., от 30.12.03г. №84411/0 на сумму налога 678 руб. 65 коп., от 23.12.03г. №81103/0 на сумму налога 346 руб. 33 коп., от 20.01.04г. №5937/0 на сумму налога 1877 руб. 11 коп., от 06.01.04г. №27/0 на сумму налога 8 руб. 20 коп., от 12.12.03г. №76066/0 на сумму налога 1947 руб. 47 коп., от 09.01.04г. №980/0 на сумму налога 1825 руб. 08 коп., от 05.03.04г. №34146/0 на сумму налога 939 руб. 69 коп., от 10.02.04г. №18893/0 на сумму налога 7011 руб. 87 коп., от 24.02.04г. №27190/0 на сумму налога 1624 руб. 40 коп., от 20.02.04г. №25397/0 на сумму налога 924 руб. 61 коп., от 17.02.04г. №23397/0 на сумму налога 1085 руб. 27 коп, от 09.03.04г. №35335/0 на сумму налога 4061 руб. 70 коп., от 16.03.04г. №38084/0 на сумму налога 665 руб. 78 коп., от 27.02.04г. №30074/0 на сумму налога 1538 руб. 09 коп., от 06.02.04г. №17223/0 на сумму налога 4286 руб. 65 коп., от 02.03.04г. №31405/0 на сумму налога 560 руб. 04 коп., от 16.03.04г. №40342/0 на сумму налога 398 руб. 77 коп., от 12.03.04г. №36639/0 на сумму налога 682 руб. 66 коп., от 06.04.04г. №50130 на сумму налога 3155 руб. 25 коп., от 30.03.04г. №47562 на сумму налога 4158 руб. 41 коп., от 26.03.04г. №46014/0 на сумму налога 2405 руб. 48 коп., от 19.03.04г. №41685/0 на сумму налога 646 руб. 43 коп., от 19.03.04г. №41954/0 на сумму налога 807 руб. 35 коп., от 04.05.04г. №63669/0 на сумму налога 1814 руб. 87 коп., от 13.04.04г. №53037/0 на сумму налога 2044 руб. 76 коп., от 09.04.04г. №51975/0 на сумму 8190 руб. 88 коп., от 02.04.04г. №48547/0 на сумму налога 1261 руб. 82 коп., от 20.04.04г. №57284/0 на сумму налога 2501 руб. 89 коп., от 06.04.04г. №50864/0 на сумму налога 819 руб. 91 коп., от 16.04.04г. №55857/2 на сумму налога 4836 руб. 54 коп., от 21.05.04г. №71057/0 на сумму налога 6311 руб. 40 коп., от 18.05.04г. №68697/0 на сумму налога 7616 руб. 44 коп., от 25.05.04г. №72356/0 на сумму налога 1139 руб. 64 коп., от 22.06.04г. №84753 на сумму налога 4324 руб. 42 коп., от 18.06.04г. №83356/0 на сумму налога 78 руб. 07 коп., от 15.06.04г. №82477/0 на сумму налога 379 руб. 77 коп., от 25.06.04г. №87010/0 на сумму налога 1311 руб. 94 коп., от 06.07.04г. №764/0 на сумму налога 8593 руб. 63 коп., от 08.06.04г. №78774/0 на сумму налога 1896 руб. 78 коп., от 20.07.04г. №7181/0 на сумму налога 3654 руб. 87 коп., от 16.07.04г. №5887/0 на сумму налога 5621 руб. 64 коп., от 13.07.04г.№2845/0 на сумму налога 116 руб. 95 коп., от 29.06.04г. №88141/0 на сумму налога 2931 руб. 57 коп., от 06.07.04г. №74/0 на сумму налога 738 руб. 42 коп., от 06.07.04г. №641/0 на сумму налога 2902 руб. 37 коп., от 29.06.04г. №88238 на сумму налога 51 руб. 75 коп., от 09.07.04г. №1874/0 на сумму налога 6299 руб. 50 коп., от 13.07.04г. №3237/0 на сумму налога 2141 руб. 69 коп., от 13.07.04г. №2478/0 на сумму налога 4097 руб. 21 коп., от 27.07.04г. №11032/0 на сумму налога 1965 руб. 73 коп., от 20.08.04г. №22362/0 на сумму налога 7815 руб. 80 коп., от 03.08.04г. №13309/0 на сумму налога 75 руб. 00 коп., от 03.08.04г. №13359/0 на сумму налога 3593 руб. 89 коп., от 06.08.04г. №15851/0 на сумму налога 163 руб. 92 коп., от 24.08.04г. №23639/0 на сумму налога 3042 руб. 88 коп., от 06.08.04г. №15402/0 на сумму налога 7 руб. 49 коп., от 30.07.04г. №12037/0 на сумму налога 6903 руб. 76 коп., от 23.07.04г. №8101/0 на сумму налога 3051 руб. 97 коп., от 17.08.04г. №20689/0 на сумму налога 1012 руб. 61 коп., от 10.08.04г. №17392/0 на сумму налога 1837 руб. 05 коп. от 10.08.04г. №16808/0 на сумму налога 6540 руб. 87 коп., от 13.08.04г. №18763/0 на сумму налога 6467 руб. 81 коп., от 27.08.04г. №25887/0 на сумму налога 668 руб. 94 коп., от 31.08.04г. №27396/0 на сумму налога 819 руб. 07 коп., от 01.10.04г. №43393/0 на сумму налога 959 руб. 08 коп., от 28.09.04г. №42015/0 на сумму налога 2233 руб. 96 коп., от 12.10.04г. №42898 на сумму налога 547 руб. 75 коп., от 19.10.04г. №52570/0 на сумму налога 1207 руб. 57 коп., от 05.10.04г. №45495/0 на сумму налога 4979 руб. 70 коп., от 17.09.04г. №35993/0 на сумму налога 1433 руб. 11 коп., от 21.09.04г. №37263/0 на сумму налога 1791 руб. 75 коп., от 24.09.04г. №40392/0 на сумму налога 1355 руб. 00 коп., от 28.09.04г. №41186/0 на сумму налога 70 руб. 27 коп., от 07.09.04г. №30499/0 на сумму налога 609 руб. 75 коп., от 03.09.04г. №28683/0 на сумму налога 549 руб. 79 коп., от 14.09.04г. №33872/0 на сумму налога 1136 руб. 72 коп., от 10.09.04г. №32387/0 на сумму налога 2765 руб. 75 коп., от 22.10.04г. №53956/0 на сумму налога 540 руб. 93 коп., от 26.10.04г. №56789/0 на сумму налога 558 руб. 91 коп., от 29.10.04г. №58332/0 на сумму налога 5140 руб. 91 коп., от 05.11.04г. №61862/0 на сумму налога 3712 руб. 01 коп., от 29.10.04г. №58278/0, от 09.11.04г. №63560/0 на сумму налога 847 руб. 57 коп., от 12.11.04г. №64762/0 на сумму налога 4416 руб. 09 коп., от 16.01.04г. №18269/0 на сумму налога 182 руб. 20 коп.;
- ЗАО «Россиб Фармация» от 30.04.04г. №13313/7 на сумму налога 48 руб. 51 коп., от 30.04.04г. №13310/7 на сумму налога 23 руб. 58 коп., от 11.05.04г. №13949/7 на сумму налога 2264 руб. 97 коп., от 07.05.04г. №13692/7 на сумму налога 153 руб. 13 коп., от 07.05.04г. №13747/7 на сумму налога 70 руб. 00 коп., от 18.05.04г. №14786/7 на сумму налога 141 руб. 11 коп., от 21.05.04г. №15287/7 на сумму налога 23 руб. 31 коп., от 07.05.04г. №13748/7 на сумму налога 1278 руб. 37 коп., от 02.07.04г. №20314/7 на сумму налога 841 руб. 97 коп., от 29.06.04г. №19849/7 на сумму налога 183 руб. 53 коп., от 29.06.04г. №19838/7 на сумму налога 87 руб. 07 коп., от 02.07.04г. №20255/7 на сумму налога 134 руб. 49 коп., от 20.07.04г. №22086/7 на сумму налога 76 руб. 74 коп., от 06.07.04г. №20699/7 на сумму налога 237 руб. 44 коп., от 08.07.04г. №20968/7 на сумму налога 169 руб. 71 коп., от 09.07.04г. №21114/7 на сумму налога 39 руб. 28 коп., от 29.06.04г. №19840/7 на сумму налога 218 руб. 61 коп., от 29.06.04г. №19837/7 на сумму налога 101 руб. 01 коп., от 29.06.04г. №19839/7 на сумму налога 74 руб. 52 коп., от 04.06.04г. №17021/7 на сумму налога 27 руб. 16 коп., от 04.06.04г. №17018/7 на сумму налога 41 руб. 25 коп., от 01.06.04г. №16529/7 на сумму налога 100 руб. 67 коп., от 26.05.04г. №15759/7 на сумму налога 48 руб. 23 коп., от 11.06.04г. №17815/7 на сумму налога 455 руб. 09 коп., от 13.06.04г. №21388/7 на сумму налога 603 руб. 12 коп., от 06.07.04г. №20701/7 на сумму налога 13 руб. 77 коп., от 06.07.04г. №20700/7 на сумму налога 415 руб. 33 коп., от 08.06.04г. №17529/7 на сумму налога 47 руб. 42 коп., от 09.06.04г. №17418/7 на сумму налога 123 руб. 65 коп., от 28.05.04г. №16094/7 на сумму налога 408 руб. 33 коп., от 01.06.04г. №16530/7 на сумму налога 1633 руб. 82 коп., от 09.07.04г. №21106/7 на сумму налога 548 руб. 17 коп., от 23.06.04г. №19032/7 на сумму налога 60 руб. 75 коп., от 31.08.04г. №26031/7 на сумму налога 1763 руб. 21 коп., от 12.02.04г. №5095/7 на сумму налога 3655 руб. 21 коп., от 18.02.04г. №5797/7 на сумму налога 139 руб. 49 коп., от 27.02.04г. №6778/7 на сумму налога 448 руб. 00 коп., от 27.02.04г. №6779/7 на сумму налога 2066 руб. 75 коп., от 16.03.04г. №8457/7 на сумму налога 100 руб. 48 коп., от 16.03.04г. №8459/7 на сумму налога 85 руб. 22 коп., от 16.03.04г. №8458/7 на сумму налога 3728 руб. 41 коп., от 04.03.04г. №29481 на сумму налога 468 руб. 00 коп., от 10.03.04г. №31601 на сумму налога 170 руб. 15 коп., от 11.05.04г. №59844 на сумму налога 123 руб. 06 коп., от 30.04.04г. №13311/7 на сумму налога 719 руб. 27 коп., от 30.06.04г. №19935/7 на сумму налога 37 руб. 87 коп., от 09.06.04г. №17414/7 на сумму налога 42 руб. 61 коп., от 29.06.04г. №19847/7 на сумму налога 2121 руб. 29 коп., от 04.06.04г. №17019/7 на сумму налога 1455 руб. 87 коп., от 30.07.04г. №23176 на сумму налога 210 руб. 45 коп., от 13.08.04г. №24366/7 на сумму налога 495 руб. 50 коп., от 11.08.04г. №24034/7 на сумму налога 66 руб. 93 коп., от 10.08.04г. №23967/7 на сумму налога 57 руб. 56 коп., от 10.11.04г. №93905 на сумму налога 975 руб. 39 коп.;
- Филиал ЗАО НПК «Катрен» (г.Иркутск) от 31.07.04г. №38356 на сумму налога 628 руб. 60 коп., от 25.08.04г. №42834 на сумму налога 398 руб. 96 коп., от 25.08.04г. №42828/0 на сумму налога 810 руб. 56 коп., от 11.08.04г. №40173/0 на сумму налога 946 руб. 12 коп., от 24.08.04г. №42732/0 на сумму налога 467 руб. 80 коп., от 11.08.04г. №40174/0 на сумму налога 183 руб. 80 коп., от 10.01.05г. №13 на сумму налога 987 руб. 33 коп.;
- ООО «Морон» от 19.08.04г. №55211 на сумму налога 262 руб. 40 коп., от 19.08.04г. №53732 на сумму налога 590 руб. 91 коп., от 19.08.04г. №55201 на сумму налога 523 руб. 22 коп., от 31.07.04г. №53051 на сумму налога 457 руб. 04 коп., от 31.07.04г. №53053 на сумму налога 339 руб. 53 коп., от 13.09.04г. №57504 на сумму налога 1227 руб. 64 коп.;
- ЗАО «Роста» (в том числе Новосибирский и Иркутский филиалы) от 05.10.04г. №967/7 на сумму налога 900 руб. 89 коп., от 05.10.04г. №968/7 на сумму налога 992 руб. 37 коп., от 08.10.04г. №1412/7 на сумму налога 52 руб. 50 коп., от 08.10.04г. №1414/7 на сумму налога 1667 руб. 34 коп., от 15.10.04г. №2317/7 на сумму налога 323 руб. 78 коп., от 12.10.04г. №1789/7 на сумму налога 544 руб. 87 коп., от 28.09.04г. №199/7 на сумму налога 1010 руб. 64 коп., от 01.10.04г. №28725 на сумму налога 233 руб. 30 коп., от 05.10.04г. №956/7, от 29.09.04г. №27590 на сумму налога 35 руб. 26 коп., от 05.10.04г. №965/7 на сумму налога 77 руб. 35 коп., от 29.09.04г. №322/7 на сумму налога 36 руб. 31 коп., от 07.12.04г. №10219/7 на сумму налога 4111 руб. 01 коп., от 19.11.04г. №7315/7 на сумму налога 355 руб. 56 коп., от 17.11.04г. №6671/7 на сумму налога 18 руб. 69 коп., от 05.11.04г. №4976/7 на сумму налога 2494 руб. 04 коп., от 10.11.04г. №5347/7 на сумму налога 31 руб. 16 коп., от 18.11.04г. №49710 на сумму налога 6 руб. 96 коп., от 19.11.04г. №7318/7 на сумму налога 62 руб. 25 коп., от 24.09.04г. №26174 на сумму налога 20 руб. 11 коп., от 18.11.04г. №49711 на сумму налога 111 руб. 41 коп., от 26.11.04г. №53474/7 на сумму налога 465 руб. 82 коп., от 26.11.04г. №53473/7 на сумму налога 644 руб. 17 коп., от 17.11.04г. №6687/7 на сумму налога 292 руб. 69 коп., от 05.11.04г. №4977/7 на сумму налога 263 руб. 20 коп., от 12.11.04г. №6057/7 на сумму налога 2353 руб. 35 коп., от 12.11.04г. №6056/7 на сумму налога 2665 руб. 10 коп., от 09.11.04г. №5268/7 на сумму налога 266 руб. 99 коп., от 17.11.04г. №6688/7 на сумму налога 17 руб. 22 коп., от 12.11.04г. №6054/7 на сумму налога 361 руб. 61 коп., от 10.11.04г. №5348/7 на сумму налога 136 руб. 12 коп., от 10.11.04г. №5349/7 на сумму налога 92 руб. 64 коп., от 23.11.04г. №7783/7 на сумму налога 3589 руб. 63 коп., от 19.11.04г. №7323/7 на сумму налога 794 руб. 37 коп., от 23.11.04г. №7784/7 на сумму налога 1 руб. 64 коп., от 18.11.04г. №7020/7 на сумму налога 12 руб. 16 коп., от 19.11.04г. №7322/7 на сумму налога 298 руб. 10 коп., от 19.11.04г. №7314/7 на сумму налога 148 руб. 00 коп., от 17.11.04г. №6702/7 на сумму налога 4249 руб. 28 коп. от 23.11.04г. №7785/7 на сумму налога 18 руб. 89 коп., от 05.11.04г. №4975/7 на сумму налога 784 руб. 33 коп., от 07.12.04г. №10247/7 на сумму налога 131 руб. 22 коп., от 07.12.04г. №10221/7 на сумму налога 73 руб. 85 коп., от 03.12.04г. №9707/7 на сумму налога 448 руб. 06 коп., от 30.11.04г. №9128/7 на сумму налога 557 руб. 40 коп., от 19.11.04г. №7321/7 на сумму налога 4853 руб. 03 коп., от 03.12.04г. №9748/7 на сумму налога 344 руб. 30 коп., от 30.11.04г. №9119/7 на сумму налога 1395 руб. 82 коп., от 10.12.04г. №10966/7 на сумму налога 1818 руб. 55 коп., от 30.11.04г. №9118/7 на сумму налога 1862 руб. 17 коп., от 07.12.04г. №10246/7 на сумму налога 396 руб. 50 коп., от 17.12.04г. №11896/7 на сумму налога 5437 руб. 36 коп., от 10.12.04г. №10969/7 на сумму налога 717 руб. 69 коп., от 10.12.04г. №10968/7 на сумму налога 1298 руб. 78 коп., от 03.12.04г. №9749/7 на сумму налога 88 руб. 58 коп.
Данное обстоятельство установлено судом путем сличения замечаний к счетам-фактурам, указанных на страницах 9-39 акта выездной налоговой проверки от 07.08.06г. №11-84, и самих счетов-фактур, представленных налогоплательщиком в ходе судебных заседаний 05.12.06г. 26.12.06г., 23.01.07г., по результатам которых МУП «Центральная аптека №20» с учетом возражений налогового органа и замечаний суда повторно обращалось к лицам, выставившим данные фактуры, за внесением дополнительных исправлений.
В результате указанных действий те фактуры, в которых по акту проверки выявлены конкретные нарушения положений п.п.5, 6 ст.169 Налогового кодекса РФ исправлены следующим образом:
1) указан полный адрес МУП «Центральная аптека №20» в соответствии с учредительными документами – <...>, в необходимых случаях внесен ИНН покупателя;
2) указаны полные адреса продавцов и грузоотправителей, в необходимых случаях внесены сведения об ИНН и КПП продавцов, к достоверности которых налоговый орган никаких документально обоснованных претензий не предъявил;
3) счета-фактуры ЗАО «РОСТА» на основании доверенности президента общества от 01.01.06г. №12 подписаны ФИО6 с указанием даты их подписания;
4) счета-фактуры ЗАО «СИА Интернейшнл Иркутск» подписаны руководителем и главным бухгалтером с указанием даты их подписания.
Исправления внесены следующими лицами:
- счета-фактуры ЗАО «СИА Интернейшнл Иркутск» (за исключением подписей должностных лиц, внесенных 05.12.06г. непосредственно руководителем и главным бухгалтером) исправлены 01.08.06г. и 05.12.06г. ФИО7 на основании доверенности от 01.08.06г., подписанной директором данной организации ФИО8;
- счета-фактуры ЗАО «Россиб Фармация» исправлены 05.12.06г. директором Иркутского филиала ФИО6 на основании доверенности от 01.01.06г. №001, подписанной генеральным директором организации ФИО9;
- счета-фактуры ООО «ВАГО» исправлены 01.08.06г. менеджером ФИО10 на основании доверенности от 01.08.06г. №1, выданной директором организации ФИО11;
- счета-фактуры ООО «МОРОН» исправлены 05.12.06г. директором Иркутского филиала ФИО12 на основании доверенности от 03.07.06г. №264, подписанной генеральным директором общества ФИО13;
- счета-фактуры ЗАО НПК «Катрен» исправлены 01.08.06г. менеджером ФИО14 на основании доверенности от 01.08.06г. №121, подписанной директором Иркутского филиала ФИО15;
- счета-фактуры ЗАО «РОСТА» исправлены 05.12.06г. директором Иркутского филиала ФИО6 на основании доверенности от 01.01.06г. №12, подписанной Президентом общества ФИО16
В судебном заседании 23.01.07г. по результатам исследования указанных выше счетов-фактур в редакции последних исправлений налоговый орган не предъявил никаких претензий по вопросу их ненадлежащего заполнения и сослался только на то, что исправления могут быть внесены только руководителями организаций, а не уполномоченными ими лицами.
Вместе с тем, налоговый орган в ходе разбирательства по делу не доказал, что лица, внесшие исправления в рассматриваемые счета-фактуры, не наделены таким правом.
Пункт 6 ст.169 Налогового кодекса РФ допускает подписание счетов-фактур не только руководителями и главными бухгалтерами продавцов, но и иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п.п.1, 3 ст.26 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.п.1, 3 ст.29 Налогового кодекса РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ допускает участие налогоплательщиков в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через надлежащим образом уполномоченного представителя, а следовательно, внесение исправлений в счета-фактуры такими представителями не противоречит законодательству о налогах и сборах.
Ссылка инспекции на то, что п.29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.00г. №914, содержит указание на возможность внесения исправления в счета-фактуры только руководителем организации, судом не принимается, как необоснованно сужающая, в нарушение п.п.1, 3 ст.29 Налогового кодекса РФ, п.6 ст.169 Налогового кодекса РФ, право налогоплательщиков на участие в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченных представителей.
Согласно пп.2, 3, 4 п.1 ст.6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт: отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи (п.2 ст.6 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.2 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, поскольку рассматриваемые исправления внесены в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, у суда не имеется правовых оснований для отказа в признании правомерными вычетов, примененных налогоплательщиком по счетам-фактурам, в которые исправления внесены уполномоченными представителями налогоплательщиков – продавцов товаров.
Согласно решению налогового органа, единственным нарушением при применении вычетов по счетам-фактурам ГП ККТПП «Фармация» от 05.11.04г. №4975/7 на сумму налога 370 руб. 42 коп. и ГУП ИО ОСАБ от 12.05.05г. №14499 на сумму налога 2210 руб. 97 коп. послужило то обстоятельство, в данных документах не указан КПП продавца.
В соответствии с п.2 ст.169 Налогового кодекса РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Указанным пунктом также установлено, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Пункты 5 и 6 ст.169 Налогового кодекса РФ не предусматривают указания в фактурах такого реквизита, как код причины постановки на налоговый учет, в связи с чем, отсутствие данного реквизита, предусмотренного подзаконным правовым актом, не может повлечь таких правовых последствий, как отказ в возмещении налога на добавленную стоимость.
Также налогоплательщик в ходе разбирательства представил счет-фактуру ЗАО «СИА Интернейшнл Иркутск» к товарной накладной от 28.11.03г. №68848/0 на сумму налога 643 руб. 02 коп. за тем же номером и датой. В указанной фактуре в порядке, аналогичном изложенному выше в отношении всех остальных фактур данного поставщика, внесены необходимые исправления – полные адреса покупателя и грузополучателя, подписи руководителя и главного бухгалтера.
Никаких иных претензий к данной фактуре налоговый орган не предъявил, в связи с чем, с учетом положений п.29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд принимает данный документ в качестве надлежащего доказательства обоснованности налоговых вычетов.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что налоговый орган неправомерно доначислил налог на добавленную стоимость, пени и санкции в связи с уменьшением вычетов по перечисленным выше счетам-фактурам ЗАО «СИА Интернейшнл Иркутск», ЗАО «Россиб Фармация», ООО «ВАГО», ООО «МОРОН», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «РОСТА», ГП ККТПП «Фармация» и ГУП ИО ОСАБ. В данной части решение налогового органа следует признать незаконным.
Вместе с тем, суд полагает правомерным согласиться с выводами налогового органа о ненадлежащем подтверждении вычетов на сумму 1758 руб. 86 коп. по счетам-фактурам ИП ФИО5 от 26.01.04г. №22006 на сумму налога 1729 руб. 77 коп., от 16.02.04г. №22846 на сумму налога 29 руб. 09 коп. и вычетов на сумму 991 руб. 97 коп. на счет-фактуру ИП ФИО4 от 13.02.04г. №16 на сумму налога 991 руб. 97 коп.
Согласно представленным инспекцией суду копиям названных документов, в нарушение п.5 ст.169 Налогового кодекса РФ в фактурах предпринимателя ФИО5 не указан ИНН покупателя, а в фактуре предпринимателя ФИО4 не указан грузополучатель и его адрес.
В связи с тем, что налогоплательщик не представил счета-фактуры, исправленные названными лицами в установленном порядке, как налоговый органу в ходе проведения проверки, так и суду в ходе разбирательства по делу, инспекция правомерно уменьшила вычеты и доначислила налог на добавленную стоимость, начислила пени и применила санкции по данному эпизоду.
2. В отношении доначисления налога на добавленную стоимость за декабрь 2004 года и январь 2005 года в связи с реализацией без лицензии услуг, освобождаемых от налогообложения, суд полагает необходимым согласиться с доводами налогового органа.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, МУП «Центральная аптека №20» в период с декабря 2004 года по январь 2005 года осуществляло реализацию предусмотренных пп.24 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств. Стоимость оказанных за данный период услуг указана на стр.4 решения инспекции от 04.09.06г. №11-45.
В соответствии с п.6 ст,149 Налогового кодекса РФ рассматриваемые операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.02г. №499, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами (п.8).
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.04г. №323, лицензии на осуществление медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств выдает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Таким образом, в рамках настоящего дела, налогоплательщику необходимо было доказать, что все необходимые документы по вопросу о выдаче лицензии были получены Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не позднее 60 дней до даты окончания действия лицензии.
Срок действия лицензии от 30.11.99г.№1043, выданной МУП «Центральна аптека №20» на изготовление лекарственных форм, истек 30.11.04г. Новая лицензия на осуществление фармацевтической деятельности №99-02-002990 выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 03.02.05г. Таким образом, в период с декабрь 2004 года по январь 2005 года предприятие оказывало услуги, предусмотренные пп.24 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ, без лицензии.
Определениями от 09.11.06г., 05.12.06г., 26.12.06г. арбитражный суд предлагал заявителю документально подтвердить факт заблаговременного (с учетом нормативно установленных сроков принятия решения о выдаче лицензии) до даты истечения действия соответствующей лицензии обращения в лицензирующий орган с надлежащим образом оформленным пакетом документов для выдачи новой лицензии.
В ходе разбирательства по делу МУП «Центральная аптека №20» в обоснование указного выше обстоятельства сослалось на письмо Комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств Иркутской области от 21.07.06г. №47/05-25, иных доказательств не представило.
Из письма комитета следует, что документы в лицензирующий орган (Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития) направлены 04.11.04г., то есть за 26 дней до истечения срока действия лицензии. Из названного письма суд не усматривает, когда заявление о выдаче лицензии получено лицензирующим органом, а соответственно, не может сделать вывод и о том, что налогоплательщик заблаговременно (не менее чем за 60 дней до истечения срока действия лицензии) обратился за выдачей новой лицензии.
С учетом того, что заявитель документально не подтвердил дату получения (а не направления) необходимых документов Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, нельзя прийти к выводу о том, что лицензирующий орган нарушил срок рассмотрения полученных документов и принятия решения о выдаче лицензии.
При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно, на основании п.6 ст.149 Налогового кодекса РФ, доначислил по рассматриваемому эпизоду налог на добавленную стоимость, начислил пени и санкции за его неуплату.
В ходе разбирательства по делу, исполняя указания суда, налоговый орган произвел расчет начисленных сумм, приходящихся на эпизод по оказанию услуг без лицензии и счетам-фактурам предпринимателей ФИО5 и ФИО4, в соответствии с которым (заявление представителя налогового органа от 23.01.07г.) суд полагает, что инспекцией по рассматриваемому решению правомерно доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 7595 руб. 83 коп., начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 1176 руб. 75 коп., применен штраф по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в размере 1519 руб. 16 коп. (7595 руб. 83 коп. х 20%).
Заявителю в судебном заседании 23.01.07г. предоставлена возможность ознакомиться с расчетом налогового органа и предъявить мотивированные возражения по вопросу об его арифметической правильности. Представитель МУП «Центральная аптека №20» возражений по расчету инспекции не представил, в связи с чем, суд полагает, что налоговый орган по эпизоду с уменьшением вычетов по счетам-фактурам ЗАО «СИА Интернейшнл Иркутск», ЗАО «Россиб Фармация», ООО «ВАГО», ООО «МОРОН», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «РОСТА», ГП ККТПП «Фармация» и ГУП ИО ОСАБ неправомерно по решению от 04.09.06г. №11-45 доначислил налог на добавленную стоимость в сумме 343273 руб. 57 коп. (350869 руб. 40 коп. – 7595 руб. 83 коп.), начислил пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 80051 руб. (81228 руб. 58 коп. – 1176 руб. 75 коп.), применил штраф по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в размере 69096 руб. 72 коп. (70615 руб. 88 коп. – 1519 руб. 16 коп.). В указанной части решение налогового органа следует признать незаконным.
С учетом положений ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным принять отказ заявителя от требований о признании незаконным доначисления по оспариваемому решению транспортного налога в сумме 15 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 51 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 13710 руб. 20 коп. (сумма пени начислена по дату акта проверки). В данной части производство по делу подлежит прекращению.
Поскольку заявитель отказался от требований о признании незаконным начисления транспортного налога и пени за его неуплату и не привел никаких документально обоснованных возражений по данному вопросу, требования заявителя о признании незаконным решения в части наложения штрафа по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ за неуплату транспортного налога в размере 3 руб. 00 коп. также удовлетворению не подлежат.
По аналогичным основаниям суд полагает не подлежащими удовлетворению требования заявителя в оставшейся части пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 250 руб. 04 коп. (13960 руб. 24 коп. – 13710 руб. 20 коп.), начисленные за период с акта проверки по дату принятия решения.
3. В отношении взыскания с налогового органа судебных издержек суд пришел к следующим выводам.
Заявитель просит суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и УОБАО судебные издержки в сумме 46116 руб. 20 коп., в том числе: оплата юридических услуг адвоката – 43900 руб. 00 коп., оплата проезда адвоката и главного бухгалтера из г.Тайшета в г.Иркутск и обратно на судебное заседание, состоявшееся по настоящему делу в Арбитражном суде Иркутской области 5 декабря 2006 года – 2216 руб. 20 коп.
В подтверждение данных расходов представлены:
- договор на оказание юридических услуг от 05.10.06г., заключенный между Адвокатской консультацией №41 Межреспубликанской коллегией адвокатов в лице ФИО1 и МУП «Центральная аптека №20». Предметом данного договора является юридическая помощь по обжалованию решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, цена договора определена в размере 43900 руб. 00 коп. (10 процентов от суммы доначислений), данным договором также предусмотрено возмещение представителю командировочных и иных расходов, связанных с оказанием юридической помощи заказчику;
- квитанция юридической консультации №41 от 09.10.06г. №366 о получении от МУП «Центральная аптека №20» денежных средств в размере 43900 руб. 00 коп.;
- расходный кассовый ордер МУП «Центральная аптека №20» от 09.10.06г. №473 о выдаче ФИО1 денежных средств в сумме 43900 руб. 00 коп. за оплату адвокатских услуг;
- акт приема-передачи №11-1020 выполненных работ к договору от 05.10.06г., подписанный Адвокатской консультацией №41 Межреспубликанской коллегией адвокатов в лице ФИО1 и МУП «Центральная аптека №20»;
- тарифы на 2006 год за оказание юридических услуг, утвержденные заведующим Адвокатской консультации №41;
- командировочное удостоверение в г.Иркутск на период с 04.12.06. по 06.12.06г., выписанное МУП «Центральная аптека №20» на ФИО1, с отметкой Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.06г.;
- билет №Н2010011 450941 на проезд 04.12.06г. железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне ФИО1 из г.Тайшета в г.Иркутск, и билет №ЯЭ2010723 892852 на проезд указанного лица 05.12.06г. железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне из г.Иркутска в г.Тайшет (общая стоимость билетов – 848 руб. 50 коп.);
- командировочное удостоверение в г.Иркутск на период с 04.12.06. по 06.12.06г., выписанное МУП «Центральная аптека №20» на ФИО17, с отметкой Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.06г.;
- билет №Н2010011 459667 на проезд 04.12.06г. железнодорожным транспортом в купейном вагоне ФИО17 из г.Тайшета в г.Иркутск, и билет №ЯЭ2010723 892851 на проезд указанного лица 05.12.06г. железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне из г.Иркутска в г.Тайшет (общая стоимость билетов –1367 руб. 70 коп.).
Налоговый орган против взыскания данных расходов в судебном заседании 23.01.07г. возразил, указав на то, что спор возник по вине налогоплательщика, поскольку исправленные счета-фактуры были представлены суду, размер оплаты услуг адвоката, по мнению инспекции, не обоснован, в акте принятия результатов работ отсутствует подробная расшифровка услуг, которые должны быть оплачены.
Суд заслушал доводы и возражения сторон и полагает необходимым взыскать расходы на оплату услуг адвоката частично – в размере 7000 руб. 00 коп. с учетом следующих обстоятельств.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Кодекса к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В части 2 статьи 110 Кодекса предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 13.08.04г. №82 (пункт 20) указал, что доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно представленным самим заявителем тарифам за оказание юридических услуг Адвокатской консультации №41 на 2006 год, подписанными заведующим консультацией, установлены следующие расценки:
- по искам имущественного характера свыше 100000 руб. 00 коп. – 15 тыс. руб. + 10% от стоимости иска (в случае положительного результата);
- по искам неимущественного характера – 10000 руб. 00 коп.
Суд полагает, что поскольку требования о признании незаконным решения налогового органа оплачиваются в силу ст.333.21 Налогового кодекса РФ пошлиной как требования неимущественного характера, то согласно утвержденным тарифам консультации гонорар адвоката за оказание юридических услуг не мог по рассматриваемому делу превышать 10 тыс. руб.
Кроме того, в ходе разбирательства по делу в части требований решение принято судом не в пользу заявителя (по части требований производство по делу подлежит прекращению, а по части требований суд отказывает в их удовлетворении). Следовательно, в соответствующей пропорции оплата услуг адвоката не может быть отнесена на налоговый орган.
Вместе с тем, суд отклоняет доводы налогового органа о том, что налогоплательщик представил исправленные документы (счета-фактуры) только суду. В ходе разбирательства по делу судом приняты счета-фактуры ООО «ВАГО» и ЗАО НПК «Катрен», который изначально в надлежащем образом исправленном виде представлены в инспекцию при рассмотрении разногласий по результатам выездной налоговой проверки.
Кроме того, в ходе разбирательства по делу налогоплательщик исправил значительное количество замечаний налогового органа, которые не могут быть истолкованы судом как нарушение правил заполнения счетов-фактур (отсутствие кода причины постановки на налоговый учет; не указание адресов грузоотправителей или грузополучателей, когда из счета-фактуры следует, что указанные лица совпадают соответственно с личностями продавца и покупателя, адреса которых в соответствующих графах фактур указаны). Более того, налоговый орган в любом случае не согласен с надлежащим исправлением счетов-фактур, поскольку полагает, что только руководители организаций продавцом могут внести данные исправления.
С учетом объема оказанных услуг (составление искового заявления, заявления о принятии обеспечительных мер, 3 судебных заседания, общей продолжительностью по протоколам более 9 часов, участие в подготовке исправления счетов-фактур), сложности дела и пропорционально удовлетворенным требованиям суд считает разумным возмещение расходов на оплату услуг адвоката в сумме 7000 рублей.
Также суд полагает правомерным удовлетворить требования заявителя о взыскании судебных издержек в сумме 848 руб. 50 коп. - расходов на оплату проезда адвоката железнодорожным транспортом в судебное заседание по настоящему делу, состоявшееся 05.12.06г.
Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для взыскания с налогового органа судебных издержек в сумме 1367 руб. 70 коп. - расходов на оплату проезда главного бухгалтера предприятия ФИО17 железнодорожным транспортом в судебное заседание по настоящему делу, состоявшееся 05.12.06г., поскольку данное лицо хотя и присутствовало в данном судебном заседании, однако не предъявило суду доверенность на представление интересов МУП «Центральная аптека №20», а потому не участвовало в данном процессе в качестве представителя заявителя.
В соответствии с п.3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст.333.21, ст.333.40 Налогового кодекса РФ, п.5 ст.7 Федерального закона от 27.07.06г. №137-ФЗ заявителю, пропорционально удовлетворенным требованиям, следует возвратить государственную пошлину в сумме 2940 руб. 00 коп., уплаченную по платежным поручениям от 15.11.06г. №711, от 26.10.06г. №671 за подачу заявления о признании незаконным решения налогового органа и заявления о принятии обеспечительных мер.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил :
заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 04.09.06г. №11-45 в части:
- п.1 по налоговым санкциям в сумме 69096 руб. 72 коп.;
- п.2 пп.2.1«б» о предложении уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 343273 руб. 57 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 80051 руб. 83 коп., как несоответствующее положениям ст.169 Налогового кодекса РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального унитарного предприятия «Центральная аптека №20».
В части требований о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 04.09.06г. №11-45 по вопросу о начислении транспортного налога в сумме 15 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 51 копейки, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 13710 руб. 00 коп. 20 коп. производство по делу прекратить.
В удовлетворении остальной части требований о признании незаконным решения налогового органа отказать.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию «Центральная аптека №20» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2940 руб. 00 коп., уплаченную по платежным поручениям от 15.11.06г. №711, от 26.10.06г. №671.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в пользу Муниципального унитарного предприятия «Центральная аптека №20» судебные издержки в сумме 7848 руб. 50 коп.
В удовлетворении остальной части требований заявителя о взыскании судебных издержек отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суда в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.Д. Загвоздин
Резолютивная часть решения
г. Иркутск
23 января 2007 года Дело №А19-23974/06-56
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Загвоздина В.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Центральная аптека №20»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу
о признании незаконным решения от 04.09.06г. №11-45
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил :
заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 04.09.06г. №11-45 в части:
- п.1 по налоговым санкциям в сумме 69096 руб. 72 коп.;
- п.2 пп.2.1«б» о предложении уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 343273 руб. 57 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 80051 руб. 83 коп., как несоответствующее положениям ст.169 Налогового кодекса РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального унитарного предприятия «Центральная аптека №20».
В части требований о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 04.09.06г. №11-45 по вопросу о начислении транспортного налога в сумме 15 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 51 копейки, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 13710 руб. 00 коп. 20 коп. производство по делу прекратить.
В удовлетворении остальной части требований о признании незаконным решения налогового органа отказать.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию «Центральная аптека №20» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2940 руб. 00 коп., уплаченную по платежным поручениям от 15.11.06г. №711, от 26.10.06г. №671.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в пользу Муниципального унитарного предприятия «Центральная аптека №20» судебные издержки в сумме 7848 руб. 50 коп.
В удовлетворении остальной части требований заявителя о взыскании судебных издержек отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суда в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.Д. Загвоздин