АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-239/2023 «11» сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 сентября 2023 года. Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская производственная компания-Ласма» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
третье лицо: Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным постановления № 038/565/22 от 09.12.2022г. о прекращении производства по делу № 038/04/9.21-1620/2022 об административном правонарушении, при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились;
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт, диплом.
от третьего лица: ФИО2 – представитель по доверенности, представлен паспорт, диплом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – ответчик, Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления № 038/565/22 от 09.12.2022г. о прекращении производства по делу № 038/04/9.21-1620/2022 об административном правонарушении.
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель антимонопольного органа с требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что антимонопольным органом законно и обоснованно вынесено оспариваемое постановление.
Представитель Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (далее – третье лицо, ОБУЭП «Облкоммунэнерго»), привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, с требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, поддержал позицию антимонопольного органа.
Согласно части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
В Иркутское УФАС России поступили материалы обращения Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская производственная компания-ЛАСМА»
(вх. № 12275-ЭП/22) о совершении Областным государственным унитарным энергетическим предприятием «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору № ИЭС-22/ЮЛ-156 от 01.03.2022г.
Определением № 038/4799/22 от 10.10.2022г. в отношении Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» возбуждено дело № 038/04/9.21-1620/2022 по событию административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведено административное расследование.
По результатам проведенного административного расследования по делу № 038/04/9.21-1620/2022 в отношении Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 038/565/22 от 09.12.2022г.
Заявитель полагая, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 038/565/22 от 09.12.2022г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено незаконно, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В Иркутское УФАС России поступили материалы обращения Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» (вх. № 12275-ЭП/22) о совершении Областным государственным унитарным энергетическим предприятием «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору № ИЭС-22/ЮЛ-156 от 01.03.2022г.
Определением № 038/4799/22 от 10.10.2022г. в отношении Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» возбуждено дело № 038/04/9.21-1620/2022 по событию административного правонарушения,
предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведено административное расследование.
Из материалов административного дела следует, что 01.03.2022г. между ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» и Областным государственным унитарным энергетическим предприятием «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» заключен договор об осуществлении технологического присоединения № ИЭС-22/ЮЛ-156.
Согласно пункту 2 Договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения ВРУ, расположенного по адресу: <...>.
В приложении к Договору стороны согласовали Технические условия № ИЭС- 22/ЮЛ-156 (далее – Технические условия) для присоединения к электрическим сетям, в которых определили перечень и объем обязательств для каждой из сторон.
Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (до 01.09.2022г.).
Согласно пункту 7 Технических условий точкой присоединения является: ТП № 423 «Поселок», РУ-0,4 кВ.
Пунктом 10 Технических условий на сетевую организацию возложены мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 18 Правил, разработка рабочей документации при необходимости, строительные мероприятия по организации учета электроэнергии.
Пунктом 11.1 Технических условий на заявителя возложены обязательства, в том числе, от точки присоединения до ЭПУ (объекта по производству электрической энергии, объекта электросетевого хозяйства) смонтировать (при необходимости) необходимое количество ЛЭП самонесущим изолированным проводом в соответствии с заявленным уровнем напряжения, максимальной мощностью и заявленной категорией надежности электроснабжения.
ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» обращалось в ОГУЭП «Облкоммунэнерго» с уведомлениями о выполнении Технических условий (исх. № ОГУЭП-22/0009, № ОГУЭП-22/0036, вх. № 3212/ИЭС от 05.09.2022г.).
24.06.2022г. ОГУЭП «Облкоммунэнерго» письмом исх. № Исх-953/ИЭС уведомило представителя заявителя о том, что в процессе осмотра электроустановки по Договору выявлено, что пункт 11.1 Технических условий заявителем не выполнены.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27,12.2004г. № 861 (далее – Правила), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Из анализа представленных документов ОГУЭП «Облкоммунэнэнерго» (копии наряда-допуска № 204 для работы в электроустановках от 26.08.2022г., акта об осуществлении технологического присоединения № 1333/П от 12.01.2022г.) следует о выполнении Технических условий и готовности осуществить фактические действия присоединения объекта заявителя, в случае выполнения мероприятий заявителем.
Доказательства исполнения мероприятий своих обязательств по Договору ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» в материалы дела об административном правонарушении не представило.
Кроме того, как следует из представленных материалов договор между сторонами от 01.03.2022г. № ИЭС-22/ЮЛ-156 заключен на основании заявки на технологическое присоединение № ИЭС-22/ЮЛ-156, в пункте 4 которой был заявлен случай технологического присоединения - «увеличение мощности», то есть согласно абз. 2 п. 2 Правил № 861 (увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств).
Случай технологического присоединения, указанный в абз. 3 п. 2 Правил № 861 (изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимаюпщх устройств) ООО «Иркутская производственная компания- ЛАСМА» не заявлялся.
До заключения договора от 01.03.2022г. № ИЭС-22/ЮЛ-156, энергопринимающее устройство ООО «Иркутская производственная компания-
ЛАСМА» - магазин «Русь» по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Маркова р.п., 22, уже было технологически присоединено к электрическим сетям.
Иными словами энергопринимающее устройство ООО «ИПК-Ласма» - магазин «Русь» по адресу: Иркутская обл, Иркутский р-н, ФИО3 р.п. 22, является ранее присоединенным энергопринимающим устройством.
Присоединение данного энергопринимающего устройства было осуществлено еще в 2001 году, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 21.12.2001г. № 219, при предыдущем собственнике - ИП ФИО4, точка присоединения - РУ-0,4 кВ ТП.
В случае изменения схемы электроснабжения точка присоединения могла быть определена вне границ участка заявителя, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, что прямо предусмотрено подп. «а» п. 25(1) Правил № 861.
Собственность ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» на магазин «Русь» была зарегистрирована 22.09.2021г.
Выявив необходимость увеличения мощности, ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» обратилось в ОГУЭП «Обжоммунэнерго» с заявкой на технологическое присоединение № ИЭС-22/ЮЛ-156 на увеличение мощности, на основании которой был заключен договор от 01.03.2022г. № ИЭС- 22/ЮЛ-156 также в целях увеличения мощности, при этом существующая схема электроснабжения не изменялась.
ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» относится к категории заявителей, указанных в пункте 12(1) Правил № 861 (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Согласно п. 16(1) Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, границей балансовой принадлежности энергопринимающих устройств и эксплуатационной ответственности сторон является точка присоединения энергопринимающих устройств, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Кроме того, согласно подп. «г» п. 25(1) Правил № 861 распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий является следующим: выполнение каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения.
Таким образом, ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА», по мнению суда, необоснованно указывает на обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий до границ участка, согласно п. 16(1), 25(1) Правил № 861 выполнение мероприятий осуществляется до точки присоединения.
Пункт 10 Технических условий от 01.03.2022г. № ИЭС-22/ЮЛ-156 (приложение к договору) определяет обязательства сетевой организации и также не содержит мероприятий по строительству новых объектов электросетевого хозяйства – линий электропередачи.
Мероприятия по монтажу ЛЭП от точки присоединения до ЭПУ (при необходимости) подлежат выполнению ООО «Иркутская производственная компания- ЛАСМА», что подтверждается п. 11.1 Технических условий от 01.03.2022г. № ИЭС- 22/ЮЛ-156 (приложение к договору).
Договор от 01.03.2022г. № ИЭС-22/ЮЛ-156 был подписан ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» без каких-либо разногласий.
При получении проекта договора ООО «Иркутская производственная компания- ЛАСМА» не воспользовалось правом на направление мотивированного отказа по договору, предусмотренного п. 15 Правил № 861,
Согласно п. 15 Правил в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об
изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами
сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить
заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Следовательно, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» были выполнены в полном объеме обязательства по договору от 01.03.2022г. № ИЭС-22/ЮЛ-156.
Вместе с тем, ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» обязательства по договору от 01.03.2022г. № ИЭС-22/ЮЛ-156 были нарушены.
Так, согласно абз. 2 п. 8 договора от 01.03.2022г. № ИЭС-22/ЮЛ-156 Заявитель обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 10 договора от 01.03.2022г. № ИЭС-22/ЮЛ-156 размер платы составляет 186251,52 руб.
Согласно п. 16(2) Правил внесение платы заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(3) и 13(5) настоящих Правил, за технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), а также заявителями, указанными в пункте 34 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) 15 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора;
б) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней с даты заключения договора, но не позже даты фактического присоединения;
в) 45 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения;
г) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения.
ООО «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» внес только первый платеж (15% платы) в сумме 27 937,73 руб. (платежное поручение вх. № 00000001583 от 01.03.2022г.).
Согласно п. 16(6) Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий,
предусмотренных очередным этапом) считается нарушенным заявителем при наступлении обстоятельства:
Таким образом, антимонопольный орган, по мнению суда, правомерно пришел к выводу о том, что в действиях Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу подпункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
Антимонопольным органом представлены суду достаточные и бесспорные доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основаниями для принятия оспариваемого постановления.
Все остальные доводы и возражения лиц, участвующих в деле, судом рассмотрены, оценены и не влияют на выводы суда.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление УФАС по Иркутской области № 038/565/22 от 09.12.2022г. о прекращении производства по делу № 038/04/9.21-1620/2022 является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская производственная компания-ЛАСМА» требования.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем,
направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А. Куклина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.06.2023 11:35:00
Кому выдана Куклина Людмила Алексеевна