АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-24258/2019
12.11.2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.11.2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12.11.2019 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В., рассмотрев в судебном заседании рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Удинском районе Иркутской области (ОГРН 1023802770090, ИНН 3842002082, адрес: 666352, Иркутская область, Усть-Удинский район, р.п. Усть-Уда, ул. 50 Лет Октября, 51)
к Администрации Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района (ОГРН 1053806023446; ИНН 3806002785, Иркутская область, Усть-Удинский район, с. Средняя Муя, ул. Рабочая, 5-2)
о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей 00 копеек,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Каратунова И.В. – представитель по доверенности (представлены удостоверение, диплом)
от ответчика: не явились, уведомлены,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Удинском районе Иркутской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Администрации Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района» финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 500 руб.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, дал пояснения по делу.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, мотивированный отзыв не представил.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Из материалов дела следует, что Администрация Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1053806023446.
Страхователем в орган пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи представлены исходные сведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ –СТАЖ) за отчетный период– 2018 год 13.02.2019 на 14 застрахованных лиц.
В дополнение к представленным сведениям 12.03.2019г. страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 1 застрахованное лицо, ранее не указанное в отчетности, представленной 13.02.2019.
Поскольку дополнительные сведения за 2018 год представлены Администрацией Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района после 01.03.2018г. Пенсионный фонд пришел к выводу о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996г. № 27-ФЗ) за указанный отчетный период.
По результатам проверки представленных сведений Управлением составлен акт от 15.03.2019г. № 048S18190004602, на основании которого вынесено решение от 12.04.2019г. № 048S19190005743 о привлечении Администрациии Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанным решением Администрация Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района привлечена к ответственности, предусмотренной п. 2 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленный срок сведений, в виде штрафа в общей сумме 500руб.
Требованием от 07.05.2019г. №048S01190007767 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленным в адрес страхователя по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, Администрации Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района Управлением было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 27.05.2019г.
В связи с неисполнением Администрацией Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района указанного требования Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в сумме 500 руб.
Арбитражным судом Иркутской области по делу № А19-22512/2019 вынесено определение от 17.09.2019г. об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа на сновании пункта 1 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неисполнение Администрацией Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района в установленный срок требования от 07.05.2019г. №048S01190007767 и определение Арбиражного суда Иркутской области от 17.09.2019г. об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа от 22.07.2019г. по делу № А19-22512/2019 явились основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование заявителя о взыскании с Администрации Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 500руб. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ Администрация Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района является страхователем.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
Как следует из положений статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 5); о периодах трудовой деятельности, включаемых в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (пункт 10).
Постановлением Правления ПФ РФ «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)» №3п от 11.01.2017 утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)» (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде). В настоящее время форма СЗВ-СТАЖ утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ первоначальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год Администрация Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района представила в установленный срок, о чем свидетельствует сформированное Пенсионным фондом извещение о доставке электронного документа от 13.02.2019.
Сведения по типу формы «Дополняющая» за 2018 год Администрация Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района представила 12.03.2019г.
В соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ, Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни Федеральный закон от 01.04.1996г. № 27-ФЗ, ни Инструкция № 766н не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают срок для предоставления уточняющих, дополняющих сведений в случае самостоятельного выявления ошибки страхователем до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда.
Доказательств направления Пенсионным фондом в адрес страхователя уведомления об устранении ошибок и несоответствий, в представленных 13.02.2019г. Администрацией Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района сведениях по форме «исходная» за 2018г. заявителем не представлено.
Дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 1 застрахованное лицо, сведения в отношении которого в исходной форме отражены не были, представлена страхователем в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Удинском районе Иркутской области, в связи с самостоятельным обнаружением ошибок в первоначально поданных сведениях.
Таким образом, подав 12.03.2019 дополняющую форму СЗВ-СТАЖ за 2018 год, Администрация Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района реализовала свое право, предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку исходные сведения за спорный период страхователем представлены своевременно, представление корректирующих (дополняющих) сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ.
Данные выводы суда согласуются с позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017
Учитывая изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Пугачёв А.А.