ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-24407/06 от 07.12.2006 АС Иркутской области

Арбитражный суд Иркутской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-24407/06-24

07.12.2006 (дата оглашения резолютивной части решения)

14.12.2006 (дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Открытого Акционерного Общества «Хлебная база №15»

к ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области

о признании недействительным решения налогового органа в части

при участии:

заявителя: ФИО1 – дов. от 06.06.06 №91 паспорт <...>, ФИО2 – дов.
 от 01.07.06 №25 паспорт <...>;

ответчика: ФИО3 – дов. от 21.06.06 №03-18/15363.

установил:

Открытым Акционерным Обществом «Хлебная база №15» (далее: заявитель, общество) заявлено требование о признании недействительным решения ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области (налоговый орган, инспекция) №15-33-28 от 24.04.06 в части взыскания неуплаченного земельного налога в размере 155 736 руб., а также взыскания пени по земельному налогу в размере 103 872,60 руб.

В судебном заседании представителем общества в судебном заседании требования поддержаны в полном объеме.

В судебном заседании представитель налогового органа требования не признал, изложив свою позицию в отзыве и пояснениях по делу, указав, что основания для признания решения
в оспариваемой части незаконным отсутствуют.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со ст.163 АПК РФ
до 09.40 час. 07.12.06.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, в том числе, земельного налога за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года.

В результате проверки установлено и отражено в акте № 15-33-28 от 20.03.06 года,
 что общество неправомерно пользуется льготой по земельному налогу, предусмотренной пунктом 13 статьи 12 Федерального закона № 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю",
 в отношении земельных участков, включенных в льготируемую часть площади, неиспользуемых непосредственно для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ.

На основании материалов проверки налоговым органом принято решение №15-33-28
 от 24.04.06 в том числе, о взыскании неуплаченного земельного налога в размере 155 736 руб.,
 а также взыскании пени по земельному налогу в размере 103 872,60 руб.

Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании его незаконным в обжалуемой части.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов)
 и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством
 о налогах и сборах.

В силу статей 52, 54 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. По итогам каждого налогового периода налогоплательщики–организации на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, исчисляют налоговую базу.

Статья 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривает,
 что использование земли в Российской Федерации является платным. Статьями 7, 8 названного Закона установлена обязанность предприятий уплачивать земельный налог за находящиеся
 в их пользовании земельные участки, расположенные в городах.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам
 и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков
 и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Из материалов дела следует, что ОАО «Хлебная база №15» зарегистрированное Отделом регистрации Администрации г. Ангарска от 04.07.1994, регистрационный номер юридического лица №1495 осуществляло право пользования земельным участком площадью 244 393 кв.м., на части площадей которого размещены объекты мобилизационного назначения.

В соответствии с п.3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ
 "О государственном материальном резерве" перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура
 и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами.

Согласно письма Сибирского окружного управления № ФЭ/0376 от 11.03.2003 года, Постановлениями Правительства РФ от 26.12.1997 года №1616-37 и от 11.11.2002 года
 № 1575-рс утверждены специальные планы размещения на ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва по Прибайкальскому территориальному отделу Сибирского окружного управления, в котором ОАО «Хлебная база
 № 15» включено в план ответственного хранения материальных ценностей государственного материального резерва.

Применяя в 2002 году право на льготу по земельному налогу, Общество исходило из того, что из общей площади земельного участка, находящегося в землепользовании у ОАО «Хлебная база № 15», равного 244 393 кв. м., льготируемая часть площади составила 200 000 кв.м.,
 где расположены объекты мобилизационного назначения, перечень которых подтвержден справкой о земельных участках, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) от 05.01.02, Постановлением Правительства РФ от 26.12.1997 №1616-73, письмами Сибирского окружного управления Федерального агентства по государственным резервам №ФЭ/0376 от 11.03.03, №ХП/18 от 10.02.03.

На оставшуюся часть земельного участка, равного 44 393 кв.м. ОАО «Хлебная база № 15» исчислен земельный налог в размере 60 730 рублей.

Доводы налогового органа о том, что ОАО «Хлебная база № 15» в нарушение п.13 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 года № 1738-1 «О плате за землю» в льготируемую часть площади включило земельные участки неиспользуемые непосредственно для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв, в результате чего по данным налогового органа из-за занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога не уплачена сумма налога в размере 155736 рублей не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

От уплаты земельного налога в соответствии с пунктом 13 статьи 12 Закона РФ
 от 11.10.1991 года № 1738-1 «О плате за землю» полностью освобождаются предприятия
 за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.

При этом налоговое законодательство не регулирует порядок включения земельных участков в состав мобилизационного резерва.

Такой порядок предусмотрен статьей 7 Федерального закона от 26.02.97 №31-ФЗ
 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ". На основании указанной статьи
 к компетенции федеральных органов исполнительной власти отнесены, в том числе, руководство мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, разработка мобилизационных планов.

Во исполнение положений статьи 7 Федерального закона от 26.02.97 №31-03
 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" совместным приказом Минэкономразвития Российской Федерации №11-181, Минфина РФ №13-6-5/9564, МНС Российской Федерации №БГ-18-01/3 от 02.12.2002 утверждено "Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики", которое фактически начало действовать с 2003 года.

Согласно статье 135 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год"
 и Приложению 17 к названному Федеральному закону с 1 января по 31 декабря 2002 года приостановлено действие статей 7, 8, 9, 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов).

Приложение 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" рассматривает объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности как самостоятельные виды мобилизационного имущества. Из текста данной правовой нормы точно не следует, что применение налоговой льготы в отношении объектов мобилизационного назначения ставится в зависимость от использования или не использования налогоплательщиком этих объектов в текущем производстве.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Данное правило относится к установлению всех существенных элементов налоговых обязательств, в том числе и налоговых льгот.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, как предусмотрено пунктом 7 указанной статьи, толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, при различном толковании налоговой инспекцией и налогоплательщиком нормы законодательства, устанавливающей льготу по земельному налогу, при неустранимой неясности ее содержания, с учетом вышеуказанных норм права следует, что льгота на уплату земельного налога должна быть предоставлена Обществу в отношении площади всего земельного участка, на котором размещены объекты мобилизационного назначения, независимо от факта их использования в текущем производстве.

Также несостоятелен и не обоснован соответствующими доказательствами довод налоговой инспекции о не подтверждении налогоплательщиком фактической площади земельного участка, на котором размещены объекты мобилизационного резерва.

Согласно статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных
 с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 Налогового кодекса РФ.

Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку,
 в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (пункт 1 статьи 92 НК РФ).

В подтверждение права на льготу по земельному участку площадью 200 000 кв.м., используемому ОАО "Хлебная база № 15" для хранения материальных ценностей, заложенных
 в мобилизационный резерв Российской Федерации, обществом представлены письма Сибирского окружного управления Федерального агентства по государственным резервам № ФЭ/0376
 от 11.03.2003 года и № ХП/18 от 10.02.2003 года, Постановление Правительства РФ
 от 26.12.1997 № 1616-73, справка о земельных участках, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные
 и неиспользуемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) от 05.01.02, в соответствии с которыми оно является ответственным хранителем государственного резерва, предназначенного для обеспечения мобилизационных нужд, на основании заключенных с ним договоров (в том числе: договор №ХП/58/41-02 от 12.02.02) выполняет мобилизационные задания (заказы) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации, а объекты, расположенные на данном земельном участке: промсклады, зерносклады, башни, зерносушилка, соединительные мосты, электростанция, котельная, подстанция, механические мастерские, кузница, гараж автомашин, навес, склад горючего, навесы, столярные мастерские, угольная площадка, гараж мотовоза, проходная будка, питомник для собак с кухней, склады, вагонные весы, контора, лаборатория, дозир. пункт, калорифер, подъездные ж/д пути, зеленые насаждения и прочие земли действительно задействованы под организацию работ мобилизационного значения.

С августа 1998 года ОАО «Хлебная база № 15» выданы мобилизационные наряды
 и мобилизационная работа продолжается по настоящее время, причем перечень объектов, а так же площадь земельного участка используемого для хранения государственного мобилизационного резерва осталась с 1998 года по 2006 год не только неизменной,
 а увеличилась до 240 000 кв.м., что подтверждается перечнями от 05.012003 и 05.01.2004
 «земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов)», утвержденные Сибирским окружным управлением Федерального агентства
 по государственным резервам.

Таким образом, суд считает, что налоговой инспекцией не опровергнут документально размер льготируемого участка, ответчик не воспользовалась предоставленным ей Налоговым кодексом Российской Федерации правом осмотра территории налогоплательщика с целью установления обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки и установления фактического размера площади, занимаемой объектами мобилизационного назначения.

Оснований не доверять сведениям, указанным в представленных заявителем справке
 о земельных участках, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) от 05.01.02 и указанным в вышеназванных письмах Сибирского окружного управления Федерального агентства по государственным резервам № ФЭ/0376
 от 11.03.2003 года и № ХП/18 от 10.02.2003 года, либо для признания их порочными
 у суда не имеется.

Доводы налогового органа о том, что налогоплательщиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что данные объекты фактически задействованы под организацию работ мобилизационного значения не принимается судом во внимание.

Арбитражный суд в соответствии со статьями 67,68,71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал названные выше документы и считает,
 что налоговым органом не доказана обоснованность доначисления Обществу по результатам выездной налоговой проверки налога на землю за 2002 год в сумме 155 736 рублей.

В статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Факт своевременной уплаты Обществом суммы налога, отраженной им в декларации
 по земельному налогу за 2002 год, налоговой инспекцией не отрицается, в связи с чем, начисление пени в сумме 103 872,60 руб. неправомерно.

В соответствии с п.5 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налоговым органом таких доказательств суду не представлено.

Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ Арбитражный суд вправе признать решение налогового органа (ненормативный акт) недействительным только в случае, если оно нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу удовлетворить требования заявителя, признать недействительным решение налогового органа №15-33-28 от 24.04.06в части взыскания неуплаченного земельного налога в размере 155 736 руб., а также взыскания пени по земельному налогу в размере 103 872,60 руб., как не соответствующее требованиям статей 56,75,101 НК РФ, пункту 13 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 года № 1738-1 «О плате за землю» и нарушающий права и законные интересы налогоплательщика.

В соответствии со ст.ст. 104, 110 АПК РФ заявителю подлежит возврат государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-170, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области №15-33-28 от 24.04.06 в части   взыскания неуплаченного земельного налога в размере 155 736   руб., а также взыскания пени по земельному налогу
 в размере 103 872,60   руб., как несоответствующее статьям статей 56,75,101 Налогового Кодекса РФ, пункту 13 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 года № 1738-1 «О плате за землю».

Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить Открытому Акционерному Обществу «Хлебная база №15» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000   рублей, уплаченную по платежному поручению №1007 от 27.09.06.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья   Зволейко О.Л.