ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-24421/19 от 22.02.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дело № А19-24421/2019

« 02 » марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 марта 2022 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Дорожник» (ОГРН 1023802719247, ИНН 3837000361, адрес: 665902, Иркутская область, Слюдянский район, г. Слюдянка, ул. Перевальская, д. 2)

к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, д. 92)

о признании незаконными решения от 16.07.2019 №048S19190016058, требования от 05.08.2019 №048S01190020029,

при участии в заседании представителей

от заявителя: Боркова Е.А., доверенность от 14.02.2022 № 9;

от органа, принявшего оспариваемые акты: не явились;

установил:

Акционерное общество «Дорожник» (далее – АО «Дорожник») 03.10.2019 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Слюдянском районе Иркутской области (далее – УПФР в Слюдянском районе Иркутской области) о признании незаконными решения от 16.07.2019 №048S19190016058, требования от 05.08.2019 №048S01190020029.

Заявление АО «Дорожник» с применением системы электронного распределения дел передано в производство судьи Филатова Д.А., которое определением от 04.10.2019 принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установленном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Определением от 29.11.2019 суд, установив наличие оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Определением от 13.04.2020 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А19-24420/2019.

На основании определения заместителя председателя Арбитражного суда Иркутской области от 30.12.2020 в связи с уходом судьи Филатова Д.А. в отставку произведена замена судьи, в соответствии с положениями статьи 18 АПК РФ. Дело согласно реестру электронного распределения дел передано на рассмотрение судье Поздняковой Н.Г.

В связи с заменой судьи рассмотрение дела производится с самого начала.

Определением от 21.12.2021 производство по делу возобновлено.

Определением от 21.12.2021 ответчик по делу - УПФР в Слюдянском районе Иркутской области заменен его правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее – ОПФР по Иркутской области).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

ОПФР по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направило, заявило о рассмотрении дела в его отсутствие.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения одновременной автоматической проверки полноты представленных обществом индивидуальных сведений по формам «СЗВ-М» за июнь 2017 (представлена 04.07.2017) и «СЗВ-Стаж» за 2017 год (представлена 12.02.2018), фондом выявлено, что количество застрахованных лиц, на которых страхователем представлены сведения СЗВ-М за июнь 2017, не соответствуют количеству застрахованных лиц в СЗВ-Стаж за 2017 год (в последней форме меньше на 6 застрахованных лиц).

28.03.2019 УПФР в Слюдянском районе Иркутской области направило страхователю уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда, а также протокол проверки (список работников не прошедших сверку: есть СНИЛС в «СЗВ-М» и нет СНИЛС в «СЗВ-Стаж»).

29.03.2019 страхователем представлены пояснения, из которых следует, что указанные 6 работников в июне 2017 состояли в трудовых отношениях с АО «Дорожник» и в том же месяце уволены за прогулы. Уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых страхователю было вручено уведомление, общество не представило.

Установив недостоверность сведений по форме «СЗВ-Стаж» за июнь 2017 в отношении 6 работников, трудовые отношения с которыми прекращены в данном отчетном периоде, Пенсионный фонд вынес решение от 16.07.2019 №048S19190016058 о привлечении АО «Дорожник» к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 3000 руб.

Требованием от 05.08.2019 №048S01190020029 страхователю предложено добровольно уплатить указанную сумму штрафа.

Не согласившись с решением от 16.07.2019 №048S19190016058 и требованием от 05.08.2019 №048S01190020029, вынесенными УПФР в Слюдянском районе Иркутской области, АО «Дорожник» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

ОПФР по Иркутской области представлен отзыв на заявление от 29.10.2019 № ЕБ-09/5036, в котором указано на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» АО «Дорожник» является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ).

Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ дает четкую формулировку понятий тех сведений, которые подлежат обязательному отражению страхователем в форме СЗВ-СТАЖ.

Согласно части 1 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора оформляется приказом работодателя по форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

Указанная форма предполагает указание в приказе об увольнении, в том числе, информации о «дате увольнения» работника.

Как следует из материалов дела, АО «Дорожник» представило сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 в отношении 6 работников (Шубин С.А., Булич И.А., Соколов В.А., Попов А.Н., Ефимов С.А., Климов И.С.).

Согласно представленным в материалы дела приказам о прекращении трудовых договоров днем увольнения Шубина С.А. и Соколова В.А. является 01.06.2017, Попова А.Н. – 05.06.2017, Климова И.С. – 09.06.2017, Булич И.А. – 20.06.2017, Ефимова С.А. – 22.06.2017.

Следовательно, трудовые отношения с вышеуказанными лицами были прекращены АО «Дорожник» 01.06.2017, 05.06.2017, 09.06.2017, 20.06.2017 и 22.06.2017 соответственно.

Вместе с тем согласно сведениям по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 страхователем АО «Дорожник» в графе «Периоды работы» не отражен месяц «июнь», а периоды работы застрахованных лиц указаны неверно: при том, что трудовые отношения с застрахованными лицами прекращены в перечисленные даты, окончания периодов стажа отражено до даты их наступления.

Из пояснений общества следует, что Шубин С.А., Булич И.А., Соколов В.А., Попов А.Н., Ефимов С.А., Климов И.С. в соответствующие периоды 2017 года отсутствовали на рабочих местах по причине прогулов, поэтому данные периоды не были отражены в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 №3п (утратил силу с 01.01.2019), форма СЗВ-СТАЖ заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем в трудовых отношениях, в том числе, с которыми заключены трудовые договоры.

Индивидуальные сведения в ПФР по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» подаются в сопровождении формы ОДВ-1 «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета».

Форма ОДВ-1 - сопровождающая и содержит информацию о страхователе, об отчетном периоде, общей сумме начисленных и уплаченных страховых взносов за отчетный период и др. (пункты 3.1 - 3.9 Порядка).

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к которым относятся работающие по трудовому договору.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации прогул - отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

В случае прогула до выяснения причин отсутствия работника в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 (№ Т-13), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», проставляется буквенный код «НН» или цифровой код «30».

Таким образом, при прогуле трудовой договор с работником, отсутствующим на рабочем месте, не прекращается. Факт наличия или отсутствия произведенных в пользу такого работника выплат, облагаемых взносами, не имеет в данном случае значения.

Следовательно, работодатель обязан указать в отчете по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» сведения о работающем у него застрахованном лице, даже если работник организации отсутствует на работе по невыясненной причине.

При этом в графе 11 «Дополнительные сведения» разд. 3 формы СЗВ-СТАЖ следует указать код «НЕОПЛ» (пункт 2.3 Порядка).

Как следует из материалов дела, документы первичной кадровой политики (трудовые договоры, приказы о приеме на работу, приказы о расторжении трудовых договоров) подтверждают наличие трудовых отношений с вышеуказанными работниками в июне 2017, соответственно данный период подлежит включению в графу «Период работы» по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год. Так как прогулы работника сами по себе не прерывают трудовые отношения между работником и работодателем, а статус работающего лица сохраняется до момента расторжения трудового договора.

С учетом установленных обстоятельств и изложенного правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что страхователь был обязан представить оспариваемые сведения в годовом отчете СЗВ-СТАЖ за 2017 год. Вследствие чего вывод Пенсионного фонда о том, что АО «Дорожник» представило недостоверные сведения о периодах работы в отношении 6 застрахованных лиц.

Суд отмечает, что после получения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда, АО «Дорожник» имело возможность воспользоваться правом на уточнение (исправление, корректировку) сведений в течение пяти дней со дня получения уведомления. Однако, заявитель данным правом не воспользовался. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, сторонами об указанных обстоятельствах в ходе судебного разбирательства не заявлено.

Аналогичный правовой подход применен судами трех инстанций при рассмотрении аналогичного дела № А19-24420/2019, в котором участвовали те же лица, что и по настоящему делу.

Таким образом, обстоятельства, установленные судебными актами по делу № А19-24420/2019, имеют для настоящего спора преюдициальное значение и выводы, содержащиеся в вышеуказанных судебных актах, не подлежат переоценке.

С учетом изложенного, решение УПФР в Слюдянском районе Иркутской области от 16.07.2019 №048S19190016058 и выданное на его основании требование от 05.08.2019 № 048S01190020029соответствуют закону, не нарушают прав и законных интересов АО «Дорожник».

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования АО «Дорожник» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова