ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-24432/19 от 20.10.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-24432/2019

«27» октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 октября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 октября 2020 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Нижнеудинского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании незаконным отказа, выраженного в письме № 02-91-11290/19 от 16.09.2019г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – председатель организации, представлен паспорт; ФИО2 – представитель по доверенности, представлен паспорт;

от Министерства: ФИО3 – представитель по доверенности, представлено удостоверение;

установил:

Нижнеудинское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения,выраженного в письме № 02-91-11290/19 от 16.09.2019г.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель Министерства заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и возражении на уточненное заявление.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Нижнеудинскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов 04.07.2006г. выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ №6590, сроком действия до 04.07.2031г. и заключен с Администрацией Иркутской области договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 14.07.2006г. №05-51-379/6.

24 мая 2017 года заявитель обратился в Службу по охране и использованию животного мира Иркутской области с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении вышеуказанных охотничьих угодий.

По итогам рассмотрения поданного заявления уполномоченный государственный орган письмом от 07.06.2017г. №02-84-1837/17 уведомил Общество охотников о том, что у Службы отсутствуют правовые основания для заключения с Нижнеудинским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов охотхозяйственного соглашения по причине приостановления действия части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Конституционным судом Российской Федерации постановления от 25.06.2015г. №17-П.

Кроме того, по результатам рассмотрения указанного заявления Служба указала на необходимость соблюдения требований приказа Минприроды РФ от 06.08.2010г. №306 при подготовке описания границ закрепленной территории, а также на ограничения максимально возможной площади угодий, установленной приказом Минприроды России №137 от 18.05.2012г.

Более того, Служба также указала на запрет осуществления деятельности Нижнеудинскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов в кварталах №№ 1-4, 5-7, 8-46, 47-64, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

После устранения указанных в письме Службы от 07.06.2017г. №02-84-1837/17 замечаний и вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017г. №224-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в часть 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте», устраняющие неопределенность ее нормативного содержания, заявитель 05.09.2019г. обратился в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.

Письмом Министерства от 16.09.2019г. № 02-91-11290/19 «Об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения» заявителю было отказано в заключении охотхозяйственного соглашения, в качестве основания для отказа Министерством указано, что в соответствии с пунктом 62, подпунктом 5 пункта 63 Административного регламента, а именно: площадь охотничьих угодий, указанная в заявлении на заключение охотхозяйственного соглашения, превышает максимальную площадь охотничьих угодий.

Полагая, что отказ Министерства от 16.09.2019г. № 02-91-11290/19, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Нижнеудинское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Согласно пункту 64 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области №155-пп от 27.02.2018г., Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе по заключению охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в действие с 01.04.2010г. (далее – Федеральный закон №209-ФЗ).

В соответствии со статьей 27 Федерального закона №209-ФЗ предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона.

Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона №209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ.

При этом согласно части 2 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ долгосрочные лицензии, указанные в части 1 данной статьи, не подлежат продлению.

Частью 3 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ установлено, что юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.

В соответствии с частью 4 стать 71 Федерального закона №209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из названных правовых норм следует, что законодатель, подтвердив действие ранее выданных долгосрочных лицензий, в то же время предусмотрел иной порядок регулирования правоотношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов (заключение охотохозяйственных соглашений), соблюдение которого обязательно.

При этом сохранение права долгосрочного пользования животным миром за лицами, указанными в части 1 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ, обусловлено наличием у них долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и ранее заключенного договора о предоставлении в пользование территорий, на которых это право может быть реализовано.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации №17-П от 25.06.2015г. «По делу о поверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации часть 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте» в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, с лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Федеральному законодателю было поручено исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте» (пункт 5.2 Постановления).

Пунктом 5.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации установлен следующий порядок исполнения принятого постановления: впредь до внесения в Федеральный закона «Об охоте», необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте» приостанавливается.

При этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит (абзац 2).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе заверить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Федерального закона «Об охоте» (абзац 3).

Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте» к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 71 Федерального закона «Об охоте» сроки их действия, в том числе, в случае судебного оспаривания, не подлежат (абзац 4).

10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017г. №224-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения в часть 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте», устраняющие неопределенность ее нормативного содержания.

В силу части 9 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 10 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ в случаях, указанных в части 9 настоящей статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

На основании вышеизложенного, реализация права на заключение охотхозяйственного соглашения могла быть осуществлена заявителем, и в том числе, после устранения законодателем неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ и внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «Об охоте», а также при соблюдении условий, изложенных в пункте 5.3 постановления №17-П.

Применение данной нормы возобновилось с момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017г. №224-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть с 10.08.2017г. и пятилетний срок продлевается на срок действия установленного Конституционным судом Российской Федерации моратория.

Кроме того, суд обращает внимание, что первоначально заявитель обратился в уполномоченный орган 24 мая 2017 года, то есть в пределах пятилетнего срока, а также на то обстоятельство, что фактически рассмотрение указанного заявления по существу государственным органом не производилось. Отказ в заключении охотхозяйственного соглашения был произведен по формальным основаниям, а именно по причине приостановления действия части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Конституционным судом Российской Федерации постановления от 25.06.2015г. №17-П.

Обратившись повторно в государственный орган заявитель устранил все недостатки, касающиеся описания границ запрашиваемых угодий, установленные требованием приказа Минприроды России №306 от 06.08.2010г.; письмом Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области от 07.06.2017г. №02-84-1837/17; вступившим в силу решением Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-6205/2016 от 01.12.2016г., а именно: из запрашиваемой в пользование площади охотничьих угодий были исключены лесные кварталы №№ 1-4, 5-7, 8-46, 47-64, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Данное обстоятельство подтверждается справкой, выданной Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству от 01.10.2019г. № 6-132/502, представленной в материалы дела.

При этом, Министерство, ограничившись замечанием на несоответствие запрашиваемой в заявлении площади угодий, площади указанной в приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012г. №137 и на запрет на осуществление деятельности на землях находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Детальной проверки запрашиваемых в пользование угодий на предмет соответствия их площади и описания границ требованиям действующего законодательства произведено не было. Материалы дела доказательств обратного не содержат.

Таким образом, заявитель, обратившись в мае 2017 года в Службу с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона осуществило свое право в разумный в разумный срок и, соответственно, пятилетний срок на реализацию своего права на заключение охотхозяйственного соглашения по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ не пропустило.

Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.01.2014г. №12224/13 сформулировал правовую позицию, согласно которой Федеральный закон «Об охоте» сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012г. №137 (далее - приказ №137) установлены максимальные площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения. Для Иркутской области, за исключением Бодайбинского, Катангского, Киренского, Мамско-Чуйского, Усть-Илимского районов, максимальная площадь охотничьих угодий составляет 400000 га. Следовательно, и для Качугского района Иркутской области максимальная площадь охотничьих угодий определена в размере 400000 га.

В совместном письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.12.2012г. №АА-03-04-27/17484 «О соблюдении требований законодательства в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов» также указывалось, что максимальные площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, установленные приказом №137, применимы к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим долгосрочные лицензии на право пользования животным миром, только с мая 2017 года.

Из материалов дела следует, что Нижнеудинское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов владеет охотничьими угодьями на территории Нижнеилимского района Иркутской области общей площадью 1015000 га на основании долгосрочной лицензии от 04.07.2006г. на пользование объектами животного мира серии ХХ №6590, сроком действия до 04.07.2031г. и заключенного с Администрацией Иркутской области договора о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 14.07.2006г. №05-51-379/6.

Учитывая, что заявителю была ранее выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира и согласно данной лицензии территория (акватория) были определены в границах площадью 1015000 га, суд считает, что в данном случае охотничьи угодья являются сформированным объектом права определенным территориально.

Описание границ, приведенное Обществом в заявлении от 05.09.2019г. и описание границ охотничьих угодий, соответствуют требованиям действующего законодательства в соответствии со статьями 32, 39 Федерального закона №209-ФЗ.

С заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения на основании указанной лицензии Нижнеудинское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов обратилось 05.09.2019г. в Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Поскольку в период приостановления применения части 3 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ общественная организация не могла реализовать право на заключение охотхозяйственных соглашений в отношении всех охотничьих хозяйств (угодий), которые находятся у нее в пользовании на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (срок действия лицензии, выданной Нижнеудинскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов в 2006, установлен на 25 лет), суд признает, что применение после 10.08.2017г. к заявителю ограничения в виде максимальной площади охотугодлий не соответствует положениям статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ в ее толковании, приведенном в постановлении №17-П, следовательно, принимая во внимание приостановление Конституционным судом Российской Федерации применение части 3 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ и обращением с заявлением в разумный срок, пятилетний срок на реализацию права Нижнеудинского районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов не пропустило.

Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации №308-КГ18-13-31 от 13.09.2018г.

С учетом изложенного судом не принимается довод Министерства о пропуске заявителем сроков для заключения охотхозяйственного соглашения и его праве заключить охотхозяйственное соглашение в пределах максимальной площади охотничьих угодий, которая установлена приказом Минприроды.

Министерство, в силу части 4 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ обязано было заключить с Нижнеудинским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов охотхозяйственное соглашение на предоставление территории общей площадью 1015000 га.

Указом Губернатора Иркутской области от 11.01.2019г. №7-уг утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по заключению охотхозяйстввенных соглашений, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов и прочее.

Министерство указало на пункт 62, подпункт 5 пункта 63 Административного регламента, согласно которым должностное лицо министерства, ответственное за рассмотрение документов и подготовку проекта охотхозяйственного соглашения, по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов в случае отсутствия оснований для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 63 административного регламента, в течение 40 календарных дней с даты регистрации заявления подготавливает два экземпляра проекта охотхозяйственного соглашения по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 года №93 «Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения».

В случае наличия оснований для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 63 административного регламента, должностное лицо министерства принимает решение об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения в форме письма с мотивированным отказом.

Основанием для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, в том числе, является, что площадь охотничьих угодий, указанная в заявлении на заключение охотхозяйственного соглашения, превышает максимальную площадь охотничьих угодий, установленную Приказом Министерства природных ресурсов и экологии природы Российской Федерации от 18 мая 2012 года №137 «Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях, указанных в части 9 статьи 71 Федерального закона №209-ФЗ.

В соответствии с пунктом 33 Административного регламента предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 11.01.2019г. №7-уг «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Иркутской области» основания для отказа в предоставлении государственной услуги законодательством не предусмотрены.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что заявление Нижнеудинского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на заключение охотхозяйственного соглашения подано с соблюдением всех установленных требований Административного регламента. Оснований для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения не имелось.

Довод Министерства лесного комплекса Иркутской области, изложенный в отзыве о том, что требования заявителя противоречат статье 10 Федерального закона «Об охоте» от 24.07.2009г. № 209-ФЗ и Федеральному закону от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». В подтверждение данного довода, Министерство приводит информацию о том, что Нижнеудинское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов является самым крупным охотопользователем на территории Нижнеудинского района и владеет 70% закрепленной территории охотничьих угодий района, что приводит к ущемлению прав граждан на наличие общедоступных охотничьих угодий.

Однако данная информация не соответствует действительности.

Так, в силу требований части 3 статьи 7 Федеральному закону «Об охоте» общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

Требований об обязательном наличии 20% общедоступных охотничьих угодий в каждом муниципальном образовании (районе) данная статья Закона не содержит.

Фактически, на момент рассмотрения дела в суде в границах муниципального образования «Нижнеудинский район» помимо заявителя, в установленном порядке осуществляют пользование охотничьими ресурсами еще 3 организации - охотопользователя: ООО «Большой Луг» (ОГРН <***>), ООО «Ерма» (ОГРН <***>), ООО «Иона Плюс» (ОГРН <***>).

В общей сложности за пользователями охотничьих ресурсов закреплено 1596,11 тыс. га. охотугодий, что составляет 31.,9% от общей площади территории МО «Нижнеудинский район».

Из них охотничьи угодья, закрепленные за Нижнеудинским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов занимают площадь 20,3% от площади района.

Площадь общедоступных охотничьих угодий в районе насчитывает 2 868,781 тыс. га. что составляет 57,41% от общей площади территории МО «Нижнеудинский район». Данные угодья разделены на 9 территориально обособленных участков.

Приводимая выше информация о площади МО «Нижнеудинский район» и площади охотничьих угодий размещена на официальных сайтах государственных органов и является общедоступной.

Учитывая вышеизложенное, доводы Министерства о наличии в Нижнеудинском районе монополистической деятельности в лице Нижнеудинского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов или создание ею условий для недобросовестной конкуренции на рынке охотничьих услуг не находят своего подтверждения.

Напротив, у охотников района существует огромный выбор для производства охоты как в закрепленных охотничьих угодьях (4 участка), так и в общедоступных охотничьих угодьях (9 участков).

Закрепление за Нижнеудинским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов 1 015 тыс. га не изменит сложившийся рынок охотхозяйственных услуг в МО «Нижнеудинский район».

Кроме того, согласно статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.

Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов.

К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.

При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства.

Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Во исполнение названных требований Федерального закона «Об охоте» Указом Губернатора Иркутской области от 4 февраля 2019 года №22-УГ утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Иркутской области (далее - Схема).

Данный нормативный правовой акт Иркутской области опубликован в общественно-политической газете «Областная» 15 февраля 2019 года и вступил в силу 26 февраля 2019 года.

Следовательно, на дату подготовки Министерством лесного комплекса Иркутской области обжалуемого отказа в заключении охотхозяйственного соглашения схема, утвержденная Указом Губернатора №22-УГ вступила в силу и действовала в полном объеме.

Суд считает, что изложенная в Схеме информация была актуальна и подлежала использованию в работе при рассмотрении заявления Нижнеудинского РО ИОООО и Р от 05.09.2019г. о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте».

В силу вышеназванных требований Федерального закона «Об охоте» в Схеме в разделе I «Вводная часть» одной из задач, поставленных перед разработчиками, указана задача определения границ участков охотничьих угодий, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства.

При этом, расчет площадей охотничьих угодий (закрепленных и общедоступных) и типов охотничьих угодий произведен с использованием геоинформационного программного комплекса Геоинформационные системы.

На страницах Схемы 7145 - 7146 за номером 19.3 приведено описание границ Нижнеудинского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов и указана расчетная площадь закрепленных охотничьих угодий, которая составила 1 395 796, 62 га.

Далее по тексту Схемы приводится графическое изображение границ охотничьих угодий Нижнеудинского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (карта-схема), которая не предусматривает исключение из площади закрепленных охотничьих угодий заявителя территории, подведомственной ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, приводимая в Схеме информация о площади закрепленных за Нижнеудинским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов охотничьих угодий не согласуется с выводами, сделанными в письме Министерства лесного комплекса Иркутской области об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения от №02-91-11290/19 от 16.09.2019г.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерности оспариваемого отказа Министерства лесного комплекса Иркутской области № 02-91-11290/19 от 16.09.2019г. в заключении охотхозяйственного соглашения, его несоответствии требованиям Федерального закона №209-ФЗ и нарушении прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, заявленное требование подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора.

После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантирует возмещение всех понесенных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

При таких обстоятельствах с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу Нижнеудинского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, оплаченной заявителем при обращении в арбитражный суд по платежному поручению №110 от 02.10.2019г.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства лесного комплекса Иркутской области в заключении охотхозяйственного соглашения Нижнеудинскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, выраженный в письме № 02-91-11290/19 от 16.09.2019г.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу Нижнеудинского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов расходы по уплате государственной пошлине в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.А. Куклина