АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-24973/2019
«08» июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 июня 2020 года. Решение в полном объеме изготовлено 08 июня 2020 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664511, <...>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>),
о признании права собственности Иркутского районного муниципального образования на объект недвижимости: здание, кадастровый номер 38:06:140107:428, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, ул.Дачная, д.6,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ( ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664056, <...>),
руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от истца: до и после перерыва - представителя по доверенности от 24.12.2019 №4703 ФИО1,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
третье лицо: не явилось, извещено,
установил:
АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ,РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ о признании права собственности Иркутского районного муниципального образования на объект недвижимости: здание, кадастровый номер 38:06:140107:428, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, ул.Дачная, д.6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
В судебном заседании 27 мая 2020 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 01 июня 2020 года.
Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
В обоснование заявленных требований истец указали следующее.
13.06.2019 представителем администрации Иркутского районного муниципального образования было получено уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности Иркутского районного муниципального образования в связи с наличием недостатков, препятствующих государственной регистрации, а именно отсутствием документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно сведениям из ЕГРН здание является нежилым, наименование -клуб, год постройки - 1992, расположено по адресу: <...>, сведения о регистрации прав отсутствуют.
По мнению администрации Иркутского районного муниципального образования спорный объект является муниципальной собственностью Иркутского районного муниципального образования.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве указал, что данные здание находилось в ведении Иркутского районного муниципального образования и использовалась в целях размещения объектов культуры и спорта. По адресу спорного объекта располагается и функционирует Муниципальное казенное учреждение Ушаковского муниципального образования «культурно-спортивный комплекс». Спорный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества не учтен. Поскольку в отношении спорного объекта предусмотренный порядок передачи объектов не соблюден, вопрос о признании права собственности на спорный объект ответчик оставил на рассмотрение Арбитражного суда Иркутской области, указав, что в отношении земельного участка, в границах которого расположен спорный объект, притязаний не имеет.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило. В отзыве на исковое заявление указало, что в случае удовлетворения исковых требований, соответствующие записи будут внесены в ЕГРН по заявлению правообладателя на основании вступившего в законную силу решения суда, просило рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие ответчика.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными названным Кодексом и иными законам, в частности, путем признания права.
В данном случае истец обратился в суд с требованием о признании права собственности на объект недвижимости: здание, кадастровый номер 38:06:140107:428, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, ул.Дачная, д.6.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРН здание является нежилым, наименование -клуб, год постройки - 1992, расположено по адресу: <...>, сведения о регистрации прав отсутствуют.
Объект недвижимости: здание, кадастровый номер 38:06:140107:428, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, ул. Дачная, д.6, включен в реестр муниципального имущества Иркутского районного муниципального образования.
Согласно Акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта жилищно-гражданского назначения в эксплуатацию от 25.06.1992 здание по адресу: <...>, является клубом на 300 мест. Заказчиком строительства являлось Опытно-производственное хозяйство «Иркутское» (далее - ОПХ Иркутское). Согласно указанному акту в число приемочной комиссии входила заведующая клубом - ФИО2
Согласно дополнению к исторической справке к ф. Р-93 «Опытно-производственное хозяйство «Иркутское» ОПХ Иркутское находилось в ведении Государственного Агропромышленного комитета РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.04.1989 №10289-Х1 «Об изменениях в системе органов управления агропромышленным комплексом страны» был упразднен Государственный агропромышленный комитет. Законом РСФСР от 14.07.1990 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» было образовано Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, в дальнейшем переименованное в Министерство сельского хозяйства РСФСР.
Согласно п. 3 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее Постановление ВС РФ № 3020-1) к муниципальной собственности относятся предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания закона спорный объект является муниципальной собственностью Иркутского районного муниципального образования.
Данное здание находилось в ведении администрации Иркутского районного муниципального образования и использовалось в целях размещения объектов культуры и спорта.
По адресу спорного объекта до 17.12.2008 (до момента ликвидации) было зарегистрировано Управление культуры Иркутского района.
28.04.2004 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования и Государственным учреждением «Иркутский районный центр занятости населения» был заключен договор пользования имуществом: помещением в здании, расположенном по адресу: Иркутская область, Иркутский район, ул. Дачная, д.6, на срок с 01.05.2004 по 30.04.2007.
07.06.2006 между администрацией Иркутского районного муниципального образования и администрацией Ушаковского муниципального образования был заключен договор безвозмездного пользования №3.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, информации с официального сайта администрации Ушаковского муниципального образования, по адресу спорного объекта располагается и функционирует Муниципальное казенное учреждение Ушаковского муниципального образования «Культурно-спортивный комплекс».
Данная информация свидетельствует о том что, администрация Иркутского районного муниципального образования осуществляла полномочия собственника в отношении спорного объекта.
Согласно п. 5 Постановления ВС РФ № 3020-1 оформление передачи объектов в муниципальную собственность осуществлялось в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность утвержден Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. № 114- рп. Согласно п. 9 названного порядка, объекты, относящиеся к муниципальной собственности в силу Приложения № 3 к Постановлению № 3020-1, включаются в перечни объектов, которые утверждаются Советом народных депутатов района. Эти перечни регистрируются в Комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Совета народных депутатов области об их передаче или по истечению 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.
В отношении спорного объекта предусмотренный вышеназванными нормативными актами порядок передачи объектов не соблюден.
Однако, в соответствии с толкованием, приведенным в п. 5 Информационного письма ВАС РФ № 15 от 11.06.1997г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» - отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что спорный объект не относится к муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права. По иску о признании права собственности истец должен доказать наличие оснований приобретения права. Таким основанием в рассматриваемом случае являются наличие прямого указания в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1 на отнесение к муниципальной собственности объектов, указанных в п.З приложения №3 и совокупность сведений об использовании администрацией Иркутского районного муниципального образования спорного объекта недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, их возникновение переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Из представленного в материалы дела отзыва на исковое заявление Администрации Иркутского районного муниципального образования, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области не следует, что имеются какие-либо притязания или права в отношении спорного объекта недвижимости.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о возникновении у истца права собственности на спорный объекты недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах исковые требования администрации Иркутского районного муниципального образования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признатьправо собственности Иркутского районного муниципального образования на объект недвижимости: здание, кадастровый номер 38:06:140107:428, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, ул.Дачная, д.6.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева