АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-25162/06-52
«13» февраля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2007 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Татьяны Юрьевны,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области и УО БАО
к индивидуальному предпринимателю Федосеевой Ольге Викторовне
о взыскании 42 012 руб.
при участии в заседании:
от заявителя: Константинова О.В. (доверенность № 08-08-03/7134 ДСП от 08.11.2006 года);
от налогоплательщика: не присутствовал;
установил:
Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области и УО БАО (далее налоговый орган, заявитель по делу) заявлено требование к индивидуальному предпринимателю Федосеевой Ольге Викторовне (далее – Федосеева О.В., налогоплательщик по делу) о взыскании 42 012 рублей, составляющих сумму налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 11 час. 20 мин. до 15 час. 30 мин. 06 февраля 2007 года.
Установлено, что Федосеева О.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией муниципального образования г. Саянска 31.05.1999 года за регистрационным номером 2359.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика.
По результатам проверки инспекцией принято решение № 37 от 30.06.2006 года о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 за неуплату или неполную уплату сумм налога, в виде штрафа в сумме 9 501 руб., в том числе: по налогу на доходы физических лиц – 1646 руб., по единому социальному налогу – 1 911 руб., по налогу на добавленную стоимость – 5 944 руб.; п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2005 года, в виде штрафа в сумме 1708 руб.; п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций, в виде штрафа в сумме 39 404 руб., в том числе: по налогу на доходы физических лиц за 2003 год – 14 172 руб., по налогу на доходы физических лиц за 2004 год – 2790 руб., по единому социальному налогу за 2003 год – 15276 руб., по единому социальному налогу за 2004 год – 3830 руб., по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года – 980 руб., по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2005 года – 126 руб., по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 года – 2230 руб.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ требование от 10.07.06г. № 12250/2 об уплате налоговой санкции направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом. Требование налогового органа добровольно не исполнено, в связи с чем заявитель просит взыскать задолженность в судебном порядке.
Заслушав представителя налогового органа и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Проведенной проверкой инспекцией установлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в неуплате налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость и в непредставлении в установленный срок налоговых деклараций по вышеуказанным налогам.
В ходе проверки инспекцией установлено, что Индивидуальным предпринимателем Федосеевой О.В. за проверяемый период не определена налоговая база по налогу на доходы физических лиц, в результате чего не исчислен налог за 2003, 2004, 2005 годы и как следствие неуплата налога в сумме 13 516 рублей, в т.ч.: за 2003 г. - 5905 руб., 2004 г. - 2325 руб., 2005 г. - 5286 руб.
Для определения налоговой базы налоговым органом произведено исчисление налога расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и представленных налогоплательщиком первичных учетных документов. Так, по данным проверки сумма дохода, полученного по безналичному расчету, определена на основании выписки из расчетного счета, представленной Зиминским ОСБ № 2416 и составила 74 228 рублей.
По данным выписки из расчетного счета сумма оборота по дебету (расход) составляет 806 020 рублей, из них сумма расходов, не учитываемых при определении налоговой базы, составляет 411 990 рублей, в том числе:
- расходы в виде средств, переданных по договору займа в сумме 20 000 руб.;
- расходы, связанные с платежами за пользование кредитами в сумме 209 451 рублей;
- расходы, не связанные с извлечением дохода - платежи за третьих лиц в сумме 182 539 рублей.
Таким образом, сумма расходов, связанных с извлечением доходов, за 2003 год составила 394 030 руб. (806020 руб. - 411990 руб.).
В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, в ходе проверки инспекцией произведен расчет суммы расходов, относящихся к деятельности, подлежащей налогообложению в общем режиме.
Для распределения расходов, относящихся к деятельности, подлежащей налогообложению в общем режиме, и расходов, относящихся к деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, применен показатель "Выручка".
Расчет общей суммы выручки от реализации товаров за наличный и безналичный расчет произведен инспекцией на основании показаний фискальных отчетов, данных Журнала регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин и данных, полученных из ОСБ № 2416.
Сумма выручки, полученная за наличный расчет, составила 1 041 745 руб.
По данным ОСБ № 2416 выручка, поступившая на расчетный счет, составила 74 228 рублей. Итого сумма выручки составила 1 115 973 руб. (1041745+74228). Расчетный коэффициент для распределения расходов составил 0,066 (74228:1 115973).
Сумма расходов, приходящаяся на деятельность, подлежащую общему режиму налогообложения, составила 26 006 руб.
На основании заявления налогоплательщика в соответствии с п.п. 3, 4 п. 1 ст. 218 НК РФ индивидуальному предпринимателю Федосеевой О.В. предоставлены стандартные налоговые вычеты. По данным проверки ежемесячный «чистый» доход за 2003 год налогоплательщика составил 4 019 руб. ((74228-26006):12).
Согласно расчету, чистый доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысил 20 000 руб. в течение четырех месяцев. Следовательно, налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 руб. и вычета на одного ребенка в размере 300 руб. за четыре месяца. Таким образом, общая сумма стандартных налоговых вычетов составила 2 800 руб.
По данным проверки налоговая база определена в размере 45 422 руб. (74228 руб. - 26006 руб. - 2800 руб.). Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за год, исчислена в размере 5 905 рублей (45422 руб. х 13 %).
За 2004 год сумма дохода, полученная индивидуальным предпринимателем по безналичному расчету, составила 25 040 рублей. Сумма оборота по дебету (расход) составила 295 812 рублей, из них сумма расходов, не учитываемых при определении налоговой базы, составила 125 109 рублей, в том числе:
- расходы, связанные с платежами за пользование кредитами в сумме 118 008 руб.;
- расходы, не связанные с извлечением дохода - платежи за третьих лиц в сумме 7 101 рубль.
Таким образом, сумма расходов, связанных с извлечением доходов, за 2004 год составила 170 703 рубля.
Сумма выручки, полученной за наличный расчет, составила 4 742 264 руб. По данным ОСБ № 2416 выручка, поступившая на расчетный счет, составила 25 040 рублей. Итого сумма выручки составила 4 767 304 руб. Расчетный коэффициент для распределения расходов составил 0,005.
Сумма расходов, приходящаяся на деятельность, подлежащую общему режиму налогообложения, составила 854 руб. По данным проверки ежемесячный "чистый" доход за 2004 год налогоплательщика составил 2 016 руб. Общая сумма стандартных налоговых вычетов составила 6 300 руб. Налоговая база определена в размере 17 886 руб. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за 2004 год, составила 2 325 рублей.
За 2005 год сумма дохода, полученная индивидуальным предпринимателем, по безналичному расчету определена в размере 62 326 рублей.
Сумма оборота по дебету (расход) составила 199 513 рублей, из них сумма расходов, не учитываемых при определении налоговой базы, составила 38 640 рублей.
Таким образом, сумма расходов, связанных с извлечением доходов, за 2005 год, оплаченных налогоплательщиком по безналичному расчету составила 160 873 рубля.
Расчет общей суммы выручки от реализации товаров за наличный и безналичный расчет произведен налоговым органом на основании данных Журнала, показаний фискальных отчетов и данных, полученных из ОСБ№2416, и составила сумма выручки 2439724 руб. Расчетный коэффициент равен 0,025. Сумма расходов составила 5463 руб.
По данным проверки ежемесячный "чистый" доход за 2005 год налогоплательщика составил 4 739 руб. Стандартный налоговый вычет составил на двух детей - 11 200 рублей.
В соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение социальных налоговых вычетов в сумме уплаченной за обучение своих детей в возрасте до 24 лет.
ИП Федосеевой О.В. представлены документы (договор на оказание образовательных услуг, лицензия, квитанция об оплате), подтверждающие право на применение социального налогового вычета в сумме 5 000 рублей.
Таким образом, по данным проверки налоговая база составила 40 663 руб., сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за 2005 год, исчислена налоговым органом в размере 5 286 рублей.
В результате проверки инспекцией установлена неуплата единого социального налога в сумме 15 243 руб., в т.ч.: за 2003 год - 6365 руб., за 2004 год - 3192 руб., за 2005 год - 5686 руб.
Налоговая база инспекцией определена в соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ как сумма полученных за налоговый период доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
По данным проверки налоговая база за 2003 год составила 48 222 руб. По результатам проверки сумма единого социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определена в размере 6 365 руб. В 2004 году налоговая база составила 24 186 руб., сумма единого социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определена в размере 3192 руб. В 2005 году налоговая база составила 56 863 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определена в размере 5 686 руб.
В ходе проверки выявлена также неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 29 720 руб.
По данным проверки налоговая база определена в соответствии со ст. 154 Налогового кодекса РФ на основании выписки из расчетного счета, представленной Зиминским ОСБ № 2416, как стоимость реализованных товаров за безналичный расчет и составила:
1 квартал 2003 г. - 29740 руб.;
2 квартал 2003 г. - 22500 руб.;
3 квартал 2003 г .- 7772 руб.;
4 квартал 2003 г. - 14216 руб.;
2 квартал 2004 г. - 23120 руб.;
3 квартал 2004 г. - 1920 руб.;
1 квартал 2005 г. - 4539 руб.;
2 квартал 2005 г. - 780 руб.;
3 квартал 2005 г. - 20650 руб.;
По данным проверки сумма налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) исчислена в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ и составила:
1 квартал 2003 г - 5948 руб. (29740 руб. х 20 %);
2 квартал 2003 г. - 4500 руб. (22500 руб. х 20 %);
3 квартал 2003 г .- 1554 руб. (7772 руб. х 20 %);
4 квартал 2003 г. - 2843 руб. (14216 руб. х 20 %);.
2 квартал 2004 г - 4162 руб. (23 120 руб. х 18 %);
3 квартал 2004 г - 346 руб. (1920 руб. х 18 %);
1 квартал 2005 г - 817 руб. (4539 руб. х 18 %);
2 квартал 2005 г - 140 руб. (780 руб. х 18 %);
3 квартал 2005 г - 3717 руб. (20650 руб. х 18 %);
Налоговые вычеты, предусмотренные статьями 171, 172 НК РФ, в ходе проверки не были применены, так как налогоплательщиком по требованию от 04.04.2006 не представлены документы, подтверждающие право на их применение.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, составила: 1 кв. 2003 г - 5948 руб.; 2 кв. 2003 г. - 4500 руб.; 3 кв. 2003 г .- 1554 руб.; 4 кв. 2003 г. - 2843 руб.; 2 кв. 2004 г- 4162 руб.; 3 кв. 2004 г - 346 руб.; 1 кв. 2005 г- 817 руб.; 2 кв. 2005 г- 140 руб.; 3 кв.2005 г- 3717руб.
Проверкой установлено, что за 4 квартал 2005 года налогоплательщиком завышена налоговая база по налогу на добавленную стоимость на 24 961 рублей. Данное нарушение произошло в результате того, что налогоплательщиком при расчете налоговой базы за 4 кв. 2005 г. учтена стоимость товаров, реализованных в 1,2,3 кварталах 2005 г., подлежащая включению в налоговую базу за 1,2,3 кварталы 2005 г. соответственно. Так, по данным декларации налоговая база составляет 61 318 руб., по данным проверки – 36 357 руб.
В нарушение п. 3 статьи 164 НК РФ, налогоплательщиком неверно применена расчетная ставка в размере 18/1 18, в связи с чем налоговым органом произведено налогообложение по налоговой ставке 18%.
Таким образом, в результате завышения налоговой базы, неверного применения налоговой ставки и неправильного расчета налога, налогоплательщиком занижен налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет на 5 693 рублей. По данным декларации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, составляет 851 руб., по данным проверки составила 6 544 руб.
В нарушение п. 1 ст. 229, п. 7 ст. 244, п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщик не исполнил свою обязанность по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговых деклараций: по налогу на доходы физических лиц за 2003, 2004 годы, единому социальному налогу за 2003, 2004 годы, налогу на добавленную стоимость за 1,2, 3,4 кварталы 2005 года.
Поскольку начисленные по решению налогового органа № 37 от 30.06.2006 года суммы добровольно не уплачены, налоговый орган обратился в суд за взысканием налоговых санкций:
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) суммы налога на добавленную стоимость в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 5 944 руб., в том числе: 1 квартал 2003 г - 1190 руб.; 2 квартал 2003 г. - 900 руб.; 3 квартал 2003 г .- 311 руб.; 4 квартал 2003 г. - 569 руб.; 2 квартал 2004 г- 832 руб.; 3 квартал 2004 г - 69 руб.; 1 квартал 2005 г - 163 руб.; 2 квартал 2005 г - 28 руб.; 3 квартал 2005 г - 743 руб.; 4 квартал 2005 г. - 1139 руб.
- по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2003, 2004 годы, по единому социальному налогу за 2003, 2004 годы в налоговый орган в течение более 180 дней, в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня, что составило в сумме 36 068 руб., в том числе: по налогу на доходы физических лиц за 2003 год – 14 172 руб., по налогу на доходы физических лиц за 2004 год – 2790 руб., по единому социальному налогу за 2003 год – 15276 руб., по единому социальному налогу за 2004 год – 3830 руб.
Исследовав материалы дела, суд считает, что факт совершения налогоплательщиком правонарушений, предусмотренных п.1 ст.122, п. 1, 2, ст. 119 НК РФ налоговым органом доказан, сумма штрафных санкций начислена верно, однако требования подлежат удовлетворению в части по следующему основанию.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса РФ).
При этом пунктом 9 статьи 46 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
К случаям, предусмотренным настоящим Кодексом, возможно отнести статью 101.1 Налогового кодекса РФ, регламентирующую порядок производства по делу о предусмотренных настоящим Кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, которой предусмотрен порядок взыскания штрафов и пеней в порядке, аналогичном предусмотренному статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Порядок взыскания налоговых санкций регламентирован статьей 114 Налогового кодекса РФ, из которой следует, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
В случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а также в случае, если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Статьей 103.1 Налогового кодекса РФ регламентирован порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа во внесудебном порядке в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, налоговым органом заявлено требование, в том числе о взыскании с ИП Федосеевой О.В. налоговых санкций, предусмотренных:
- п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на добавленную стоимость в сумме 5944 руб., в том числе: за 1 квартал 2003 года – 1190 руб., за 2 квартал 2003 года – 900 руб., за 3 квартал 2003 года – 311 руб., за 4 квартал 2003 года – 569 руб., за 2 квартал 2004 года – 832 руб., за 3 квартал 2004 года – 69 руб., за 1 квартал 2005 года – 163 руб., за 2 квартал 2005 года – 28 руб., за 3 квартал 2005 года – 743 руб., за 4 квартал 2005 года – 1139 руб.;
- п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2004 год в размере 2 790 руб., по единому социальному налогу за 2004 год в размере 3 830 руб., не превышающего 5 000 руб., порядок взыскания которого регламентирован статьями 103.1, 114 Налогового кодекса РФ.
Поскольку за каждый налоговый период сумма штрафа не превышает 5 000 руб., обращение налогового органа в суд за взысканием с ИП Федосеевой О.В. указанных налоговых санкций необоснованно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании вышеизложенного требование налогового органа о взыскании налоговых санкций в сумме 12 564 руб. подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах требование налогового органа о взыскании суммы задолженности в размере 42 012 руб. подлежит удовлетворению в части взыскания с ИП Федосеевой О.В. налоговых санкций по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 29 448 руб., в том числе: за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 год в размере 14 172 руб., за непредставление декларации по единому социальному налогу за 2003 год в размере 15 276 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Федосеевой Ольги Викторовны, 02.02.1967 года рождения, уроженки с. Мальта Аларского района Иркутской области, проживающей по адресу: г. Саянск, микрорайон Южный, д. 113, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя: ОГРН 304381430000105, налоговые санкции в сумме 29 448 руб., в том числе: по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 год - в сумме 14 172 руб.; по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год - в сумме 15 276 руб.
В остальной части заявленных требований производство по делу прекратить.
Взыскать с Федосеевой Ольги Викторовны в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1177,92 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд РФ в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Чемезова