АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-25219/2019
« 13 » января 2020 г.
Резолютивная часть решения вынесена 30 декабря 2019 г.
Мотивированное решение изготовлено 13 января 2020 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 107078, <...>; адрес Восточно-Сибирского филиала – пассажирского вагонного депо Иркутск: 664005, <...>)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 630091, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2019 № 7195660611-03,
установил:
Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК») в лице Восточно-Сибирского филиала – пассажирского вагонного депо Иркутск АО «ФПК» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 09.10.2019 № 7195660611-03.
Определением от 31.10.2019 заявление АО «ФПК» принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установленного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Стороны располагают информацией о начавшемся судебном процессе в порядке, установленном АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 05.09.2019 № 495-р проведена плановая выездная проверка Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК» - пассажирского вагонного депо Иркутск в рамках надзора за исполнением требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в части исполнения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495.
По итогам проверки, проведенной в период с 01.10.2019 по 03.10.2019, Управлением установлено, что на поезде № 150 сообщением «Иркутск – Улан-Удэ» отсутствуют подразделения транспортной безопасности; при доступе на объект транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал Иркутск-пассажирский и при посадке в поезд № 150 сообщением «Иркутск – Улан-Удэ» пассажиры и ручная кладь в целях обеспечения транспортной безопасности не досматриваются.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 03.10.2019 № 2019-495.
07.10.2019 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО1 в отношении заявителя составлен протокол № 7195660611-01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении этим же должностным лицом вынесено постановление от 09.10.2019 № 7195660611-03, согласно которому АО «ФПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
АО «ФПК», полагая, что данное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявление АО «ФПК», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу части 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности согласно части 1 статьи 2 Закона № 16-ФЗ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
На основании части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно подпунктам 9, 11 пункта 1 статьи 1 названного Закона под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе, железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров.
Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Закона № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования № 495), подпунктом 40 пункта 5 которых установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: обнаруживать на контрольно-пропускных пунктах и постах на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и (или) ее части предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозки, а также перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) или ее часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.
В силу подпункта 3 пункта 18 Требований № 495 субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик) в отношении транспортного средства I категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан проводить досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности объектов досмотра, проходящих (перемещаемых) через пост на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства, для выявления, распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, если такое мероприятие не проводилось на объекте транспортной инфраструктуры отправления (проследования) транспортного средства. При перемещении объектов досмотра с железнодорожных пассажирских остановочных пунктов, не являющихся объектами транспортной инфраструктуры, в зону транспортной безопасности транспортного средства осуществлять наблюдение за ними и (или) проводить собеседование с ними, выборочно досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проверочных мероприятий управлением установлено, что АО «ФПК» осуществляет на основании лицензии от 23.09.2016 ПП № 7707077 деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом. Восточно-Сибирский филиал АО «ФПК»- пассажирское вагонное депо Иркутска имеет в своем ведении 604 пассажирских вагона, прокатегорированные Федеральным агентством железнодорожного транспорта с присвоением им первой категории.
Заявитель для осуществления своей деятельности использует категорированные транспортные средства - вагоны, следовательно, в силу статьи 1 Закона № 16-ФЗ является субъектом транспортной инфраструктуры.
В Восточно-Сибирском филиале АО «ФПК» разработана и утверждена 20.02.2008 Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах на транспортных средствах (пассажирском поезде) АО «ФПК», согласно пункту 1.3.2 которой ответственность за непосредственную реализацию мер по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов в период подготовки состава в рейс и перевозки пассажиров возлагается на работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 1.4.2 Инструкции в обязанности работников подразделения транспортной безопасности за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, в числе прочих, входят: проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра объектов досмотра на границе зоны транспортной безопасности и в зоне транспортной безопасности; обследование объектов досмотра с использованием средств досмотра; обнаружение предметов и веществ, включенных в перечни (Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности»), или выявление объектов досмотра, требующих проведения в отношении них дополнительного досмотра; проведение дополнительного досмотра, обнаружение, распознавание и (или) идентификация с использованием средств досмотра, а также иными способами, предметов и веществ, включенных в Перечни и т.д.
Согласно пункту 2.4.1 Инструкции мероприятия по досмотру в целях обеспечения транспортной безопасности объектов досмотра, проходящих (перемещаемых) через пост транспортного средства на границах зоны транспортной безопасности вагона осуществляется группой подразделений транспортной безопасности для выявления, распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зоне транспортной безопасности, если такое мероприятие не проводилось на объекте транспортной инфраструктуры отправления (проследования) пассажирского поезда.
На основании договора от 29.12.2018 №708-18/ф(СЗФ), заключенного АО «ФПК» (заказчик) с Обществом с ограниченной ответственностью «ССК» (далее – ООО «ССК», исполнитель) последнее оказывает заявителю услуги по обеспечению транспортной безопасности в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» подразделениями транспортной безопасности.
Объектом защиты от актов незаконного вмешательства при оказании исполнителем услуг по договору является подвижной состав пассажирских поездов формирования АО «ФПК», в том числе арендованный и/или принадлежащий заказчику на ином законном основании, находящийся в пунктах формирования, оборота пассажирских поездов и в пути следования на маршрутах, определенных в Планах-заданиях, составляемых заказчиком на отчетный период по форме приложения № 2 к договору.
Согласно плану-заданию на сентябрь 2019 в Восточно-Сибирском филиале АО «ФПК» подразделения транспортной безопасности ООО «ССК» оказывают услуги по транспортной безопасности только на двух поездах №№ 057И-057С сообщением «Иркутск-Кисловодск», «Кисловодск-Иркутск», №№ 071И-071Ы «Улан-Удэ – Северобайкальск», «Северобайкальск – Улан-Удэ».
В ходе проверки транспортных средств Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК» на железнодорожном вокзале Иркутск пассажирский установлено, что на поезде № 150 сообщением «Иркутск – Улан-Удэ» отсутствуют подразделения транспортной безопасности. Пассажиры и ручная кладь при доступе на объект транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал Иркутск-пассажирский и при посадке в поезд № 150 сообщением «Иркутск – Улан-Удэ» в целях обеспечения транспортной безопасности не досматриваются.
Таким образом, УГАН НОТБ СФО Ространснадзора установлено, что перевозчиком - АО «ФПК» не обеспечены наличие на поезде № 150 подразделения транспортной безопасности, а также досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности при посадке в поезд № 150, что является нарушением требований подпункта 40 пункта 5, подпункта 3 пункта 18 Требований № 495 и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Суд находит несостоятельным, как не соответствующий фактическим обстоятельствам, установленным по делу, довод заявителя об отсутствии обязанности двух юридических лиц проводить досмотровые мероприятия в связи с наличием на платформе зон транспортной безопасности ОАО «РЖД».
В ходе проверки административным органом были запрошены и получены от Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» сведения, согласно которым на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал Иркутск-пассажирский, на чьей территории формируются и подаются составы поездов дальнего следования АО «ФПК», досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности для защиты объектов от актов незаконного вмешательства в соответствии с Требованиями № 495 не проводится, т.к. до настоящего времени подразделения транспортной безопасности не привлечены. На входных группах на основании заключенного договора охрану имущества осуществляет частное охранное предприятие ООО «Желдорохрана», а также патрулирующие территорию вокзального комплекса сотрудники Иркутского отдела МВД России на транспорте (письмо от 11.10.2019 № 3426/РДЖВ В-Сиб.).
Таким образом, досмотровые мероприятия на платформах железнодорожного вокзала Иркутск-пассажирский силами и за счет средств ОАО «РЖД» не проводятся, в связи с чем, такая обязанность лежит на АО «ФПК».
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
Заявителем не представлены доказательства того, что нарушение установленных требований в сфере транспортной безопасности было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми, непредвиденными и непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Оценив все добытые по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что является правильным вывод УГАН НОТБ СФО Ространснадзора о доказанности вины юридического лица - АО «ФПК» в неисполнении требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, и, соответственно, о наличии в действиях АО «ФПК» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении АО «ФПК» к административной ответственности за административное правонарушение по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб., является правомерным и соответствует закону.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом указанных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 09.10.2019 № 7195660611-03, вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, отказать.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению, и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней с момента его принятия через Арбитражный суд Иркутской области, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Н.Г. Позднякова