ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-25358/19 от 05.02.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                           Дело № А19-25358/2019

« 10 » февраля 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 февраля 2020 г.

Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2020 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мир развлечений» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664002, <...>)

к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>)

о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 09.10.2019 № 505-70-20898/19,

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, доверенность от 16.09.2019;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 09.01.2020;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Мир развлечений» (далее – ООО «Мир развлечений») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее – КУМИ г. Иркутска) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 09.10.2019 № 505-70-20898/19, о выявлении факта самовольного размещения ООО «Мир развлечений» нестационарного торгового объекта по адресу: <...> напротив дома № 9, и демонтаже указанного объекта в принудительном порядке.  

Представитель ООО «Мир развлечений» в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель КУМИ г. Иркутска заявленные требования не признал. 

Из материалов дела следует, что распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.07.2018 № 1428/з ООО «Мир развлечений» выдано разрешение на использование земель из земель населенных пунктов площадью 30 кв.м., с местоположением: <...> район дома 24, в соответствии с приведенными координатами характерных точек границ в системе координат МСК-38. Разрешение выдано для размещения элементов благоустройства территорий и малых архитектурных форм, сроком на 3 года.

29.08.2019 должностным лицом КУМИ г. Иркутска осуществлен мониторинг территории Ленинского района г. Иркутска, в ходе которого по адресу: <...> напротив дома № 9, выявлен самовольно размещенный нестационарный торговый объект – киоск со специализацией «мороженое» (акт выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта от  29.08.2019).

Выявив факт самовольного размещения нестационарного торгового объекта (НТО), КУМИ г. Иркутска опубликовал на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска и разместил на самом нестационарном торговом объекте уведомление от 02.09.2019 № 505-70-17920/19, в котором предложил владельцу НТО в срок до 01.10.2019 осуществить его демонтаж в добровольном порядке, а также сообщил о том, что в случае неисполнения требований, изложенных в уведомлении, администрацией будет осуществлен демонтаж принудительно с отнесением расходов на счет владельца НТО.

Согласно фотоматериалам, прилагаемым к акту размещения уведомления от 04.09.2019, киоск открыт, в нем осуществляется торговая деятельность по продаже мороженого.

02.10.2019 проведен осмотр земельного участка и установлено, что требование, указанное в уведомлении от 02.09.2019 № 505-70-17920/19, не исполнено.

09.10.2019 заместителем мэра - председателем КУМИ г. Иркутска издано распоряжение № 504-02-3246/19, в соответствии с которым отделу контроля департамента потребительского рынка КУМИ г. Иркутска начиная с 10 часов 00 минут 29.10.2019 надлежит осуществить демонтаж самовольно размещенного нестационарного торгового объекта по адресу: <...> напротив дома № 9, согласно материалам фотофиксации и схеме размещения.

На основании указанного распоряжения на НТО размещено уведомление от 09.10.2019 № 505-70-20898/19 об осуществлении его демонтажа в принудительном порядке.

Не согласившись с уведомлением от 09.10.2019 № 505-70-20898/19, ООО «Мир развлечений» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.   

 В судебном заседании 04.02.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 11 час. 05.02.2020. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО1, представитель КУМИ г. Иркутска ФИО2

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

  В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого (в редакции, действовавшей до 11.07.2018) предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы.

Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с «Положением о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп (далее – Положение № 271-пп), обществу выдано сроком на 3 года разрешение на использование земель из земель населенных пунктов площадью 30 кв.м., расположенных в  г. Иркутске, напротив дома № 24 по ул. Новаторов, в соответствующих координатах, с целью размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, уроны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) (распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.07.2018 № 1428/з).

 КУМИ г. Иркутска выявлен факт самовольного размещения нестационарного торгового объекта-киоска со специализацией «мороженое» по адресу: <...> напротив дома №9.

 ООО «Мир развлечений» указывает, что выявленный киоск не обладает признаками торговых объектов, установленными в статье 2 Федерального закона № 381-ФЗ, какая-либо торговая деятельность в киоске не велась, киоск расположен на земельном участке, предоставленном обществу с целью размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм.  Киоск используется для хранения садового инвентаря.

Суд находит данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.  Как следует из «акта выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта» от  29.08.2019, на земельном участке расположен киоск со специализацией «мороженое». Договора аренды не имеется, схемой размещения НТО на территории Ленинского района г.Иркутска место под размещение НТО со специализацией «мороженое» по адресу ул.Новаторов, напротив дома №9 не предусмотрено.

Из акта размещения уведомления о демонтаже от 04.09.2019 и материалов фотофиксации к нему (приложение №1) следует, что на земельном участке расположен именно нестационарный торговый объект - киоск с вывеской «мороженое», с наклейками видов мороженого.

Доводы заявителя о том, что торговля в киоске не зафиксирована, объективных доказательств того, что киоск, изображенный на фото, принадлежит ООО «Мир развлечений», суд оценивает критически, как попытку заявителя избежать ответственности за незаконно размещенный торговый объект. 

Должностным лицом в ходе мониторинга, осуществленного в соответствии с Порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденным Постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 № 031-06-639/7-1, однозначно установлено, что выявленный объект относится к нестационарным торговым объектам.  Комитетом в материалы дела представлено геодезическое заключение от 12.11.2019 № 2019/1101 на НТО, расположенный по адресу: <...> напротив дома № 9. 

Согласно данному заключению, выполненному главным специалистом отдела земельного контроля по Правобережному и Октябрьскому округам управления земельного контроля КУМИ г. Иркутска ФИО3,  НТО частично расположен на части территории, входящей в состав земель, государственная собственность на которую не разграничена, частично - в границах координат, указанных в распоряжении министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.07.2018 № 1428/з. Площадь занимаемой части территории, входящей в состав земель, государственная собственность на которую не разграничена, частью НТО составляет 9,7 м2. Площадь занимаемой части территории, указанной в распоряжении министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.07.2018 № 1428/з, частью НТО составляет 0,6 м2.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430/6, НТО  расположен в зоне застройки малоэтажными многоквартирными домами (до 4 этажей) – ЖЗ-102.

В соответствии с утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 26.07.2018 № 031-06-715/8 НТО  расположен в границах красных линий.

Ввиду несогласия заявителем с данным заключением ответчика, суд предложил сторонам произвести совместный осмотр земельного участка. Определением от 17.12.2019 лицам, участвующим в деле, предложено представить акт совместного осмотра спорного объекта за подписью сторон, подготовленный с привлечением геодезиста.

Определением от 14.01.2020 суд повторно истребовал у сторон акт совместного осмотра земельного участка.

Согласно  пояснений представителя ответчика в судебном заседании, такой осмотр состоялся. Со стороны ответчика в осмотре принимала участие сама представитель – ФИО2  К осмотру был привлечен специалист  со стороны истца.

Между тем, акт совместного осмотра, подготовленный истцом, в материалы дела не был представлен.

Вместо акта совместного осмотра, заявителем  в материалы дела представлены два заключения кадастрового инженера ФИО4 от 04.02.2020, согласно которым в результате проведенного обследования территории, координаты которой указаны в распоряжении министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.07.2018 № 1428/з, выявлено, что в границах координат данной территории расположен нестационарный торговый объект.

При этом, согласно первому заключению, выполненному без указания координат характерных точек границ в системе координат МСК-38, площадь НТО по наружному обмеру составляет 10,3 м2. Согласно второму заключению, которое выполнено с приведенными координатами характерных точек границ в системе координат МСК-38, площадь НТО по наружному обмеру составляет 9,3 м2.

В соответствии со схемой земельного участка, прилагаемой ко второму заключению, одна из границ НТО достигает (или выходит за пределы) границ земельного участка, представленного распоряжением от 23.07.2018 № 1428/з. Согласно же схеме земельного участка, прилагаемой к первому заключению ФИО4, границы НТО не достигают границ этого земельного участка.

Рассмотрев заключения кадастрового инженера ФИО4, на которые заявитель ссылается как на доказательство расположения НТО в пределах земельного участка, представленного ему на основании распоряжения от 23.07.2018 № 1428/з, суд приходит к следующим выводам.

Представленные заявителем акты  в совокупности с другими доказательствами по делу свидетельствуют о противоречивости данных актов. Более того, место расположения НТО  и его координаты  по состоянию на 4 февраля 2020 года не имеют  правового значения для предмета настоящего спора,  поскольку ранее  КУМИ г. Иркутска было зафиксировано  место расположения НТО, которое не соответствует актам от 04.02.2020. Учитывая, что объект является нестационарным, препятствий для его перемещения не имеется, и такое перемещение может быть использовано  лицом в целях исключения возможности  демонтажа киоска.

Кроме того, нахождение НТО в существующем виде (на земельном участке, представленном обществу на основании распоряжения от 23.07.2018 № 1428/з) также не может быть признано соответствующим целям предоставления земельного участка (для благоустройства). Как следует из текста распоряжения Министерства имущественных отношений  Иркутской области от 23.07.2018 № 1428/з,  земельный участок предоставлен для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики). Киоск, безусловно,  не относится к таким элементам благоустройства и малым архитектурным формам.

 Схемами размещения нестационарных торговых объектов, утв. постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11, не предусмотрено размещение торговых объектов по данному адресу.  В связи с чем,  Комитет, выявив в ходе муниципального контроля факт самовольного размещения  на земельном участке нестационарного торгового объекта (киоск «Мороженое»), составил соответствующие акты, и в пределах своих полномочий, в соответствии с Порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017  № 031-06-639/7-1), в связи с неисполнением требования о добровольном демонтаже НТО, указанного в уведомлении от 02.09.2019 № 505-70-17920/19, обоснованно вынес распоряжение от 09.10.2019 № 504-02-3246/19, на основании которого выдал обществу уведомление от 09.10.2019 № 505-70-20898/19 о принудительном демонтаже НТО.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление КУМИ г. Иркутска от 09.10.2019 № 505-70-20898/19 соответствует закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Определением суда  от 16.10.2019 по заявлению ООО «Мир развлечений» были приняты обеспечительные меры в виде запрета КУМИ г. Иркутска производить демонтаж нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <...> район дома 24, до принятия решения по существу.

В соответствии с пунктом 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Таким образом, обеспечительные меры, принятые определением суда от 16.10.2019, подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных требований отказать.

            Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.10.2019.

            Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

            Судья                                                                                                    Н.Г. Позднякова