АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-25573/2018
« 18 » декабря 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2018 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2018 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирнягиной Ж.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гринвальд – Байкал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665932, <...>)
к министерству экономического развития Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664027, <...>),
третье лицо: Акционерное общество «Особая экономическая зона «Иркутск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>),
о признании недействительными акта плановой проверки от 30.07.2018, уведомления от 24.09.2018 № 02-62-3406/18,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1 – генеральный директор (паспорт); ФИО2, доверенность от 25.12.2017, удостоверение адвоката;
от ответчика: ФИО3, доверенность от 22.10.2018 № 02-62-3788/18; ФИО4, доверенность от 30.08.2018 № 02-62-3068/18;
от третьего лица: ФИО5, доверенность от 15.05.2018;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Гринвальд – Байкал» (далее – ООО «Гринвальд – Байкал») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к министерству экономического развития Иркутской области о признании недействительными акта плановой проверки от 30.07.2018, уведомления от 24.09.2018 № 02-62-3406/18.
Представители ООО «Гринвальд – Байкал» в судебном заседании требования о признании недействительными оспариваемых акта и уведомления министерства экономического развития Иркутской области поддержали.
Представители министерства экономического развития Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признали, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Представитель третьего лица - Акционерного общества «Особая экономическая зона «Иркутск» (далее - АО «ОЭЗ «Иркутск») требования заявителя не признал.
Из материалов дела следует, что ООО «Гринвальд – Байкал» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.01.2014 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Между ООО «Гринвальд – Байкал» (резидент) и Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) заключено Соглашение от 27.11.2014 № С-712-ЕЕ/Д14 об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Иркутского районного муниципального образования и муниципального образования Слюдянский район Иркутской области (далее - ОЭЗ).
В дальнейшем, на основании приказа Минэкономразвития России от 18.04.2016 № 243, Соглашения от 05.09.2016 № С-574-АЦ/Д14, заключенного Минэкономразвития России с Правительством Иркутской области, полномочия по управлению ОЭЗ переданы Правительству Иркутской области. Функции по реализации полномочий Правительства Иркутской области по управлению ОЭЗ, в том числе по осуществлению контроля за исполнением Резидентом ОЭЗ Соглашения возложены на министерство экономического развития Иркутской области.
В период с 13.07.2018 по 25.07.2018 министерством экономического развития Иркутской области проведена плановая проверка в отношении ООО «Гринвальд – Байкал», в ходе которой установлен ряд нарушений резидентом условий Соглашения.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.07.2017 плановой проверки исполнения резидентом особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территории муниципального образования Слюдянский район Иркутской области, условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Резиденту направлено уведомление от 24.09.2018 №02-62-3406/18 об устранении нарушений по итогам плановой проверки исполнения резидентом ОЭЗ условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Не согласившись с актом проверки от 30.07.2018 и уведомлением от 24.09.2018 №02-62-3406/18, ООО «Гринвальд – Байкал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Порядок создания и функционирования особых экономических зон урегулирован Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон № 116-ФЗ), которым определено, что особой экономической зоной (далее - ОЭЗ) признается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Целью создания особых экономических зон является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Закона № 116-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 6 Закона № 116-ФЗ установлено, что решение о создании ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Особая экономическая зона (далее-ОЭЗ) создана на территории Слюдянского района Иркутской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 72 «О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.09.2016 № 980).
02.03.2007 между Правительством Российской Федерации, администрацией Иркутской области и администрацией Иркутского районного муниципального образования Иркутской области заключено Соглашение № 2773-ГГ/Ф7 о создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
В последующем в указанное Соглашение был внесен ряд изменений.
27.11.2014 между Минэкономразвития России, ОАО «Особые экономические зоны» (Управляющая компания, г. Москва) и ООО «Гринвальд – Байкал» (резидент) заключено Соглашение № С-712-ЕЕ/Д14 об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Иркутского районного муниципального образования и муниципального образования Слюдянский район Иркутской области (далее - Соглашение).
Запись о регистрации компании (ООО «Гринвальд-Байкал») в качестве резидента ОЭЗ, созданной на территории муниципального образования Слюдянский район Иркутской области, внесена в реестр резидентов ОЭЗ 27.11.2014 за регистрационным номером <***>.
Предметом Соглашения является ведение резидентом туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым к Соглашению бизнес-планом, а именно: строительство и организация деятельности малоэтажного гостиничного комплекса; создание резидентом гостиничного комплекса в соответствии с прилагаемым к Соглашению бизнес-планом; создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных Соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям резидента.
На основании Закона № 116-ФЗ и соглашения от 02.03.2007 № 2773-ГГ/Ф7 (в ред. дополнительного соглашения от 30.03.2017 № С-38-АЦ/Д14) между Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) и АО «ОЭЗ «Иркутск» заключено соглашение об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории муниципального образования Слюдянский район Иркутской области, от 27.09.2017 № С-165-АЦ/Д14. Названными сторонами заключено дополнительное соглашение от 28.11.2017 № С-193-СШ/Д14 к соглашению от 27.09.2017 № С-165-АЦ/Д14.
Приказом Минэкономразвития России от 23.10.2017 №565 Акционерному обществу «Особая экономическая зона «Иркутск», являющемуся управляющей компанией особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, на основании соглашения от 27.09.2017 № С-165-АЦ/Д14, переданы полномочия по управлению ОЭЗ.
Предметом соглашения от 27.09.2017 № С-165-АЦ/Д14 являются обеспечение создания объектов инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на муниципального образования Слюдянский район Иркутской области (далее – ОЭЗ), и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ, управление указанными объектами, а также осуществление иных необходимых действий, предусмотренных соглашением.
По условиям названного соглашения АО «ОЭЗ «Иркутск» (Управляющая компания) осуществляет, в числе прочих, следующие функции:
- обеспечивает создание объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ в соответствии с Соглашением о создании ОЭЗ;
- обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ;
- привлекает резидентов и иных инвесторов в ОЭЗ, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ.
В силу пунктов 4.3.2, 5.1 соглашения Управляющая компания обязана подготовить и представить на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации проект планировки территории ОЭЗ не позднее 1 года с даты передачи Министерством Управляющей компании отдельных полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной и муниципальной собственности; обеспечивает создание, содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры в соответствии с Перечнем объектов инфраструктуры ОЭЗ, создание и функционирование которых обеспечивает Управляющая компания.
По дополнительному соглашению от 28.11.2017 № С-193-СШ/Д14 Министерство передало Управляющей компании ряд отдельных полномочий по управлению ОЭЗ, установленных частью 1 статьи 8 Закона № 116-ФЗ, в том числе:
- управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной и муниципальной собственности, в порядке, установленном Соглашением о создании ОЭЗ и настоящим дополнительным соглашением (подпункт «б» пункта 2);
- получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и их передача индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию (подпункт «в» пункта 2).
В рамках передаваемых полномочий по получению технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (ИТО) и передаче этих условий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию в границах ОЭЗ, Управляющая компания осуществляет:
- прием от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительство или реконструкцию в границах ОЭЗ, заявлений на получение технических условий и информации о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям ИТО (заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям);
- выдачу индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию в границах ОЭЗ, с заключением соответствующих договоров, либо получение технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям ИТО ОЭЗ и/или информации о плате за такое подключение, в зависимости того, является или нет Управляющая компания организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей, к которым планируется подключение.
В силу части 1 статьи 7 Закона № 116-ФЗ разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и управление ОЭЗ возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Частью 2 статьи 7 Закона № 116-ФЗ предусмотрена возможность по решению руководителя уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти передачи отдельных полномочий по управлению ОЭЗ на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо переданы управляющей компании.
Согласно статье 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток» (далее - Закон № 213-ФЗ) в случае заключения соглашения о передаче органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по управлению ОЭЗ в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 116-ФЗ контроль за исполнением резидентами данной ОЭЗ соглашений об осуществлении деятельности, заключенных до дня вступления в силу Закона № 213-ФЗ, возлагается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании приказа Минэкономразвития России от 18.04.2016 № 243 «О передаче Правительству Иркутской области отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области и территории муниципального образования Слюдянский район Иркутской области» между Минэкономразвития России и Правительством Иркутской области заключено Соглашение от 05.09.2016 № С-574-АЦ/Д14 о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной Правительству Иркутской области.
Данным Соглашением Правительству Иркутской области делегированы отдельные полномочия по управлению ОЭЗ, в том числе по осуществлению контроля за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 16.03.2009 № 82 «Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне».
Функции по реализации полномочий Правительства Иркутской области по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Слюдянского района Иркутской области, в том числе по осуществлению контроля за исполнением резидентом ОЭЗ Соглашения возложены на министерство экономического развития Иркутской области (далее - Министерство), (постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2016 года № 687-пп «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Иркутской области», постановление Правительства Иркутской области от 16.02.2018 № 117-пп «О внесении изменений в Положение о министерстве экономического развития Иркутской области и признании утратившим силу постановления Правительства Иркутской области от 24.10.2016 № 687-пп»).
Согласно статье 9 Закона № 116-ФЗ субъектами особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической являются резиденты соответствующей особой экономической зоны.
Резидентом туристско-рекреационной особой экономической зоны, согласно пункту 2.1 указанной статьи, признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По соглашению об осуществлении деятельности основной обязанностью резидента является ведение деятельности, предусмотренной соглашением и осуществление инвестиций и капитальных вложений в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.
В соответствии с заключенным соглашением резидент обязался:
- вести на территории ОЭЗ только деятельность, предусмотренную Соглашением (пункт 2.5.1 Соглашения);
- в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, осуществить инвестиции в сумме не менее чем 206 600 000 руб., в том числе капитальные вложения в сумме не менее чем 206 600 000 руб. (пункт 2.5.2);
- направить в Министерство не позднее 90 рабочих дней с даты заключения Соглашения оформленное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ (пункт 2.5.3);
- направить в Министерство заявления о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не позднее 20 рабочих дней с даты заключения договора аренды земельного участка (пункт 2.5.4);
- в срок не позднее 340 рабочих дней со дня получения резидентом в соответствии с пунктом 2.1.6 настоящего Соглашения технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения предоставить в Министерство положительные заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, необходимые для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, за исключением случаев, когда проведение обязательной государственной экспертизы не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.5);
- оплатить расходы, связанные с проведением экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.6);
- оплатить расходы по формированию и государственному кадастровому учету земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и предоставляемого Резиденту в аренду, в случае, если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет (пункт 2.5.7);
- согласовывать с Управляющей компанией принимаемые в проектах технические решения по подключению/присоединению объекта капитального строительства к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения, технологическому присоединению к электрическим сетям, расчеты-обоснования по объему потребления ресурсов и коммунальных услуг, а также выбросам и сбросам, воздействию на окружающую природную среду, мероприятия пожарной безопасности и охраны объектов, транспортные схемы и схемы логистики поставок на период строительства и эксплуатации, разрабатываемые в составе проектно-сметной документации (пункт 2.5.8);
- осуществлять строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией (пункт 2.5.9);
- выполнять строительно-монтажные работы, использовать строительную и транспортную технику с условием максимальной сохранности территории особой экономической зоны и объектов, расположенных на территории особой экономической зоны, проводить мероприятия по защите существующих коммуникаций и сооружений. В случае повреждения объектов инфраструктуры особой экономической зоны по вине резидента компенсировать их восстановление за свой счет (пункт 2.5.10);
- заключить с Управляющей компанией договоры на обеспечение топливно- энергетическими ресурсами, коммунальными услугами и на оказание иных услуг, связанных с объектами инфраструктуры особой экономической зоны (пункт 2.5.11);
- предоставить Управляющей компании проектную документацию, а также положительное заключение экспертизы указанной проектной документации в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.12);
- запрашивать у Управляющей компании изменение объемов и мощностей потребляемых топливно-энергетических ресурсов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.13);
- согласовывать с Управляющей компанией изменения графика строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительства, графиков потребления соответствующих ресурсов (пункт 2.5.14);
- информировать Управляющую компанию об изменении сроков строительства объекта (пункт 2.5.15);
- оказывать содействие Министерству в части осуществления контроля за выполнением условий настоящего Соглашения, в том числе обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц Министерства к объектам инфраструктуры ОЭЗ, принадлежащим резиденту и находящимся в границах ОЭЗ, представлять в Министерство в устной и письменной форме необходимую для осуществления контроля информацию (пункт 2.5.16);
- резидент имеет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
На основании Закона № 116-ФЗ, Порядка осуществления контроля, приказа Минэкономразвития России от 30.03.2018 № 148 «О внесении изменений в План проведения проверок исполнения резидентами особых экономических зон условий соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне на 2018 год, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.12.2017 № 647», распоряжения Правительства Иркутской области от 27.06.2018 № 486-мр «О проведении плановой проверки исполнения резидентом особой экономической зоны туристско-рекреационной типа, созданной на территории Слюдянского района Иркутской области, условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности» проведена плановая проверка в отношении ООО «Гринвальд – Байкал».
О проведении плановой проверки ООО «Гринвальд – Байкал» извещено уведомлением от 28.06.2018 № 02-62-2159/18.
В ходе проверки установлено следующее:
1) резидент не приступил непосредственно к осуществлению предусмотренной предметом Соглашения туристско-рекреационной деятельности на территории ОЭЗ;
2) мероприятия, предусмотренные бизнес-планом резидента, осуществляются на территории ОЭЗ с нарушением запланированных сроков;
3) резидентом, в срок, предусмотренный подпунктом 2.5.2 Соглашения и бизнес-планом (т.е. 31.12.2017), не осуществлены инвестиции (в том числе капитальные вложения) в размере не менее 206 600 000 руб.;
4) заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ, резидентом к проверке не предоставлено (подпункт 2.5.3 Соглашения);
5) резидентом направлено заявление на получение технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения в Министерство экономического развития Российской Федерации (подпункт 2.5.4 Соглашения). Данное заявление Министерством экономического развития Российской Федерации не рассмотрено. Также до резидента доведена информация о возможности подачи повторного заявления наполучение технических условий присоединения объекта капитального строительства в АО «ОЭЗ «Иркутск». Повторного заявления не направлено;
6) резидентом не направлялись положительные заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (подпункт 2.5.5 Соглашения);
7) резидентом не оплачены расходы, связанные с проведением экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (подпункт 2.5.6 Соглашения);
8) резидентом не согласованы с Управляющей компанией решения по подключению/присоединению объекта капитального строительства (подпункт 2.5.8 Соглашения);
9) резидент не приступил к строительству малоэтажного гостиничного комплекса, предусмотренного бизнес-планом и предметом Соглашения (подпункт 2.5.9 Соглашения);
10) строительно-монтажные работы резидентом не выполняются, на арендованном резидентом земельном участке, строительная и транспортная техника отсутствует (подпункт 2.5.10 Соглашения);
11) резидентом не заключены договоры на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными услугами и на оказание иных услуг, связанных с объектами инфраструктуры ОЭЗ с Управляющей компанией (подпункт 2.5.11 Соглашения);
12) резидентом не направлялись в Управляющую компанию проектная документация и результаты государственной экспертизы (подпункт 2.5.12 Соглашения);
13) резидентом не потребляются топливно-энергетические ресурсы (подпункт 2.5.13 Соглашения);
14) резидентом не были согласованы с Управляющей компанией изменения графика строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительства, графиков потребления соответствующих ресурсов (подпункт 2.5.14 Соглашения).
По результатам плановой проверки составлен акт от 30.07.2018 и резиденту направлено уведомление от 24.09.2018 № 02-62-3406/18, в котором министерство экономического развития Иркутской области потребовало устранить выявленные в ходе проверки нарушения в срок до 01.03.2019. Резидент уведомлен о том, что в случае, если существенные нарушения не будут устранены в установленный срок, Правительство Иркутской области вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении Соглашения.
Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусмотрены основания и порядок изменения соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ.
Закон № 116-ФЗ регламентирует несколько случаев, при наступлении которых в соглашение могут быть внесены изменения: изменение бизнес-плана (ч. 1 ст. 18); внесение в данное соглашение изменений, не связанных с изменением его существенных условий (ч. 7 ст. 18 Закона об ОЭЗ).
Инициатором изменения соглашения по указанным основаниям может выступать резидент. Для каждого из этих случаев предусмотрена процедура согласования изменений.
В силу части 1 статьи 18 Закона № 116-ФЗ в случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении деятельности, связанные с изменением бизнес-плана, он представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, заявление, а также бизнес-план, форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 4 статьи 18 Закона № 116-ФЗ не позднее чем через сорок рабочих дней с даты получения документов, указанных в части 1 настоящей статьи, экспертный совет по соответствующим особым экономическим зонам принимает и направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, одно из следующих решений:
1) о поддержке бизнес-плана;
2) об отказе в поддержке бизнес-плана.
Согласно части 6 статьи 18 Закона № 116-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения решения экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, направляет в письменной форме резиденту особой экономической зоны уведомление:
1) об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения о поддержке бизнес-плана;
2) об отказе в изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана;
3) об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.
Изменения, вносимые в соглашение об осуществлении деятельности и не связанные с изменением его существенных условий, оформляются дополнительным соглашением с предоставлением резидентом особой экономической зоны документов, подтверждающих обоснованность внесения изменений в соглашение об осуществлении деятельности без рассмотрения экспертным советом по соответствующим особым экономическим зонам (часть 7 статьи 18 Закона № 116-ФЗ).
В соответствии с протоколом заочного голосования экспертного совета по особой экономической зоне от 22.01.2018 по результатам рассмотрения проекта ООО «Гринвальд – Байкал» «Малоэтажный парк-отель «GREENVALD – Гора Соболиная (Байкал)» принято решение поддержать проект с учетом внесения изменений в бизнес-план в соответствии с замечаниями экспертного совета (приложение№2).
Письмом от 19.02.2018 № 02-62-552/18 Минэкономразвития Иркутской области направило резиденту уведомление о поддержке бизнес-плана с внесением изменений, проект дополнительного соглашения к Соглашению.
В силу части 5 статьи 18 Закона №116-ФЗ решение экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в бизнес-план, которые возлагаются на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом и учитываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при заключении дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности.
В рассматриваемом случае резидента уведомили об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.
Указанные обязательства по внесению изменений в бизнес-план изложены в приложении №2 к протоколу экспертного совета.
Между тем, Минэкономразвития Иркутской области, обладающее полномочиями по разработке и заключению дополнительного соглашения в силу положений пункта 5.1 части 1 статьи 8, части 8 статьи 18 Закона №116-ФЗ, соответствующее дополнительное соглашение к соглашению об осуществлении деятельности не подготовило и в адрес резидента не направило. Вместо этого, Минэкономразвития Иркутской области направило резиденту уведомление об изменении условий соглашения, проект дополнительного соглашения к Соглашению (письмо от 19.02.2018 года № 02-62-552/18), условия которого касались лишь изменения сроков, установленных пунктом 2.3.1 Соглашения (обязанности Управляющей компании). В силу данного пункта 2.3.1 Соглашения управляющая компания должна обеспечить создание объектов инфраструктуры ОЭЗ в срок до 1 марта 2017. Проектом дополнительного соглашения было предусмотрено увеличение названных сроков до 01 января 2021 года.
Резидент, ознакомившись с данным проектом, в свою очередь направил в Министерство письмо от 20.02.2018 № 201802-002 с предложением о внесении в проект дополнительного соглашения ряда дополнений.
Поскольку предложения резидента, по мнению Министерства, не отвечали требованиям законодательства Российской Федерации в сфере особых экономических зон и не попадали в сферу взаимоотношения сторон, изменения в действующее Соглашение не были внесены.
Ответчик, со ссылкой на статью 14 Закона № 116-ФЗ и пункт 4.1 Соглашения, предусматривающих, что все изменения, вносимые в Соглашение, оформляются дополнительным соглашением к нему, указал, что дополнительное соглашение к Соглашению не заключено, следовательно, изменения в бизнес-план также не внесены и Соглашение продолжает действовать в первоначальной редакции.
На этом основании Министерство пришло к выводу о том, что резидентом нарушены сроки реализации проекта.
Между тем, как было указано выше, согласно пункту 2 протокола заочного голосования экспертного совета по ОЭЗ от 22.01.2018 принято решение, которым поддержан проект ООО «Гринвальд – Байкал» с учетом внесения изменений в бизнес-план в соответствии с замечаниями экспертного совета (приложение 2).
Согласно представленному в материалы дела приложению 2 к протоколу заочного голосования экспертного совета от 22.01.2018 (Комментарии к Замечаниям к бизнес-плану проекта «Малоэтажный парк-отель «GREENVALD – Гора Соболиная (Байкал)» предусмотрено существенное увеличение сроков реализации проекта - от 01.01.2021 по 2027 год.
В настоящем случае резидент реализовал возможность изменить условия Соглашения. Учитывая, что изменения условий данного соглашения связаны с внесением изменений в бизнес-план, инициатором которых выступил резидент, и эти изменения приняты экспертным советом по ОЭЗ с учетом вышеуказанных комментариев, резидент правомерно полагал, что Соглашение действует в редакции бизнес-плана, утвержденного решением экспертного совета от 22.01.2018.
В случае, если ответчик полагает, что изменения в бизнес-план вступают в силу лишь с момента заключения дополнительного соглашения, суд приходит к выводу о том, что Минэкономразвития Иркутской области, обладающее рядом прерогатив властного характера, указанное дополнительное соглашение в нарушение положений пункта 5.1 части 1 статьи 8, части 8 статьи 18 Закона №116-ФЗ не подготовило и не представило сторонам для подписания. С учетом особого публично-правового статуса Минэкономразвития Иркутской области как стороны соглашения, неисполнение им обязанности по подготовке дополнительного соглашения с учетом одобренных изменений в бизнес-план, не может быть в качестве негативных последствий возложено на резидента.
Таким образом, ссылки ответчика на то обстоятельство, что резидентом не было подписано дополнительное соглашение с новыми сроками реализации инвестиционного проекта, суд находит несостоятельными в правовом отношении.
Подготовленное Минэкономразвития Иркутской области дополнительное соглашение касалось иных условий Соглашения, но не нового бизнес-плана. По этой причине ООО «Гринвальд – Байкал» не подписало проект дополнительного соглашения, указав, что он касается только новой редакции пункта 2.3.1 Соглашения, предусматривающей перенос сроков создания Управляющей компанией внешней инженерии с 01.01.2017 на 01.01.2021, и составлен без учета иных аспектов, влияющих на сроки исполнения резидентом своих обязательств.
В силу пункта 2.1.6 Соглашения Министерство обязано получить технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передать их резиденту, осуществляющему строительство или реконструкцию в границах ОЭЗ в срок не позднее 30 рабочих с даты получения соответствующего заявления резидента.
Разделом 2.3 Соглашения предусмотрены обязанности Управляющей компании. В частности, согласно пункту 2.3.1 Соглашения Управляющая компания обязана в срок до 01.03.2017 создать объекты инфраструктуры для обеспечения деятельности резидента, в том числе объекты, непосредственно используемые в процессе электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Между тем, как пояснили лица, участвующие в деле, на сегодняшний день такие объекты инфраструктуры не созданы управляющей компанией.
Из письма АО «ОЭЗ «Иркутск» от 30.11.2018 №68-01/618 на имя генерального директора ООО «Гринвальд-Байкал» следует, что сроки создания планируемых объектов транспортной, инженерной и пр. инфраструктуры и ввода их в эксплуатацию определены, начиная с 4 квартала 2019 года.
Статьей 8.1 Закона № 116-ФЗ установлено, что именно управляющая компания обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны; обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны; привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны; разрабатывает проект планировки особой экономической зоны; осуществляет иные предусмотренные Законом и соглашением об управлении особой экономической зоны функции.
В силу пункта 2.5.9 Соглашения резидент обязан осуществлять строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией.
Как следует из материалов дела, новый бизнес-план был одобрен экспертным советом. Выводы ответчика о нарушении сроков строительства сделаны без учета сроков, отраженных в измененном бизнес-плане. Кроме того, действиями Управляющей компании, не выполнившей со своей стороны обязательств по созданию в установленный срок объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны, также созданы предпосылки неисполнения ранее установленных бизнес-планом сроков реализации проекта резидентом.
В пункте 5 оспариваемого уведомления обществу предложено устранить нарушение пункта 2.5.4 Соглашения, предусматривающего обязанность резидента направить в Министерство (ранее - Министерство экономического развития РФ) заявление на получение технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения. До резидента доведена информация о возможности подачи повторного заявления наполучение технических условий присоединения объекта капитального строительства в АО «ОЭЗ «Иркутск».
Между тем, сторонами не оспаривается, что заявителем в соответствии с условиями Соглашения в установленный срок направлено в Минэкономразвития России заявление о предоставлении технических условий подключения/присоединения к инженерно-техническим сетям. Между тем, Минэкономразвития России в адрес резидента такие технические условия не направило, что следует из акта проверки.
Ранее резидент обратился в АО «ОЭЗ «Иркутск» за техническими условиями, между тем, как указывает заявитель, и не оспаривают лица, участвующие в деле, резиденту 12.11.2018 по электронной почте предоставлена только 1 часть технических условий, предусмотренных Соглашением (письмо от 09.11.2018 № 68-02/577). В последующем 06.12.2018 направлены технические условия подключения энергопринимающих устройств (технологическое присоединение).
Все вменяемые в вину резиденту нарушения касаются таких этапов деятельности как проектирование будущего объекта капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации, подключение к объектам инфраструктуры, заключение договоров на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными услугами и на оказание иных услуг и т.д.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ для подготовки проектной документации застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Таким образом, являются обоснованными доводы заявителя о том, что подготовка проектной документации, проведение ее экспертизы не возможны без технический условий.
Из бизнес-плана, утвержденного экспертным советом в 2014 году, исполнение обязательств резидентом напрямую связано с исполнением обязательств по Соглашению всеми его сторонами - Министерством экономического развития и управляющей компанией. Неисполнение публичными сторонами Соглашения своих обязательств в установленные сроки, является объективным препятствием для исполнения резидентом своих обязанностей в установленные сроки.
Следовательно, указание в уведомлении на срок его исполнения резидентом до 1 марта 2019, суд расценивает как явную заведомую неисполнимость уведомления.
Из оспариваемого уведомления следует, что резидент не представил заявление о предоставлении в аренду земельного участка.
Данный вывод Министерства, изложенный в уведомлении, суд находит необоснованным, поскольку резидент не только направил заявление, но и заключил с АО «ОЭЗ «Иркутск» договор аренды земельного участка, расположенного на территории особой экономической зоны, № ТР-12-01-25/2016 от 11.01.2016, соответственно, до заключения договора осуществил межевание и кадастровый учет земельного участка.
Согласно приложению к уведомлению о проведении плановой проверки от 28.06.2018 № 02-62-2159/18 резидент обязан представить по месту проведения проверки, в числе прочих документов, копию договора аренды земельного участка (помещения) на территории ОЭЗ, включая дополнительные соглашения к нему, либо письмо Управляющей компании об отказе в заключении договора аренды земельного участка (помещения) (пункт 8). Заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ не запрашивалось Министерством в ходе проверки.
Данное требование Министерства о предоставлении договора аренды исполнено обществом. Заявление о заключении договора аренды у заявителя в ходе проверки не истребовалось.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится в случае выявления контролирующим органом по результатам проведения соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения.
Одним из критериев законности предписания является конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для лица в силу закона.
Из указанного следует, что предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения и совершить действия по его устранению. В противном случае, предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Таким образом, возложение оспариваемым уведомлением на ООО «Гринвальд – Байкал» обязанности в срок до 19.03.2019 устранить нарушения является неисполнимым, и соответственно, незаконным.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что уведомление от 24.09.2018 №02-62-3406/18 не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению, а уведомление министерства экономического развития Иркутской области от 24.09.2018 №02-62-3406/18 – признанию недействительным.
В соответствии со статьями 101, 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной ООО «Гринвальд – Байкал» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат взысканию в пользу заявителя с министерства экономического развития Иркутской области.
Рассматривая требования заявителя о признании незаконным акта плановой проверки от 30.07.2018, суд считает, что производство по делу в указанной части подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Требование о признании недействительным акта плановой проверки от 30.07.2018 заявлено в порядке статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый заявителем акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, подлежащего оспариванию в арбитражном суде по правилам главы 24 названного Кодекса, поскольку не содержит обязательных для Общества предписаний или распоряжений и не влечет для него юридических последствий в виде установления, изменения или отмены прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный документ является носителем информации в отношении результатов проверки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О, акт выездной налоговой проверки предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд.
Аналогичные выводы о невозможности самостоятельного судебного обжалования в порядке, установленном пунктом 2 статьи 29 АПК РФ, актов проверки, в которых отсутствуют властно-распорядительные предписания для лица, в отношении которого они вынесены, содержатся в ряде судебных актов Высшего Арбитражного Суда РФ, в том числе: в Определениях от 18.02.2009 № 16371/08, от 16.04.2009 № ВАС-3886/09, от 26.10.2009 № ВАС-13213/09, в Постановлении Президиума от 17.02.2009 № 14338/08.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах, производство по делу в части требований заявителя о признании недействительным акта плановой проверки от 30.07.2018 следует прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Производство по делу по заявлению Общество с ограниченной ответственностью "Гринвальд-Байкал" о признании недействительным акта плановой проверки от 30.07.2018, составленного Министерством экономического развития Иркутской области, прекратить.
Заявленные требования Общество с ограниченной ответственностью "Гринвальд-Байкал" о признании недействительным уведомления удовлетворить.
Признать недействительным уведомление от 24.09.2018 №02-62-3406/18 об устранении нарушений по итогам плановой проверки, выданное Министерством экономического развития Иркутской области, как несоответствующее действующему законодательству.
Обязать Министерство экономического развития Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общество с ограниченной ответственностью "Гринвальд-Байкал".
Взыскать с Министерства экономического развития Иркутской области в пользу Общество с ограниченной ответственностью "Гринвальд-Байкал" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Возвратить Общество с ограниченной ответственностью "Гринвальд-Байкал" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова