ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-25686/19 от 16.03.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск                                                                                        Дело  №А19-25686/2019

23 марта 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.03.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 23.03.2020.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Филатова Д.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гениатулиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального автономного учреждения культуры «Дворец искусств города Братска» муниципального образования г.Братска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Контрольно-счетной палате муниципального образования города Братска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным пункта 2 представления от 22.07.2019 №3,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности, ФИО2 - директора,

от КСП: ФИО3 – председателя КСП г.Братска,

установил:

Муниципальное автономное учреждение культуры «Дворец искусств города Братска» муниципального образования г.Братска (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования города Братска (далее – КСП г.Брастка) от 22.07.2019 №3, а именно: подпункта 1: «Принять меры к возмещению излишне начисленных и выплаченных неправомерных доплат заместителю директора по АХЧ МАУК «Дворец искусств  города Братска» ФИО4 и заместителю директора МАУК  «Дворец искусств  города Братска» ФИО5 в размере 1330000 рублей 00 копеек»; подпункта 2: «Принять меры к возмещению излишне начисленных и выплаченных стимулирующих выплат в размере 1321016 рублей 59 копеек».

В судебном заседании представители Учреждения заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.

Представитель Контрольно-счетной палаты заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях.

В судебном заседании 12.03.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.03.2020.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела судом установлено, что Муниципальное автономное учреждение культуры «Дворец искусств города Братска» муниципального образования г.Братска зарегистрировано 20.09.2002 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером<***>.

Основным видом деятельности МАУК «Дворец искусств города Братска» является деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества.

На основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования города Братска (далее - КСП г.Братска) от 24.05.2019  №19р «О проведении контрольного мероприятия» принято решение о проведении проверки в отношении МАУК «Дворец искусств города Братска» в части законности, результативности  (эффективности и экономности) использования средств субсидии, предоставленной МАУК «Дворец искусств города Братск» из бюджета города Братска в 2017-2018 году, а также контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и закрепленной за МАУК «Дворец искусств города Братск» в 2017-2018 году.

По результатам проверки в отношении Учреждения составлен акт от 04.07.2019 №16а.

По результатам проведенного контрольного мероприятия в адрес Учреждения направлено Представление КСП г.Братска от 22.07.2019 №3 (далее – Представление), в соответствии с которым Учреждению предложено, в том числе:  принять меры к возмещению излишне начисленных и выплаченных неправомерных доплат заместителю директора по АХЧ МАУК «Дворец искусств города Братска» ФИО4 и заместителю директора МАУК  «Дворец искусств  города Братска» ФИО5 в размере 1330000 рублей 00 копеек; принять меры к возмещению излишне начисленных и выплаченных стимулирующих выплат в размере 1321016 рублей 59 копеек.

Учреждение, полагая, что Представление КСП г.Братска не соответствуют законодательству Российской Федерации в части пункта 2, а также нарушает права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (часть 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (часть 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В части 2 статьи 9 указанного Закона к основным полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования отнесены контроль за исполнением местного бюджета (пункт 1); организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Деятельность контрольно-счетной палаты регламентируется Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования города Братска, согласно которому контрольно-счетная палата города Братска является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Думой муниципального образования города Братска.

Под проверкой в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (пункт 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии  с частями 1-2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996   №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием. Типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

В соответствии с уставом Учреждения Муниципальное автономное учреждение культуры «Дворец искусств города Братска» является муниципальным автономным учреждением муниципального образования города Братска.

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование города Братска. Полномочия учредителя осуществляет департаменту культуры администрации города Братска. Функции собственника имущества Учреждения осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска

Учреждение в своей деятельности подотчетно администрации муниципального образования города Братска, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска и департаменту культуры администрации города Братска.

Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства, полученные от учредителя, средства бюджета города в виде субсидий, доходы отсобственной деятельности, средства от иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, предусмотренными законодательством Российской Федерации и уставом.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений; под предписанием в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3).

Оспариваемое Учреждением представление КСП г.Братска обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его экономической деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

Представление направлено Учреждению КСП г.Братска как уполномоченным муниципальным органом в порядке Положения о КСП, содержит властные указания по устранению выявленных проверкой нарушений, принятии мер к возмещению излишне начисленных и выплаченных доплат заместителю директора по АХК и заместителю директора МАУК «Дворец искусств города Братска» в размере 1330000 руб.; излишне начисленных и выплаченных стимулирующих выплат в размере 1321016 руб. 59 коп., а также требование о необходимости уведомления КСП г.Братска о принятом решении и о мерах по его реализации.

Вывод о том, что представление КСП г.Братска является ненормативным правовым актом, подлежащее обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует и из определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2015 №309-КГ15-18071.

Следовательно, заявленное Учреждением требование подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Как было установлено проверкой, уведомлением о бюджетных назначениях №905 от 28.12.2016 (с последующими изменениями) МАУК «Дворец искусств города Братска» утверждено муниципальное задание на обеспечение выполнения муниципального задания на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

В целях выполнения муниципального задания между Департаментом культуры администрации города Братска и МАУК «Дворец искусств города Братска» заключено Соглашение от 10.01.2017 №4 о порядке и условиях предоставления  субсидии из бюджета города Братска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» и муниципальной работы «Организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества» в 2017 году.

Размер субсидии за 2017 год составил 38372703 руб., которые в полном объеме перечислены Учреждению в согласованные сроки.

Уведомлением о бюджетных назначениях №905 от 28.12.2017 (с последующими изменениями) учреждению утверждено муниципальное задание на обеспечение выполнения муниципального задания на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В целях выполнения муниципального задания между Департаментом культуры администрации города Братска и МАУК «Дворец искусств города Братска» заключено Соглашение от 09.01.2018 №4 о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета города Братска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Организация и проведение мероприятий» и муниципальной работы «Организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества» в 2018 году.

Размер субсидии за 2018 год составил 5439954 руб. 23 коп., которые в полном объеме перечислены Учреждению в согласованные сроки.

МАУК «Дворец искусств города Братска» дополнительно, за счет доходов от оказания платных услуг, за проверяемый период (сверх полученных на эти цели субсидий) на оплату компенсационных и стимулирующих выплат было истрачено 5640080 руб., в том числе 2823920 руб. в 2017 году и 2816160 руб. в 2018 году.

В ходе контрольного мероприятия КСП г.Братска пришла к выводу о нарушении оплаты труда по неправомерным выплатам надбавок заместителю директора по АХЧ МАУК «Дворец искусств города Братска» ФИО4 и заместителю директора МАУК «Дворец искусств города Братска» ФИО5 в размере 1330000 руб.; также об излишнем начислении и выплате стимулирующих выплат в размере 1321016 руб. 59 коп.

Из представленных в ходе проведения контрольных мероприятий документов КСП г.Братска установлено, что в трудовые договоры заместителя директора по АХЧ МАУК «Дворец искусств города Братска» ФИО4 и заместителя директора МАУК «Дворец искусств города Братска» ФИО5 положений о доплате за особые условия труда и производственной необходимости не содержат. Из карт специальной оценки условий труда КСП г.Братска установлено, что в отношении вышеуказанных должностей  вредных и (или) опасных условий труда не выявлено. Оплата труда указанных работников в соответствии с условиями трудового договора производится с учетом работы в местностях с особыми климатическими условиями.

Учреждение в разногласиях к акту проверки указало, что произведенные доплаты являются доплатами за расширение зоны обслуживания и объема работ, а также за работу в зимнее время на холоде, в ночное и сверхурочное время, работы в выходные дни.

С данными доводами КСП г.Братска не согласилось на том основании, что размер доплат составляет 30000 руб., а максимальный оклад сотрудников МАУК «Дворец искусств города Братска» не превышает 23517 руб., размер доплаты не может рассматриваться в качестве совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Относительно стимулирующих выплат в размере 1321016 руб. 59 коп. КСП г.Братска указала, что выплаты произведены с нарушением Положения об оплате труда, так как представленные в ходе проверки приказы, на основании которых были произведены стимулирующие выплаты, предусматривают основания, которые не закреплены Положением об оплате труда.

В соответствии с положениями Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренные законодательством Российской Федерацией полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Выполнение видов деятельности автономного учреждения осуществляется в соответствии государственными заданиями, формируемыми учредителями автономной организации, к которым относятся государственные, муниципальные органы и другие учредители. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальным) заданием и (или обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказания услуг. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания автономным учреждением. Размер субсидии соответствует нормативу, рассчитанному для бюджетных организаций.

К органам автономного учреждения относятся наблюдательный совет, руководитель, а также предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения. К компетенции руководителя автономного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы, совершая сделку от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения или внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения. Руководитель назначает своих заместителей регламентирует их компетенцию. Срок полномочий руководителя утверждается учредителем АУ при создании и закрепляется в уставе. Руководитель несет ответственность за последствия своих действий согласно федеральным законам, иным нормативно-правовым актам РФ, уставу автономного учреждения заключенному с ним контракту.

Согласно пункту 2.9 устава МАУК «Дворец искусств города Братска»,  Учреждение осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квалификации; определяет, устанавливает формы и системы оплаты труда, а также другие формы поощрения, не противоречащие действующему законодательству РФ; в установленном порядке определяет размер средств, направляемых на оплату труда работников учреждения, устанавливает для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; утверждает штатное расписание.

Директор МАУК «Дворец искусств города Братска» (пункт 4.4.Устава) осуществляет руководств учреждения в соответствии с законами и иными нормативными актами РФ и Иркутской области, настоящим Уставом, договором о передаче имущества в оперативное управление и трудовым договором, обеспечивает выполнение возложенных на него задач и несет ответственность за результаты деятельности Учреждения. Директор назначается на должность, освобождается от должности приказом комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации города Братска.) Директор действует от имени учреждения без доверенности, в том числе представляет интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, предприятиях, учреждениях судах, органах прокуратуры и других организациях. Директор наделен, в том числе, следующими полномочиями:

1)решает вопросы текущего руководства Деятельностью Учреждения, за исключением вопросов отнесенных федеральными законами, настоящим Уставом к компетенции Учредителя наблюдательного совета Учреждения;

2)утверждает план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения после рассмотрения заключения наблюдательного совета Учреждения;

3)представляет годовую бухгалтерскую отчетность Учреждения наблюдательному совету для утверждения;

4)    утверждает штатное расписание Учреждения;

5) утверждает регламентирующие Деятельность Учреждения внутренние
Документы, издает приказы дает указания, обязательные для исполнения всеми
работниками Учреждения;

6) заключает договоры с физическими и юридическими лицами;

7)устанавливает форму, систему и размер оплаты труда работников Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8)заключает с работниками трудовые Договоры, гражданско-правовые Договоры, заключает коллективный Договор, принятый по результатам проведения коллективных переговоров;

9)    утверждает правила внутреннего трудового распорядка.

Следовательно, директор МАУК «Дворец искусств города Братска» имеет права по установлению компенсационных и стимулирующих выплат работникам учреждения в пределах объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 29.06.2011 №34/50-ЗС «О переходе учреждений бюджетной сферы Иркутской области на новую систему оплаты труда», постановлением администрации муниципального образования города Братска от 10.08.2011 №1683 «О переводе работников муниципальных учреждений города Братска на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда», постановлением администрации муниципального образования города Братска от 28.02.2011 №283 «О системах оплаты труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска» МАУК «Дворец искусств города Братска» было разработано, согласовано с председателем профсоюзной организации органов местного самоуправления г.Братска и утверждено директором МАУК «Дворец искусств города Братска» Положение об оплате труда работников МАУК «Дворец искусств города Братска», которое устанавливает условия оплаты труда работников учреждений.

Приказами директора МАУК «Дворец искусств г.Братска» «О доплате» в 2017 году ежемесячно устанавливались доплаты к окладам работников, в том числе, заместителю директора по АХЧ ФИО4 в размере 30000 руб. и заместителю директора ФИО5 в размере 20000 руб. за особые условия труда в связи с производственной необходимостью.

В преамбуле данных приказов указано, что доплаты производятся на основании Положения об оплате труда работников МАУК «Дворец искусств города Братска». Пунктом 6.1. Положение об оплате труда предусмотрено, что оплата труда заместителя руководителя состоит из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Пунктом 6.5. Положения предусмотрено, что компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с разделом IV «Компенсационные выплаты работникам учреждения культуры, порядок и условия их применения» названного Положения.

Пунктом 4.1. раздела IV «Компенсационные выплаты работникам учреждения культуры, порядок и условия их применения» вышеуказанного положения предусмотрено, что работникам учреждений культуры устанавливаются следующие компенсационные выплаты:

1) доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в размере не ниже установленных трудовым законодательством):

а) доплата за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в
размере 35% оклада, рассчитанного за час работы;

б) доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон
обслуживания, увлечение объема работы или исполнение обязанностей временно
отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым
договором до 100% от оклада свободной единицы без повышающего
коэффициента.

Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения о работы, определенной трудовым договором, регламентируется статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно данной статьи работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) производится доплата за совмещение профессий (должностей), размер которой устанавливается по соглашению сторон. Основным критерием, который должен приниматься во внимание сторонами при определении размера доплаты, является содержание и (или) объем дополнительной работы.

Из материалов дела установлено, что в соответствии с распоряжениями Администрации муниципального образования г.Братска: №702 от 30.04.2014; №703 от 30.04.2014; №800 от 16.05.2014; №801 от 16.05.2014 в оперативное управление МАУК «Дворец искусств г.Братска» был передан «Парк Культуры и Отдыха». Распоряжением Администрации муниципального образования г.Братска №1053 от 14.06.2017 в оперативное управление МАУК «Дворец искусств г.Братска» был передан «Парк Металлургов».

Данные парки были переданы без обслуживающего персонала, в связи с чем обслуживание парков было возложено на «Отдел по ремонту и обслуживанию оборудования» МАУК «Дворец искусств г.Братска».

Из - за большого количества вакантных должностей в «Отделе по ремонту и обслуживанию оборудования», а также из-за большой площади МАУК «Дворец искусств г.Братска» (более 10000 кв.м.) которую необходимо обслуживать, работники «Отдела по ремонту и обслуживанию оборудования» физически не могли обслуживать переданные Парки.

Приказом Директора МАУК «Дворец искусств г.Братска» №14 от 30.04.2014 на ФИО6; ФИО4; ФИО7; ФИО8; ФИО9 были возложены дополнительные обязанности по электротехническому, бытовому обслуживанию, профилактике и ремонту аттракционов и иного оборудования, а также отдельные работы необходимые для бесперебойной работы «ПКиО». Выполнение указанных работ не входило в должностные обязанности указанных работников, данные работы относятся к компетенции техника, машиниста сцены, техника по ремонту сантехнического оборудования, что подтверждается должностными инструкциями.

Приказом Директора МАУК «Дворец искусств г.Братска» №78 от 29.06.2017 на ФИО6; ФИО4; ФИО5 были возложены дополнительные обязанности по электротехническому, бытовому обслуживанию, профилактике и ремонту аттракционов и иного оборудования, а также отдельные работы необходимые для бесперебойной работы парков. Выполнение указанных работ не входило в должностные обязанности указанных работников, данные работы относятся к компетенции техника, машиниста сцены, техника по ремонту сантехнического оборудования, что подтверждается должностными инструкциями.

Следовательно, заместителем директора по АХЧ ФИО4 и заместителем директора ФИО5 действительно выполнялась дополнительная работа.

 Неправильные формулировки приказов в части наименования выплат компенсационного характера, по мнению суда, не свидетельствуют об излишне начисленной и выплаченной заработной плате за 2017 год в сумме 1330000 руб., если фактически дополнительная работа выполнялась.

В акте проверки фактическое выполнение дополнительных работ КСП г.Братска не оспаривается.

Кроме того, в судебном заседании 16.03.2020 Учреждением был представлен приказ от 15.07.2019 «О внесении изменений», согласно которому в связи с некорректной формулировкой в приказах о доплатах за 2017 год из приказов исключается наименование доплаты «За особые условия» у ФИО4 и ФИО5, прописывается наименование «за увеличение объема работ и расширение зоны обслуживания» у ФИО4 и ФИО5 Также представлены с изменениями от 15 июля 2019 года приказы «О доплате» от 28.12.2016 №12, от  25.01.2017 №1, от 24.02.2017 №2, 29.03.2017 №3, от 27.04.2017 №4, от 26.05.2017 №5, от 27.06.2017 №6, от 27.07.2017 №7, от 28.08.2017 №8, от 27.09.2017 №9, от 25.10.2017 №10, от 27.11.2017 №11, от 26.12.2017 №12, от 26.01.2018 №1.

В связи с чем суд приходит к выводу, что компенсационные доплаты заместителю директора по АХЧ ФИО10 в размере 30000 руб. и заместителю директора ФИО5 размере 20000 руб. были установлены директором МАУК «Дворец искусств города Братска» в соответствии с действующим законодательством, внутренними документами Учреждения и в пределах уставных полномочий директора.

Относительно стимулирующих выплат суд отмечает следующее.

Приказами директора МАУК «Двора искусств города Братска» «О поощрении работников», начислялись стимулирующие выплаты работникам по итогам отчетного периода. В соответствии с указанными приказами основанием для начисления стимулирующих выплат является: достижение высоких результатов труда, за успешное добросовестное исполнение должностных обязанностей, инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда, качественное выполнение работы, связанной с обеспечением выполнения функций, возложенных на учреждения культуры и т. д., оперативность, результативность и выполнения особо важных заданий руководителя, отсутствие дисциплинарных и иных взысканий.

Данные выплаты осуществлялись в соответствии с Положением об оплате труда работников МАУК «Дворец искусств города Братска», в котором определено, что конкретные размеры стимулирующих выплат работникам учреждения культуры устанавливаются руководителем учреждения культуры; оплата труда руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера состоит из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера; стимулирующие выплаты работникам административного отдела осуществляются в соответствии с разделом 5 «Стимулирующие выплаты работникам учреждения культуры, порядок и условия их применения».

Работнику учреждения культуры могут устанавливаться стимулирующие выплаты: за качество, интенсивность и высокие результаты работы; за масштабность; персональный повышающий коэффициент к окладу; за особые условия труда; иные виды стимулирующих выплат по должностям.

Приложением №5 к Положению  об оплате труда МАУК «Дворец искусств города Братска» установлены показатели эффективности для назначения иных видов стимулирующих выплат работникам учреждения культуры и их размер.

Стимулирующие выплаты заместителю директора по АХЧ ФИО4; заместителю директора ФИО5, были установлены директором МАУК «Дворец искусств города Братска» в соответствии с действующим законодательством, а также внутренними документами Учреждения, в пределах уставных полномочий директора.

Суд считает, что осуществление премиальных выплат относится к непосредственной компетенции руководителя учреждения, является неотъемлемым элементом его управленческой деятельности и осуществляется по его усмотрению при наличии соответствующих средств на эти цели на условиях, определенных трудовым договором и локальными нормативными правовыми актами.

Отсутствие в трудовых договорах специально установленных критериев оценки эффективности деятельности работника не является препятствием для осуществления премиальных выплат и не означает, что такие выплаты производились без оценки эффективности деятельности конкретных работников.

Законодательство Российской Федерации не содержит императивной нормы, предусматривающей требования к показателям и критериям оценки эффективности деятельности работников при заключении трудового договора.

Согласно части 5 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации невключение в трудовой договор каких-либо прав и (или) обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также прав и обязанностей работника и работодателя, вытекающих из условий коллективного договора, соглашений, не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Данная позиция нашла свое отражение в судебной практике (постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.01.2019 по делу №А41-24367/2018).

Наименование стимулирующих выплат в приказах полностью соответствуют указанным в Положении об оплате труда МАУК «Дворец искусств города Братска».

При этом в Акте проверки, на основании которого вынесено представление, не зафиксировано нарушение бюджетного законодательства, не установлено, за счет какого источника произведены стимулирующие выплаты в размере 1321016 руб. 59 коп.

Согласно пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документа. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Как следует из положений статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Таковых доказательств КСП г.Братска суду не представлено, напротив, материалами проверки подтверждено, что МАУК «Дворец искусств города Братска» дополнительно, за счет доходов от оказания платных услуг  за проверяемый период (сверх полученных на эти цели субсидий) на оплату компенсационных и стимулирующих выплат израсходовано 5640080 руб., в том числе 2829920 руб. в 2017 году и 2816160 руб. в 2018 году.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 2 оспариваемого представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования города Братска от 22.07.2019 №3 нарушает права и законные интересы Учреждения, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требование Муниципального автономного учреждения культуры «Дворец искусств города Братска» муниципального образования г.Братска о признании о признании недействительным пункта 2 представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования города Братска (далее – КСП г.Брастка) от 22.07.2019 №3, а именно: подпункта 1: «Принять меры к возмещению излишне начисленных и выплаченных неправомерных доплат заместителю директора по АХЧ МАУК «Дворец искусств  города Братска» ФИО4 и заместителю директора МАУК  «Дворец искусств  города Братска» ФИО5 в размере 1330000 рублей 00 копеек»; подпункта 2: «Принять меры к возмещению излишне начисленных и выплаченных стимулирующих выплат в размере 1321016 рублей 59 копеек», следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3000руб.

При этом суд, взыскивая с ответчика в бюджет государственную пошлину, возлагает на него обязанность не по уплате государственной пошлины как таковой, а компенсирует судебные расходы.

То обстоятельство, что стороной является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказа в возмещении судебных расходов.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Таким образом, с Контрольно-счетной палаты муниципального образования города Братска следует взыскать в пользу Муниципального автономного учреждения культуры «Дворец искусств города Братска» муниципального образования г.Братска судебные расходы по государственной пошлине  в сумме 3000 руб., уплаченной по чеку-ордеру от 21.10.2019.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным пункт 2 Представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования города Братска от 22.07.2019 №3 в части

- подпункта 1: «Принять меры к возмещению излишне начисленных и выплаченных неправомерных доплат заместителю директора по АХЧ МАУК «Дворец искусств  города Братска» ФИО4 и заместителю директора МАУК  «Дворец искусств  города Братска» ФИО5 в размере 1330000 рублей 00 копеек»;

- подпункта 2: «Принять меры к возмещению излишне начисленных и выплаченных стимулирующих выплат в размере 1321016 рублей 59 копеек», как несоответствующий действующему законодательству.

Обязать Контрольно-счетную палату муниципального образования города Братска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального автономного учреждения культуры «Дворец искусств города Братска» муниципального образования г.Братска.

Взыскать с Контрольно-счетной палаты муниципального образования города Братска судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение одного месяца со дня  его принятия.

Судья                                                                                                                  Д.А. Филатов