АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-25693/2018
« 21 » мая 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2019 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Артель Старателей «Иркутская» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 666904, <...>)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)
о признании незаконным решения от 31.07.2018 № 048S19180011205,
при участии в заседании представителей
от заявителя: не явились;
от органа, принявшего оспариваемый акт: ФИО1 доверенность от 09.01.2019 № ТБ-09/15/2;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Артель Старателей «Иркутская» (далее - ООО «АС «Иркутская») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее – УПФР в Иркутском районе Иркутской области) о признании незаконным решения от 31.07.2018 № 048S19180011205.
ООО «АС «Иркутская», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, заявило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель УПФР в Иркутском районе Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что возможно страхователем 14.05.2018 отчетность направлялась без электронной цифровой подписи, равным образом, квитанция о доставке отчетности в ПФР, на которую ссылается заявитель, не является квитанцией сформированной ПФР и подписанной ЭЦП.
Из материалов дела следует, что страхователем в орган пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены исходные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2018 на 221 застрахованное лицо.
По результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), органом Пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.06.2018 № 048S18180009144.
31.07.2018 УПФР в Иркутском районе Иркутской области вынесено решение № 048S19180011205, в соответствии с которым ООО «АС «Иркутская» привлечено к ответственности за нарушение установленного срока представления индивидуальных сведений за апрель 2018 года в виде штрафа в размере 110 500 руб.
Не согласившись с решением УПФР в Иркутском районе Иркутской области от 31.07.2018 № 048S19180011205, ООО «АС «Иркутская» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пенсионный фонд в представленном отзыве с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав представителя УПФР в Иркутском районе Иркутской области, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ООО «АС «Иркутская» является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, отчетность за апрель 2018 страхователь обязан был представить в территориальный орган ПФР не позднее 15.05.2018.
Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 были представлены обществом в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации 16.05.2018, т.е. с нарушением установленного срока.
В обоснование своих требований заявитель указал на отсутствие оснований для привлечения его к ответственности, поскольку сведения индивидуального учета за апрель 2018 были представлены обществом своевременно – 14.05.2018. В подтверждение своего довода представил копию квитанции о доставке отчетности в ПФР, согласно которой индивидуальные сведения за апрель 2018 направлены обществом 14.05.2018 в 8:12:39, а получены фондом 16.05.2018 в 8:29:46, сформирована квитанция ПФР 16.05.2018 в 9:15:17. В дальнейшем 16.05.2018 в 12:29 им была повторно направлена отчетность за апрель 2018. ООО «АС «Иркутская» считает, что органом Пенсионного фонда были нарушены сроки передачи страхователю, чьи интересы он представляет, расписки или протокола контроля в письменном виде, заверенных своей подписью и печатью, в течение суток с момента поступления; в данном случае отсутствует вина страхователя в несвоевременном поступлении сведений в Пенсионный фонд в связи со сбоями в электронном документообороте. При этом заявитель ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-25696/2019 с аналогичными обстоятельствами, в котором суд принял в качестве доказательства своевременности представления индивидуальных сведений квитанцию о доставке отчетности в ПФР.
Рассматривая данный довод заявителя, суд установил следующее.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» (действовал до 20.09.2018, утратил силу в связи с изданием Распоряжения ПФ РФ от 21.09.2018 № 487р (далее - Распоряжение № 190р) в целях внедрения в практику работы органов ПФР единой системы обмена документами по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи утверждены технология, регламент, протокол, обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указанным Распоряжением № 190р предусмотрено, что система электронного документооборота ПФР - совокупность программных и технических средств, а также организационных мер, обеспечивающих функционирование процесса документооборота между сторонними организациями и органами ПФР.
Электронный документ - файл определенного типа и внутренней структуры, содержащий информацию, состав которой регламентируется соглашениями или иными нормативными актами. Юридическая значимость документа подтверждается электронно-цифровой подписью.
Формирование электронных документов осуществляется в соответствии с требованиями к структуре и форматам текстовых файлов, утвержденных Правлением ПФР и зарегистрированных в Минюсте РФ, или в формате, согласованном с Пенсионным фондом РФ.
В соответствии с пунктом 1.2 Регламента регистрации и подключения юридических и физических лиц к системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 26.01.2001 N 15 "О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи") данный Регламент предназначен для органов ПФР, юридических и физических лиц для организации обмена электронными документами между юридическими, физическими лицами и органами ПФР в системе электронного документооборота ПФР с использованием средств криптографической защиты информации.
В силу названного Регламента электронная цифровая подпись (ЭЦП) - последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования исходной информации, которая позволяет подтверждать целостность и неизменность этой информации, а также ее авторство.
Электронный документ оформлен надлежащим образом - электронный документ заполнен в соответствии с требованиями нормативных актов ПФР.
Электронный документ принят - орган ПФР получил надлежащим образом оформленный электронный документ, его расшифровал, успешно проверил все необходимые для данного типа документа электронные цифровые подписи и принял его к исполнению.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р определено, что при формировании файлов со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР организация проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ, обеспечивает достоверность передаваемых документов. После подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.
В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.
При этом под квитанцией понимается документ, подписанный ЭЦП участника СЭД ПФР. Квитанция свидетельствует о том, что информация доставлена (не доставлена) до получателя.
Под протоколом контроля сведений о застрахованных лицах понимается электронный документ, содержащий информацию о результатах проверки сведений о застрахованных лицах программными модулями, установленными в органе ПФР, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя. Протокол, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях, является подтверждением факта представления сведений в территориальный орган ПФР.
Рассматривая вопрос о соблюдении страхователем, включенным в систему электронного документооборота ПФР, порядка и требований по электронному документообороту, суд установил следующее.
Согласно скриншоту страницы «Информация о транспортном контейнере 048-008-001574_048-008_5738ac9002714dc791f747d7ee81263d.zip», сформированному УПФР в Иркутском районе Иркутской области в программе АРМ приема ПФР, электронно-цифровая подпись в файле (документооборот № ae6e2d5d-dd91-4483-bc04-8e97ff767159) проставлена страхователем 16.05.2018 в 00:12:56.
Указанные обстоятельства подтверждены самим заявителем. Так, согласно скриншоту страницы программы 1С-Отчетность (л.д.25, т. 1) сведения о застрахованных лицах за апрель 2018 отправлены в ПФР 14.05.2018 в 12:29, а приняты в обработку только 16.05.2018 в 8:29:46. Также в скриншоте отражено, что отчет сдан частично 16.05.2018 в 17:19:09 (протокол приема: исправьте ошибки и отправьте отчет еще раз).
Согласно отчету о состоянии цикла обмена (л.д. 26, т. 1) отчет с идентификатором ae6e2d5d-dd91-4483-bc04-8e97ff767159 создан и отправлен в ПФР 14.05.2019, однако, принят Пенсионным фондом 16.05.2018.
В скриншоте страницы программы 1С-Отчетность и в отчете о состоянии цикла обмена отражены сведения о создании, загрузке файла, а также об отправке и получении его органом ПФР. Каких-либо сведений о дате подписания отчета ЭЦП данные документы не содержат.
Вместе с тем, в письме оператора от 25.04.2019 № 1395/1С, полученном по определению суда от 15.04.2019, АО «Калуга Астрал» сообщило, что ООО «АС «Иркутская» 16.05.2018 подготовило и направило в Пенсионный фонд пакет сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018. Указанный пакет сведений получен транспортным сервером оператора электронного документооборота АО «Калуга Астрал» 16.05.2018 и передан в адрес территориального органа Пенсионного фонда 16.05.2018. По направленному пакету сведений 16.05.2018 получены квитанция о доставке, протокол контроля сведений от органа ПФР. В представленном скриншоте страницы информации об абоненте отражены имя транспортного контейнера 048-008-001574_048-008_5738ac9002714dc791f747d7ee81263d.zip и идентификатор документооборота ae6e2d5d-dd91-4483-bc04-8e97ff767159.
Доказательств, подтверждающих направление в орган Пенсионного фонда сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018, подписанных ЭЦП, в дату 14.05.2018, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, отчетность по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2018года (идентификатор документа ae6e2d5d-dd91-4483-bc04-8e97ff767159), подписанная ЭЦП страхователя 16.05.2018, была получена Пенсионным фондом и принята без замечаний 16.05.2018, т.е. отчетность подана с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах в действиях ООО «АС «Иркутская» имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Закона № 27-ФЗ по представлению сведений по форме СЗВ-М в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных положений, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ООО «АС «Иркутская» во вмененном ему правонарушении.
При этом суд находит несостоятельным, как не соответствующий фактическим обстоятельствам, установленным по делу, довод заявителя об отсутствии его вины в несвоевременном получении индивидуальных сведений Пенсионным фондом по причине технического сбоя программного обеспечения. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что страхователем был нарушен порядок электронного документооборота ПФР с использованием средств криптографической защиты информации.
Следовательно, у Пенсионного фонда имелись основания для вынесения оспариваемого решения о привлечения заявителя к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Вместе с тем, суд полагает, что имеются основания для снижения размера штрафных санкций, примененных к страхователю на основании оспариваемого решения, по следующим основаниям.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Часть 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 названной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В соответствии со статьей 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.
Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.
Возможность применения норм НК РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указывающей на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 19 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 разъяснено, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Принимая во внимание отсутствие доказательств причинения ущерба бюджету, отсутствие умысла на совершение правонарушения, несоразмерность штрафа совершенному нарушению, то обстоятельство, что просрочка представления сведений составила 1 день, арбитражный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 114 НК РФ, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера наложенного на общество штрафа за совершенное правонарушение с 110 500 руб. до 5000 руб. за нарушение срока представления индивидуальных сведений за апрель 2018.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «АС «Иркутская» о признании незаконным решения от 31.07.2018 № 048S19180011205 подлежат частичному удовлетворению - в части привлечения к ответственности в виде наложения штрафа в размере 105 500 руб. (110 500 руб. – 5000 руб.).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определена для организаций в размере 3000 рублей.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 4315 руб. (платежное поручение от 21.11.2018 № 1786).
В силу статьи 102, части 1 статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 НК РФ, с УПФР в Иркутском районе Иркутской области в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., понесенные им при обращении в суд. Государственная пошлина в сумме 1315 руб., как излишне уплаченная, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ,
решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) от 31.07.2018 № 048S19180011205 незаконным в части привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Иркутская» к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в сумме 105 500 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Иркутская».
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Иркутская» судебные расходы в размере 3000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Иркутская» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 1786 от 21.11.2018 государственную пошлину в размере 1 315 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова