ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-25991/06 от 19.02.2007 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, <...>,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. <***>, факс <***>

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-25991/06-52

«26» февраля 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2007 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Татьяны Юрьевны,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МИ ФНС России № 1 по Иркутской области и УО БАО

к Обществу с ограниченной ответственностью «Шелехов-Сиб-Лес»

о взыскании 3 421 205,80 руб.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность б/н от 09.01.2007 года);

от налогоплательщика: не присутствовал;

установил:

Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Иркутской области и УО БАО (далее - налоговый орган, заявитель по делу) заявлено требование к Обществу с ограниченной ответственностью «Шелехов-Сиб-Лес» (далее – ООО «Шелехов-Сиб-Лес», налогоплательщик по делу) о взыскании 3 421 205,80 рублей, составляющих сумму налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Дело рассматривается в порядке п. 2 ст. 215 АПК РФ, в отсутствие представителя налогоплательщика.

Установлено, что ООО «Шелехов-Сиб-Лес» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.01.2003 года Инспекцией МНС по г. Шелехову, ОГРН <***>.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «Шелехов-Сиб-Лес» за период 10.04.2003 года по 31.12.2005 года.

По результатам проверки инспекцией принято решение № 02-07.1-63/69 от 01.09.2006 года о привлечении налогоплательщика, плательщика сбор или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль организаций за 2003 год - в виде штрафа в размере 228 192 руб., за неуплату налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2003 года – в виде штрафа в размере 112 421,80 руб., за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2003 года – в виде штрафа в размере 17 441,89 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций, в том числе: по налогу на прибыль организаций за 2003 год – в виде штрафа в размере 3 080 592 руб., по налогу на прибыль организаций за 2004 год – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2005 года – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на прибыль организаций за 1 полугодие 2005 года – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2005 года – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2005 года – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 года – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на имущество предприятий за 2004 год – в виде штрафа в размере 100 руб., по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2005 год – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года – в виде штрафа в размере 100 руб., по налогу на имущество предприятий за 2005 год – в виде штрафа в размере 100 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление расчета по налогу на имущество предприятий за 1 квартал 2006 года – в виде штрафа в размере 150 руб., по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и объектов налогообложения, выразившиеся в отсутствии ведения бухгалтерского учета, отсутствии первичных документов – в виде штрафа в размере 5000 руб.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ требование от 04.09.06г. № 1621 об уплате налоговых санкций направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом. Учитывая, что требование налогового органа добровольно не исполнено, заявитель просит взыскать задолженность в судебном порядке.

Из заявленных требований следует, что налоговый орган просит взыскать с налогоплательщика налоговые санкции в сумме 3 421 205,80 руб., в том числе: по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль организаций за 2003 год - в виде штрафа в размере 228 192 руб., за неуплату налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2003 года – в виде штрафа в размере 112 421,80 руб., за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2003 год – в виде штрафа в размере 3 080 592 руб.

Налогоплательщик отзыв на заявление инспекции не представил, требования не оспорил.

Заслушав представителя налогового органа и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Для проведения проверки за период с 10.04.2003 года по 31.12.2005 года налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование о предоставлении документов.

В ответ на требование в инспекцию поступила справка от ООО «Шелехов-Сиб-Лес» о невозможности представления бухгалтерских документов, так как с 2003 года коммерческая деятельность предприятием не велась.

Пунктом 7 ст. 31 Налогового Кодека Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике.

По имеющейся у налогового органа информации об ООО «Шелехов-Сиб-Лес», а именно: представленных сведений о движении денежных средств по расчетному счету Шелеховским ОСБ 7990 и АКБ «Радиан» (ОАО), сведений от Шелеховского отдела Главного управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и УО БАО, Управления по распоряжению муниципальным имуществом, ОАО «Иркутсккабель», ГОВД города Шелехов и бухгалтерских балансов за 2003 год, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, налоговым органом установлены следующие нарушения.

В соответствии со ст. 246 НК РФ ООО «Шелехов-Сиб-Лес», является плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, в соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

Согласно «Отчета о прибылях и убытках» формы № 2 за 2003 год налогоплательщиком определена выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) (за минусом налога на добавленную стоимость) в сумме 4 754 000 руб., (в том числе: за 1 квартал 804 000 руб., за полугодие - 1 489 000 руб., за 9 месяцев - 4 313 000 руб., за год - 4 754 000 руб.).

В приложении к бухгалтерскому балансу по форме № 4 «Отчет о движении денежных средств» указано движение денежных средств по текущей деятельности в сумме 5 541 000 руб.

Поступившие денежные средства, согласно данному приложению, направлены на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов, на оплату труда, на расчеты по налогам и сборам, на прочие расходы.

Согласно пункту 15 приказа от 22 июля 2003 № 67 «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции приказа Минфина РФ от 31.12.2004 № 135н) данные отчета о движении денежных средств характеризуют изменения в финансовом положении в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Из-за отсутствия всех первичных документов, налоговым органом принята выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) за 2003 год в сумме определенной самим налогоплательщиком, т.е. в сумме 4 754 000 руб.

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг) налогоплательщиком отражена в сумме 5 481 000 руб., (в том числе: за 1 квартал - 743 000 руб., за 1 полугодие -1 769 000 руб., за 9 месяцев - 4 611 000 руб., за год -5 481 000 руб.).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 9 Закона «О Бухгалтерском учете» и п. 12 и п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями), все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы фиксируют факт свершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, в момент свершения операции.

Следовательно, себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг) в сумме 5 481 000 руб., из-за отсутствия первичных оправдательных документов налогоплательщиком не подтверждена.

Коммерческие расходы в сумме 34 000 руб., прочие операционные расходы в сумме 7 000 руб., внереализационные расходы в сумме 7 000 руб., отраженные налогоплательщиком документально не подтверждены.

По данным налогоплательщика убыток составил в сумме 775 000 руб., по данным проверки по результатам финансово-хозяйственной деятельности прибыль получена в сумме 4 754 000 руб.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 313 НК РФ.

Поскольку налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2003 год налогоплательщиком не представлена, произвести анализ налоговой отчетности невозможно.

Согласно ст. 247 НК РФ, прибылью для российских организаций признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ, которым установлено, что в целях 25 главы НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав и с п. 2 указанной статьи, которым также установлено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и натуральной формах, сумма дохода, полученная налогоплательщиком и учитываемая при определении объекта налогообложения будет равна выручки от продажи товаров, продукции (работ, услуг), определенной налогоплательщиком в сумме 4 754 000 руб.

При этом в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев налогоплательщиком при исчислении объекта налогообложения (налоговой базы) определен доход в сумме 4 313 000 руб., что соответствует Отчету о прибылях и убытках формы № 2.

Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям пункта 1 ст. 252 НК РФ, а именно расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами принимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано выше, налогоплательщик в ходе проведения проверки не представил первичные оправдательные документы, подтверждающие понесенные расходы, а так как подтверждение затрат является необходимым условием для признания их в качестве расходов для целей налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ), то по данным проверки величина произведенных расходов, на которую можно уменьшить полученные доходы отсутствует.

На основании вышеизложенного, по результатам проверки установлено, что налогоплательщиком в нарушении ст. 274 НК РФ занижена налоговая база по налогу на прибыль организаций за 2003 год на сумму 4 754 000 руб., что привело к неуплате налога на прибыль в бюджет, который равен 1 140 960 руб.

Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы (иного неправильного исчисления) налога или других неправомерных действий (бездействия) является налоговым правонарушением и предусматривает ответственность по ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа (срок уплаты налога за 2003 год- 29.03.2004 года), что составляет 228 192 руб.

При анализе бухгалтерской отчетности представленной в налоговый орган за 2004 и 2005 годы инспекцией установлено отсутствие выручки от реализации продукции (работ, услуг, имущественных прав), что подтверждено мероприятиями налогового контроля.

В соответствии со ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеназванной статьей.

Статьей 285 НК РФ определено, что налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год, отчетными периодами по налогу признается первый квартал, полугодие, и девять месяцев календарного года.

В соответствии со ст. 289 НК РФ налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиком не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей установлен п. 1 ст. 287 НК РФ, а именно налог, подлежащий уплате в бюджет по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Налогоплательщиком в проверяемом периоде не представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2003 год.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налоговым правонарушением и предусматривает ответственность по статье 119 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 119 НК РФ установлено, что Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня, что составило 3 080 592 руб.

В соответствии со ст. 143 НК РФ ООО «Шелехов-Сиб-Лес» является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленного в порядке, предусмотренным ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. В силу пункта 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу п. 1 ст. 172 НК РФ предусмотренные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов- фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, для принятия к вычету в соответствующем налоговом периоде сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) необходимо единовременное соблюдение трех обязательных условий:

фактическое оприходование товаров (работ, услуг), подтвержденное соответствующими первичными документами (накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная и др.);

фактическая уплата сумм налога поставщику;

наличие счета-фактуры, оформленного с учетом норм ст. 169 НК РФ.

ООО «Шелехов-Сиб-Лес» не были представлены документы, подтверждающие исчисление налога на добавленную стоимость, в том числе и документы, подтверждающие налоговые вычеты, необходимые для проведения выездной налоговой проверки.

При анализе налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком с налоговой отчетностью налоговым органом установлено следующее.

За третий квартал по данным налогоплательщика сумма налога исчислена с налоговой базы равной 815 602 руб. (сумма налога равна 163 120 руб.), при этом применен налоговый вычет в сумме 160 429 руб., по итогам 3 квартала по данным налогоплательщика сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 2 691 руб.

Статьей 153 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в соответствии с главой 21 НК РФ.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что и при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Как указано выше, сумма дохода налогоплательщиком определена в размере 4 754 000 рублей.

Пунктом 1, 2 ст. 166 НК РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

Таким образом, сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, по данным налогового органа равна: за 1 квартал - 160 800 руб., за 2 квартал - 137 000 руб., за 3 квартал - 564 800 руб., за 4 квартал - 88 200 руб.

Статьей 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ.

Поскольку ООО «Шелехов-Сиб-Лес» не были представлены документы, подтверждающие исчисление налога на добавленную стоимость, в том числе и документы, подтверждающие налоговые вычеты, следовательно, налоговые вычеты, примененные налогоплательщиком при исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, применены не обоснованно.

На основании изложенного, сумма налога, подлежащего уплате в бюджет ООО «Шелехов-Сиб-Лес» занижена на 947 118 руб. и завышена к возмещению из бюджета за 1 квартал - на 59 552 руб.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет регламентированы п. 6 ст. 174 НК РФ, которым установлено, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн. руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20 -го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы (иного неправильного исчисления) налога или других неправомерных действий (бездействия) является налоговым правонарушением и предусматривает ответственность по ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа, что составило 112 421,80 руб.

Суд полагает, что требования заявителя обоснованны и документально подтверждены, факт совершения налогоплательщиком правонарушений доказан, сумма штрафных санкций начислена верно.

Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Однако налогоплательщиком не представлены возражения по акту выездной проверки, отзыв на исковое заявление инспекции и не представлены доказательства, опровергающие выводы налогового органа, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шелехов-Сиб-Лес», расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 09.01.2003 года Инспекцией МНС по г. Шелехову, ОГРН <***>, налоговые санкции в сумме 3 421 205,80 руб., в том числе – по п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль - в сумме 228 192 руб., по налогу на добавленную стоимость – 112 421,80 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление деклараций по налогу на прибыль – в сумме 3 080 592 руб. с зачислением в соответствующие бюджеты, а также госпошлину в доход федерального бюджета РФ в сумме 28 606,03 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Чемезова