ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-259/13 от 15.04.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-259/2013

«15» апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 апреля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шубиной Т.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Верпето В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Артемовского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об отмене предписаний от 15 ноября 2012 года,

при участии в заседании:

от заявителя: - ФИО1 – представлены: доверенность, удостоверение;

от ответчика: - ФИО2 – представлены: доверенность, паспорт,

установил:

Администрация Артемовского муниципального образования (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области ( далее – ответчик, Управление) об отмене предписаний от 15.11.2012г. № 41/3/1-6, от 15.11.2012г. № 41/4/2-15.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, указав, что оспариваемые предписания не соответствуют регламентированным формам, а именно: даты вынесения предписаний указаны не в левом верхнем углу, как указано в типовой форме предписания; нарушены порядковые номера; в столбцах таблиц, в которых указаны содержания пунктов (абзацев пунктов) и наименования нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативного документа по гражданской обороне, требования которых нарушены, отсутствуют порядковые номера, а текст не соответствуют тексту таблицы регламентированной формы; номер предписаний не соответствует номерам, указанным в таблице; в предписаниях указывается только вид допущенных нарушений, в то время как по регламентированной форме необходимо еще указывать и мероприятия по устранению нарушений.

Представитель ответчика в отзыве на заявление и в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указал на законность и обоснованность оспариваемых предписаний.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 08 апреля 2013 года до 10 час. 30 мин. 15 апреля 2013 года.

После перерыва судебное заседание продолжено без участия представителей сторон.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

В период с 06 по 09 ноября 2012 года на основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору от 31.10.2012 № 41 во исполнение требования прокурора г. Бодайбо от 18.10.2012г. № 397ж/12-5024-12 должностным лицом ответчика проведена внеплановая выездная проверка Администрации Артемовского муниципального образования с целью контроля соблюдения обязательных требований, норм и правил гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, а именно:

-на территории Артемовского муниципального образования не организованы курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне;

-не проводятся КШУ, ТСУ, тренировки, учения;

- отсутствуют планы: гражданской обороны и защиты населения, основных мероприятий на год, эвакуации населения, осуществления комплексной маскировки территорий;

- не организовано обучение населения в области гражданской обороны; поселок Апрельский не оборудован системой оповещения населения в достаточном объеме;

- не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально- технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;

- не организовано первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер;

- не разработаны мероприятия направленные на организацию работ по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению; по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений; по восстановлению и поддержанию общественного порядка; по срочному захоронению трупов в военное время; по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Кроме того, выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

-не разработаны планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- не разработан паспорт безопасности муниципального образования;

- не создан орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;

- п. Апрельский не оборудован системой оповещения населения. Установленная в п. Артемовском сирена не обеспечивает оповещение на 100 % количества населения;

- на территории Администрации Артемовского муниципального образования не проводятся КШУ, ТСУ, тренировки, учения.

По результатам проверки 09 ноября 2012 года составлен акт № 41, законному представителю Администрации выданы предписания от 15.11.2012г. № 41/3/1-6 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и от 15.11.2012г. № 41/4/2-15 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

Администрация, полагая предписания несоответствующими действующему законодательству и нарушающими ее права и законные интересы, обратилась в суд с заявлением об их отмене.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в силу пункта 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 (далее - Положение № 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Согласно пункту 4 Положения № 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

В силу пункта 6 Положения № 305 должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

В силу пункта 6 указанного Положения должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, должностные лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области провели проверку Администрации на основании требования прокурора г. Бодайбо от 18.10.2012г. № 397ж/12-5024-12 с целью контроля соблюдения обязательных требований, норм и правил гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и вынесли оспариваемые предписания в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Как следует из уточненного заявления, а также пояснений представителя заявителя в судебном заседании, Администрация не оспаривает того факта, что ею были допущены нарушения, изложенные в акте проверки от 09.11.2012г. № 41. В связи с чем предписания об устранении выявленных нарушений выданы заявителю обоснованно.

Довод заявителя о том, что предписания не соответствуют типовой форме, а, следовательно, являются незаконными, судом отклоняется.

В силу пунктов 6, 81 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 359, должностные лица надзорных органов в случае выявления по результатам проверки невыполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения.

При этом Административный регламент не содержит обязательных требований к форме предписания.

Довод заявителя о том, что в данном случае должна применяться типовая форма предписания, утвержденная Приказом МЧС РФ от 9 августа 2010 г. № 382 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» судом отклоняется, так как Приказ № 382 утратил силу 18 августа 2012 года, в связи с изданием Приказа МЧС РФ от 26 июня 2012г. № 359, и, соответственно, типовые формы, утвержденные данным приказом, также утратили силу.

Согласно пунктам 6, 78 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358, должностные лица надзорных органов в случае выявления по результатам проверки невыполнения мероприятий, нарушений требований в области гражданской обороны в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения в соответствии с типовой формой предписания согласно приложению № 6 к настоящему Административному регламенту.

Вместе с тем, суд полагает, что в рассматриваемом случае не соблюдение указанной формы, в том числе, не указание мероприятий, которые необходимо выполнить Администрации, не может являться основанием для признания предписания незаконным, так как факт допущенных нарушений заявителем не оспаривается, а содержание нарушений, указанных в оспариваемых предписаниях, позволяет понять какие действия необходимо совершить Администрации для того, чтобы устранить выявленные нарушения.

Кроме того, в случае возникновения затруднений при исполнении предписаний, заявитель вправе обратиться за разъяснением в орган, выдавший предписание.

Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по арбитражным делам №№ А19-18032/2011, А19-18033/2011.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

1.1) пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций);

2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);

4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;

6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);

7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);

8) частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки) (пункт 2 Закона N 294-ФЗ).

Данный перечень грубых нарушений является исчерпывающим.

Судом не установлено допущение Управлением при проведении проверки грубых, а также иных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемых предписаний.

Кроме того, суд полагает, что оспариваемыми предписаниями не нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку изложенные в предписаниях нарушения были допущены Администрацией и в силу закона подлежат устранению.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований заявителя отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Шубина