АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Иркутск
«30» мая 2011 года Дело № А19-2632/2011
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2011г. Полный текст решения изготовлен 30 мая 2011г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-Развитие»
о признании незаконным бездействия Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязании Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования г. Свирск (за исключением операций по исполнению данного исполнительного документа);
о признании незаконным бездействия мэра г. Свирска по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа № 19843, выданного 26.01.2009г. Арбитражным судом Иркутской области на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязании мэра г. Свирска выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа № 19843;
об обязании Мэра г. Свирска ФИО1 и Председателя Комитета по финансам администрации муниципального образования «город Свирск» ФИО2, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа № 19843, изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Свирска на 2011 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Администрация г.Свирска
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска: представителя по доверенности ФИО3, паспорт,
от Администрации г.Свирска: представителя по доверенности ФИО3, паспорт,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирь-Развитие» (далее по тексту «Заявитель», «Общество») (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска (далее по тексту «Учреждение»), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязании Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования г. Свирск (за исключением операций по исполнению данного исполнительного документа);
о признании незаконным бездействия мэра г. Свирска по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа № 19843, выданного 26.01.2009г. Арбитражным судом Иркутской области на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязании мэра г. Свирска выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа № 19843;
об обязании Мэра г. Свирска ФИО1 и Председателя Комитета по финансам администрации муниципального образования «город Свирск» ФИО2, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа № 19843, изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Свирска на 2011 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16.
В судебном заседании 16 мая 2011г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 23 мая 2011г.
Заявитель о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил заявление об уточнении заявленных требований.
В обоснование заявленных требований Заявитель указал, что до настоящего времени Учреждением не исполнен направленный ему для исполнения исполнительный лист № 19843, выданный 26.01.2009г. Арбитражным судом Иркутской области на основании решения от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16.
Полагая, что бездействие Учреждения, выразившееся в неисполнении вышеуказанного исполнительного документа арбитражного суда является незаконным, нарушающим положения ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, нарушающим права и законные интересы Заявителя, он обратился в арбитражный суд с требованием о признании указанного бездействия незаконным.
Представитель Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска и Администрации г.Свирска ФИО3 заявленные требования не признала, заявила ходатайство о прекращении производства по делу, так как имеется вступивший в законную силу судебный акт, принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. Кроме того, ФИО3 указала, что мэр муниципального образования не является главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Положения о бюджетном процессе мэр как глава администрации определяет бюджетную и налоговую политику города Свирска.
Выслушав представителя Учреждения, Администрации г.Свирска, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Заявителем путем факсимильной связи представлено заявление об уточнении заявленных требований от 11.05.2011г.
Затем 13.05.2011г. в Арбитражный суд Иркутской области через канцелярию поступил оригинал заявления об уточнении заявленных требований от 12.05.2011г.
Таким образом, ходатайство об уточнении заявленных требований от 11.05.2011г, представленное посредством факсимильной связи, судом не рассматривается, поскольку подлинник этого ходатайства не поступал и суд полагает, что волеизъявление Заявителя выражено в заявлении об уточнении заявленных требований от 12.05.2011г., поступившем в суд позднее, т.е. 13.05.2011г.
В соответствии со ст.49 АПК РФ Заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Первоначально требование о признании незаконным бездействия Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-1672/10-52 и исполнительного листа серия АС №001724672 заявлено не было, в связи с чем, суд полагает, что наряду с уточнением ранее заявленных требований, заявитель обратился с новым требованием о признании незаконным бездействия Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-1672/10-52 и исполнительного листа серия АС №001724672.
Учитывая, что положениями ст.49 АПК РФ не предусмотрено заявление новых требований дополнительно к уточненным по ранее заявленным требованиям.
Кроме того, Заявителем в нарушение положений ст. 125, 126 АПК РФ не представлено доказательств направления заявления об уточнении заявленных требований от 12.05.2011г. лицам, участвующим в деле.
С учетом вышеизложенного, суд не принимает уточнение заявленных требований от 12.05.2011г. и рассматривает первоначальные требования, указанные в заявлении.
Одним из требований Заявителя является признание незаконным бездействия Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязании Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования г. Свирск (за исключением операций по исполнению данного исполнительного документа),
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу №А19-10489/08-16 удовлетворены требования Общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-Развитие» о взыскании с муниципального образования город Свирск в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования город Свирск 3878606 руб. 20 коп.
На основании указанного решения судом выдан исполнительный лист №19843 от 26.01.2009г. о взыскании с муниципального образования город Свирск в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования город Свирск указанной выше суммы.
Общество обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по финансам администрации города Свирска, выразившееся в неисполнении в установленный законом срок исполнительного листа № 19843, выданного Арбитражным судом Иркутской области по делу №А19-10489/08-16 и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Сибирь-Развитие» путем исполнения указанного исполнительного документа.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.04.2010г. по делу № А19-1672/10-52 бездействие комитета по финансам администрации года Свирска, выразившееся в неисполнении в установленный законом срок исполнительного листа №19843, выданного Арбитражным судом Иркутской области на основании решения от 05.12.2008г. по делу №А19-10489/08-16 признано незаконным, как несоответствующее статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Комитет по финансам администрации г.Свирска обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Сибирь-Развитие» путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу №А19-10489/08-16.
В рассматриваемом деле, заявитель, повторно оспаривая бездействие по неисполнению решения суда по делу №А19-10489/08-16, просит обязать Комитет приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования г. Свирск.
При разрешении дела №А19-1672/10-52 суд признал незаконным бездействие Комитета по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу №А19-10489/08-16 и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения указанного решения арбитражного суда в соответствии с исполнительным листом №19843 в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, урегулирован, в том числе и нормами пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают приостановление до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Таким образом, возложив на Комитет обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд фактически указал способ восстановления допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд полагает, что решение арбитражного суда по делу №А19-1672/10-52 принято по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Суд считает, что данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу в соответствии с п.2 ч.1 ст. 150 АПК РФ в части требования о признании незаконным бездействия Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязании Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования г. Свирск (за исключением операций по исполнению данного исполнительного документа).
Заявитель также просит признать незаконным бездействие мэра г. Свирска по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа № 19843, выданного 26.01.2009г. Арбитражным судом Иркутской области на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязать мэра г. Свирска выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа № 19843.
Согласно буквальному содержанию требования заявителем оспаривается «бездействие мэра по выделению лимитов бюджетных обязательств». Однако, исходя из содержания мотивировочной части заявления фактически оспаривается «бездействие мэра по невыделению лимитов бюджетных обязательств».
При этом суд неоднократно предлагал уточнить предмет заявленных требований. Однако, заявитель в порядке, установленном нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, предмет заявленных требований не уточнил.
Согласно пункту 4 ст. 242.2 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5 ст. 242.2 БК РФ).
В данном случае мэр, бездействие которого оспаривает заявитель, не является должником по исполнительному листу № 19843.
В соответствии со ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании Решения Думы от 28.12.10г. № 5/30-ДГ утвержден Перечень главных распорядителей средств бюджета города Свирска на 2011г. (приложение № 4). Главными распорядителями средств является Комитет по финансам г.Свирска и Администрация г.Свирска.
Статья 242.5 БК РФ не регулирует отношения между главными распорядителями бюджетных средств.
Уставом муниципального образования «город Свирск», Положением о Бюджетном процессе муниципального образования «город Свирск», утвержденного решением Думы от 28.04.09г. № 57/1-ДГ, определены бюджетные полномочия мэра города как участника бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Положения о бюджетном процессе мэр как глава администрации определяет бюджетную и налоговую политику города Свирска.
Таким образом, мэр г.Свирска, не являясь главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета, не наделен полномочиями на выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования.
Заявитель просил суд об обязании Мэра г. Свирска ФИО1 и Председателя Комитета по финансам администрации муниципального образования «город Свирск» ФИО2, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа № 19843, изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Свирска на 2011 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись
В соответствии с пунктом 4.2.11 Положения о Комитете (приложение к решению Думы города Свирска от 16.12.05г. № 6/9-ДГ), Комитет по финансам администрации города Свирска является финансовым органом муниципального образования города Свирска, к компетенции которого относится регулирование бюджетного процесса, в том числе составление сводной бюджетной росписи городского бюджета.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом (статья 217 БК РФ).
Согласно статье 31 БК РФ, пункту 10 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" вопросы выбора направления расходования средств бюджета в условиях недостаточности денежных средств для решения всех вопросов местного значения в полном объекте (дефицита бюджета) относятся к исключительной компетенции представительного органа власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Статьей 217 БК РФ фактически установлен закрытый перечень случаев, когда возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета.
В соответствии с пунктом 3 ст.217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Суд соглашается с доводом Комитета о том, что поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.
Из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Принятие решения о бюджете муниципального образования «город Свирск» является исключительно компетенцией Думы города.
Как следует из Решения Думы муниципального образования «город Свирск» от 28.12.10г. № 5/30-ДГ «О местном бюджете на 2011год» и Решения Думы муниципального образования «город Свирск» от 22.02.11г. № 7/47-ДГ «О внесении изменений и дополнений в решение Думы от 28.12.10г. № 5/30-ДГ «О местном бюджете на 2011год» на исполнение судебных актов бюджетных ассигнований в бюджете МО города Свирска недостаточно, соответствующие изменения могут вноситься в сводную бюджетную роспись только на основании решения Думы города Свирска.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия мэра г. Свирска по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа № 19843, выданного 26.01.2009г. Арбитражным судом Иркутской области на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязании мэра г. Свирска выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа № 19843; об обязании Мэра г. Свирска ФИО1 и Председателя Комитета по финансам администрации муниципального образования «город Свирск» ФИО2, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа № 19843, изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Свирска на 2011 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 150, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В части требования о признании незаконным бездействия Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2008г. по делу № А19-10489/08-16 и обязании Комитета по финансам администрации муниципального образования г. Свирска приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования г. Свирск (за исключением операций по исполнению данного исполнительного документа) производство по делу прекратить.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева