ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-26579/09 от 17.12.2009 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-26579/09-18

24.12.2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24.12.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Детский городок «Чиполлино»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска

о признании недействительным решения от 22.06.2009г. № 11233 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;

от ответчика: ФИО2, ФИО3 – представители по доверенности;

установил:   Общество с ограниченной ответственностью «Детский городок «Чиполлино» (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.06.2009г. № 11233 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебном заседании представители общества заявленные требования поддержали по основаниям, приведенным в исковом заявлении, письменных пояснениях от 14.12.2009г. По мнению заявителя, решение № 11233 от 22.06.2009 г. вынесено с нарушением действующего законодательства. Налоговым органом дано неправильное правовое толкование положений подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, из смысла которых следует, что налогообложению не подлежит деятельность по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Ссылка налогового органа на организационно-правовую форму налогоплательщиков является необоснованной, так как такая организационно-правовая форма, как «Учреждение культуры и искусства» положениями Гражданского кодекса РФ не предусмотрена.

Представители ответчика заявленные требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, отметив, что по смыслу подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ правомерность применения налогоплательщиками льготы, предусмотренной нормами указанной статьи, обусловлена соблюдением следующих условий: наличием у юридического лица организационно-правовой формы в виде учреждения, осуществлением данным лицом установленных видов деятельности в сфере культуры и искусства и реализацией им входных билетов на посещение аттракционов по форме, которая утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Заявителем не осуществлялась финансово-хозяйственная деятельность в качестве юридического лица, образованного в форме учреждения, в понятии, определенном статьей 120 Гражданского кодекса РФ, поскольку ООО «Детский городок «Чиполлино» создано в форме общества с ограниченной ответственностью, деятельность последнего является предпринимательской и, соответственно, направлена на извлечение прибыли, в связи с чем не может быть признана деятельностью в сфере культуры и искусства. Кроме того, представленный налогоплательщиком на камеральную проверку бланк входного билета на аттракционы составлен с нарушением Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359, в частности, не содержит сведений о стоимости услуги в денежном выражении.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.12.2009г. до 11 час. 20 мин. 17.12.2009г.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с положениями статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией проведена камеральная проверка на основе первичной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, представленной ООО «Детский городок Чиполлино» 14.01.2009г., в которой по строке 010 Раздела 9 отражена реализация товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость в размере 440 000 руб. 00 коп. по коду операции 1010255 (подпункт 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 28.04.2009г. № 22676, на основании которого вынесено решение от 22.06.2009г. № 11233 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 15 840 руб. 00 коп.Кроме того, обществу было предложено уплатить сумму доначисленного налога на добавленную стоимость в размере 79 200 руб. 00 коп. и пени в размере 4 065 руб. 60 коп.

В обоснование выводов оспариваемого решения инспекция указала на неправомерное включение налогоплательщиком реализации входных билетов на аттракционы в сумме 440 000 руб. 00 коп. в состав операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, поскольку заявитель осуществляет коммерческую деятельность в форме общества с ограниченной ответственностью, в связи с чем не является учреждением культуры и искусства в понятии, предусмотренном подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым органом, также, отмечено, что представленный обществом на камеральную проверку образец входного билета на аттракцион не соответствует утвержденной форме бланка строгой отчетности.

Налогоплательщик, полагая, что указанное решение не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его недействительным.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав и оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью «Детский городок Чиполлино» в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Из содержания статей 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот и уплачивают налоги в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

На основании подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относится, в том числе, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

К учреждениям культуры и искусства для целей правового регулирования главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

По смыслу указанной выше нормы законодатель связывает возможность применения плательщиками налога на добавленную стоимость спорной льготы не с организационно-правовой формой последних, а со сферой применения и характером оказываемых ими услуг, то есть, с видом деятельности. При этом согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ к реализации услуг в сфере культуры и искусства отнесена, в том числе, реализация налогоплательщиками входных билетов на посещение аттракционов в парках культуры и отдыха, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Таким образом, при реализации указанных билетов выявляется стоимостная оценка результатов деятельности налогоплательщика, выразившихся в создании и оказании услуг по проведению названных мероприятий.

Как следует из материалов дела, в 4 квартале 2008 года общество с ограниченной ответственностью «Детский городок Чиполлино» осуществляло деятельность по организации детских аттракционов на территории муниципального учреждения культуры «Городской парк» на основании договора аренды земельного участка от 15.01.2007г. № Ф-145, и реализовывало входные билеты на указанные аттракционы на общую сумму 440 000 руб. 00 коп., что подтверждается декларацией по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, тетрадью учета реализации билетов за 2008 год, подтверждено налоговой инспекцией в оспариваемом решении.

При таких обстоятельствах суд полагает, что анализ представленных сторонами в материалы дела доказательств позволяет прийти к выводу о том, что в 4 квартале 2008 года заявителем реализовывались услуги в сфере культуры и искусства, в частности, реализовывало входные билеты на посещение аттракционов, соответствующие определению подобных услуг, данному в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Арбитражным судом исследованы образцы реализованных обществом в спорном периоде билетов на посещение аттракционов на предмет их соответствия утвержденной форме бланков строгой отчетности, кассовые книги, тетради по учету билетов, журнал «Касса» за соответствующий период и установлены следующие обстоятельства.

Согласно представленному заявителем в ходе судебного разбирательства письму ОАО «Иркутская областная типография № 1» от 29.05.2009г. последнее с 2003 года изготавливало для ООО «Детский городок Чиполлино» билеты на аттракционы, форма которых с 2003 по 2008 год изменялась три раза, с сентября 2006 года форма билетов была изменена согласно приказа Министерства финансов РФ от 25.02.2000 г. № 20 н Код формы по ОКУД 0793001.

В соответствии, с представленными в материалы дела накладными, директор Общества с ограниченной ответственностью «Детский городок «Чиполлино» в июле, августе, сентябре 2006 года передавал старшему кассиру ФИО4, билеты с отражением их номинальной стоимости, количества и индивидуальных номеров.

Обществом, со старшим кассиром ФИО4 заключен договор о полной материальной ответственности, имеется письменное обязательство указанного лица от 03.06.2004г. перед обществом о принятии на себя материальной ответственности за все полученные билеты на аттракционы и денежные средства от их продажи.

Учет полученных, выданных и реализованных билетов велся в прошитых и пронумерованных тетрадях. Оприходование выручки в кассу предприятия осуществлялось директором общества по приходным кассовым ордерам. Сумма выручки по приходным кассовым ордерам соответствует датам и стоимости билетов, отраженной в тетрадях по учету реализованных билетов.

В дальнейшем выручка передавалась по расходным кассовым ордерам директору общества под отчет для оплаты текущих хозяйственных расходов, и оставшаяся сумма сдавалась в банк для зачисления на счет предприятия.

Указанные обстоятельства, оцененные судом в совокупности и взаимной связи, свидетельствуют о том, что заявитель осуществлял учет и реализацию билетов по правилам, установленным для работы с бланками строгой отчетности Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством Финансов СССР от 29.07.1983г. №105, Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005г. №171.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает, что отклонения в рассматриваемом бланке билета от формы бланка строгой отчетности, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 25.02.2000г. №20н, в рассматриваемом споре, нельзя признать существенными и достаточными для отказа налогоплательщику в применении спорной льготы.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявитель правомерно применил льготу, предусмотренную подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, отразив по строке 010 Раздела 9 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года сумму реализации входных билетов в размере 440 000 руб. 00 коп. по коду операции 1010255, в связи с чем судом не усматривается правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание, что налоговым органом не доказана законность оспариваемого решения от 22.06.2009 г. № 11233 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 15 840 руб. 00 коп., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 72 200 руб. 00 коп., начисления пеней в размере 4 065 руб. 60 коп. и учитывая, что содержащиеся в нем доводы не соответствуют нормам статей 45, 75, 122, 149 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика относятся расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп., уплаченной заявителем при подаче искового заявления.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.06.2009г. № 11233, как несоответствующее положениям статей 45, 75, 122, 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Детский городок «Чиполлино».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Детский городок «Чиполлино» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.А. Сонин