ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-2729/17 от 30.03.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело  А19-2729/2017

05.04.2017г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 30.03.2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аполь Л.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 664003, Иркутская обл., Иркутск г., Сухэ-Батора ул., 18)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 664003, Иркутская обл., Иркутск г., Дзержинского ул., 9, этаж 1)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (представитель по доверенности, служебное удостоверение);

от заинтересованного лица – ФИО2 (генеральный директор, паспорт),

установил:

            Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (далее – Служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» (далее – Общество, лицензиат, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

            23.03.2017г. в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 часов 50 минут 30.03.2017г.

            В судебном заседании представитель Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области поддержал требование о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» к административной ответственности по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представитель заинтересованного лица заявленные административным органом требования не признал. Как следует из письменного отзыва, до проведения рассматриваемой проверки лицензиату не было известно о том, что в магазине «Фурор Маркет» не производится выгрузка информации об объеме оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему. Сразу после проверки выявленные нарушения были устранены специалистами Общества с ограниченной ответственностью Центр Технического Облуживания «Сиброн» путем настройки фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе фактов розничной продажи алкогольной продукции. Также заинтересованным лицом отмечено, что с 01.01.2017г. Общество не осуществляет предпринимательскую деятельность, не имеет дохода, в связи с чем любая сумма штрафа будет для него существенной. В этой связи, заинтересованное лицо просило суд при определении меры ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» ограничиться предупреждением.

Дело рассмотрено в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и имело лицензию от 02.11.2016г. № 38РПА0003822 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия до 02.01.2017г.

В целях проверки информации о розничной продаже алкогольной продукции без фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции (вх. № 04‑86‑7/16 от 30.11.2016г.) должностными лицами Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области 05.12.2016г. проведен осмотр обособленного подразделения лицензиата – магазин «Фурор Маркет» по адресу: <...>.

Итоги осмотра отражены Службой в протоколе от 05.12.2016г., составленном в присутствии двух понятых. Осмотром установлено, что в магазине «Фурор Маркет» осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (восемьдесят шесть наименований), размещенной в торговом помещении на стеллажах с ценниками с указанием цены за единицу алкогольной продукции и наименованием юридического лица, реализующего данную алкогольную продукцию. Лицензиатом представлены сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции. Информация о том, что алкогольная продукция в магазине не предназначена для продажи, отсутствует.

Также осмотром установлено, что в магазине «Фурор Маркет» имеется оборудование для работы с единой государственной автоматизированной информационной системой. В ходе осмотра генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» представлен журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции из программы «Далион». При выгрузке отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено, что информация о закупках алкогольной продукции в отношении обособленного подразделения лицензиата отражена.

Вместе с тем, по результатам выгрузки из личного кабинета лицензиата на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Службой установлено, что сведения об обороте алкогольной продукции по КПП 381145001 обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» (магазин «Фурор Маркет» по адресу: <...>) в единой государственной автоматизированной информационной системе отсутствуют.

По факту нарушения требований статей 8, 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» советником отдела по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области составлен в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» протокол от 10.01.2017г. № 18/08/17‑ю об административном правонарушении, которым действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Усматривая в действиях юридического лица наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, административный орган на основании абзаца 3 части 3 статьи 23.1 и статьи 28.8 КоАП РФ обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, при этом круг таких отношений ограничивается производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, выражается, в частности, в обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Субъектами административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, являются исключительно юридические лица, которым в силу закона предоставлено право производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть обладатели лицензии.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003г. № 17-П и от 23.05.2013г. № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Схожие цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Таким образом, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа данной продукции.

Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

В рассматриваемом случае Обществу вменяется нарушение требований абзаца восьмого пункта 2 статьи 8, абзаца двадцать первого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», что выразилось в розничной продаже алкогольной продукции без передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 этого Федерального закона.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

Данное требование не распространяется, в частности, на учет объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Перечень таких поселений определяется законом субъекта Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Абзацем шестнадцатым пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 данного Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.

Состав информации, представляемой в ЕГАИС организациями, использующими оборудование для учета розничной продажи маркированной алкогольной продукции, определен в пунктах 6, 7 и 16 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. № 1459.

В развитие положений статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016г. № 650 утверждены Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Требования к техническим средствам).

Согласно пункту 1 данных Требований технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС включают в себя: а) программные средства единой информационной системы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка; б) программно-аппаратные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот алкогольной продукции.

Программные средства обеспечивают прием, фиксацию и передачу информации об объеме производства и (или) оборота алкогольной продукции, а также хранение указанной информации до даты розничной продажи алкогольной продукции, но не менее 5 лет (пункт 3 Требований к техническим средствам).

На основании пункта 11 Требований к техническим средствам комплекс технических устройств, используемых организациями, осуществляющими оборот (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должен обеспечивать: считывание сведений об алкогольной продукции, нанесенных на акцизные марки и федеральные специальные марки; идентификацию и авторизацию организаций в ЕГАИС.

Пунктом 13 Требований к техническим средствам предусмотрено, что программное обеспечение должно, помимо прочего, осуществлять: прием и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС с использованием программных средств в соответствии с заявкой о фиксации информации об организации, об алкогольной продукции каждого вида и наименования, об объеме оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот алкогольной продукции, в ЕГАИС, а также учет информации об объеме оборота, и (или) использования для собственных нужд, и (или) брака (других технологических потерь) алкогольной продукции, подписание усиленной квалифицированной электронной подписью информации об организации, об алкогольной продукции каждого вида и наименования, об объеме оборота алкогольной продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот алкогольной продукции.

Анализ положений пункта 2 статьи 8, пункта 4 статьи 23.2, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. № 1459, Требований к техническим средствам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016г. № 650, позволяет сделать вывод о том, что юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, обязано соблюдать лицензионные требования о наличии и использования программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС.

Судом установлено, что в целях проверки информации о розничной продаже алкогольной продукции без фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции (вх. № 04‑86‑7/16 от 30.11.2016г.) должностными лицами Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области 05.12.2016г. проведен осмотр обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» – магазин «Фурор Маркет» по адресу: <...>.

Осмотром установлено, что в магазине «Фурор Маркет» осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (восемьдесят шесть наименований), размещенной в торговом помещении на стеллажах с ценниками с указанием цены за единицу алкогольной продукции и названием юридического лица, реализующего данную алкогольную продукцию. Информация о том, что алкогольная продукция в магазине не предназначена для продажи, отсутствует.

В ходе проверки генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» представлен журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно которому в период с 01.11.2016г. по 04.12.2016г. в обособленном подразделении лицензиата регулярно осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции (пиво, пивные напитки, водка, коньяк, вино, винные напитки, настойки) различных наименований.

Данное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается.

Как следствие, являясь лицензиатом, Общество с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» обязано было обеспечить передачу информации об обороте (розничной продаже) указанной алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

В ходе осмотра в магазине «Фурор Маркет» Службой обнаружено оборудование для работы с единой государственной автоматизированной информационной системой.

Вместе с тем, по результатам выгрузки из личного кабинета лицензиата на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции заявителем установлено, что сведения об обороте алкогольной продукции по КПП 381145001 обособленного подразделения Общества с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» (магазин «Фурор Маркет» по адресу: <...>) в единой государственной автоматизированной информационной системе отсутствуют.

Изложенное также подтверждается письменным ответом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 21.12.2016г. № у6‑21790/12, согласно которому в ЕГАИС не зафиксировано фактов розничной продажи алкогольной продукции Обществом с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб».

В ходе административного расследования, проведенного Службой, а также в ходе судебного разбирательства по настоящему делу заинтересованным лицом представлены пояснения, согласно которым Обществом с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» заключен договор с Обществом с ограниченной ответственностью Центр Технического Облуживания «Сиброн» на подключение и обслуживание в системе ЕГАИС; продажа всей алкогольной продукции отображается в программе «Далион», установленной обслуживающей организацией; причины, по которым не производилась выгрузка информации в систему ЕГАИС, заинтересованному лицу не известны.

Рассмотрев доводы заинтересованного лица в указанной части, суд установил, что процесс подключения к системе ЕГАИС включает в себя получение программных средств ЕГАИС, их установку, настройку и регистрацию организации в системе. При этом подключение осуществляется самостоятельно, без направления заявлений в Росалкогольрегулирование.

Порядок подключения организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, к системе ЕГАИС находится в общем доступе и размещен на информационном портале «Единая государственная автоматизированная информационная система» (http://egais.ru/podkljuchenie_k_egais).

Для подключения к системе ЕГАИС организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, необходимо: приобрести или использовать имеющийся компьютер в соответствии с установленными требованиями; приобрести аппаратный крипто-ключ, соответствующий требованиям; записать на аппаратный крипто-ключ сертификат электронной подписи; войти в личный кабинет на портале http://egais.ru/.

Для входа в личный кабинет необходимо: открыть портал http://egais.ru и пройти по ссылке «Войти в личный кабинет»; нажать кнопку «Ознакомиться с условиями и проверить их выполнение» - это нужно, чтобы пройти проверку выполнения условий доступа к личному кабинету. В случае отсутствия каких-либо компонентов, система предложит скачать дистрибутив и выполнить их установку, пошагово подтверждая действия; после успешной проверки нужно нажать на кнопку «Перейти в личный кабинет»; в поле «Введите ПИН код (ГОСТ)» ввести пароль пользователя для приложения ГОСТ и нажать на «Показать сертификаты»; после краткого ожидания откроется личный кабинет, где будет виден сформированный сертификат электронной подписи; генерация ключа-доступа (К8А-ключа).

Чтобы выполнить генерацию RSA-ключ необходимо: нажать в личном кабинете по сформированному сертификату; выбрать в боковом меню раздел «Получить ключ»; на открывшейся странице будут перечислены все места осуществления деятельности организации; необходимо выбрать из списка то место деятельности, которое необходимо подключить к ЕГАИС; загрузить универсальный транспортный модуль (УТМ).

На данном этапе организация появляется в списке подключенных к системе ЕГАИС, который доступен органам исполнительной власти, осуществляющих контроль и лицензирование розничной продажи алкогольной продукции. Указанный список выгружается на портале Росалкогольрегулирования в личном кабинете органа исполнительной власти по адресу: https://service.fsrar.ru/cabinet/home.

Из указанного следует, что подключение к системе ЕГАИС является обязанностью организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, при этом не требует участия сторонних организаций, а также органов Росалкогольрегулирования.

Наличие договора на подключение и обслуживание личного кабинета в системе ЕГАИС со сторонней организацией не освобождает лицензиата от ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку в силу требований Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» именно Общество с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб», являясь лицензиатом, обязано обеспечить фиксацию и передачу информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

Более того, согласно письму Общества с ограниченной ответственностью Центр Технического Облуживания «Сиброн» от 19.12.2016г. № 968 договор на подключение и обслуживание между ООО «Фурор Клаб» и ООО ЦТО «Сиброн» не заключался; настройка фиксации в ЕГАИС фактов розничной продажи алкогольной продукции в магазине «Фурор Маркет» была осуществлена 06.12.2016г. на основании заявки лицензиата от 06.12.2016г.; до 06.12.2016г. заявок на настройку подтверждения продаж в ЕГАИС от лицензиата не поступало.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не представлено в материалы дела документальных доказательств, свидетельствующих об обратном (в частности, заявки, договоры с Обществом с ограниченной ответственностью Центр Технического Облуживания «Сиброн», датированные ранее 06.12.2016г.).

При указанных обстоятельствах доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, обоснованные ссылкой на наличие договорных отношений со сторонней организацией на подключение и обслуживание личного кабинета в системе ЕГАИС, судом отклонены.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Совокупностью имеющихся материалов дела в полной мере подтверждается, что в период с 02.11.2016г. по 04.12.2016г. на основании лицензии от 02.11.2016г. № 38РПА0003822 Общество с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении – магазин «Фурор Маркет» по адресу: <...>, без передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Документальных доказательств, опровергающих вышеуказанное обстоятельство, лицом, привлекаемым к административной ответственности, в материалы дела не представлено. Доводов о наличии таких доказательств не заявлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявителем доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае Обществом не представлено каких-либо данных о наличии объективных препятствий для соблюдения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля юридического лица и препятствующих надлежащему выполнению требований абзаца восьмого пункта 2 статьи 8, абзаца двадцать первого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. № 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с пунктом 21 которых направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Заявки о фиксации информации об объеме производства и (или) оборота (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Пунктом 23 вышеназванных Правил также предусмотрено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, используя программные средства единой информационной системы, осуществляет фиксацию информации в единой информационной системе и направление организации в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям подтверждения фиксации информации.

Форма заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, а равно форма подтверждения фиксации информации и уведомления об отказе в фиксации информации в ЕГАИС, утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016г. № 84н (зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2016г. № 43467).

При этом согласно данному Приказу сроки представления подтверждения о фиксации или уведомления об отказе в фиксации информации составляют не более 24 часов с момента представления заявки о фиксации информации организациями, индивидуальными предпринимателями в уполномоченный орган.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что действующим правовым регулированием предусмотрены как обязанность лицензиата обеспечить фиксацию и передачу информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, так и обязанность уполномоченного органа направить лицензиату подтверждение о фиксации или уведомление об отказе в фиксации вышеуказанной информации, позволяющая последнему оперативно отследить факт поступления данных в ЕГАИС.

В этой связи арбитражный суд считает, что в рассматриваемом случае Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не предприняло всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.

Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение лица к установленным правовым требованиям.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у заявителя имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, а также имеются основания для привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие при составлении протокола об административном правонарушении заявителем обеспечены и соблюдены.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Лицом, привлекаемым к административной ответственности, не приведено ни одного довода и судом в обстоятельствах допущенного Обществом правонарушения не установлено какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности противоправного деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

По убеждению суда, привлечение заинтересованного лица к административной ответственности отвечает целям административного наказания, а именно – предупреждению совершения новых правонарушений, а также принципам неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации противоправного деяния Общества в качестве малозначительного.

В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Документальных доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, заявителем суду не представлено.

При этом с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ арбитражный суд считает, что факт совершения Обществом достаточно грубого правонарушения в сфере оборота такой специфичной продукции, как алкогольная, исключает замену административного штрафа предупреждением.

Делая такой вывод, арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения может быть применено только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях пресечения незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 этого Федерального закона.

То есть Федеральным законом от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрена следующая юридическая презумпция: алкогольная продукция, реализуемая без фиксации и передачи информации об объеме ее оборота в единую государственную автоматизированную информационную систему, в силу одного лишь этого обстоятельства является находящейся в незаконной обороте и потому представляющей опасность для потребителей.

В этой связи, по убеждению суда, административное правонарушение, выразившееся в розничной продаже алкогольной продукции без передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, содержит угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Помимо этого, арбитражный суд не может не отметить, что соблюдение нарушенных лицензиатом требований Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» имеет существенное значение для обеспечения легальности оборота соответствующей специфической продукции и условий для надлежащего и своевременного проведения контроля и исполнения контролирующим органом возложенных на него обеспечивающих функций и задач в сфере оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выполнение которых способствует достижению значимых публичных целей.

Фактически в настоящем случае Общество своими противоправными действиями нарушило императивные требования законодательства, регулирующие порядок осуществления лицензируемой деятельности, который установлен в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности соответствующей продукции.

Указанное свидетельствует о наличии обстоятельств, не позволяющих применить в рассматриваемом случае положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

По смыслу положений частей 3 и 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а также части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении судом вопроса о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела обязанность представления доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, а также доказательств того, что подлежащий взысканию штраф является чрезмерным и приведет к ограничению экономической свободы и права собственности юридического лица при его привлечении к административной ответственности, возлагается на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства наличия исключительных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о возможности применения в отношении Общества правила назначения наказания, предусмотренного частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Исходя из смысла части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела имеет наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями. Вместе с тем в рассматриваемом случае заявитель не указывает и арбитражный суд не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения Обществом грубого административного правонарушения, выразившегося в нарушении императивных положений Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица имеет факультативное значение и само по себе, в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером рассматриваемого административного правонарушения и его последствиями, не может служить основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела. При этом арбитражный суд в любом случае считает недоказанным то обстоятельство, что взыскание штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, повлечет для Общества необратимые последствия, негативно отразится на финансовых результатах деятельности заявителя, приведет к избыточному ограничению прав юридического лица. Делая такой вывод, арбитражный суд отмечает, что в отсутствие документального обоснования тяжелого материального положения юридического лица соответствующими доказательствами (в частности, бухгалтерскими балансами, справками о счетах в банках и остатках средств на них, сведениями о кредиторской и иной задолженности и т.д.) суд не вправе считать такое обстоятельство имеющим заранее установленную силу.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.09.2015г. № 1828-О указано, что поскольку административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.

Назначение Обществу административного наказания ниже низшего предела не будет отвечать указанным выше целям.

При таких обстоятельствах оснований для применения правила назначения наказания, предусмотренного частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в данном случае не имеется.

Поскольку факт совершения административного правонарушения доказан имеющимися материалами дела, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств наличия отягчающих ответственность юридического лица обстоятельств, арбитражный суд считает возможным назначить Обществу административное наказание в виде административного штрафа в минимально возможном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда определяются дальнейшие действия с такими вещами.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае, если ее оборот осуществляется без соответствующих лицензий либо без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Исходя из имеющихся материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, срок действия лицензии от 02.11.2016г. № 38РПА0003822, выданной Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Обществу с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, истек 02.01.2017г. Иной лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, кроме прекратившей с 02.01.2017г. свое действие лицензии № 38РПА0003822, Общество не имеет.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного Федерального закона.

Таким образом, в силу приведенной нормы с 03.01.2017г. Общество не вправе легально осуществлять какие-либо действия с алкогольной продукцией, подвергнутой аресту в соответствии с протоколом Службы от 05.12.2016г. № 1 ареста товаров и иных вещей.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает необходимым алкогольную продукцию, подвергнутую аресту в соответствии с протоколом от 05.12.2016г. № 1 ареста товаров и иных вещей, изъять из незаконного оборота и направить на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Фурор Клаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 664003, Иркутская обл., Иркутск г., Дзержинского ул., 9, этаж 1) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: Банк Получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск БИК 042520001 Расчетный счет <***> Получатель: УФК по Иркутской области (Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области) ИНН <***> КПП 380801001 ОКТМО 25701000 КБК 831 1 16 90040 04 0013 140 Назначение платежа: Штрафы за правонарушения в области розничной продажи алкогольной продукции.

Алкогольную продукцию, подвергнутую аресту в соответствии с протоколом от 05.12.2016г. № 1 ареста товаров и иных вещей, изъять из незаконного оборота и направить на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                      Е.В. Дмитриенко