ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-27386/19 от 13.02.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск                                                                                           Дело  №А19-27386/2019

17 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  13.02.2020.

Решение  в полном объеме изготовлено   17.02.2020.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Филатова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи Киренской Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (ИНН 3849057080, ОГРН 1163850050946)

к ИРКУТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СИБИРСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КИОКУСИНКАЙ КАРАТЕ»  (ИНН 3812057101, ОГРН 1163850071582)

о взыскании 369500 руб. 52 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Станотиной В.В. - представителя по доверенности;

от ответчика: Савина Д.В. – представителя по доверенности,

установил:

Управление культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политики и культуре администрации города Иркутска (далее – истец, Управление) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской региональной общественной организации «Сибирская федерация Киокусинкай карате» (далее – ответчик, Общественная организация) о взыскании денежных средств предоставленной субсидии в размере 369500 руб. 52коп.

Представитель Управления в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в заявлении, пояснила, что основанием для направления Обществу требования о возврате полученной им субсидии явилось нарушение получателем субсидии условий и целей, установленных при предоставлении субсидии.

Представитель Общественной организации в судебном заседании и в представленном отзыве, дополнительных пояснениях исковые требования Управления культуры не признал, пояснив, что летний оздоровительный лагерь «Байкал-Дзен» был реализован, показателям результативности данный проект соответствует, всем условиям предоставления субсидии Общественная организация соответствует. Единственным условием для возврата субсидии могло являться только нецелевое использование, которое Управлением не доказано.

Из материалов дела судом установлено, что Иркутская региональная общественная организация «Сибирская федерация Киокусинкай карате» зарегистрирована 23.05.2016 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1163850071582.

Согласно Положению о предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 20.06.2018 №031-06-591/8 (далее – Положение), Управление культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска является уполномоченным органом по предоставлению субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг,
связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от
14 до 18 лет в каникулярное время.

 В соответствии с пунктом 2 Положения субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время.

По итогам проведенного конкурса между Иркутской региональной общественной организации «Сибирская федерация Киокусинкай карате» (получатель) и Управлением культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска 01.10.2018 заключен договор  №010-64-1102/8 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время (далее – Договор).

В силу пункта 1.1 Договора предметом договора является предоставление из бюджета города Иркутска в 2018 году субсидии: в целях стимулирования деятельности по организации отдыха детей города Иркутска в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время; в целях реализации Получателем проекта Летний оздоровительный лагерь «Байкал-Дзен».

Согласно пункту 2.1 Договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета города, по кодам классификации расходов бюджета города Иркутска в размере 369500 руб. 52 коп.

Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 3.1.1.1 Договора являлось предоставление документов, подтверждающих направление собственных и (или) привлеченных средств (заемные и кредитные средства, средства спонсоров и другие средства, полученные Получателем, за исключением средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в размере не менее 21 процента от общего объема расходов на реализацию мероприятий, возмещение которых осуществляется частично за счет субсидии.

Субсидия в размере 369500 руб. 52 коп. перечислена Общественной организации платежным поручением от 14.12.2018 №551.

По результатам проверки, проведенной Управлением, установлено, что согласно Отчету о фактических расходах затраты Организации  на проведение проекта летнего оздоровительного лагеря «Байкал-Дзен» составили 1004700 руб., которые в полном объеме возмещены за счет средств от реализации путевок – 1004700 руб. В связи с чем необходимость в средствах субсидии на цели возмещения затрат, возникших в связи с реализацией проекта, у Организации отсутствовала.

Управлением в адрес Общественной организации направлено требование от 12.09.2019 №235-74-411/19 о возврате полученной субсидии.

В связи с неисполнением ответчиком указанного требования, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общественной организации субсидии в размере 369500 руб. 52 коп.

Исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

На основании части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации города Иркутска от 20.06.2018 №031-06-591/8 утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время, также утверждено Положение о конкурсной комиссии по предоставлению из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время.

По результатам конкурса между Управлением культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска и Иркутской региональной общественной организации «Сибирская федерация Киокусинкай карате» заключен договор от 01.10.2018 №010-64-1102/8 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидии на возмещение затрат по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время.

Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 3.1.1.1 Договора являлось предоставление документов, подтверждающих направление собственных и (или) привлеченных средств (заемные и кредитные  средства, средства спонсоров и другие средства, полученные Получателем, за исключением средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в размере не менее 21 процента от общего объема расходов на реализацию мероприятий, возмещение которых осуществляется частично за счет субсидии.

В соответствии с пунктами 30-31 Положения Управление, уполномоченные органы муниципального финансового контроля города Иркутска осуществляют проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий; Управление осуществляет контроль за фактической реализацией проектов посредством проведения проверок получателей субсидий.

В силу пункта 33 Положения полученные субсидии подлежат возврату в бюджет города Иркутска в случаях выявления по фактам проверок, проведенных Управлением и уполномоченным органом муниципального финансового контроля города Иркутска нарушения получателем субсидии условий и целей, установленных при предоставлении субсидии (в полном объеме предоставленной субсидии).

Аналогичная норма также содержится в пункте 5.2. Договора, согласно которому полученная субсидия подлежит возврату в бюджет города Иркутска в случаях выявления по фактам проверок, проведенных Управлением и уполномоченным органом муниципального финансового контроля города Иркутска, нарушения получателем субсидии условий и целей, установленных при предоставлении субсидии (в полном объеме предоставленной субсидии). На основании приказа начальника управления финансового контроля администрации города Иркутска от 28.06.2019 №376-08-23/19 в Управлении проведено плановое контрольное мероприятие на тему: «Соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время» в 2018 году.

В силу абзаца первого статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу части 1 статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.

Как следует из материалов дела, ответчик не выполнил условия, предусмотренные пунктом 3.1.1.1 Договора. По результатам проведенного контрольного мероприятия установлено, что согласно Отчету о фактических расходах затраты Общественной организации на проведение проекта летнего оздоровительного лагеря «Байкал-Дзен» составили 1004700 руб., которые в полном объеме были возмещены за счет средств от реализации путевок - 1004700 руб., из чего следует, что необходимость в средствах субсидии на цели возмещения затрат, возникших в связи с реализацией проекта, у Ответчика отсутствовала.

В соответствии с пунктом 35 Положения в случае выявления фактов нарушения условий использования субсидии получатель субсидии должен вернуть субсидию в течение 10 календарных дней, на основании подпункта 4.3.8.2 Договора на Ответчика возложена обязанность по обеспечению возврата суммы субсидии в бюджет города Иркутска в сроки, установленные в требовании о возврате. Однако добровольный возврат денежных средств Ответчиком осуществлен не был.

Доказательств соблюдения условий предоставления субсидии по договору от 01.10.2018 №010-64-1102/8 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время, либо наличия объективных обстоятельств, не позволивших Общественной организации должным образом выполнить условия Договора ответчиком в материалы дела не представлено.

Доказательств возврата субсидии в установленный срок Общественной организацией также не представлено.

Суд признает необоснованным довод Ответчика о том, что им был реализован проект: Летний оздоровительный лагерь «Байкал-Дзен» в соответствии с пунктом 1.1 Договора, о чем был представлен отчет в Управление, поэтому проект соответствует показателям результативности, в силу следующего.

Управлением  не оспаривается тот факт, что Общественной организацией был реализован проект Летний оздоровительный лагерь «Байкал-Дзен». При этом в связи с тем, что расходы на реализацию указанного проекта были компенсированы Ответчиком самостоятельно за счет средств, полученных от реализации путевок в размере 1004700 руб., невозможно установить, куда были направлены средства субсидии в размере 369500 руб. 52 коп.

Довод Общественной организации о том, что информация о стоимости путевок является завышенной и недостоверной, а также о том, что первичные учетные документы (путевки) не соответствуют требованиям федерального законодательства о бухгалтерском учете, подлежит отклонению судом.

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В случае ведения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются организацией самостоятельно.

В случае ведения организацией бухгалтерского учета в соответствии с нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете», на норма которого активно ссылается Ответчик, сообщаем, что в силу пункта 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению в Федеральном казначействе (его территориальных органах) деятельности, выполняемой в рамках возбуждения дел об административных правонарушениях, выявляемых при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденными Казначейством России 25.04.2019, грубым нарушением признается отражение в регистрах бухгалтерского учета не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета.

В связи с нормами законодательства о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, либо вести учет самостоятельно (при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета), таким образом ответственность за оформление первичных учетных документов возлагается на организацию - экономического субъекта.

Кроме того, в силу подпункта 5 пункта 18 Положения предоставление претендентом на получение субсидии недостоверной информации является основанием для отказа претенденту на получения субсидии.

Ссылка Общественной организации на положения пункта 11 статьи 311 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отклоняется судом, как не относящаяся к настоящему делу.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг. При этом предоставление субсидий именно некоммерческим организациям регламентируется статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая подлежит непосредственному применению к сложившимся между Управлением и Ответчиком правоотношениям.

Предоставление субсидии для финансового обеспечения затрат направлено на то, чтобы обеспечить реализацию проекта, то есть реализация проекта является первичной целью, а не получение прибыли от реализации проекта за счет средств субсидии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование Управления культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политики и культуре администрации города Иркутска о взыскании с Иркутской региональной общественной организации «Сибирская федерация Киокусинкай карате» денежных средств предоставленной субсидии в размере 369500 руб. 52 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Ответчик в своем ходатайстве просил учесть при взыскании государственной пошлины, что является некоммерческой общественной организацией.

Суд рассмотрел ходатайство ответчика и в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным снизить расходы по оплате государственной пошлины до 1000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с  ИРКУТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СИБИРСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КИОКУСИНКАЙ КАРАТЕ»  в пользу УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА 369500 руб. 52коп., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.

На решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                Д.А. Филатов