ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-27491/18 от 14.03.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

___________________________________________________________________________________

Гагарина б-р, д. 70, Иркутск, 664025, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: Дзержинского ул., д. 36А, 664011, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                        Дело  №А19-27491/2018

19.03.2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  14.03.2019   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   19.03.2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновой А.Я., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Иркутск)

к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>), Комитету по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска

о признании незаконным решения от 24.08.2018 № 805-70-4463/18,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2 (представитель по доверенности, паспорт),

от ответчика - не явились,

от соответчика - не явились

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА в лице Комитета по управлению Свердловским округом о признании незаконными решения от 24.08.2018 № 805-70-4463/18 об отказе в переводе  нежилого помещения  общей площадью 43,5 кв.м.  в жилое, обязании  устранить допущенные нарушения.

Определением суда от 29 января 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска (далее –Комитет).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным  в заявлении, полагает, что основание отказа в переводе нежилого помещения в жилое, указанное Комитетом в письме от 24.08.2018 № 805-70-4463/18, Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.

Администрации, Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Согласно ранее представленному Комитетом отзыву от 19.02.2019 № 076-74-101/19 отказ в согласовании перевода нежилого помещения в жилое основан на том, что заявителем не было внесено изменений в выписку ЕГРП по причине разделения нежилых помещений с целью перевода нежилого помещения в жилое помещение (изолированное и соответствующее требованиям действующего законодательства), в удовлетворении требований заявителя просили отказать.

Дело рассмотрено по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 307380834000013. Согласно выписке из ЕГРИП от 29.10.2018 № ИЭ9965-18-2574604 в качестве основного вида деятельности указана деятельность с кодом 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; в качестве дополнительного вида деятельности указана деятельность с кодом 68.20.1 Аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 125,50 кв.м., расположенное на 1-2 этажах 9-этажного панельного жилого дома по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 30.06.2005.

11.07.2018 через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о переводе нежилого помещения общей площадью 43,5 кв.м., находящегося по адресу: <...> (2 этаж) в жилое помещение с переустройством и перепланировкой помещения для использования его под квартиру с приложением, в том числе, копии технического паспорта, проектной документации переустройства и перепланировки нежилого помещения с переводом в жилое.

В ответ на данное заявление Комитет решением, оформленным письмом от 24.08.2018 № 805-70-4463/18, руководствуясь пп. 3 п. 38 главы 12 раздела П Административного регламента, отказал заявителю в переводе нежилого помещение в жилое, поскольку, в соответствии с п. 98 Административного регламента должностными лицами аппарата администрации города Иркутска подготовлены замечания, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, заключающиеся в том, что согласно представленного заявления предполагается перевод нежилого помещения площадью 43,5 кв.м., тогда как согласно выписке из ЕГРП от 03.08.2018 общая площадь помещения составляет 125,5 кв.м.

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, доводы заявителя,  суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (часть 1).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган указанных документов (часть 4).

Согласно части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 24 ЖК РФ). Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (ч. 3 ст. 24 ЖК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рассматриваемом случае предприниматель обратился с заявлением о переводе части нежилого помещения в жилое в надлежащий полномочный орган, в надлежащем порядке, представив полный пакет документов, предусмотренных частью 2 статьи 23 ЖК РФ.

Согласно оспариваемому решению Комитета, оформленного письмом от 24.08.2018 № 805-70-4463/18, основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги по переводу нежилого помещения в жилое указано несоблюдение условий перевода помещения, предусмотренных пунктами 39-43 главы 12 раздела II Административного регламента (пп. 3 п. 38 главы 12 раздела П Административного регламента).

Постановлением администрации г. Иркутска от 13.04.2012 № 031-06-719/12 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение"

Согласно пунктам 25, 26 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел.

Результатом предоставления муниципальной услуги, в соответствии с п. 28 административного регламента, является:

1) выдача (направление) заявителю (представителю заявителя) мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги;

2) выдача (направление) заявителю (представителю заявителя) уведомления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение;

3) выдача (направление) заявителю (представителю заявителя) акта приемочной комиссии или письма об отказе в подписании акта приемочной комиссии.

Правовыми основаниями для предоставления муниципальной услуги являются: 1) ст.ст. 22 - 24 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". (п. 31 Административного регламента).

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, несоблюдение условий перевода помещения, предусмотренных пунктами 39 - 43 главы 12 раздела II настоящего административного регламента (пп. 3 п. 38 Административного регламента).

Согласно п. 43 Административного регламента перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если: 1) такое помещение не отвечает установленным законодательством Российской Федерации требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным законодательством Российской Федерации требованиям; 2) право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Отказ в переводе помещения подписывается заместителем мэра – председателем комитета по управлению округом администрации города Иркутска (п. 93 Административного регламента).

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В частях 2 и 3 статьи 15 ЖК РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На момент подачи заявителем соответствующего заявления требования, которым должно отвечать жилое помещение, были установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

            Вместе с тем, суд приходит к выводу, что Комитетом не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорное помещение не отвечает установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также доказательства того, что право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Довод Комитета о том, что предполагается перевод нежилого помещения площадью 43,5 кв.м., тогда как согласно выписке из ЕГРП от 03.08.2018 общая площадь помещения составляет 125,5 кв.м., при этом заявителем не было предоставлено доказательств о разделе нежилого помещения на два помещения, суд находит несостоятельным, поскольку действующим законодательством не предусмотрен запрет перевода части нежилого помещения в жилое.

Такой запрет установлен только в отношении части жилого помещения переводимого в нежилое (ч. 2 ст. 22 ЖК РФ, пп. 2 п. 40 Административного регламента), что к рассматриваемым отношениям не применимо.

В данном случае с учетом действующего законодательства при переводе части нежилого помещения в жилое, необходимым условием является соответствие такого помещения установленным требованиям или наличие возможности обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям.

Как указано выше, требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены разделом П Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Как пояснено, представителем заявителя, нежилое помещение было создано в результате перевода двух жилых квартир в нежилые помещения, и соединения помещений в одно нежилое помещение. Указанное, подтверждается решением Свердловского районного суда Иркутской области от 18.04.2005г. Право собственности на единое нежилое помещение площадью 125,50 кв.м. оформлено 30.06.2005 (свидетельство 38-АГ № 094254 от 30.06.2005г.).

Согласно представленной проектной документации, в целях обеспечения переводимого нежилого помещения площадью 43,5 кв.м., расположенного на 2 этаже, в жилое, установленным требованиям, предусмотрено, в том числе закладку проема и перекрытие первого этажа (соединяющего помещения между собой), иные проектные решения переводимого помещения.

Доказательств того, что у предпринимателя в рассматриваемом случае отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, Комитетом суду не представлено.

Также суд отмечает, что в рассматриваемом случае у предпринимателя отсутствует возможность раздела нежилого помещения общей площадью 125,5 кв.м. на два нежилых помещения, поскольку нежилое помещение, находящееся на втором этаже не имеет самостоятельного выхода без использования помещения первого этажа. Такое разделение нежилого помещения на два нежилых  не соответствует требованиям, предъявляемым к нежилым помещениям, об обеспечении доступа без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.

При этом как следует из действующего законодательства, а также Административного регламента, переустройство помещения второго этажа, планируемое для перевода в жилое площадью 43.5 кв.м., возможно только при наличии разрешения о переводе с одновременным проведением работ по переустройству согласно проекту (п. 105, глава 26 Административного регламента).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Комитета от 24.08.2018 № 805-70-4463/18 не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования предпринимателя подлежащими удовлетворению.

В части требований заявителя о необходимости возложения обязанности принять решение о переводе нежилого помещения общей площадью 43,5 кв.м., расположенное на 2-м этаже жилого дома, по адресу: ул. Лермонтова, 61, г. Иркутск, в жилое в месячный срок со дня принятия решения по делу, суд, учитывая, что по смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, отмечает, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление деятельности Комитета в соответствующей административной процедуре, предусмотренной, в данном случае, главой 24 Административного регламента, в связи с чем в соответствии с положениями ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд считает достаточным обязать Комитет по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с Комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300  руб.

Излишне уплаченная ИП ФИО1 по платежному поручению № 392 от 31.10.2018 государственная пошлина в размере 2700 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска от 24.08.2018 № 805-70-4463/18 об отказе в переводе нежилого помещения общей площадью 43,5 кв.м, в жилое, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.

Обязать Комитет по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по государственной пошлине в размере 300 руб. 00 коп.

Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченную по платежному поручению № 392 от 31.10.2018  государственную пошлину в размере 2 700 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                             Г.В. Ананьина