ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-27545/18 от 16.01.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

г. Иркутск

«22» января 2019 года Дело №А19-27545/2018

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен 22 января 2019 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шнитовой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабалиной С.М.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по заявлению Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ИНН <***>/ОГРН <***>, адрес регистрации: 109240, <...>) о признании открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие» (далее – ОАО «НПФ «Благоденствие», ИНН <***>/ОГРН <***>, адрес регистрации: 664011, <...>) несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании 09.01.2019:

представителя Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» - ФИО1, доверенность, паспорт; ФИО2 доверенность, паспорт,

представителя участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие»: ФИО3, протокол собрания участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» от 30.11.2018.

кредитора (второй заявитель по делу) - ФИО4, паспорт

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании 09.01.2019 объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 16.01.2019. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии:

представителя Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» - ФИО1, доверенность, паспорт; ФИО2 доверенность, паспорт,

представителя участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие»: ФИО3, протокол собрания участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» от 30.11.2018.

кредитора (второй заявитель по делу) - ФИО4, паспорт

установил:

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.12.2015 по делу № А19-18889/2015 в отношении ОАО «НПФ «Благоденствие» введена процедура принудительной ликвидации. Ликвидатором ОАО «НПФ «Благоденствие» назначена Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Ликвидатор - Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» обратилсяь с заявлением о признании ОАО «НПФ «Благоденствие» несостоятельным (банкротом); открытии в отношении ОАО «НПФ «Благоденствие» процедуры конкурсного производства сроком на три года; возложении обязанности конкурсного управляющего ОАО «НПФ «Благоденствие» на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

Кроме того, Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» просила установить, что:

- комитет кредиторов, образованный в ходе процедуры принудительной ликвидации ОАО «НПФ «Благоденствие», продолжает осуществлять свои полномочия;

- требования кредиторов, включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие», считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены в соответствии с Законом о банкротстве, и включены в реестр требований кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие»;

Также, ликвидатор в поданном заявлении просил считать исполненными и подлежащими учету в деле о несостоятельности (банкротстве) следующие мероприятия и обязанности конкурсного управляющего ОАО «НПФ «Благоденствие»:

- проведение первого собрания кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие», образование комитета кредиторов с определением регламента работы комитета кредиторов;

- инвентаризация имущества ОАО «НПФ «Благоденствие», и опубликование информации о ее результатах;

- проведение оценки для определения рыночной стоимости активов, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и собственное имущество – ОАО «НПФ «Благоденствие», в том числе с привлечением независимых оценщиков;

- уведомление вкладчиков и участников ОАО «НПФ «Благоденствие» в соответствии подп. 1 п. 6 ст. 186.4 Закона о банкротстве;

- проведение работ по закрытию счетов ОАО «НПФ «Благоденствие», ранее открытых в кредитных организациях, и открытие в Агентстве специальных счетов для учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 15.11.2018 заявление ликвидатора - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» о признании ОАО «НПФ «Благоденствие» несостоятельным (банкротом) принято, возбуждено производство по делу по заявлению ликвидатора о признании ОАО «НПФ «Благоденствие» несостоятельным (банкротом).

Кредитор ФИО4 06.12.2018, то есть после поступления заявления ликвидатора, обратился с заявлением о признании ОАО «НПФ «Благоденствие» несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.12.2018 заявление кредитора ФИО4 принято к производству как заявление о вступлении в дело № А19-27545/2018 о несостоятельности (банкротстве) ОАО «НПФ «Благоденствие».

В судебном заседании рассматривается обоснованность поданного Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» заявления.

Представители Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» поданное заявление поддержали в полном объеме, представили сведения об имуществе ОАО «НПФ «Благоденствие», составляющем средства пенсионных накоплений, средства пенсионных резервов и конкурсную массу, в том числе в ходе инвентаризации и оценки на 25.12.2018; сведения об активах ОАО «НПФ «Благоденствие» на 01.12.2018; информацию о ходе работы по установлению требований кредиторов и введению реестра кредиторов по состоянию на 25.12.2018.

Из пояснений представителя ликвидатора следует, что порядок перехода из процедуры принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда в процедуру конкурсного производства законодательством Российской Федерации не урегулирован, в связи с чем, ликвидатор просит применить аналогию закона, а именно применить положения статей 189.103 и 189.104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, относящихся к урегулированию особенностей конкурсного производства кредитной организации, в отношении которой, осуществлялась принудительная ликвидация. Согласно доводам ликвидатора применение данной аналогии закона приведет к экономии средств конкурсной массы должника, сокращению сроков конкурсного производства и исключит дублирование предусмотренных законом о банкротстве мероприятий, которые уже осуществлены в процедуре принудительной ликвидации фонда.

Представитель участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» поддержал ранее изложенную позицию, полагал, что для определения признаков несостоятельности (банкротства) в отношении ОАО «НПФ «Благоденствие» необходимо учитывать и суммировать все виды имущества ОАО «НПФ «Благоденствие», а именно пенсионные накопления, пенсионные резервы и конкурсную массу. В судебном заседании после перерыва 16.01.2019 представителем участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» представлены дополнительные письменные объяснения, в которых также указано на необходимость использования профицита пенсионных накоплений путем его направления в конкурсную массу по аналогии закона на основании пункта 3 статьи 186.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, регулирующего распределение средств пенсионных резервов, оставшихся после удовлетворения требований.

Кроме того, представителем участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» в судебном заседании 16.01.2019 отмечено, что ОАО «НПФ «Благоденствие» удовлетворена значительная часть требований за счет средств пенсионных накоплений, в связи с чем, существенно поменялся состав кредиторов и распределение голосов. По мнению представителя участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» выбранный ранее комитет кредиторов из представителей Банка России в настоящее время утратил интерес к процедуре банкротства ОАО «НПФ «Благоденствие» в связи с погашением требований. В связи с чем, признание выполненными мероприятий по формированию комитета кредиторов и проведению первого собрания кредиторов нарушает права оставшихся кредиторов. В отношении требования о признании установленным реестра требований кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие» представитель участников (акционеров) полагает, что реестр необходимо составить за вычетом уже погашенных требований кредиторов.

Кредитор ФИО4 также полагал необходимым применить аналогию закона и направить пенсионные накопления на погашение требований кредиторов. При этом указал, что при возможности направления пенсионных накоплений на погашения требований кредиторов признаки банкротства у ОАО «НПФ «Благоденствие» отсутствуют, следовательно, в удовлетворении заявления ликвидатора следует отказать.

От Пенсионного фонда РФ поступили пояснения к заявлению ликвидатора о банкротстве ОАО «НПФ «Благоденствие», согласно которым ПФР поддерживает заявление ликвидатора о признании ОАО «НПФ «Благоденствие» несостоятельным (банкротом).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

Особенности банкротства финансовых организаций определены параграфом 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 для целей настоящего Закона под финансовыми организациями понимаются, в том числе, негосударственные пенсионные фонды.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Согласно пункту 1 статьи 183.19 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом наряду с лицами, указанными в статье 7 настоящего Федерального закона, обладают временная администрация и контрольный орган.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «НПФ «Благоденствие» зарегистрировано в качестве юридического лица, 29.08.2014 ОГРН <***>, имело лицензию от 12.10.2004 №201/2 на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Приказом Банка России от 19.11.2015 №ОД-3244 аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданная ОАО «НПФ «Благоденствие».

Также приказом Банка России от 19.11.2015 №ОД-3245 с 19.11.2015 назначена временная администрация по управлению ОАО «НПФ «Благоденствие».

Кроме того, принятие решения об аннулировании лицензии общества на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию явилось основанием для обращения Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России) в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительной ликвидации ОАО «НПФ «Благоденствие».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.12.2015 по делу № А19-18889/2015 в отношении ОАО «НПФ «Благоденствие» введена процедура принудительной ликвидации. Ликвидатором ОАО «НПФ «Благоденствие» назначена Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Из положений пункта 2 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» следует, что со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для случая признания фонда несостоятельным (банкротом).

Принудительная ликвидация фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда деятельность временной администрации прекращается, ликвидатор фонда приступает к осуществлению своих полномочий и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации фонда.

В силу пункта 12 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае недостаточности денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, либо имущества фонда, ликвидатор фонда по согласованию с Банком России в письменной форме направляет в арбитражный суд заявление о признании фонда несостоятельным (банкротом).

На основании изложенного, Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», являясь ликвидатором ОАО «НПФ «Благоденствие», наделена полномочиями для обращения с заявлением о признании фонда несостоятельным (банкротом).

Из материалов дела следует, что обращение с заявлением о признании ОАО «НПФ «Благоденствие» несостоятельным (банкротом) согласовано с Банком России, что подтверждается представленным в материалы дела письмом № Т6-29/34116 от 04.10.2018.

Из заявления ликвидатора и представленных в материалы дела документов следует, что во исполнение положений пункта 12 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» ликвидатором осуществлены процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных законом о негосударственных пенсионных фондах.

Так, согласно представленным в материалы дела документам, ликвидатором проведены следующие мероприятия: уведомление вкладчиков и участников фонда о принятии арбитражным судом решения о введении процедуры принудительной ликвидации фонда; получены от временной администрации документы по управлению фондом (бухгалтерская и иная документация, материальные и иные ценности, печати и штампы); проведена инвентаризация имущества, сведения о проведенной инвентаризации опубликованы в установленном законом порядке; проведена оценка рыночной стоимости активов фонда, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и собственное имущество фонда; обеспечена сохранность принятого фондом имущества; заключен договор на проведение работ по научно-технической обработке документов в целях дальнейшей передачи их в архивные организации; проведено закрытие счетов, открытых в кредитных организациях, а также открыты специальные счета для обособленного учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы; работники уведомлены о предстоящем увольнении; проведено первое собрание кредиторов, на котором избраны члены комитета кредиторов, определен регламент работы комитета кредиторов; проведена работа по взысканию дебиторской задолженности; опубликованы сведения о введении процедуры принудительной ликвидации в газете «Коммерсант» № 240 от 26.12.2015 и ЕФРСБ от 21.12.2015; сформирован реестр требований кредиторов.

Выполнение ликвидатором мероприятий, указанных выше, подтверждено представленными в материалы дела документами и сторонами по делу не оспаривается.

Согласно доводам ликвидатора в результате проведенных мероприятий установлено, что стоимость имущества фонда недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов в полном объеме.

Как пояснил ликвидатор, пенсионных накоплений фонда достаточно для удовлетворения соответствующих требований кредиторов фонда, также ликвидатором выявлены обстоятельства, предварительно свидетельствующие о достаточности имущества фонда в составе собственных средств, для удовлетворения требований кредиторов за счет средств конкурсной массы.

Между тем, ликвидатором установлена недостаточность средств, составляющих пенсионные резервы. При этом недостаточность средств, составляющих пенсионные резервы, превышает предполагаемый остаток имущества фонда после удовлетворения требований кредиторов.

На основании изложенного ликвидатор полагает, что имущества фонда недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов.

Как указывалось выше представителем участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» и кредитором (второй заявитель по делу) ФИО4 заявлены возражения в части наличия у ОАО «НПФ «Благоденствие» признаков недостаточности имущества.

В обоснование представленных возражений указано, что при определении признаков недостаточности у ОАО «НПФ «Благоденствие» имущества необходимо суммарно оценить стоимость всего имущества фонда, а именно пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы и общий размер обязательств, подлежащих исполнению за счет средств пенсионных накоплений, средств пенсионных резервов и конкурсной массы.

Также, в представленных возражениях указано на необходимость использования профицита пенсионных накоплений в размере 350 859 тыс. руб. путем его направления в конкурсную массу по аналогии закона на основании пункта 3 статьи 186.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, регулирующего распределение средств пенсионных резервов, оставшихся после удовлетворения требований.

Арбитражный суд, проанализировав данные доводы, пришел к следующему.

В силу статьи 16 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» имущество фонда подразделяется на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления.

Средства пенсионных накоплений формируются за счет переданных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, а также дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд; средств фонда, находящихся в доверительном управлении управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом; средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва, на выплату накопительной пенсии, на осуществление срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам; средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке; средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды; иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда; средств гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

В силу пункта 4.1 статьи 18 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в состав пенсионных накоплений входят средства выплатного резерва, формируемого фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.

Из материалов дела установлено и сторонами по делу не оспаривается, что на дату введения процедуры принудительной ликвидации (17.12.2015) балансовая стоимость активов фонда, составляющих средства пенсионных накоплений, составляла 2 250 947 тыс. руб., в том числе: 2 048 430 тыс. руб. - финансовые вложения: 1 255 659 тыс. руб. - вложения в ценные бумаги, обращающиеся на организованных торгах, 698 121 тыс. руб. - вложения в низколиквидные ценные бумаги; 94 650 тыс. руб. – депозиты; 177 851 тыс. руб. - дебиторская задолженность, в том числе средства на брокерских счетах; 24 666 тыс. руб. - денежные средства на расчетных счетах.

В соответствии с требованиями законодательства инвестирование фондом средств пенсионных накоплений осуществлялось путем их передачи в доверительное управление.

В целях определения рыночной стоимости пенсионных накоплений ликвидатором проведена оценка имущества. По результатам проведенной оценки выявлены факты обесценивания активов, а именно ипотечные сертификаты участия «Межрегиональная ипотека» под управлением АО «Эмпайр Траст» (количество 141801) с 317 268 тыс. руб. до 37 294 тыс. руб.; ипотечные сертификаты участия «Высокий стандарт» под управлением АО УК «ФУНДАМЕНТ» (количество 99010) с 100 010 тыс. руб. до 25 991 тыс. руб.; ипотечные сертификаты участия «Промышленная недвижимость» под управлением АО «УК «Рацио-капитал» (количество 1484) с 80 433 тыс. руб. до 58 141 тыс. руб.

Факты существенного снижения стоимости имущества путем формирования резервов под обесценивание финансовых вложений средств, составляющих пенсионные накопления, отражены ликвидатором в бухгалтерском балансе в размере 376 285 тыс. руб.

Ликвидатором проведена работа по закрытию расчетных счетов фонда, открытых ранее в кредитных организациях, возврату имущества фонда из доверительного управления, реализации имущества фонда, в результате которой на специальный счет фонда, предназначенный для учета средств пенсионных накоплений, поступили денежные средства в размере 2 351 556 тыс. руб.

За счет указанных средств проведены расчеты с Банком России в размере 1 696 096 тыс. руб., что составляет 100% от суммы его установленных требований.

Исходя из изложенного, на отчетную дату балансовая стоимость имущества фонда, составляющего средства пенсионных накоплений, с учетом проведенных расчетов с кредиторами, созданных резервов под обесценение финансовых вложений, реализации имущества и поступивших в ходе принудительной ликвидации доходов от финансовых вложений, составляет 777 384 тыс. руб., в том числе остаток денежных средств на счете - 655 460 тыс. руб.

По состоянию на 01.08.2018 размер неудовлетворенных требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, составляет 430 231 тыс. руб. таким образом, ликвидатором выявлены обстоятельства, предварительно свидетельствующие о достаточности средств пенсионных накоплений фонда для удовлетворения соответствующих требований кредиторов фонда.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных резервов; целевых поступлений; иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда.

При анализе состава пенсионных резервов ликвидатором установлено, что на дату введения принудительной ликвидации (17.12.2015) балансовая стоимость имущества фонда в составе средств пенсионных резервов составляла 1 227 026 тыс. руб., в том числе: 1 127 386 тыс. руб. - финансовые вложения, в том числе: 309 462 тыс. руб. - вложения в ценные бумаги, обращающиеся на организованных торгах, 737 924 тыс. руб. - вложения в низколиквидные ценные бумаги, включая облигации, по которым допущен дефолт по выплате купонного дохода, 80 000 тыс. руб. – депозит, 51 096 тыс. руб. - основные средства (в том числе 11 нежилых помещений и 1 земельный участок) без учета начисленной амортизации; 34 548 тыс. руб. - денежные средства на расчетных счетах, 13 996 тыс. руб. - дебиторская задолженность.

По итогам проведенной ликвидатором инвентаризации выявлена недостача имущества в размере 91 тыс. руб., часть которой в размере 29 тыс. руб. возвращена в результате проведенной ликвидатором работы; в отношении дебиторской задолженности в размере 48 тыс. руб. в настоящее время ведется работа по взысканию в рамках исполнительного производства. Часть задолженности в размере 15 тыс. руб. подлежит списанию по согласованию с комитетом кредиторов фонда в связи с невозможностью взыскания.

Размещение фондом средств пенсионных резервов осуществлялось путем передачи в доверительное управление.

В целях определения рыночной стоимости имущества ликвидатором проведена оценка имущества в составе средств пенсионных резервов.

По результатам оценки выявлены факты обесценения активов, а именно балансовая стоимость пенсионных резервов на дату введения процедуры ликвидации составляла 748 034 тыс. руб., по результатам проведенной оценки установлено, что балансовая стоимость составляет 199 269 тыс. руб.

Ликвидатор отразил в бухгалтерском учете фонда факты существенного снижения стоимости имущества путем формирования резервов по сомнительным долгам, под обеспечение финансовых вложений, учел резерв по сомнительным долгам, созданный фондом до аннулирования лицензии на осуществление деятельности, а также начисленную амортизацию по основным средствам, произвел переоценку имущества, составляющего иные резервы, в размере 577 154 тыс. руб.

Ликвидатором проведена работа по закрытию расчетных счетов фонда, открытых в кредитных организациях, возврату имущества фонда из доверительного управления, дебиторской задолженности и реализации имущества фонда, в результате которой на специальный счет фонда, предназначенный для учета средств пенсионных резервов, поступили денежные средства в размере 276 032 тыс. руб.

По состоянию на отчетную дату ликвидатором проводятся расчеты с кредиторами второй очереди реестра требований кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов фонда, в размере 95,22% от суммы установленных требований. По состоянию на отчетную дату на расчеты с данными кредиторами направлено 195 028 тыс. руб.

По состоянию на 01.08.2018 размер неудовлетворенных требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, составил 807 038 тыс. руб.

Балансовая стоимость активов фонда, составляющих средства пенсионных резервов, с учетом проведенных ликвидатором мероприятий составила 460 099 тыс. руб., в том числе остаток денежных средств на счете в агентстве – 81 024 тыс. руб.

Таким образом, ликвидатором выявлены обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности средств пенсионных резервов фонда для удовлетворения соответствующих требований кредиторов фонда в размере 346 939 тыс. руб.

В отношении собственных средств фонда и объеме обязательств, подлежащих удовлетворению за счет конкурсной массы ликвидатором указано, что на дату введения процедуры принудительной ликвидации (17.12.2015) по данным бухгалтерского учета активы фонда, составляющие конкурсную массу, составили 156 627 тыс. руб., в том числе: 130 807 тыс. руб. - финансовые вложения; 61 741 тыс. руб. - вложения в ценные бумаги, обращающиеся на организованных торгах; 68 754 тыс. руб. - вложения в низколиквидные ценные бумаги; 15 131 тыс. руб. - денежные средства на расчетных счетах; 6 321 тыс. руб. - основные средства (мебель и оборудование) без учета начисленной амортизации; 4 074 тыс. руб. - дебиторская задолженность; 290 тыс. руб. - нематериальные активы; 4 тыс. руб. - материальные запасы. На забалансовых счетах фонда учтены материальные ценности на сумму 2 628 тыс. руб.

Ликвидатором фонда установлена недостача имущества в размере 1 784 тыс. руб. - сформированная, главным образом, за счет дебиторской задолженности контрагентов по хозяйственным договорам, не подтвержденной документально, а также отсутствия основных средств, материальных запасов и материальных ценностей, учитываемых на забалансовых счетах бухгалтерского учета фонда. По итогам проведенной ликвидатором работы осуществлен возврат дебиторской задолженности в размере 512 тыс. руб. Часть дебиторской задолженности в размере 53 тыс. руб. списана ликвидатором с балансовых счетов бухгалтерского учета на основании закрывающих документов, а также по согласованию с комитетом кредиторов.

В отношении иной выявленной по итогам инвентаризации имущества недостачи ликвидатором продолжается работа по установлению местонахождения недостающего имущества, получению документов, подтверждающих выполнение работ.

Ликвидатором проведена оценка имущества, составляющего конкурсную массу. По результатам проведенной оценки балансовая стоимость имущества в размере 71 033 тыс. руб. снизилась до 4 047 тыс. руб. Соответствующие изменения отражены в бухгалтерской документации фонда.

Размер требований кредиторов, установленных в реестре требований кредиторов фонда, и подлежащих удовлетворению за счет конкурсной массы составил 570 тыс. руб.

Согласно смете текущих расходов (затрат) на проведение мероприятий ликвидации фонда на 3-ий квартал 2018 сумма текущих платежей на отчетную дату составляет 3 607 тыс. руб.

По состоянию на отчетную дату балансовая стоимость имущества, составляющего конкурсную массу фонда, с учетом осуществленных текущих расходов в размере 32 510 тыс. руб., поступивших денежных средств по итогам проведенных ликвидатором мероприятий по возврату имущества фонда, переоценки основных средств и начисленной амортизации, созданных резервов под обесценение финансовых вложений, составляет 56 753 тыс. руб., в том числе остаток денежных средств на счете в агентстве – 50 976 тыс. руб.

Таким образом, ликвидатором выявлены обстоятельства, предварительно свидетельствующие о достаточности имущества в составе собственных средств фонда для удовлетворения требований кредиторов фонда за счет средств конкурсной массы, при этом, в случае удовлетворения указанных требований кредиторов и осуществления расходов на проведение мероприятий ликвидации фонда, остаток имущества составит 55 204 тыс. руб.

Однако, ликвидатор, принимая во внимание недостаточность средств, составляющих пенсионные резервы в размере 346 939 тыс. руб., превышение собственных средств в размере 55 204 тыс. руб., установил обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности имущества фонда для удовлетворения требований всех кредиторов фонда в размере 291 735 тыс. руб.

Ликвидатором дополнительно представлены сведения об имуществе ОАО «НПФ «Благоденствие» составляющем средства пенсионных накоплений, средства пенсионных резервов и конкурсную массу по состоянию на 25.12.2018.

Из данных сведений следует, что совокупная стоимость пенсионных накоплений составляет 350 859 тыс. руб., средств пенсионных резервов – 407 764 тыс. руб., конкурсной массы – 60 715 тыс. руб.

При этом, размер установленных требований, подлежащих погашению из средств пенсионных накоплений, составил 2 126 069 тыс. руб., из средств пенсионных резервов 1 002 070 тыс. руб., из средств конкурсной массы – 570 тыс. руб.

Как указывалось выше, ликвидатором произведены мероприятия по погашению требований кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие», в результате проведенных мероприятий требования, подлежащие погашению из средств пенсионных накоплений, погашены в полном объеме, в размере 2 126 069 тыс. руб.

Таким образом, профицит пенсионных накоплений составил 350 859 тыс. руб.

Требования, подлежащие погашению за счет средств пенсионных резервов, погашены в размере 281 920 тыс. руб., размер неудовлетворенных требований составил 720 150 тыс. руб., при этом размер пенсионных резервов составил 407 764 тыс. руб.

Дефицит пенсионных резервов составил 312 386 тыс. руб.

Требования, подлежащие удовлетворению за счет средств конкурсной массы, не погашены в размере 570 тыс. руб., размер обязательств по текущим платежам составил 6 907 тыс. руб., при этом конкурсная масса сформирована в размере 60 715 тыс. руб.

Профицит конкурсной массы составил 53 238 тыс. руб.

Оценив доводы представителя участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие», ФИО4 о том, что для определения признаков недостаточности имущества в отношении ОАО «НПФ «Благоденствие» необходимо учитывать и суммировать все виды имущества ОАО «НПФ «Благоденствие», а именно пенсионные накопления, пенсионные резервы и конкурсную массу, арбитражный суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Банк России в течение 15 рабочих дней после дня принятия решения об аннулировании лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации фонда.

Как указано выше, приказом Банка России от 19.11.2015 №ОД-3244 аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданная ОАО «НПФ «Благоденствие».

Принятие решения об аннулировании лицензии общества на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию явилось основанием для обращения Банка России в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительной ликвидации ОАО «НПФ «Благоденствие».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.12.2015 по делу № А19-18889/2015 в отношении ОАО «НПФ «Благоденствие» введена процедура принудительной ликвидации. Ликвидатором ОАО «НПФ «Благоденствие» назначена Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Согласно пункту 3.3 статьи 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в соответствии с решением арбитражного суда принудительная ликвидация фонда осуществляется в порядке, установленном статьей 33.2 названного Закона.

В пункте 2 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» указано, что принудительная ликвидация фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Согласно пункту 12 названной статьи в случае недостаточности денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, либо имущества фонда, ликвидатор фонда по согласованию с Центральным банком в письменной форме направляет в арбитражный суд заявление о признании фонда несостоятельным (банкротом).

Выше уже указывалось, что обращение ликвидатора с заявлением о признании ОАО «НПФ «Благоденствие» несостоятельным (банкротом) согласовано с Банком России.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Согласно статье 183.16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:

- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;

- не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;

- стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;

- платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Заявление о признании финансовой организации банкротом принимается арбитражным судом при наличии хотя бы одного из признаков банкротства финансовой организации, указанных выше.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда наступают последствия, предусмотренные Законом о несостоятельности (банкротстве) для случая признания фонда несостоятельным (банкротом).

Одним из последствий открытия конкурсного производства, установленных статьей 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, является наступления срока исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника.

Учитывая, что размер неисполненных ОАО «НПФ «Благоденствие» обязательств перед кредиторами составляет не менее чем сто тысяч рублей, срок исполнения обязательств считается наступившим и не исполнен фондом, арбитражный суд полагает, что у фонда имеются признаки, предусмотренные статьей 183.16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.

Довод представителя участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» о применении аналогии закона и направлении оставшихся после удовлетворения требований кредиторов пенсионных накопления в конкурсную массу в данном случае относится к порядку распределения денежных средств и может быть разрешен судом при наличии соответствующих разногласий.

В настоящее время вопрос относительного правового статуса денежных средств, составляющих пенсионные накопления, в случае их профицита, законодательством не урегулирован.

В письме № 06-14/5/9417 от 28.11.2018 Банк России указал, что профицит денежных средств, составляющих пенсионные накопления, необходимо оставить на счетах агентства, открытых в соответствии с положениями пунктов 6 и 8 статьи 187.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, до момента урегулирования вопроса, об использовании образовавшегося профицита на законодательном уровне.

Также, при рассмотрении вопроса о возможности признания ОАО «НПФ «Благоденствие» несостоятельным (банкротом) арбитражным судом учтено, что согласно пункту 1 статьи 53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» решение о признании должника - юридического лица банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства принимается судом в случае установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 указанного Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

В ситуации, когда принято решение о ликвидации, состоялось назначение ликвидатора, не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией обычной деятельности, характерной для нормального гражданского оборота.

Применение реабилитирующих процедур с целью восстановления платёжеспособности должника и сохранение юридического лица в данном случае не представляется возможным.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для случая признания фонда несостоятельным (банкротом).

Принудительная ликвидация фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании изложенного арбитражный суд полагает возможным признать несостоятельным (банкротом) ОАО «НПФ «Благоденствие», открыть в отношении ОАО «НПФ «Благоденствие» конкурсное производство.

Из материалов дела установлено и сторонами по делу не оспаривается, что в рамках процедуры принудительной ликвидации Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» проведены следующие мероприятия:

- проведено первое собрание кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие», образован комитет кредиторов с определением регламента работы комитета кредиторов (ст.ст. 12-18 Закона о банкротстве);

- проведена инвентаризация имущества ОАО «НПФ «Благоденствие», и опубликована информация о ее результатах (абз. 2 и 3 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве);

- проведена оценка для определения рыночной стоимости активов, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и собственное имущество – ОАО «НПФ «Благоденствие», в том числе с привлечением независимых оценщиков (абз. 4 п. 2 ст. 129, подп. 4 п. 6 ст. 186.4 Закона о банкротстве);

- уведомлены вкладчики и участники ОАО «НПФ «Благоденствие» в соответствии подп. 1 п. 6 ст. 186.4 Закона о банкротстве;

- проведены работы по закрытию счетов ОАО «НПФ «Благоденствие», ранее открытых в кредитных организациях (ст. 133 Закона о банкротстве), и открытию в Агентстве специальных счетов для учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы (п. 1 ст. 186.6, п. 6 и п. 8 ст. 187.7 Закона о банкротстве).

Порядок перехода из процедуры принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда в процедуру конкурсного производства законодательством Российской Федерации не урегулирован.

Согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 данного кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 для целей данного федерального закона под финансовыми организациями понимаются, в том числе негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации.

При этом, статья 23.2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что ликвидатор кредитной организации в процессе ликвидации кредитной организации имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные данным федеральным законом, а в не урегулированной им части - параграфом 4.1 главы IX Закона о банкротстве для конкурсного управляющего кредитной организации.

В свою очередь согласно статье 23.3 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Закона о банкротстве для случая признания кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Принимая во внимание указанное, положения статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» дублируют данные нормы в рамках принудительной ликвидации негосударственных пенсионных фондов.

Таким образом, правоотношения связанные с процедурой принудительной ликвидации кредитных организаций схожи с правоотношениями, вытекающими из существа процедуры принудительной ликвидации негосударственных пенсионных фондов.

Положениями статей 189.103 и 189.104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 урегулированы особенности конкурсного производства кредитной организации, в отношении которой осуществлялась принудительная ликвидации, а также особенности установления размера и удовлетворения требований кредиторов такой кредитной организации.

Согласно пунктам 3, 4 ст.189.103 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 конкурсный управляющий вправе не исполнять обязанности конкурсного управляющего, в случае, если они были исполнены в ходе принудительной ликвидации кредитной организации; собрание кредиторов или комитет кредиторов, образовавшиеся в ходе принудительной ликвидации кредитной организации, продолжает осуществлять свои полномочия.

В силу пункта 1 статьи 189.104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 требования кредиторов, предъявленные к кредитной организации в ходе ее принудительной ликвидации и включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов кредитной организации, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены ликвидатором в соответствии с Законом о банкротстве, и включаются в реестр требований кредиторов.

Принимая во внимание, что приведенные выше нормы регулируют схожие отношения, арбитражный суд полагает, что в данном случае допустимо применение аналогии закона согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Применение такой аналогии направлено на существенную экономию средств конкурсной массы должника и сокращение сроков конкурсного производства, а также во избежание дублирования предусмотренных Законом о банкротстве мероприятий, которые осуществлены в ходе принудительной ликвидации ОАО «НПФ «Благоденствие».

Арбитражный суд считает обоснованным отсутствие необходимости исполнения обязанностей, установленных статьями 129, 186.4, 187.5, 187.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, в случае, если они были исполнены в ходе принудительной ликвидации ОАО «НПФ «Благоденствие», а также учет требований кредиторов, включенных ликвидатором в реестр требований кредиторов, в качестве установленных в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены ликвидатором в соответствии с Законом о банкротстве, и их включение в реестр требований кредиторов.

При этом, в силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 183.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, кредиторы, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований, включенных в реестр требований кредиторов, получают право на включение своих требований в реестр требований кредиторов. В силу абзаца второго пункта 3 статьи 187.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, конкурсный управляющий самостоятельно осуществляет включение таких требований в реестр требований кредиторов.

В отношении доводов представителя участников (акционеров) ОАО «НПФ «Благоденствие» о том, что ранее выбранный комитет кредиторов из представителей Банка России в настоящее время утратил интерес к процедуре банкротства ОАО «НПФ «Благоденствие» в связи с погашением требований, о невозможности признания выполненными мероприятий по формированию комитета кредиторов и проведению первого собрания кредиторов, арбитражный суд полагает необходимым указать следующее.

Как следует из материалов дела, 24.11.2016 состоялось первое собрание кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие», на данном собрании присутствовало 130 кредиторов, с общей суммой требований 171 412 991 237 руб.

Кредиторами приняты следующие решения: образовать комитет кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие» в количестве трех человек; принять к сведению отчет о деятельности ликвидатора с информацией о финансовом состоянии ОАО «НПФ «Благоденствие» и его имуществе по состоянию на 01 ноября 2016; отнести к компетенции комитета кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие» принятие решений, которые в соответствии с законодательством о банкротстве принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов; избрать в состав комитета кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие» ФИО5, ФИО6; ФИО7.

Согласно пункту 1 статьи 73 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 установлено, что к компетенции первого собрания кредиторов относится, в том числе, образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов.

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При этом, к компетенции комитета кредиторов не могут быть отнесены вопросы, которые в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек (пункт 4 статьи 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002).

Избрание членами комитета кредиторов представителей одного кредитора не противоречит установленному законом порядку, поскольку комитет кредиторов избирается кумулятивным голосованием.

Довод о том, что ранее выбранный комитет кредиторов из представителей Банка России в настоящее время утратил интерес к процедуре банкротства ОАО «НПФ «Благоденствие» в связи с погашением требований, что влечет нарушение их прав и законных интересов, подлежит отклонению, поскольку комитет кредиторов обязан представлять интересы всех конкурсных кредиторов.

В свою очередь иные кредиторы не лишаются своих прав как конкурсных кредиторов в деле о банкротстве и не утрачивают возможность контроля за деятельностью арбитражного управляющего, сохраняют свое право на участие в собрании кредиторов и получение информации о ходе процедуры банкротства. Кроме того, также сохраняется право на обжалование действия (бездействия) арбитражного управляющего в судебном порядке.

Более того по решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно (пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002).

Ввиду изложенного арбитражный суд полагает необходимым отклонить довод о невозможности признания выполненными мероприятий по формированию комитета кредиторов и проведению первого собрания кредиторов.

В отношении реестра требований кредиторов арбитражный суд полагает необходимым отметить следующее.

Сведения, которые должны содержаться в реестре требований кредиторов, определены в пункте 1 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 №345.

В пунктах 5, 6 указанных Правил установлены требования к внесению соответствующих записей в реестр требований кредиторов в случаях изменения сведений о кредиторах, полного погашения требования кредитора или отказа кредитора от требования.

Согласно пункту 5 Правил изменения в записи вносятся на основании судебного акта, за исключением изменений сведений о каждом кредиторе. В случае изменения сведений о кредиторе делается отметка в соответствующей записи реестра на основании уведомления кредитора. Каждое изменение в записи должно содержать указание на основание для внесения изменения и подпись арбитражного управляющего.

В силу пункта 6 Правил в случае полного погашения требования кредитора или отказа кредитора от требования в соответствующей записи реестра делается отметка об исключении требования кредитора с указанием даты и основания для исключения. В случае частичного погашения требования кредитора в соответствующей записи реестра делается отметка о частичном погашении с указанием размера непогашенного требования, даты погашения, суммы погашенного требования и пропорции погашения требования кредитора.

Возможность исключения требования из реестра требований кредиторов, предусмотренная пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», реализуется в исключительных случаях, в частности в результате отмены в предусмотренном процессуальным законодательством порядке судебного акта, на основании которого требование было включено в реестр, признания в установленном порядке недействительным решения налогового органа о взыскании недоимки, в случае замены кредитора, по заявлениям кредиторов об исключении их собственных требований из реестра кредиторов (пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 №29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», при полном или частичном погашении требований кредиторов правило абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве об исключении требований кредиторов из реестра исключительно на основании судебных актов не применяется, арбитражный управляющий (реестродержатель) вносит в реестр сведения о погашении требований самостоятельно, причем данное правило применяется во всех процедурах банкротства.

Ликвидатором в материалы дела представлен реестр требований кредиторов ОАО «НПФ «Благоденствие» с учетом погашения требований кредиторов, а именно содержащий соответствующие записи о погашении.

Поскольку ОАО «НПФ «Благоденствие» осуществляло деятельность по обязательному пенсионному страхованию на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, конкурсным управляющим данного негосударственного пенсионного фонда в силу пункта 1 статьи 187.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 является Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Согласно пункту 1 статьи 187.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 конкурсное производство в отношении пенсионного фонда вводится сроком на три года. Срок конкурсного производства может продлеваться на шесть месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве.

Руководствуясь статьями 6 Гражданского кодекса Российской Федерации,. 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 3, 32, 37, 38, 187.6, 189.103, 189.104 и 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», 4, 64 - 68, 71, 75, 167 - 170, 176, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать несостоятельным (банкротом) открытое акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие» (ИНН <***>/ОГРН <***>, адрес регистрации: 664011, <...>).

Открыть в отношении открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие» конкурсное производство сроком на три года.

Возложить функции конкурсного управляющего на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (ОГРН <***>, ИНН <***>; алрес регистрации: 109240, <...>; адрес для направления корреспонденции: 127055, <...>).

Конкурсному управляющему в десятидневный срок с даты утверждения направить для опубликования сведения о признании открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие» несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства в порядке ст. 128 Закона о банкротстве. Доказательства проведения публикации представить в суд.

Обязать конкурсного управляющего в срок до 10 января 2022 года представить в Арбитражный суд Иркутской области документально обоснованный отчет о своей деятельности с приложением документов, предусмотренных ст. 147 Закона о банкротстве.

Считать исполненными и подлежащими учету в деле о несостоятельности (банкротстве) следующие мероприятия и обязанности конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие»:

- проведение первого собрания кредиторов открытого акционерного общества государственный пенсионный фонд «Благоденствие», образование комитета кредиторов с определением регламента работы комитета кредиторов (ст.ст. 12-18 Закона о банкротстве);

- инвентаризация имущества открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие», и опубликование информации о ее результатах (абз. 2 и 3 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве);

- проведение оценки для определения рыночной стоимости активов, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и собственное имущество –открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие», в том числе с привлечением независимых оценщиков (абз. 4 п. 2 ст. 129, подп. 4 п. 6 ст. 186.4 Закона о банкротстве);

- уведомление вкладчиков и участников открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие» в соответствии подп. 1 п. 6 ст. 186.4 Закона о банкротстве;

- проведение работ по закрытию счетов открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие», ранее открытых в кредитных организациях (ст. 133 Закона о банкротстве), и открытие в Агентстве специальных счетов для учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы (п. 1 ст. 186.6, п. 6 и п. 8 ст. 187.7 Закона о банкротстве).

Установить, что:

- комитет кредиторов, образованный в ходе процедуры принудительной ликвидации открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие», продолжает осуществлять свои полномочия;

- требования кредиторов, включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд Благоденствие», считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены в соответствии с Законом о банкротстве, и включены в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие»;

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления судебного акта в полном объеме.

Судья Н.В. Шнитова