АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8 (395-2) 24-12-96; , факс 8 (395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-27653/09-50
« 19 » марта 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2010 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области к Финансовому управлению Администрации муниципального образования Куйтунский район
о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению исполнительных документов, обязании принять к исполнению исполнительные документы,
третьи лица: Управление культуры Администрации муниципального образования Куйтунского района;
Отдел капитального строительства, архитектуры и местных ресурсов;
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Межпоселенческая детская школа искусств»;
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Куйтун;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»;
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей ФИО1 районной детской юношеской спортивной школы Иркутской области;
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»;
Муниципальное учреждение культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека»;
Муниципальное учреждение культуры «Социально-культурный центр»,
при участии в заседании
от заявителя: представитель ФИО2, доверенность от 15.12.20089 г. № ЛВ-09/7287;
от Финансового управления Администрации муниципального образования Куйтунский район: не явились;
от третьих лиц: не явились,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области (далее – УПФР в Куйтунском районе Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Финансового управления Администрации муниципального образования Куйтунский район (далее -Финуправление АМО Куйтунский район), выразившихся в отказе принять к исполнению исполнительные документы – постановления от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователей : Управление культуры Администрации муниципального образования Куйтунского района, Отдел капитального строительства, архитектуры и местных ресурсов, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Межпоселенческая детская школа искусств», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества», Муниципальное учреждение культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека», Муниципальное учреждение культуры «Социально-культурный центр» и обязании Финуправления АМО Куйтунский район принять к исполнению постановления от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69.
Представитель УПФР в Куйтунском районе Иркутской области в судебном заседании заявленные требования в уточненном виде поддержал.
Ответчик - Финуправление АМО Куйтунский район – в заседание суда своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве от 19.01.2010 г. и дополнении к отзыву от 16.02.2010 г. указал, что предъявленные заявителем к исполнению постановления о взыскании с организаций-страхователей задолженности по страховым взносам не являются судебными актами, в связи с чем, не подлежат исполнению финансовым органом. Исполнение иных исполнительных документов, не предусмотренных главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, будет являться незаконным, выходящим за пределы полномочий, предоставленных Финуправлению АМО Куйтунский район по кассовому обслуживанию исполнения бюджета муниципального образования Куйтунский район.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы по делу не представили.
От 3-го лица МУК «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека» поступил отзыв, согласно которому учреждение полагало заявленные требования не обоснованными и просило в удовлетворении заявленных требований отказать.
Из материалов дела следует, что УПФР в Куйтунском районе Иркутской области вынесены решения и постановления от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 17, 22, 37, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69, в соответствии с которыми взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со следующих страхователей:
- Управление культуры Администрации муниципального образования Куйтунского района (665302, <...>);
- Отдел капитального строительства, архитектуры и местных ресурсов (665302, <...>);
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Межпоселенческая детская школа искусств» (665302, <...>);
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Куйтун (665302, <...>);
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко» (665302, Иркутская область, п.Куйтун, ул.40-й годовщины Октября, 2);
- Муниципальное учреждение дополнительного образования детей ФИО1 районной детской юношеской спортивной школы Иркутской области (665302, <...>);
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (665302, <...>);
- Муниципальное учреждение культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека» (665302, <...>);
- Муниципальное учреждение культуры «Социально-культурный центр» (665302, <...>).
Указанные постановления заявитель предъявил на исполнение в Финуправление АМО Куйтунский район.
Письмом от 17.08.2009 г. № 229 Финуправление АМО Куйтунский район отказало в принятии к исполнению и возвратило заявителю вышеперечисленные постановления.
Не согласившись с данным отказом, УПФР в Куйтунском районе Иркутской области обратилось в суд с аявлением, в котором просило отменить решение от 17.08.2009 г. № 229 и обязать финансовый орган исполнить направленные в его адрес постановления от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 17, 22, 37, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69.
В связи с произведенной рядом страхователей уплатой недоимки по страховым взносам и пени заявлением от 19.01.2010 г. УПФР в Куйтунском районе Иркутской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия Финуправления АМО Куйтунский район, выразившиеся в отказе принять к исполнению исполнительные документы – постановления от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69 и обязать финансовый орган принять к исполнению вышеуказанные исполнительные документы.
Уточнение заявленных требований судом принято.
В судебном заседании 15.03.2010 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 16.03.2010 г. После перерыва в судебное заседание явился представитель УПФР в Куйтунском районе Иркутской области ФИО2
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно пунктам 1, 5, 14 статьи 25.1 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пунктом 1 статьи 5, подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Постановления от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69 были направлены УПФР в Куйтунском районе Иркутской области для исполнения в службу судебных приставов.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Куйтунского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области от 10.08.2009 г., на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона № 229-ФЗ, в возбуждении исполнительных производств по постановлениям от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69 отказано, исполнительные документы возвращены взыскателю.
Статьей 7 Закона № 229-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 12 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований также отнесены к числу исполнительных документов.
УПФР в Куйтунском районе Иркутской области предъявило на исполнение в Финуправление АМО Куйтунский район постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69, вынесенные в отношении следующих учреждений:
Управление культуры Администрации муниципального образования Куйтунского района,
Отдел капитального строительства, архитектуры и местных ресурсов,
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Межпоселенческая детская школа искусств»,
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»,
Муниципальное учреждение культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека»
Муниципальное учреждение культуры «Социально-культурный центр».
Указанные постановления (и соответствующие решения) вместе с сопроводительным письмом от 14.08.2009 г. № ЛВ-10/4743, содержащим реквизиты для перечисления взыскиваемых сумм, адресованные заявителем в финансовый орган, получены последним 14.08.2009 г., о чем имеется подпись начальника бюджетного отдела ФИО3 (л.д.117-118).
Письмом от 17.08.2009 г. № 229 Финуправление АМО Куйтунский район, со ссылкой на статьи 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса РФ, отказало в принятии к исполнению и возвратило заявителю вышеперечисленные постановления, указав, что в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, к исполнению принимаются исключительно исполнительные листы и судебные приказы.
Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Главой 24.1. Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 17.05.2007 г. № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
По сведениям, представленным суду Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Отдел капитального строительства, архитектуры и местных ресурсов, Управление культуры АМО Куйтунского района, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Межпоселенческая детская школа искусств», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества», Муниципальное учреждение культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека» и Муниципальное учреждение культуры «Социально-культурный центр» не имеют открытых счетов в кредитных организациях (письмо от 09.03.2010 г. № 21-1-21/00818дсп).
Таким образом, постановления УПФР в Куйтунском районе Иркутской области от 04.08.2009 г. №№ 1, 3, 15, 46, от 06.08.2009 г. №№ 57, 69 в отношении вышеперечисленных бюджетных учреждений подлежат исполнению в порядке, установленном главой 24.1. Бюджетного кодекса РФ для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органом, в котором должникам открыты лицевые счета.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о Финансовом управлении Администрации Куйтунского района, утвержденному Постановлением Мэра Куйтунского района от 04.12.2003 г. № 1034, ответчик является органом, который осуществляет ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств (пункт 3.6 Положения).
Согласно письму Финуправления АМО Куйтунский район от 13.01.2010 г. № 2 и представленному перечню муниципальных бюджетных организаций, в данном финансовом органе открыты лицевые счета следующим бюджетным учреждениям: Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Межпоселенческая детская школа искусств» - лицевой счет № <***>, Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Дом детского творчества» - № 100010610, Муниципальному учреждению культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека» - № 102010870 (л.д.87, 112-115).
В рассматриваемом случае Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Межпоселенческая детская школа искусств», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и Муниципальное учреждение культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека», с которых подлежит взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на основании постановлений УПФР в Куйтунском районе Иркутской области от 04.08.2009 г. №№ 15, 46, от 06.08.2009 г. № 57 являются муниципальными бюджетными учреждениями, имеют лицевые счета, открытые в финансовом органе - Финуправлении АМО Куйтунский район, источником их финансовых ресурсов являются бюджетные средства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае отказ Финансового управления принять к исполнению постановления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, нарушает права заявителя, уполномоченного на взыскание недоимки по страховым взносам с соблюдением порядка, определенного статьей 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» в редакции, действующей в спорный период времени (август 2009г.).
Следовательно, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 17.05.2007 г. № 31 о том, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, а также учитывая установленный судом факт неисполнения бюджетными учреждениями принятых в отношении них решений о взыскании недоимки по страховым взносам, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых действий Финуправления АМО Куйтунский район.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При таких обстоятельствах, заявленные требования УПФР в Куйтунском районе Иркутской области подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий Финуправления АМО Куйтунский район, выразившихся в отказе принять к исполнению постановления от 04.08.2009 г. №№ 15, 46, от 06.08.2009 г. № 57, и возложении на Финансовое управление АМО Куйтунский район обязанности принять к исполнению указанные постановления.
Оснований для удовлетворения требований в остальной части не имеется, поскольку, как следует из сообщений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области от 27.01.2010 г. № 21-18, УФНС России по Иркутской области, Финансового управления администрации муниципального образования Куйтунский район Отдел капитального строительства, архитектуры и местных ресурсов, Управление культуры администрации муниципального образования Куйтунский район и Муниципальное учреждение культуры «Социально-культурный центр» не имеют лицевых счетов, открытых в Финуправлении АМО Куйтунский район. Данный факт заявитель не оспаривает. Следовательно, постановления УПФР в Куйтунском районе Иркутской области от 04.08.2009 г. № 3, от 06.08.2009 г. № 69 в отношении указанных должников не подлежат исполнению в финансовом органе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Финансового управления Администрации муниципального образования Куйтунский район, выразившиеся в отказе принять к исполнению исполнительные документы – постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя от 04.08.2009 г. №№ 15, 46, от 06.08.2009 г. № 57, вынесенные в отношении страхователей : Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Межпоселенческая детская школа искусств», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества», Муниципальное учреждение культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека».
Обязать Финансовое управление Администрации муниципального образования Куйтунский район устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области путем принятия к исполнению постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя от 04.08.2009 г. № 15, 46, от 06.08.2009 г. № 57.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г.Позднякова