ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-2778/20 от 18.06.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск                                                                                          Дело  №А19-2778/2020

22 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  18.06.2020.

Решение  в полном объеме изготовлено 20.06.2020.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Филатова Д.А, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киренской Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело индивидуального предпринимателя Тычкова Евгения Геннадьевича (ИНН 382552178506, ОГРНИП 315385000087626)

к Администрации Заларинского муниципального образования (ИНН 3814009865, ОГРН 1053814023383)

 о признании недействительным постановления от 13.03.2008 №31,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Захаровой Ж.В.  – представителя по доверенности;

от Администрации: Кубаревой М.А. – представителя по доверенности,

установил:

индивидуальный предприниматель Тычков Евгений Геннадьевич (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением  Администрации Заларинского муниципального образования  (далее – Администрация) о признании недействительным постановления Заларинского муниципального образования от 13.03.2008 №31 об изменении почтового адреса.

В судебном заседании представитель предпринимателя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержав доводы, изложенные в возражении на заявление.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

В рамках дела №А19-15396/2019 рассматривается исковое заявление индивидуального предпринимателя Тычкова Евгения Геннадьевича к ООО Производственно-коммерческая фирма «Саяны» о взыскании ущерба в размере 50000 руб., причиненного неправомерными действиями ответчика по демонтажу здания имуществу Коньшина И.В.

С данным исковым заявлением ИП Тычков Е.Г. обратился в арбитражный суд на основании договора уступки права требования от 12.03.2019, согласно которому Цедент (Коньшин И.В.) передает, а Цессионарий (ИП Тычков Е.Г.) принимает право требования Цедента к ООО ПКФ «Саяны» в соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации материального ущерба, причиненного Цеденту в результате противоправных действий по демонтаже объекта недвижимости: нежилое здание-зерносклад: одноэтажное кирпичное здание общей площадью 2453,6 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, п.Залари, ул.Красина, 50, литер Б, кадастровый номер 38:04:000000:0000:25:208:001:200018880:0200.

Как следует из материалов дела №А19-15396/2019, Коньшин Иван Васильевич является собственником здания зерносклада площадью 2453 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, п.Залари, ул.Красина,50, литер Б, кадастровый номер 38:04:000000:25:208:001:200018880:0200, что подтверждается сведениями из ЕГРН по Иркутской области. Данный объект и права были зарегистрированы с внесением записи в ЕГРН и выдачи 24.05.2010 свидетельства о государственной регистрации права на имя Коньшина Ивана Васильевича о праве собственности на нежилое помещение - зерносклад, одноэтажного кирпичного здания общей площадью 2453,6 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, п.Залари, ул.Красина, 50, литер Б. кадастровый номер 38:04:010107:101.

На основании свидетельства о регистрации права собственности на нежилое помещение - зерносклад, одноэтажного кирпичного здания общей площадью 2453,6 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, п.Залари, ул.Красина, 50, литер Б. кадастровый номер 38:04:010107:101 все права на объект перешли Коньшину Ивану Васильевичу от собственника ОАО « Иркутскхлебопродукт».

Право собственности на объекты ОАО «Иркутскхлебопродукт» возникло на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 01.12.2005 по делу №А19-24353/05-16. Согласно выписке №25:208/2006-455 из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности объекты здания нежилое зерносклада с кадастровым номером 38:04:000000:0000:25:208:001:200018880:0200, с кадастровым номером 38:04:000000:0000:25:208:001:200018880:0100, местоположение объекта: Иркутская область, п.Залари, ул. Красина, 50 поставлены на кадастровый учет в 2006 году.

 На основании договора купли-продажи от 04.12.2007,  заключенного между ООО «Авест» и ООО ПКФ «Саяны», последний приобрел строительные материалы от разбора пяти зерноскладов находящихся по адресу: п.Залари, ул.Победы 54. По данному договору купли-продажи объекты для разбора не были определены территориально, не имели собственника и зарегистрированного адреса.

ООО ПКФ «Саяны» осуществило демонтаж строений под литерами В, Г, Ж, 3, расположенных по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п.Залари, ул. Победы 54, путем разбора на строительные материалы.

Из представленного в материалы дела ответа администрации Заларинского муниципального образования следует, что изменения почтового адреса Иркутская область, поселок Залари, улица Красина 50 не производилось, земельный участок с кадастровым номером 38:04:010107:125 по адресу Иркутская область, поселок Залари, улица Победы, дом 54 был образован путем объединения земельных участков 38:04:010107:119 и 38:04:010107:120. Право собственности Заларинского МО на земельный участок было оформлено 27.08.2018. Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 38:04:010107:125 не зарегистрировано каких-либо обременений либо ограничений прав, а также не имеется сведений о нахождении на данном земельном участке иных объектов недвижимости.

При этом  в ходе рассмотрения дела №А19-15396/2019 стороны сослались на Постановление администрации от 13.03.2008 об изменении адреса с ул.Красина на ул. Победы, 54.

Заявитель полагая, что постановление Администрации от 13.03.2008 №31 об изменении почтового адреса зданий, находящихся по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п. Залари на почтовый адрес Иркутская область, Заларинский район, п.Залари, ул.Победы,54 в связи с инвентаризацией нежилого фонда в п.Залари, незаконно, обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Статьей 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливает Правительство Российской Федерации.

В силу статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ органы местного самоуправления обязаны привести правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, до дня вступления названного Федерального закона, в соответствие с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 28.12.2013 №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, которые устанавливают порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.

В силу пункта 3 данных правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:

а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному
объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же
адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а
также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию       (сооружению)       или      объекту      незавершенного      строительства;

б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в
соответствии с настоящими Правилами;

в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры
присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а
также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Согласно пункту 22 Правил, решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.

В соответствии с пунктами 27, 31 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса подается собственником объекта адресациипо собственной инициативе в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством почтового отправления, представлено лично или форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федерального и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций).

К заявлению прилагаются следующие документы (пункт 34 Правил):

а) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации;

б) кадастровые паспорта объектов недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации);

в) разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам адресации) и (или) разрешение на ввод объекта адресации в эксплуатацию;

г) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса);

д) кадастровый паспорт объекта адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет);

е) решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (в случае присвоения помещению адреса, изменения и аннулирования такого адреса вследствие его перевода из жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение);

ж) акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектов адресации (в случае преобразования объектов недвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектов адресации);

з) кадастровая выписка об объекте недвижимости, который снят с учета (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте «а» пункта 14 настоящих Правил);

и) уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений по объекту адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте «б» пункта 14 настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 19 Правил при присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса уполномоченный орган обязан: определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса; провести осмотр местонахождения объекта адресации; принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.

При нарушении порядка обращения предусмотрены основания отказа, которые регламентированы в Правилах, и являются обязательными при рассмотрении заявления.

Пунктом 37 Правил предусмотрено, что решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Коньшин Иван Васильевич является собственником здания зерносклада площадью 2453 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, п.Залари, ул.Красина,50, литер Б, кадастровый номер 38:04:000000:25:208:001:200018880:0200.

Постановлением Главы Заларинского муниципального образования от 13.03.2008 №31 в связи с инвентаризацией нежилого фонда в п.Залари, почтовые адреса зданий, находящихся по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п.Залари, ул.Красина изменены на почтовый адрес: Иркутская область, Заларинский район, п.Залари, ул.Победы, 54.

При этом Администрацией не представлено документов, подтверждающих наличие объектов недвижимости и зарегистрированных прав собственника в 2008 году по адресу: п.Залари, ул.Победы, 54,

Из решения Арбитражного суда Иркутской области от 01.12.2005 по делу      №А19-24353/05 следует, что объекта,  находящиеся по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п.Залари, ул. Красина, находятся в частной собственности и отношения к инвентаризации нежилого фонда муниципального имущества не имеют.

Доказательств, подтверждающих соблюдение требований, содержащихся в пункте 19 Правил, Администрацией в ходе рассмотрения дела представлено не было, ввиду чего оспариваемое Постановление не соответствуют нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Заларинского муниципального образования от 13.03.2008 №31 об изменении почтового адреса, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требование индивидуального предпринимателя Тычкова Евгения Геннадьевича о признании недействительным постановления Заларинского муниципального образования от 13.03.2008 №31 об изменении почтового адреса, следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.

При этом суд, взыскивая с ответчика в бюджет государственную пошлину, возлагает на него обязанность не по уплате государственной пошлины как таковой, а компенсирует судебные расходы.

То обстоятельство, что стороной является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказа в возмещении судебных расходов.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Таким образом, с Заларинского муниципального образования следует взыскать в пользу индивидуального предпринимателя Тычкова Евгения Геннадьевича судебные расходы по государственной пошлине  в сумме 300 руб., уплаченной по чеку-ордеру от 12.02.2020.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным постановление Заларинского муниципального образования  от 13 марта 2008 № 31 об изменении  почтового адреса зданий,  находящегося по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п. Залари, улица Красина на почтовый адрес: Иркутская область, Заларинский район, п. Залари, ул. Победы 54.

  Обязать Администрацию Заларинского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Тычкова Евгения Геннадьевича.

 Взыскать с Администрации Заларинского муниципального образования в пользу индивидуального предпринимателя Тычкова Евгения Геннадьевича расходы по уплате государственной  пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

 Судья                                                                                                                    Д.А. Филатов