АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-27905/2019
19.12.2019
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19.12.2019
Решение в полном объеме изготовлено 19.12.2019
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего ФИО1 (адрес: 664047, <...>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области (адрес: 664007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании действий по отказу в предоставлении информации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, паспорт, доверенность, копия диплом;
от ответчика – ФИО3, паспорт, доверенность;
установил:
Финансовый управляющий ФИО1 (далее - заявитель, ФУ ФИО1) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Иркутской области) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении сведений, выраженного в сообщениях от 14.11.2019 с регистрационными номерами №38-00-4001/5006/2019-6238, №№ 38-00-4001/5006/2019-6262, 38-00-4001/5006/2019-6245, 38-00-4001/5006/2019-6255, 38-00-4001/5006/2019-6269 в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика требования оспорил, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.12.2019 года до 19.12.2019 года до 11 час. 00 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей сторон.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, определением от 23.09.2019 по делу № А19-18302/2019 заявление гражданки ФИО4 о признании ее несостоятельным (банкротом) признано обоснованным; введена процедура реструктуризации долгов гражданина; финансовым управляющим утвержден ФИО1.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.10.2019 по делу № А58-1505/2019, гражданин ФИО8 признан несостоятельным (банкротом); введена процедура реализации имущества должника;финансовым управляющим утвержден ФИО1.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.10.2019 по делу № А58-6616/2019 заявление АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Якутский региональный филиал в отношении гражданки ФИО5 о признании ее несостоятельным (банкротом) признано обоснованным; введена процедура реструктуризации долгов гражданина; финансовым управляющим утвержден ФИО1.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 01.10.2019 по делу № А19-18843/2019 заявление гражданки ФИО7 о признании ее несостоятельным (банкротом) признано обоснованным; введена процедура реструктуризации долгов гражданина; финансовым управляющим утвержден ФИО1.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2019 по делу № А19-14110/2019, гражданин ФИО6 признан несостоятельным (банкротом); введена процедура реализации имущества должника; финансовым управляющим утвержден ФИО1.
Финансовый управляющий ФИО1 14.11.2019 обратился в ГАУ "Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с запросом о предоставлении сведений о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
Сообщениями от 14.11.2019 с регистрационными номерами №38-00-4001/5006/2019-6238, №№ 38-00-4001/5006/2019-6262, 38-00-4001/5006/2019-6245, 38-00-4001/5006/2019-6255, 38-00-4001/5006/2019-6269, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Иркутской области отказало заявителю в предоставлении сведений на основании п. 43 Приказа Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 № 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", а также п. 10.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013№100 (ред. от 11.07.2014)" Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ (первой, апелляционной и кассационной инстанций)" согласно которых приложенные копии определений и решений не заверены подписью судьи, а определение от 02.10.2019 по делу № А58-6616/2019 не заверено гербовой печатью и подписью судьи.
Поступившие запросы, представленные с нарушениями Порядка, считаются неполученными и не рассматриваются.
ФИО1, полагая, что действия ответчика по вынесению отказов в предоставлении запрашиваемых сведений являются незаконным, нарушают его права и охраняемые законом интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Фактически отказ в предоставлении сведений мотивирован приложением к запросу о предоставлении сведений копий определений и решений судов, не заверенных подписью судьи, а также гербовой печатью.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области осуществляет деятельность в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Минэкономразвития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
С 01.01.2017 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация права объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации № 218-ФЗ).
В соответствии с частями 2, 7 статьи 1 Закона о регистрации № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 3 Закона о регистрации № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН, предоставление сведений содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
Пунктом 1.4. приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 № п/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра".
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Из содержания указанной нормы следует, что в отношении имущества должника финансовый управляющий вправе запросить актуальную информацию. Законодатель не ограничивает арбитражного управляющего в объеме запрашиваемой информации в отношении должника.
В силу пункта 8 части 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости предоставляются, в том числе, арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам и другим, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 63 Закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лиц, входящих в состав органов управления должника, контролирующих должника лиц, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Законом банкротстве.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 (далее - Порядок №968).
В соответствии с пунктом 43 Порядка № 968 к запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа прилагаются надлежащим образом заверенная копия вступившего в законную силу определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего, конкурсного управляющего, надлежащим образом заверенное решение контрольного органа о назначении временной администрации финансовой организации (для заявителя - арбитражного управляющего, конкурсного управляющего).
При этом если сведения ограниченного доступа запрашиваются заявителями, указанными в частях 13 - 16 статьи 62 Закона, документы, подтверждающие право указанных заявителей на получение сведений ограниченного доступа, не представляются, а в запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, предусмотренные частями 13 - 16 статьи 62 Закона.
Частью 13 статьи 62 Закона № 218-ФЗ предусмотрена возможность получения запрашиваемых сведений арбитражными управляющими.
Согласно пункту 52 названного Порядка, запрос, представленный с нарушением Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается не полученным и не рассматривается органом регистрации прав.
Как следует из материалов дела, запрос о предоставлении сведений направлен ФУ ФИО1 через многофункциональный центр предоставления государственных услуг с соблюдением формы, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
В подтверждение полномочий заявителем к запросу приложены заверенные работниками суда и гербовой печатью решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2019 по делу № А19-14110/2019; решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.10.2019 по делу № А58-1505/2019; определение Арбитражного суда Иркутской области от 23.09.2019 по делу № А19-18302/2019; определение Арбитражного суда Иркутской области от 01.10.2019 по делу № А19-18843/2019, а также заверенная работником суда копия определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.10.2019 по делу № А58-6616/2019 без гербовой печати.
В вышеуказанных актах имеется ссылка на утверждение ФИО1 финансовым управляющим должников.
Таким образом, в запросе содержатся сведения, подтверждающие право конкретного арбитражного управляющего на получение необходимой в рамках ведения процедуры банкротства информации.
Доводы учреждения о несоответствии приложенных к запросу копий определений и решений арбитражных судов положениям пункта 10.3 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 100 (далее - Инструкция), ввиду отсутствия на них подписи судьи, а также гербовой печати судом отклоняются.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Введения Инструкции, она устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, единые правила организации приема, регистрации, учета документов, их подготовки и оформления, рассмотрения, отправки и выдачи, печати и тиражирования, текущего хранения и передачи на хранение в архив, а также осуществления контроля за соблюдением установленных правил делопроизводства всеми структурными подразделениями арбитражных судов.
Инструкция разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности арбитражных судов и повышения его эффективности путем унификации, а также применения систем автоматизации судопроизводства и делопроизводства.
В состав понятия "делопроизводство в арбитражном суде" входят все этапы прохождения документов, как судебных, так и организационных с момента их поступления (создания) до момента передачи на постоянное хранение или уничтожение в установленном порядке (пункт 4 Введения Инструкции).
Таким образом, Инструкция является "внутренним" унифицированным порядком организации делопроизводства, регулирующим этапы прохождения документов в арбитражном суде.
Поскольку ни в Законе № 128-ФЗ, ни в Порядке № 968 не содержится требования о представлении для подтверждения полномочий арбитражного управляющего копии судебного акта, заверенной подписью судьи, и гербовой печатью суда, отказ в рассмотрении запроса по данному основанию неправомерен, так как указанная Инструкция направлена на организацию делопроизводства непосредственно в суде и не отменяет обязательность судебного акта, размещенного в сети "Интернет" на официальном сайте арбитражного суда, и не может являться препятствием для его исполнения.
Более того, тексты судебных актов арбитражных судов по общему правилу, установленному статьей 177 АПК РФ, размещаются в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru) и опубликованные в таком порядке в сети Интернет сведения носят официальный характер.
В данном случае согласно отчету о публикации судебных актов в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет по вышеуказанным делам решения и определения подписаны в указанной информационной системе сертифицированной электронной цифровой подписью судьи, принявшего данные судебные акты.
Следовательно, в данном случае требование пункта 43 Порядка № 968 о представлении надлежащим образом заверенной копии вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда об утверждении финансового управляющего следует считать соблюденным и в том случае, когда копия судебного акта арбитражного суда не содержит подпись судьи, а также гербовую печать суда, поскольку у учреждения имеется возможность убедиться в достоверности представленной копии судебного акта путем обращения к информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет.
Таким образом, отказ в предоставлении запрашиваемых сведений нарушает предусмотренное абзацем 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона № 127-ФЗ право арбитражного управляющего на своевременное получение необходимой для ведения процедуры банкротства информации и препятствует реализации им своих публичных полномочий в интересах должника и кредиторов.
Данная правовая позиция суда подтверждена постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2019 года по делу А13-10869/2018.
Иные доводы ответчика судом рассмотрены и отклонены как не влияющие на выводы суда.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, суд полагает, чтодействия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Иркутской области об отказе в выдаче запрошенной информации являются незаконными, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
При обращении с настоящим заявлением финансовым управляющим ФИО1 в доход федерального бюджета РФ уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком ордером от 19.11.2019 номер операции 147.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области по отказу финансовому управляющему ФИО1 в предоставлении сведений, выраженному в сообщениях от 14.11.2019 с регистрационными номерами №38-00-4001/5006/2019-6238, №№ 38-00-4001/5006/2019-6262, 38-00-4001/5006/2019-6245, 38-00-4001/5006/2019-6255, 38-00-4001/5006/2019-6269 в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, как не соответствующие нормам Федерального закона РФ от 26.10.2002 года № 127-ФЗ, Приказа Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 года № 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН".
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области в пользу финансового управляющего ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья О.В. Гаврилов