ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-28224/19 от 15.01.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело №А19-28224/2019

16 января 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.01.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 16.01.2020.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.А.Кузьминой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ангара-Реактив» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации Ангарского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным отказа в переводе земельного участка из земель населенных пунктов в земли энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под объектами размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживания отходов производства и потребления, содержащегося в письме от 25.10.2019 г. №2/07-4433,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности;

от Администрации: ФИО2 - представителя по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ангара-Реактив» (далее – заявитель, Общество, ООО «Ангара-Реактив») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Ангарского городского округа(далее – Администрация) в переводе земельного участка из земель населенных пунктов в земли энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под объектами размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживания отходов производства и потребления, содержащегося в письме от 25.10.2019 №2/07-4433.

В судебном заседании представитель Общества Красношапко заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что отказ Администрации в переводе земельного участка из земель населенных пунктов в земли энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под объектами размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживания отходов производства и потребления является препятствием для эксплуатации принадлежащего Обществу объекта недвижимости в соответствии с его назначением.

Представитель Администрации ФИО2 в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержав доводы, изложенные в возражении на заявление, пояснил, что перевод спорного земельного участка из одной категории в другую невозможен до изменения границы Ангарского городского округа.

В судебном заседании 09.01.2020 в соответствии со ст. 163 АПК РФ до 15.01.2020.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Ангара-Реактив» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.07.2001 за основным государственным регистрационным номером <***>.

ООО «Ангара-Реактив» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:26:041103:1, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации шламонакопителя, общей площадью 11504кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 1, автодорога 11, в 175 м западнее пересечения с железнодорожными путями ОАО «В-Сибпромтранс».

ООО «Ангара-Реактив» 16.07.2018 обратилось в Администрацию Ангарского городского округа с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером38:26:041103:1 из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях эксплуатации существующего объекта размещения отходов - шламонакопителя.

В ответе от 09.08.2018 №2/07-4433 на данное ходатайство Администрации сообщила Обществу, что решением Иркутского областного суда от 20.11.2017 признано недействующим решение Думы АГО от 23.03.2016 №159-14рд, в связи с чем перевод земельного участка с кадастровым номером 38:26:041103:1 из одной категории в другую является преждевременным, к вопросу о переводе указанного земельного участка в категорию земель населенных пунктов в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях эксплуатации существующего объекта размещения отходов - шламонакопителя Администрация Ангарского городского округа вернется после внесения изменений в генеральный план Ангарского городского округа в 2019 году.

ООО «Ангара-Реактив» повторно 30.04.2019 обратилась в Администрацию с заявлением №1289 о переводе земельного участка из одной категории в другую в целях эксплуатации существующего объекта размещения отходов - шламонакопителя.

В ответе на обращение от 30.05.2019 №2/07-4433 Администрация Ангарского городского округа сообщила, что согласно карте границ населенных пунктов, входящих в состав Ангарского городского округа Генерального плана Ангарского городского округа, утвержденного решением Думы Ангарского городского округа от 23.03.2016 №159-14/01рД, земельный участок с кадастровым номером 38:26:041103:1 отнесен к планируемой категории земель - земли энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под объектами размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживания отходов производства и потребления. Однако до изменения границы населенного пункта Ангарского городского округа перевод данного земельного участка из одной категории земель в другую является невозможным. Работы по корректировке границ Ангарского городского округа запланированы на 2020 год.

Общество 23.09.2019 вновь обратилось в Администрацию с ходатайством №2456 о переводе земельного участка из одной категории в другую в целях эксплуатации существующего объекта размещения отходов – шламонакопителя.

В ответ на обращение Администрацией Ангарского городского округа 25.10.2019 направлен отказ №2/07-4433 в переводе земельного участка из одной категории в другую.

Общество, полагая, что отказ Администрации Ангарского городского округа в переводе земельного участка из земель населенных пунктов в земли энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под объектами размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживания отходов производства и потребления не соответствует законодательству, является необоснованным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в том числе земли населенных пунктов и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, и земель иного целевого назначения, находящихся в частной собственности, - органами местного самоуправления. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель).

Статьей 2 названного Закона регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о переводе земель по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В статье 4 Закона о переводе земель из одной категории в другую указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Судом установлено, что ходатайство ООО «Ангара-Реактив» о переводе земельного участка из одной категории в другую соответствует требованиям, указанным в Законе о переводе земель, необходимые документы к ходатайству приложены.

Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, при этом имеет разрешенное использование - для эксплуатации шламонакопителя, что не соответствует целям использования земель, относящихся к категории земель населенных пунктов.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.

Из Генерального плана Ангарского городского округа, утвержденного решением Думы Ангарского городского округа от 23.03.2016 №159—14/01рД, следует, что границы города Ангарска принимаются согласно имеющихся сведений в государственном кадастре недвижимости о границах города Ангарска на момент утверждения настоящего Генерального плана, то есть земельный участок с кадастровым номером 38:26:041103:1 находился в границах населенного пункта.

Согласно решению Думы Ангарского городского округа от 25.04.2018 №383-49/01рД в Генеральный план Ангарского городского округа, утвержденный решением Думы Ангарского городского округа от 23.03.2016 №159-14/01рД, внесены изменения в части изменения границ города Ангарска.

В соответствии с измененным Генеральным планом Ангарского городского округа, границы города Ангарска принимаются согласно имеющихся сведений в государственном кадастре недвижимости о границах города Ангарска на момент утверждения настоящего Генерального плана за исключением изменения границ населенного пункта города Ангарска в северной части города и исключения из границ населенного пункта города Ангарска земельных участков под объектами размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживание отходов производства и потребления со следующими кадастровыми номерами: 38:26:041103:1 под шламонакопителем ООО «Ангара-Реактив», 38:26:041103:22 под бывшим полигоном твердых бытовых отходов.

Следовательно, спорный земельный участок расположен за пределами населенного пункта и относится согласно карте границ населенных пунктов к землям промышленности.

ООО «Ангара-Реактив» было заявлено ходатайство о переводе спорного земельного участка в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях эксплуатации существующего объекта размещения отходов - шламонакопителя.

Установление или изменение границ муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

После принятия 25.04.2018 Думой Ангарского городского округа решения №383-49/01рД об исключении земельного участка с кадастровым номером 38:26:041103:1 из границ населенного пункта, Администрация Ангарского городского округа должна была изменить границы населенного пункта и внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о границах муниципального образования.

При этом генеральный план, являющийся документом территориального планирования, который носит обязательный характер для органов местного самоуправления, не приведен Администрацией в соответствие с принятым Решением Думы Ангарского городского округа от 25.04.2018 №383-49/01рД.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Учитывая, что спорный земельный участок расположен на землях промышленности, а также принимая во внимание его разрешенное использование - для эксплуатации шламонакопителя, суд приходит к выводу, что данный земельный участок не может относиться к землям населенных пунктов. Несоответствие категории земельного участка, указанной в кадастровом паспорте с категорий, в которой фактически расположен земельный участок, с учетом его разрешенного использования делает невозможным его использования для ООО «Ангара-Реактив».

В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается, следовательно, эксплуатировать указанный земельный участок кадастровым номером 38:26:041103:1 Общество в соответствии с его назначением не имеет возможности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации Ангарского городского округа в переводе земельного участка из одной категории в другую, содержащийся в письме от 25.10.2019 №2/07-4433, нарушает права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью «Ангара-Реактив» на ведение экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

Восстановление нарушенного права Общества подлежит путем обязания Администрации Ангарского городского округа издать акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:26:041103:1, общей площадью 11504кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 1, автодорога 11, в 175 м западнее пересечения с железнодорожными путями ОАО «В-Сибпромтранс», из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Согласно положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требование Общества с ограниченной ответственностью «Ангара-Реактив» о признании незаконным отказа Администрации Ангарского городского округа в переводе земельного участка из одной категории в другую, содержащегося в письме от 25.10.2019 №2/07-4433, следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3000руб.

При этом суд, взыскивая с ответчика в бюджет государственную пошлину, возлагает на него обязанность не по уплате государственной пошлины как таковой, а компенсирует судебные расходы.

То обстоятельство, что стороной является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказа в возмещении судебных расходов.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Таким образом, с Администрации Ангарского городского округа следует взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ангара-Реактив» судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб., уплаченной платежным поручением от 22.11.2019 №3663.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1.Заявленные требования удовлетворить.

2.Признать незаконным отказ Администрации Ангарского городского округа в переводе земельного участка из одной категории в другую, содержащийся в письме от 25.10.2019 №2/07-4433.

3.Обязать Администрацию Ангарского городского округа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Ангара-Реактив» путем издания акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:26:041103:1, общей площадью 11504кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 1, автодорога 11, в 175 м западнее пересечения с железнодорожными путями ОАО «В-Сибпромтранс», из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

4.Взыскать с Администрации Ангарского городского округа в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ангара-Реактив» судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб., уплаченной платежным поручением от 22.11.2019 №3663.

5. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья М.В.Луньков