ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-28259/19 от 27.01.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело № А19-28259/2019

03.02.2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.01.2020

Решение в полном объеме изготовлено 03.02.2020

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хороших Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, адрес: 664033, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, 257)

к Администрации Хомутовского муниципального образования – Администрации сельского поселения (665540, Иркутская область, Иркутский район, с Хомутово, ул. Кирова, 7А)

о признании незаконным отказа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность, копия диплома;

от ответчика: ФИО2, паспорт, доверенность, копия диплома,

установил:

Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (далее – заявитель, ОАО «ИЭСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконным отказа Администрации Хомутовского муниципального образования – Администрации сельского поселения (далее – ответчик, Администрация) изложенного в письме от 02.10.2019 № 4675-19.

В судебном заседании 21.01.2019 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 27.01.2019. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел».

После перерыва представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации требования заявителя не признал в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на заявление и дополнениях к нему, указав на законность и обоснованность оспариваемого отказа и отсутствие оснований для признания его незаконным, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 АПК РФпо имеющимся доказательствам.

При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, ОАО «ИЭСК» разработаны проекты планировки и межевания территории, которые направлены в Администрацию на их утверждение.

26.03.2019 по результатам проведения публичных слушаний Администрация отклонила в том числе проект планировки и межевания территории для строительства линейного объекта «КТП 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-Турская, северо-восточнее поле «Подувал» (CP 1901/16) и направила его на доработку в связи с тем что строительство и размещение линий электропередач в представленном проекте не предусмотрено муниципальной целевой Программой «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Хомутовского муниципального образования на 2013-2020 годы» (далее – Программакомплексного развитиясистем коммунальной инфраструктуры) и приведением проекта в соответствие с данной Программой.

20.06.2019 в целях исполнения заключения о проведении публичных слушаний от 26.03.2019 ОАО «ИЭСК» направила в адрес Администрации письмо № 06.201.018-14-4.23-1461 о внесении изменений в Программу комплексного развитиясистем коммунальной инфраструктуры.

02.10.2019 Администрация письмом № 4675-19 сообщила Обществу о невозможности внесения изменений в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в связи с тем, что:

- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна включать в себя план развития поселения, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальный ресурс в соответствии с действующим Генеральным планом Хомутовского муниципального образования, утвержденным решением Думы Хомутовского муниципального образования от 08.11.2013 № 16-79/дсп, который в настоящее время не предусматривает данные мероприятия (т.е. расширение границ населенных пунктов);

- Проекты планировки и межевания территории планируются в зонах сельскохозяйственных угодий, которые являются стратегически важными территориями, и в отношении которых отсутствует специальное законодательство об их охране в целях предотвращения истощения земельных ресурсов при осуществлении застройки.

Заявитель, полагая, что письмом от 02.10.2019 № 4675-19 отказано во внесении изменений в Программу комплексного развитиясистем коммунальной инфраструктуры, а также что данный отказ нарушает его права и законные интересы обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

В обоснование заявленного требования Общество ссылается на то, что отказ Администрации во внесении изменений в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры препятствует ОАО «ИЭСК» исполнить обязательства по заключенным договорам. Так, например  08.08.2016 межу ОАО «ИЭСК» и гражданином ФИО3 заключен договор № 1901/16-ВЭС, в соответствии с условиями которого, ОАО «ИЭСК» в течение 6 месяцев обязано осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства гражданина: хозяйственной постройки.

Рассмотрев доводы заявителя, суд, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа – это документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены пунктом 8 части 1 статьи 8 ГрК РФ.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» (далее – Постановление № 502) программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

При разработке программы необходимо учитывать показатели перспективной обеспеченности и потребности застройки поселения, городского округа на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства, технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, планируемых сроков реализации застройки в соответствии с генеральным планом поселения и генеральным планом городского округа (подпункт «а» пункта 5 Постановление № 502).

Согласно пункту 8 Постановления № 502 программа должна включать в себя:

а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению;

б)характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста);

в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;

г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований;

д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой;

е) обосновывающие материалы.

Так, решением Думы Хомутовского муниципального образования от 21.02.2013 № 07-38/дсп (с изменениями от 23.06.2016) утверждена муниципальная целевая Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Хомутовского муниципального образования на 2013- 2023 годы».

Границы Хомутовского муниципального образования определены Генеральным планом Хомутовского муниципального образования, утвержденным решением Думы Хомутовского муниципального образования от 08.11.2013 № 16-79.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений.

В силу статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 указанного закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Как установлено судом в ходе судебного разбирательства и не опровергнуто заявителем, испрашиваемая Обществом территория для осуществления технологического присоединения согласно представленной в материалы дела выкопировки из Генерального плана Хомутовского муниципального образования находится за границей населенного пункта, в зоне сельскохозяйственных угодий, не предусматривающей застройку.

В соответствии с Генеральным планом расширение границ населенных пунктов так же не предусматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией правомерно указано на невозможность внесения изменений в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Учитывая изложенное суд полагает, что заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не обосновал, в чем выражается нарушение его прав и законных интересов оспариваемым отказом, изложенным в письме 02.10.2019 № 4675-19, и какие нормы закона нарушены Администрацией при принятии данного решения. В связи с чем, заявителем не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для обращения в арбитражный суд. Таким образом, отсутствует обязательное условие, установленное частью 1 статьи 198 АПК РФ – обращение в суд в защиту прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, исследовав материалы дела и оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 – 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд,

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                                           Л.В. Назарьева