АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-2826/2022
«24» августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 августа 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
третье лицо: Отдел ЛРР (по г.Иркутску и Иркутскому району)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.02.2022г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт; ФИО2 – представитель по доверенности, представлен паспорт;
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности, представлено удостоверение;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (далее – ответчик, Управление, административный орган) от 02.02.2022г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №38ЛРР002010222209363, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного органа в судебном заседании с требованиями не согласился по основаниям, изложенном в отзыве и дополнении к нему.
10.08.2022г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 17.08.2022г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области. Судебное заседание продолжено после объявленного перерыва в том же составе суда, с участием тех же сторон. После объявленного перерыва представитель Управления в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в порядке статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот» зарегистрировано в качестве юридического лица под основным государственным регистрационным номером <***>.
21 января 2022 года на основании статьи 18 Федерального закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии», статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и задания №713/9/1-05-57 от 13.01.2022г. на проверку обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов проведена выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот». Административным органом проверка проведена в комнате хранения оружия Общества, расположенной по адресу: <...>.
В ходе проверки Управление выявлены нарушения пункта ж.4 статьи 15 Постановления Правительства №814 от 21.07.1998г. «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положения о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему» ООО «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот», а именно: ряду лиц, ранее судимым (перечень указан в материалах административного дела, в том числе, в оспариваемом постановлении) по договорам предоставлена возможность проведения стрельб на стрелковом объекте, в связи с чем, передавалось оружие и патроны.
Административный орган считает, что ранее судимым лицам Общество должно было отказать в проведении стрельб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 01.02.2022г. №38ЛРР002010222209363, которым установлено наличие в действиях Общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Росгвардии по Иркутской области 02.02.2022г. вынесено постановление по делу №38ЛРР002010222209363 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде предупреждения.
Заявитель, полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвовавших в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере оборота оружия.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил приобретения или передачи оружия.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является юридическое лицо, ответственное за соблюдение правил приобретения или передачи оружия.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной.
Правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии», положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Вместе с тем, оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, требует от федерального законодательства установления механизма их защиты в рамках особого правового режима оборота оружия.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» на территории Российской Федерации запрещаются продажа или передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных организациях.
Согласно подпункту ж(4) пункта 15 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года №814 оружие и патроны могут передаваться гражданам Российской Федерации, имеющим разрешения на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия либо лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, а также иной документ, подтверждающий право на хранение и ношение оружия, либо при отсутствии оснований для отказа в выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение оружия, установленных пунктами 2 - 4 и 9 части двадцатой статьи 13 Федерального закона «Об оружии», - спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб.
Основанием для признания Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначения ему наказания в виде предупреждения, согласно постановлению, послужили выводы административного органа о том, что Обществом допущены к стрельбам ряд лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления, совершенные умышленно либо имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные с применением оружия, а также отбывающим наказание за совершение преступления, то есть с нарушением части 20 статьи 13 Федерального закона «Об оружии».
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом согласно правилам распределения бремени доказывания, установленным частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, возлагается на административный орган.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот» включено во Всероссийский реестр объектов спорта в соответствии с положениями Приказа Минспорта России от 12.09.2014г. №766 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесении в него изменений», что подтверждается письмом Министерства спорта Российской Федерации от 29.09.2021г.
Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот» имеет сертификат соответствия серии АА «101763, выданный АНО «Центр содействия развитию физической культуры и спорта», подтверждающий его соответствие требованиям р. 5 п. 5.1, п. 5.2 ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей».
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации:
3) имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление;
3.1) имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;
3.2) имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
3.3) имеющим снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
3.4) имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней).
Данный перечень является исчерпывающим. Более того, в данной статье Федерального закона «Об оружии» речь идет о выдаче лицензии, а не об осуществлении физическими лицами стрельб в соответствии с заключенным договором в спортивном клубе.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, Общество предоставляло возможность проведения стрельб гражданам по гражданско-правовым договорам оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона Федеральный закон от 26.01.1996г. №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В силу положений части 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Как разъяснено в пункте 76 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статья 3, пункты 4 и 5 статьи 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей
Как следует из положения статьи 3 Федерального закона Федеральный закон от 04.12.2007г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями);
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона «Об оружии» для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по мету жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об оружии» для выполнения своих уставных задач спортивные организации и образовательные организации имеют право приобретать спортивное и охотничье оружие.
В силу пп. ж.6 п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации №814 от 21.07.1998г. «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» оружие и патроны могут передаваться гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам – спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, являющихся объектами спорта, и (или) стрелковых объектах образовательных организаций, а также на территориях, специально подготовленных для проведения официального спортивного соревнования, - для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным и использованием оружия.
Из содержания указанных норм при их системном толковании следует, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность потребителя предоставлять для заключения договора об оказании услуг по организации стрельб справки о судимости.
В связи с чем, по убеждению суда, субъективная сторона административного правонарушения в действиях Общества отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, при отсутствии либо недоказанности в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, хотя бы одного из структурных элементов состава административного правонарушения, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Резюмируя все вышеизложенное, суд пришел к выводу и не исследованности административным органом обстоятельств дела, представленными материалами не подтверждается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы оспариваемого постановления о доказанности осуществления Обществом незаконных действий по передаче оружия и патронов к нему по договорам ряду лиц, ранее имевшим судимость, при отсутствии по требованию Общества справок об отсутствии судимости у физических лиц, противоречат обстоятельствам дела.
Всем существенным доводам, изложенным ответчиком, судом рассмотрены, оценены и не влияют на выводы суда.
На основании части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановление Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области от 02.02.2022г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот» к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения не соответствует закону, вследствие этого подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Постановление Отдела ЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Учебный центр дополнительного профессионального образования «Стрелковый клуб Патриот»» к административной ответственности по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ в виде предупреждения признать незаконным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А. Куклина