АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-28347/2019
« 20 » января 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 20 января 2020 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666034, <...>)
к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Шелеховского района «Большелугская средняя общеобразовательная школа № 8» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666013, <...>)
о взыскании штрафных санкций в размере 75000 руб.,
при участии в заседании
от истца: не явились;
от ответчика: не явились;
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (далее - УПФР в Шелеховском районе Иркутской области) обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Шелеховского района «Большелугская средняя общеобразовательная школа № 8» (далее – МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8») о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в размере 75 00 руб., в том числе: за февраль 2019 – 37000 руб., за апрель 2019 – 38000 руб.
В судебном заседании, состоявшемся 15.01.2020, представитель УПФР в Шелеховском районе Иркутской области заявленные требования поддержал, представитель МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» требования не признал, просил снизить размер взыскиваемых штрафных санкций.
Из материалов дела следует, что МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» зарегистрировано в качестве юридического лица Шелеховской администрацией Шелеховского муниципального образования 26.06.2001, регистрационный номер юридического лица 737.
06.02.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о данном юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за № <***>.
По результатам проведенной проверки представленных страхователем 28.05.2019 сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в том числе, дополняющих сведений за февраль 2019 и исходных сведений за апрель 2019, органом Пенсионного фонда составлены соответствующие акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 03.06.2019 №№ 048S18190014018, 048S18190014019.
02.07.2019 УПФР в Шелеховском районе Иркутской области вынесены решения, согласно которым МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в том числе:
- № 048S19190013055 - за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, за февраль 2019, в виде штрафа в размере 37000 руб.;
- № 048S19190013055 за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, за апрель 2019, в виде штрафа в размере 38000 руб.
Требования об уплате штрафа от 22.07.2019 № 048S01190015259, № 048S01190015257, направленные ответчику, в установленный срок не исполнены.
В связи с неуплатой штрафных санкций в добровольном порядке Пенсионный фонд 06.11.2019 обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника - МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» спорных сумм штрафа.
Определением от 08.11.2019 по делу № А19-26940/2019 в принятии заявления УПФР в Шелеховском районе Иркутской области о выдаче судебного приказа о взыскании с МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» штрафных санкций в размере 75000 руб. отказано на основании части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
26.11.2019 УПФР в Шелеховском районе Иркутской области обратилось в суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с настоящим заявлением.
В судебном заседании 15.01.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 10 час. 15 мин. 16.01.2020. После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, нарушение которого вменено Управлением Пенсионного фонда, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, отчетность за февраль 2019 страхователь обязан был представить в территориальный орган ПФР не позднее 15.03.2019, отчетность за апрель 2019 – не позднее 15.05.2019.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192 п.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п.
На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктом 39 Инструкции № 766н, согласно которой страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с приложением к Постановлению № 83п при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции № 766н и Постановления № 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Из материалов настоящего дела следует, что 12.03.2019 страхователем в Пенсионный фонд посредством электронного документооборота представлены исходные сведения за февраль 2019 на 3 застрахованных лиц, т.е. в установленный законом срок, что Пенсионном фондом по существу не оспаривается и отражено в акте от 03.06.2019 № 048S18190014018. При заполнении данных сведений страхователем указан тип формы «Дополняющая». Вместе с тем, эти сведения, как поданные впервые за данный отчетный период, фактически являются и были приняты Пенсионным фондом как исходные, что сторонами не оспаривается.
28.05.2019, в связи с самостоятельным обнаружением ошибок в первоначально поданных сведениях, страхователем в УПФР в Шелеховском районе Иркутской области посредством электронного документооборота представлена отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2019 на 74 застрахованных лица, сведения в отношении которого в исходной форме отражены не были.
Таким образом, подав 28.05.2019 дополняющую форму СЗВ-М за февраль 2019, учреждение реализовало свое право, предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений.
При этом ни Федеральный закон № 27-ФЗ, ни Инструкция № 766н не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают срок для предоставления уточняющих, дополняющих сведений в случае самостоятельного выявления ошибки страхователем до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда.
Прежде всего, следует иметь в виду, что абзац третий статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 №308-ЭС19-975).
Поскольку исходные сведения за февраль 2019 страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ, а также учитывая, что вышеуказанные дополнения Пенсионным фондом приняты без замечаний (недостоверность сведений не установлена), суд полагает, что у УПФР в Шелеховском районе Иркутской области отсутствовали основания для привлечения МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за нарушение срока представления индивидуальных сведений за февраль 2019 в виде штрафа в размере 37000 руб.
При таких обстоятельствах, требования УПФР в Шелеховском районе Иркутской области о взыскании с ответчика штрафных санкций за февраль 2019 в размере 37000 руб. удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требования УПФР в Шелеховском районе Иркутской области в остальной части, суд установил следующее.
Индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за апрель 2019 с типом формы «Исходная» были представлены учреждением в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации 28.05.2019, т.е. с нарушением установленного срока.
Факт нарушения МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» срока представления исходных индивидуальных сведений за апрель 2019 подтверждается материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается.
Следовательно, Пенсионный фонд правомерно привлек МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя школа № 8» к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ на основании решения от 02.07.2019 № 048S19190013055 за нарушение срока представления индивидуальных сведений за апрель 2019.
Вместе с тем, суд полагает, что имеются основания для снижения размера штрафных санкций, примененных к страхователю на основании решения № 048S19190013055, по следующим основаниям.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Часть 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 названной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В соответствии со статьей 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.
Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.
Возможность применения норм НК РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указывающей на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 19 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 разъяснено, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Материалами дела установлено, что несвоевременное преставление ответчиком индивидуальных сведений на застрахованных лиц, являющихся пенсионерами, а также представление за февраль 2019 неполных сведений (последующая сдача дополняющей формы за февраль 2019) повлекло переплату пенсии на сумму 344288,87 руб. (протоколы о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии).
Согласно представленному Пенсионным фондом списку работников – застрахованных лиц МКОУ из суммы выявленной переплаты пенсии в размере 344288,87 руб. остаток задолженности учреждения по состоянию на 15.01.2020 составил 6204,55 руб.
Следовательно, излишне выплаченные средства практически полностью возвращены работниками МКОУ Шелеховского района «Большелугская средняя общеобразовательная школа № 8» в бюджет фонда, что свидетельствует об отсутствии ущерба.
Согласно пояснений законного представителя истца, образовательное учреждение с 01.01.2019 было переведено на самостоятельную сдачу отчетности в Пенсионный фонд, однако, необходимыми кадровыми ресурсами учреждение не обладает. Отсутствие в штате бюджетного учреждения необходимого специалиста создало определенные сложности в сдаче форм отчетности, и, в конечном счете, привело к рассматриваемому нарушению.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к ответственности, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера наложенного на образовательное учреждение штрафа по решению от 02.07.2019 № 048S19190013055 с 38000 руб. до 5000 руб. за нарушение срока представления индивидуальных сведений за апрель 2019.
При таких обстоятельствах, требования УПФР в Шелеховском районе Иркутской области о взыскании с ответчика штрафных санкций за нарушение срока представления индивидуальных сведений за апрель 2019 подлежат частичному удовлетворению – в сумме 5000 руб.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховского района «Большелугская средняя общеобразовательная школа № 8» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666013, <...>) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666034, <...>) штрафные санкции в размере 5000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в РФ, за апрель 2019, и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова