АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
10 февраля 2010 года Дело № А19-28702/09-64
Резолютивная часть решения объявлена 3 февраля 2010 года,
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2010 года,
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Репина С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «УсольВагонМаш»,
к Усольскому отделу Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области,
о признании незаконным решения № 12-36-2033 от 23.10.2009г. об отказе в предоставлении запрашиваемой информации,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика – ФИО1 (доверенность, удостоверение);
установил:
Временный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «УсольеВагонМаш» ФИО2 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения № 12-36-2033 от 23.10.2009г. Усольского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (далее – регистрирующий орган).
Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв со 2 февраля 2010 года до 3 февраля 2010 года до 11 часов. Информация об объявлении перерыва размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2009г. по делу № А19-19184/06-60 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УсольВагонМаш» введена процедура наблюдения, временным управляющим должника назначен ФИО2
Временным управляющим ООО «УсольВагонМаш» ФИО2 21.10.2009г. направлен запрос в Усольский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области о предоставлении Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах ООО «УсольВагонМаш» на объекты недвижимого имущества, в том числе и на земельные участки, в целях розыска и обеспечения сохранности имущества должника, проведения финансового анализа деятельности ООО «УсольВагонМаш» и подготовки отчета временного управляющего.
Усольским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области по результатам рассмотрения ходатайства вынесено решение об отказе в выдаче запрашиваемой информации, оформленное письмом № 12-36-2033 от 23.10.2009г.
Временный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «УсольеВагонМаш» ФИО2, полагая, что решение Усольского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области об отказе в выдаче запрашиваемой информации не соответствует требованиям Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 ст. 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на регистрирующий орган.
Из содержания изложенных норм следует, что при рассмотрении заявленного требования необходимо установить: несоответствие (соответствие) оспариваемого ненормативного правового акта регистрирующего органа закону или иному нормативному правовому акту; наличие (отсутствие) нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Согласно части 1 стать 3 Закона № 122-ФЗ правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области юстиции.
Пунктом 1 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006г. № 293, установлено, что административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - административный регламент) разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная функция), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - заявители), и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с пунктом 140 Административного регламента, основанием для начала процедуры выдачи информации или копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, является обращение заявителя с документом, удостоверяющим личность, документом об оплате и заполненным заявлением о выдаче информации или изготовлении копии правоустанавливающего документа, или поступление официального запроса от органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно пункту 141 Административного регламента специалист, ответственный за выдачу информации, проверяет личность заявителя, правомочность предоставления ему информации из ЕГРП или копий правоустанавливающих документов или проверяет правильность оформления запроса, поступившего из органа государственной власти (органа местного самоуправления), регистрирует поступивший запрос или заявление в книге учета выданной информации о зарегистрированных правах.
Исходя из вышеуказанным норм следует, что для поучения информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество заявитель должен обратиться в регистрирующий орган лично, представив документ, удостоверяющий личность. При этом возможность направления соответствующего запроса по почте, без предоставления документа, удостоверяющего личность, предоставлена только органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 21.10.2009г. в регистрирующий орган поступил запрос от временного управляющего ООО «УсольВагонМаш» ФИО2 о выдаче Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах ООО «УсольВагонМаш» на объекты недвижимого имущества, в том числе и на земельные участки.
В качестве документов, подтверждающих полномочия на право обращения с запросом, заявителем приложено определение Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-19184/09-60 от 07.10.2009г. от 21.10.2009г. без предоставления документов, устанавливающих личность заявителя, а также без предоставления документов, подтверждающих регистрацию юридического лица.
В силу части 3 статьи 7 Закона № 122-ФЗ сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке только:
- самим правообладателям или их законным представителям;
- физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
- залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге;
- руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
- судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;
- лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
- федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;
- Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Однако частью 3 статьи 7 Закона № 122-ФЗ не предоставлено временному управляющему право на обращение в регистрирующий орган с запросом о выдаче информации; законодателем установлен закрытый перечень лиц, наделенных правом обращения в регистрирующий орган с запросом о выдаче информации, к которым относятся органы государственной власти и местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что запрос временного управляющего ООО «УсольВагонМаш» ФИО2, направленный в адрес регистрирующего органа по почте, не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем не может являться основанием для выдачи информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Довод заявителя о том, что отказ в предоставлении запрашиваемой информации временному управляющему ООО «УсольВагонМаш» ФИО2 не соответствует требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» суд находит несостоятельным.
В соответствии с честью 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах и обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе и об имущественных правах и обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
Как следует из материалов дела, временный управляющий ФИО2 воспользовался предоставленным ему Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» правом направления запроса в регистрирующий орган о предоставлении информации, однако заявитель в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регламентирующим порядок выдачи запрашиваемой информации, не представил в регистрирующий орган документ, удостоверяющий личность, без предоставления документов, подтверждающих регистрацию юридического лица, а также без предоставления сведений о месте нахождения юридического лица.
Поскольку заявителем не соблюдены требования Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регламентирующим порядок выдачи запрашиваемой информации, суд приходит к выводу об отсутствии у регистрирующего органа обязанности по выдаче запрашиваемой информации.
В силу требований частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в выдаче запрашиваемой информации, оформленное письмом № 12-36-2033 от 23.10.2009г., вынесено Усольским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленного временным управляющим Общества с ограниченной ответственностью «УсольеВагонМаш» ФИО2 требования о признании незаконным решения № 12-36-2033 от 23.10.2009г. Усольского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, - отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья: С.А.Репин