АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-2878/2022
05.04.2022 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31.03.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено .04.2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Хромцовой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рощиной В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ" (664035, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.10.2012, ИНН: <***>)
к КОМИТЕТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (664532, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСКИЙ РАЙОН, ЗОРИНО-БЫКОВО ДЕРЕВНЯ, ЗАРЕЧНАЯ УЛИЦА, ДОМ 15, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 14.01.2004, ИНН: <***>)
о взыскании 2 246 000 рублей,
от истца: представитель ФИО1 по доверенности №3 от 10.01.2022, паспорт;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности №225 от 20.012022, паспорт;
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ" (далее – ООО "ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к КОМИТЕТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее – ответчик) с требованием о взыскании убытков в сумме 2 246 000 рублей.
Истец исковые требования поддержал.
Ответчик исковые требования не признал.
Исследовав материалы дела, суд с учетом мнения сторон признал подготовку дела к судебному разбирательству оконченной, на основании части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о времени и месте проведения которого стороны извещены определением от 21.02.2022.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Между истцом и ответчиком заключено концессионное соглашение от 27.06.2014, согласно которому истец обязался за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества, право собственности на которую принадлежит ответчику и осуществлять эксплуатацию объекта для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечение работы канализационных систем, а ответчик обязался предоставить истцу на срок, установленный в соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно приложению № 1 к концессионному соглашению являются объекты концессионного соглашения – муниципальное имущество в количестве 36 единиц, расположенных на территории Карлукского, Ревякинского, Хомутовского муниципальных образований.
Актом приема-передачи от 23.06.2014 истец и ответчик произвели приемо-передачу объектов концессионного соглашения.
Постановлением Администрации Хомутовского МО от 23.04.2019 № 74 с/д «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения с. Хомутово Иркутского района Иркутской области на период до 2031 год» изменена функциональная схема водоотведения, содержащая запрет на сброс стоков на рельеф и предписывающая их перевозку ассенизационными машинами и транспортировку на очистные сооружения г. Иркутск.
Истцом указано, что существенно изменились условия эксплуатации переданного истцу имущества, в связи с чем, истец оказался неспособным в дальнейшем выполнять принятые на себя обязательства в части водоотведения на территории с. Хомутово Иркутского района, кроме того, положение истца ухудшилось по сравнению с тем положением, в котором оно находилось на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего истец в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения. Вынужден нести дополнительные расходы на перевозку сточных вод автомобильным транспортом до ближайших централизованных КОС г. Иркутска, данные расходы не включены в тариф на оказываемую истцом услуги водоотведения. Транспортировка стоков из накопительной емкости до очистных сооружений посредством автомобильным транспортом является услугой по сбору и вывозу ЖБО и не относится к услугам централизованного водоотведения.
Между истцом, ответчиком, Администрацией Хомутовского муниципального образования - Администрацией сельского поселения, Администрацией Ревякинского муниципального образования - Администрацией сельского поселения заключено дополнительное соглашение № 5 от 01.07.2019 к концессионному соглашению о внесении изменений в акт приема-передачи от 23.07.2014 об исключении из таблицы «Хомутовское МО» строк: канализационные сети, адрес: с. Хомутово, год ввода 1976, характеристики: общая протяженность 2026 м.п., труба ЧК диам. 200 мм., <...> протяженность 1413 м.п., труба ЧК диам. 150 мм., <...> протяженность 488 м.п.., труба ЧК диам. 100 мм., <...> протяженность 135 м.п.; выгребной септик, адрес: <...> характеристики: металлическая емкость 60 м3, 1 шт.; выгребной септик, адрес: <...> характеристики: ж/б емкость 20м3, 10 штук; здание КНС, адрес: <...>, характеристики: одноэтажное кирпичное отдельно стоящее нежилое здание, общей площадью 29,8 кв.м.
Истцом направлено в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области заявление о согласовании изменений условий концессионного соглашения от 06.09.2019 № 304, в котором истец, руководствуясь пунктами б) и г) статьи 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения», просил согласовать изменения, предлагаемые к внесению в концессионное соглашение от 27.06.2014.
Письмом от 16.10.2019 Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области отказало в согласовании изменений условий концессионного соглашения, указав на обязанность истца обеспечить реконструкцию (модернизацию) объектов, находящихся в технически пригодном состоянии, передаваемых по соглашению, чтобы не допускать сброс неочищенных канализационных сточных вод от КОС для обеспечения работы канализационной системы с. Хомутово. При подписании акта приема-передачи стороны претензий не имели, объекты находятся в технически пригодном состоянии.
ООО "ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ" заключило с ИП ФИО3 заключен договор на вывоз жидких бытовых отходов от 16.10.2019, согласно которому ИП ФИО3 обязался оказать истцу услуги по откачке и вывозу ЖБО из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков от истца и организовать за свой счет их транспортировку, а истец обязался производить оплату в сроки, порядке и размере, определенные договором.
Согласно пункту 1.2 договора прием ЖБО производится с канализационной насосной станции по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Колхозная либо с накопительной емкости, расположенной по адресу: <...> КОС.
Стоимость оказываемых услуг составляет 100 руб./м3 без НДС (пункт 2.1.1. Договора).
Согласно дополнительного соглашения от 15.10.2021 года к договору на вывоз ЖБО от 16.10.2019 года стоимость оказываемых услуг была изменена и составила 150,00 руб./м3 без НДС с 17.10.2021 года.
За спорный период с 16.10.2020 по 18.11.2021 г. ИП ФИО3 оказал услуги по вывозу ЖБО с КОС с. Хомутово до КОС г. Иркутска и выставил в адрес истца акты выполненных работ и счета на общую сумму 2 539 000 рублей, а истец произвел оплату оказанных услуг в полном объёме путем перечисления денежных средств платежными поручениями, а также путем зачета встречных однородных требований (том 1 л. д. 30-57).
Полагая понесенные затраты убытками, причиненными незаконным бездействием ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) от 16.10.2019 № 038/4946/19.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2020 года по делу № А19-25326/2019 заявленные требования удовлетворены. Решение антимонопольного органа об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения от 27.06.2014 № б/н, выраженное в письме от 16.10.2019 № 038/4946/19, признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2020 года по делу № А19-26238/2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.10.2020 решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2020 года по делу № А19-26238/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2020 года по тому же делу оставлено без изменения.
Письмом от 15.10.2020 Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области сообщило истцу о принятии решения о согласовании изменений условий концессионного соглашения от 27.06.20214 в части исключения из концессионного соглашения от 27.06.2014 объектов: канализационные сети по адресу: с. Хомутово; выгребной септик по адресу: <...>; здание канализационной насосной станции по адресу: <...>; здание канализационно-очистных сооружений по адресу: <...>.
Истец уведомлением от 16.10.2020, уведомил ответчика, что продолжает нести затраты на перевозку стоков автомобильным транспортом от КОС с. Хомутово до КОС г. Иркутска, которые являются прямыми убытками истца и не подлежат включение в тариф на водоотведение, истец просил ответчика организовать совещание по вопросу передачи муниципального имущества от истца к ответчику.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2021 отказано Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что по концессионному соглашению от 27.06.2014 обществу переданы канализационные сети, канализационная насосная станция и здание канализационно-очистных сооружений с отсутствующим инженерным оборудованием для проведения очистки попадающих на них сточных вод.
Инженерные системы и оборудование КОС находятся в аварийном техническом состоянии, а также не соответствуют современным нормам и стандартам, следовательно, не могут быть использованы для эксплуатации.
Обязанность, предусмотренную в рамках концессионного соглашения по реконструкции (модернизации) инженерного оборудования для проведения очистки сточных вод попадающих на КОС с. Хомутово, отсутствующего на объекте в момент передачи муниципального имущества, выполнить обществом не представляется возможным.
Решением Думы Хомутовского муниципального образования от 21.02.2013 N 07-38/псд утверждена муниципальная целевая программа "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Хомутовского муниципального образования на 2013 - 2020 годы", в числе мероприятий которой на период 2014-2020 гг. запланировано строительство модульных канализационно-очистных сооружений за счет финансовых средств, выделяемых из федерального и местного бюджетов.
В схеме водоснабжения и водоотведения с. Хомутово на 2015 - 2024 гг., утвержденной постановлением Администрации Хомутовского муниципального образования от 02.03.2015 N 23 о/д, отражено, что ввиду отсутствия работоспособных канализационных очистных сооружений и ветхости сетей водоотведения отведение стоков от потребителей производится следующим образом: стоки собираются по самотечным коллекторам до канализационной насосной станции по ул. Колхозной; от насосной станции насосом стоки подаются по напорному трубопроводу (по ул. Тимирязева и ул. Нагорной) на канализационные очистные сооружения с. Хомутово, откуда сливаются на рельеф.
Решением Думы Хомутовского муниципального образования от 23.06.2016 N 53-220/д внесены изменения в муниципальную целевую программу "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Хомутовского муниципального образования на 2013 - 2020 годы", согласно которым финансирование в части строительства канализационных очистных сооружений с 2013 по 2023 гг. не предусмотрено.
Постановлением Администрации Хомутовского муниципального образования от 23.04.2019 N 74 с/д утверждена актуализированная схема водоотведения с. Хомутово на период до 2031 г., согласно которой строительство очистных сооружений не планируется.
В связи с чем общество несет дополнительные расходы, связанные с вывозом жидких бытовых отходов посредством заключения договоров со сторонними организациями. Такие расходы не заложены в тариф на водоотведение в силу закона и являются прямыми убытками ООО "Южнобайкальское".
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 ГК РФ).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Исходя из содержания статей 15, 393 ГК РФ при возмещении убытков доказыванию подлежат следующие обстоятельства: факт причинения убытков, размер убытков, причинная связь между нарушением обязанности (или неисполнением обязанности) ответчиком и причинением убытков.
В результате изменений внесенных в актуализированную схему водоотведения и бездействия ответчика по совершению действий по принятию муниципального имущества (инженерных систем и оборудования КОС) находящихся в аварийном техническом состоянии, не соответствующих современным нормам и стандартам, которые не могут быть использованы для эксплуатации, истец был вынужден нести дополнительные расходы на перевозку сточных вод автомобильным транспортом до ближайших централизованных КОС г. Иркутска, выразившиеся в заключении договора с ИП ФИО3 на вывоз жидких бытовых отходов от 16.10.2019, и оплате таких расходов в общей сумме 2 539 000 рублей.
Подробный расчет исковых требований приложен истцом к исковому заявлению, ответчиком арифметическая правильность расчета не оспорена.
Истец о наличии необходимого инженерного оборудования для проведения очистки сточных вод попадающих на КОС с. Хомутово на момент передачи имущественного комплекса в 2014 году не знал и лишился того, на что мог рассчитывать при его использовании.
Принимая во внимание изложенное, суд признает доказанным истцом факты наличия и размера заявленных убытков.
Также суд усматривает причинно-следственную связь между действиями ответчика и наличием убытков.
Суд приходит к выводу о наличии всей совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения требования о взыскании убытков.
Учитывая вышеизложенное, суд считает требование истца о взыскании с ответчика убытков, составляющих стоимость восстановительного ремонта в размере 2 246 000 рублей обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Аналогичная правовая оценка указанным обстоятельствам дана вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.09.2021 года по делу №А19-23232/2020, а также постановлениями апелляционной и кассационной инстанций по этому делу по иску ООО "ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ" к КОМИТЕТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ о взыскании аналогичных убытков за предыдущий период.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 34 230 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу со стороны ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить;
взыскать с КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮЖНОБАЙКАЛЬСКОЕ" 2 246 000 рублей – основного долга;
34 230 рублей – судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины по первоначальному иску.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение месяца после его принятия.
Судья Н.В. Хромцова