ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-29397/09 от 09.02.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело №А19-29397/09-66

«09» февраля 2010г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поляковой Е.Г.,

при ведении протокола судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Иркутской области

к Финансовому управлению Администрации города Усть-Илимска

третье лицо: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Радуга»

о признании незаконным бездействия,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились,

от ответчика: не явились,

от третьего лица: не явились,

установил:

Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации города Усть-Илимска по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 08.04.2009г. по делу №А19-4974/09-24, и об обязании Финансового управления Администрации города Усть-Илимска с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.04.2009г. по делу №А19-4974/09-24 в соответствии с исполнительным листом №9275 от 08.04.2009г.

Заявитель о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен 11.01.2010г., в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен 27.01.2010г., в судебное заседание не явился, в направленном отзыве требования инспекции не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено 01.02.2010г., в судебное заседание не явилось, направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также сослалось на факт направления главному распорядителю бюджетных средств запроса-требования о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном ч.2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, без участия представителей сторон.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.04.2009г. по делу №А19-4974/09-24 удовлетворены требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Иркутской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №31 «Радуга» 131552 руб. 09 коп.., составляющих задолженность по единому социальному налогу и пени. На основании указанного решения судом налоговому органу выдан Исполнительный лист №9275 о взыскании с учреждения указанной выше суммы.

Инспекцией, 11.06.2009г. в адрес Администрации г.Усть-Илимска направлено заявление №06-04/007271, о передаче для исполнения Исполнительного листа №9275.

Указанное заявление с приложенными к нему документами получено Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска 16.06.2009г.

27.08.2009г. Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска в адрес заявителя, по его запросу, направлена информация о задолженности по направленным исполнительным документам с указанием сумм, в том числе по исполнительному листу №9275 (письмо от 27.08.2009г. №01-23/843). Согласно указанной информации задолженность по исполнительному листу №9275 составляет 131552 руб. 09 коп.

Не согласившись с данным бездействием Управления, выразившемся в неисполнении решения арбитражного суда, налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым требованием.

Ответчик требования инспекции не признал, указав на то, что Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска, не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №31 «Радуга». Кроме того, сослался на неполучение спорного исполнительного листа.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в п.2 ст.242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса).

Согласно абз.4 п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

В силу п.1 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 ст. 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно ч.4 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

В силу п.п.5, 7 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, Финансовое управление Администрации г.Усть-Илимска является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений г.Усть-Илимска.

11.06.2009г. заявителем в адрес администрации г.Усть-Илимска для исполнения был направлен исполнительный лист №9275, выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 08.04.2009г. по делу №А19-4974/09-24 о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №31 «Радуга» недоимки по единому социальному налогу и пени в сумме 131552 руб. 09 коп. (заявление от 11.06.2009г. №06-04/007271).

Указанное заявление с приложенными к нему документами получено Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска 16.06.2009г., о чем свидетельствует выписка из Журнала входящей корреспонденции Администрации города Усть-Илимска, из которой следует, что оно отписано начальнику Финансового управления Администрации города Усть-Илимска Кравцовой Т.Д.

27.08.2009г. Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска в адрес заявителя, направлено письмо №843 о неисполнении должником требований исполнительного документа.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в установленный Бюджетным кодексом РФ срок исполнительный лист №9275 ответчиком возвращен взыскателю не был, данный исполнительный документ без возражений был принят к исполнению и должен быть исполнен – 16.09.2009г. Однако на указанную дату, денежные средства по исполнительному листу взыскателю перечислены не были, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком требований ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок по исполнению судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов отсутствие или наличие дефицитного бюджета. Таким образом, финансовое управление обязано было исполнить полученный от заявителя исполнительный лист в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из содержания ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ следует, что она не содержит каких-либо условий для ее применения, неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

В данном случае суд признает, что финансовый орган в нарушение указанных положений бюджетного законодательства в трехмесячный срок не исполнил предъявленный исполнительный лист, в том числе, не приостановил осуществление расходных операций на лицевых счетах должника, а также не исполнил установленную Бюджетным кодексом РФ обязанность по информированию взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа.

Указанное свидетельствует, о том, что ответчик обязанности по полному и своевременному исполнению исполнительного листа не исполнил, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя. В нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчиком в подтверждение своих доводов не представлено документального подтверждения причин неисполнения судебного акта.

Довод ответчика о том, что финансовое управление не является главным распорядителем средств в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №31 «Радуга», судом не может быть принят во внимание, исходя из следующего.

Судом установлено, и материалами дела подтверждено, что согласно постановлению главы Администрации города Усть-Илимска от 01.11.2007г. №1066 «Об утверждении перечня главных распорядителей средств бюджета города», Управление образования Администрации города Усть-Илимска является главным распорядителем средств бюджета города, в отношении муниципальных образовательных учреждений.

Вместе с тем, именно Финансовое управление является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, которому направляются для исполнения исполнительные документы, и который в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, обязан совершить определенные действия в целях его исполнения.

По этим же основаниям отклоняется и ссылка ответчика на ст.158 Бюджетного кодекса РФ о субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств по денежным обязательствам, поскольку ненадлежащее исполнение распорядителем своих обязанностей не освобождает орган, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений от необходимости исполнить в полном объеме те действия, которые возложены Законом именно на него. Предметом же данного судебного разбирательства является именно законность бездействия, допущенного финансовым органом.

Также судом не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что заявление и исполнительный лист были направлены в адрес Администрации г.Усть-Илимска, а не в адрес Финансового управления, в связи с чем, финансовый орган не имел возможности совершать какие-либо действия по исполнению такого исполнительного листа.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявление инспекции от 11.06.2009г. №06-04/007271 с приложенными к нему документами, получено финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска 16.06.2009г., о чем свидетельствует выписка из Журнала входящей корреспонденции администрации города Усть-Илимска, из которой усматривается, что указанное заявление отписано начальнику Финансового управления Администрации города Усть-Илимска Кравцовой Т.Д.

Кроме того, как усматривается из других материалов дела, исполнительный лист №9275 ответчиком возвращен взыскателю не был, данный исполнительный документ без возражений был принят к исполнению.

Так, в материалах дела имеется уведомление Финансового управления от 02.07.2009г. №670, в котором ответчик информирует должника о поступлении спорного исполнительного документа.

Должником – Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида №31 «Радуга» на имя начальника Финансового управления Администрации г.Усть-Илимска было направлено информационное письмо с указанием числящейся задолженности в разрезе исполнительных документов - исполнительные листы №9275, №9276. При этом, в самом информационном письме указано, что оно направляется в ответ на уведомление от 02.07.2009г. №670 о поступлении исполнительного документа.

Также о получении и принятии к производству спорного Исполнительного листа, свидетельствует и письмо финансового органа от 27.08.2009г. №01-23/843, которым ответчик информирует инспекцию о задолженности по исполнительным документам.

Кроме того, суд учитывает, что Финансовое управление Администрации  города Усть-Илимска и Администрация  города Усть-Илимска находятся по одному адресу: г.Усть-Илимск, ул. Героев Труда, 38.

Таким образом, исполнительный лист №9275 был принят Финансовым управлением города к исполнению, однако на день обращения налогового органа с данным заявлением в арбитражный суд и на день рассмотрения дела в суде, денежные средства по исполнительному листу не перечислены, исполнительный лист с отметкой об исполнении в полном объеме исполнительного документа в суд не возвращен (п.10 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ).

При таких обстоятельствах, суд, полагает, что Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, должно было в соответствии с п.7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника. Неисполнение ответчиком своей обязанности, является длящимся бездействием, поскольку на момент рассмотрения дела в суде требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены, операции по лицевым счетам должника не приостановлены. Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя как администратора доходов бюджета.

Из анализа положений ст.242.5 Бюджетного Кодекса РФ следует, что ею предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом организационно-технических мер по исполнению судебных актов, не исполнение которого является незаконным бездействием, противоречащим положениям ст.16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ, и приводящим к нарушению прав взыскателей.

Судом, также проверено соблюдение срока для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, и установлено, что он не был пропущен заявителем.

Так, согласно ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Заявителем в материалы дела представлено письмо от 27.08.2009г. №01-23/843, в котором финансовый орган сообщил налоговому органу о неисполнении требований по исполнительному документу – исполнительному листу №9275 (получено заявителем 01.09.2009г.). С заявлением в арбитражный суд налоговый орган обратился 27.11.2009г.

Доказательств того, что на момент обращения в арбитражный суд, и до получения ответа от финансового органа от 27.08.2009г. №01-23/843, у заявителя имелась информация о ходе исполнения исполнительного документа, материалы дела не содержат и суду не представлено.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (п.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

С учетом изложенного, неисполнение Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска решения Арбитражного суда Иркутской области от 08.04.2009г. по делу №А19-4974/09-24, в соответствии с исполнительным листом Арбитражного суда Иркутской области от 22.05.2009г. №9275 в сумме 131552 руб. 09 коп., следует признать незаконным, как несоответствующее требованиям законодательства и нарушающие права и законные интересы заявителя.

В соответствии с требованиями п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать Финансовое управление администрации города Усть-Илимска с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.04.2009г. по делу №А19-4974/09-24 в соответствии с исполнительным листом №9275 от 22.05.2009г. на сумму 131552 руб. 09 коп. в порядке, установленном действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации города Усть-Илимска, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 08.04.2009г. по делу №А19-4974/09-24, в соответствии с исполнительным листом Арбитражного суда Иркутской области от 22.05.2009г. №9275, как несоответствующее требованиям ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Обязать Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 08.04.2009г. по делу №А19-4974/09-24 в соответствии с исполнительным листом №9275 от 22.05.2009г на сумму 131552 руб. 09 коп. в порядке, установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.Г.Полякова