ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-29602/09 от 08.02.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело №А19-29602/09-50

« 09 » февраля 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2010 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области

к Финансовому управлению Администрации города Усть-Илимска

о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения прав взыскателя,

третье лицо: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»,

при участии в заседании

от заявителя: не явились,

от ответчика: не явились,

от третьего лица: не явились,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации города Усть-Илимска, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2008 г. по делу № А19-11936/08-33, обязании устранить допущенные нарушения прав взыскателя путем возложения обязанности по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2008 г. по делу № А19-11936/08-33 в соответствии с исполнительным листом № 20072.

Заявитель, ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, без участия представителей сторон.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2008 г. по делу № А19-11936/08-33 требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области о взыскании с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» (далее МОУ ДОД «ЦДОД») задолженности по единому социальному налогу в сумме 130 792 руб. удовлетворены, с ответчика взыскан единый социальный налог в сумме 130 792 руб., в том числе: в части федерального бюджета – 86 236 руб., в части ФФОМС – 15 810 руб., в части ТФОМС – 28 746 руб. и в доход федерального бюджета госпошлина в сумме 100 руб.

На основании указанного решения судом 01.12.2008 г. налоговому органу выданы исполнительные листы №№ 20072, 20073 о взыскании с МОУ ДОД «ЦДОД» 130 792 руб. налога и 100 руб. государственной пошлины соответственно.

Письмом от 29.12.2008 г. № 06-04/44131 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области предъявила для исполнения исполнительные листы №№ 20072, 20073 от 01.12.2008 г.

Письмом от 27.08.2009 г. № 01-23/843 Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска представило в налоговый орган сведения о задолженности по направленным исполнительным документам, согласно которым задолженность МОУ ДОД «ЦДОД» по состоянию на 28.08.2009 г. составляет 130 892 руб., в том числе: по исполнительному листу № 20072 - 130 792 руб. руб., по исполнительному листу № 20073 - 100 руб.

Поскольку требования направленного исполнительного листа в установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ срок исполнены не были, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска и обязании его исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования.

Ответчик требования инспекции не признал, в возражениях от 11.01.2010 г. № 01-23/21 указал, что Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МОУ ДОД «ЦДОД». Заявителем не представлено доказательств незаконного бездействия Финансового управления. Исполнительный лист № 20072 направлен заявителем в адрес Администрации города Усть-Илимска. Доказательств, свидетельствующих о направлении указанного исполнительного листа в адрес Финансового управления Администрации города Усть-Илимска, заявителем не представлено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист № 20072 от 01.12.2008 г., выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2008 г. по делу № А19-11936/08-33, поступил в Финансовое управление Нижнеилимского района 11.01.2009 г.

Сведения о задолженности по исполнительным документам, в том числе, по исполнительному листу № 20072, направленные взыскателю вместе с письмом от 27.08.2009 г. № 01-23/843, поступили в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области 01.09.2009 г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции налогового органа, входящий № 17221.

Следовательно, о неисполнении исполнительного документа взыскателю стало известно 01.09.2009 г.

По информации Почты России посылка обыкновенная с почтовым идентификатором 666687 190 4666 3, содержащая в себе настоящее заявление инспекции, сдана для отправки в 17-е почтовое отделение г.Усть-Илимска 01.12.2009 г., и поступила в суд 09.12.2009 г.

Таким образом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области обратилась с настоящим заявлением в суд в пределах трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Согласно Положению о Финансовом управлении Администрации города Усть-Илимска, утвержденному Решением Городской Думы четвертого созыва от 01.12.2005 г. № 23/110, Финансовое управление города Усть-Илимска является органом, который осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств (пункт 3.7 Положения).

Согласно Перечню подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств на 2009 г. от 31.12.2008 г. Управление образования Администрации города Усть-Илимска (код главы по бюджетной классификации - 903) является главным распорядителем бюджетных средств; Муниципальное учреждение «Центр обеспечения и эксплуатации муниципальных образовательных учреждений» (код главы по бюджетной классификации – 903) – распорядителем бюджетных средств; МОУ ДОД «ЦДОД» (код главы по бюджетной классификации - 903) – получателем бюджетных средств.

Согласно списку лицевых счетов, открытых на 01.01.2010 г., представленному Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска, МОУ ДОД «ЦДОД» открыты лицевые счета № 004010220, № 104010220.

Как следует из материалов дела, исполнительные листы №№ 20072, 20073, выданные на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2008 г. по делу № А19-11936/08-33 о взыскании с МОУ ДОД «ЦДОД» недоимки по единому социальному налогу и государственной пошлины были направлены налоговым органом для исполнения в Администрацию города Усть-Илимска письмом от 29.12.2008 г. № 06-04/44131, которое согласно отметке канцелярии получено 11.01.2009 г. (согласно журналу входящей корреспонденции Администрации города – входящий № 01-11/7 от 11.01.2009 г.).

К исполнительным документам налоговый орган приложил надлежащим образом заверенную копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Доводы Финансового управления Администрации города Усть-Илимска о ненаправлении в его адрес исполнительного листа с приложенными документами, и как следствие отсутствие со стороны Финансового управления незаконного бездействия, являются не состоятельными, и объективно опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что поданное в канцелярию Администрации города Усть-Илимска заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Иркутской области от 29.12.2008 г. № 06-04/44131 о направлении исполнительного документа, зарегистрированное за входящим № 01-11/7 на 6 л., было передано в соответствующий орган - Финансовое управление. Финансовое управление является исполнительным органом Администрации г.Усть-Илимска, данные юридические лица расположены по одному адресу: г.Усть-Илимск, ул.Героев Труда, 38.

Письмом от 27.08.2009 г. № 01-23/843 Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска сообщило в налоговый орган сведения о задолженности по направленным исполнительным документам, согласно которым задолженность МОУ ДОД «ЦДОД» по исполнительному листу № 20072 составляет 130 792 руб.

Уведомлением от 14.01.2009 г. № 01-23/37 Финансовое управление уведомило должника - МОУ ДОД «ЦДОД» о поступлении исполнительных документов – исполнительных листов №№ 20072, 20073 от 01.12.2008 г.

Таким образом, исполнительный лист № 20072 был принят Финансовым управлением города к исполнению, однако на день обращения налогового органа с данным заявлением в арбитражный суд и на день рассмотрения дела в суде, денежные средства по исполнительному листу не перечислены, исполнительный лист с отметкой об исполнении в полном объеме исполнительного документа в суд не возвращен (пункт 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).

При таких обстоятельствах суд полагает, что Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, должен был в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника. Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося администратором доходов бюджета в соответствии с Приказом ФНС России от 05.12.2008 г. № ММ-3-1/643@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Из анализа положений статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ следует, что ею предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом организационно-технических мер по исполнению судебных актов.

Невыполнение возложенных на финансовый орган функций, предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, приводит к неисполнимости решений суда и нарушению принципа обязательности исполнения судебных актов применительно к положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации города Усть-Илимска, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2008 г. по делу № А19-11936/08-33.

Обязать Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2008 г. по делу № А19-11936/08-33 в соответствии с исполнительным листом № 20072 от 01.12.2008 г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова