АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-2985/2012
23.04.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.04.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.04.2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Братские электрические сети» (ОГРН <***>)
к Финансовому управлению Администрации Нижнеилимского муниципального района (ОГРН <***>)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность, паспорт;
от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом;
установил:
Закрытое акционерное общество "Братские электрические сети" (далее – заявитель, Общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района (далее - Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.08.2010г. по делу №А19-11629/10-53 и исполнительного листа серии АС №001728910, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.08.2010г. по делу №А19-11629/10-53 и исполнительного листа АС №001728910 в порядке, установленном действующим законодательством.
Представитель заявителя также заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование.
В силу пункта 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Судом установлено, что о нарушении своих прав заявитель узнал после 28.10.2011г. – последнего платежа, совершенного ответчиком в целях погашения задолженности по исполнительному листу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
Таким образом, трехмесячный срок на обжалование начинает течь с 29.10.2011г.
С заявлением об оспаривании заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области 01.02.2011г., то есть с нарушением трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование, считает уважительной причину пропуска срока на обжалование.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Суд полагает возможным восстановить срок для обжалования бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении в полном объеме в предусмотренные законом сроки исполнительного документа, так как исполнительный документ не был возвращен, соответствующее уведомление Управления о невозможности исполнения обязательств направлено в адрес заявителя не было, а так же в связи с незначительностью пропущенного срока.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным восстановивить пропущенный для обжалования срок и рассмотреть дело по существу заявленных требований.
По существу заявленных требований представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, в обоснование указал, что Управлением до настоящего времени не исполнен в полном объеме направленный ему для исполнения исполнительный лист. Считает, что бездействие Финансового управления, выразившееся в неисполнении вышеуказанного исполнительного документа арбитражного суда, является незаконным, нарушающим положения ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Финансовое управление надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав представителя заявителя, судом установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.08.2010г. по делу № А19-11629/10-53, вступившим в законную силу, с Муниципального общеобразовательного учреждения "Шестаковская средняя общеобразовательная школа" в пользу Закрытого акционерного общества "Братские электрические сети" взыскана задолженность в размере 526704 руб. 95 коп. основного долга, 16351 руб. 71 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000руб. На основании данного решения выдан исполнительный лист серии АС № 001728910 от 05.10.2010г., который направлен заявителем в адрес Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района для исполнения. Исполнительный документ поступил в Финансовое управление 01.11.2010г. (согласно почтовому штемпелю). Исполнительный документ частично был исполнен согласно платежных порученийч № 593 от 04.08.2011г., № 266 от 13.09.2011г., № 559 от 28.10.2011.
В связи с неисполнением исполнительного листа серии АС № 001728910 в полном объеме, а также полагая, что при этом было допущено нарушение бюджетного законодательства его прав и законных интересов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В силу положений статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
При нарушении должником требований, установленных пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Согласно материалам дела, Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений города Усть-Илимска, в том числе Муниципального общеобразовательного учреждения "Шестаковская средняя общеобразовательная школа".
01.11.2010г. Управление получило от заявителя для исполнения исполнительный лист серия АС №001728910, выданный Арбитражным судом Иркутской области по делу №А19-11629/10-53.
Судом установлено, что в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок исполнительный лист серии АС № 001728910 ответчиком возвращен взыскателю не был, данный исполнительный документ без возражений был принят к исполнению и должен быть исполнен в срок до 01.02.2011г.
Однако на указанную дату, денежные средства по исполнительному листу взыскателю перечислены в полном объеме не были, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком требований статьей 242.2, 242.5 БК РФ. В данном случае суд считает, что ответчиком в нарушение статьи 242.5 БК РФ не было выполнены все действия, предусмотренные бюджетным законодательством, что не оспаривается самим ответчиком, а также не была исполнена установленная БК РФ обязанность по информированию взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа. Бюджетный Кодекс РФ устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок по исполнению судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов объем доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, отсутствие или наличие дефицитного бюджета.
Бюджетный кодекс наделяет орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не только общими бюджетными полномочиями, но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений (статьи 161 и 242.5 Кодекса). В данных отношениях Финансовое управление выступает именно в качестве специального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах. В этой сфере действия казначейства предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами.
Указанное свидетельствует, что ответчик обязанности по полному и своевременному исполнению исполнительного листа не исполнил, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в подтверждение своих доводов о принятии мер к исполнению исполнительного документа, не представлено документального подтверждения причин неисполнения судебного акта.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение финансовым органом действий, направленных на полное исполнение судебного акта, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с чем суд считает необходимым обязать Управление с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-11629/10-53 от 06.08.2010г. в соответствии с исполнительным листом серии АС №001728910 от 05.10.2010г. в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Заявитель в связи с рассмотрением настоящего заявления в суде понес судебные расходы в размере 2000 руб. в связи с уплатой государственной пошлины (платежное поручение №281 от 26.10.2010г.), которые суд полагает необходимым взыскать с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.08.2010г. по делу №А19-11629/10-53, в соответствии с исполнительным листом Арбитражного суда Иркутской области от 05.10.2010г., серии АС № 001728910, как несоответствующее требованиям ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Обязать Финансовое управление Администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.08.2010г. по делу №А19-11629/10-53 в соответствии с исполнительным листом серии АС №001728910 от 05.10.2010г. в порядке, установленном действующим законодательством.
Взыскать с Финансового управления Администрации Нижнеилимского муниципального района в пользу Закрытого акционерного общества «Братские электрические сети» судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Куклина Л.А.