АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-300/2020
04 августа 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 28.07.2020
Полный текст решения изготовлен 04.08.2020
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пущиной Т.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кокориным Г.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664003, <...>)
к Некоммерческой организации «Территориально-Соседская Эвенкийская община коренных малочисленных народов севера «Ика» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666633, Иркутская область, <...>)
о прекращении права пользования объектами животного мира.
при участии в судебном заседании представителя истца по доверенности ФИО1, в отсутствие ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Некоммерческой организации «Территориально-Соседская Эвенкийская община коренных малочисленных народов севера «Ика» (далее, ответчик) с требованием о прекращении права пользования объектами животного мира, возникшего на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX-38 № 0012.
Истец заявленные требования поддержал, в обоснование иска указал, что ответчик, как владелец долгосрочной лицензии, не воспользовался возможностью заключения охотхозяйственного соглашения, в связи с чем, утратил право на долгосрочное пользование животным миром
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, в представленном отзыве с заявленными требованиями не согласился, указав, что нарушений требований лицензионного законодательства не допущено. Указал, что установление каких-либо норм площадей охотничьих угодий в местах традиционного расселения коренных малочисленных народов ущемляет права малочисленных народов.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
Из материалов настоящего дела следует, что Распоряжением первого заместителя главы Администрации Иркутской области от 05.09.2007г. № 435-рз общине Ика предоставлена территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты, сроком на 25 лет, площадью 2001900 га, в границах согласно приложению к распоряжению.
23.07.2009г. Службой по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области на основании Распоряжения №435-РЗ, ответчику выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ-38 №0012 на территории Катангского района, общей площадью 2 001 900 га, сроком действия с 23.07.2009г. по 23.07.2034г.
В связи с истечением пятилетнего срока с момента установления максимальной площади охотничьих угодий и не обращением лицензиата в течение указанного срока за заключением охотхозяйственного соглашения, в связи с превышением переданной по лицензии установленной максимальной площади, истец обратился в суд за прекращением права пользования объектами животного мира у ответчика на основании долгосрочной лицензии серии ХХ-38 № 0012.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
До вступления Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте, Закон N 20-ФЗ) в силу отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире, Закон N 52-ФЗ), который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
Статьей 37 Закона N 52-ФЗ, регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Закона о животном мире).
Таким образом, пользование животным миром было обусловлено совокупностью административно-властных отношений (связанных с лицензированием) и гражданско-правовых (путем заключения договора).
С принятием Закона об охоте признаны утратившими силу статьи 37, 38 Закона о животном мире, вместо лицензий на пользование объектами животного мира предусмотрена выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов (объектов животного мира); предусмотрен иной порядок регулирования отношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно статье 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1). Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению (часть 2).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (часть 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 настоящей статьи).
Заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возможно при наличии у лица, имеющего такое право пользования, долгосрочной лицензии на пользование животным миром (Определение ВАС РФ от 29.02.2012 N 1575/12).
Согласно статье 47 Закона о животном мире право пользования животным миром прекращается в случае нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром. Принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
Статьей 56 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов разрешаются в судебном порядке.
В силу части 9 статьи 71 Закона об охоте по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
Приказом Министрества природных ресурсов и экологии российской Федерации от 18.05.2012г. №137 «Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 02.07.2012г. определено, что максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц равна для Катангского района Иркутской области 1500000 га.
Постановлением Конституционного суда РФ от 25.06.2015г. №17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» в связи с запросом Верховного суда Российской Федерации применение части 3 статьи 71 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений в силу неопределенности нормального содержания о сроках охотхозяйственных соглашений (п. 5.3 постановления).
Федеральным законом от 29.07.2017г. № 224-ФЗ, вступившим в законную силу 10.08.2017г., были внесены необходимые изменения в часть 3 статьи 71 закона об охоте, и тем самым было возобновлено применение части 3 статьи 71 закона об охоте.
Принимая во внимание приостановление Конституционным судом Российской Федерации применения части 3 статьи 71 закона об охоте, течение 5-и летнего срока, установленного частью 9 статьи 71 этого же закона также было приостановлено.
Таким образом, 5-летний срок со дня установления максимальной площади охотничьих угодий в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения был продлен на срок действия моратория на применение части 3 статьи 71 Закона об охоте, т.е на 2 года 1 месяц 17 дней (778 дней), и считается истекшим с 19.08.2019г.
По смыслу части 9 статьи 71 Федерального закона, на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, в отличие от владельцев долгосрочных лицензий, не воспользовавшихся такой возможностью, в случае установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения не распространяется требование о полном прекращении права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов по истечении пяти лет со дня ее установления, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование в соответствии с долгосрочными лицензиями, превышает установленную максимальную площадь (абзац 4 пункта 4.1 Постановление КС №17-П).
Из анализа изложенного выше следует, что ответчик не воспользовался возможностью заключения охотхозяйственного соглашения, по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий (в рассматриваемом случае до 19.08.2019), утрачивает право долгосрочного пользования животным миром, площадь территорий, переданных в пользование (2 001 900.) превышает установленную максимальную площадь (1 500 000 га).
Суд полагает необоснованным довод ответчика о том, что публичные интересы и конституционные права ответчика, гарантированные коренным малочисленным народам будут нарушены в связи с прекращением права пользования объектами животного мира и что специально законодательство, регулирующее правовое положения коренных и малочисленных народов имеет приоритет над законодательством в сфере использования природных ресурсов.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона об охоте, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
Таким образом, прекращение действия лицензии по основаниям, указанным в п.9 ст. 71 Закона об охоте не ограничивает и не нарушает конституционных прав коренных малочисленных народов.
Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" определен порядок использования природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, в том числе указано, что использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения данного закона содержат отсылку к общим нормам законодательства, регулирующим использование природных ресурсов, а следовательно, не содержат положений, позволяющих использовать право пользования объектами животного мира в разрез с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, право пользования объектами животного мира, возникшее у некоммерческой организации «Территориально-Соседская Эвенкийская община коренных малочисленных народов севера «Ика» на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX-38 № 0012 подлежит прекращению.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Прекратить право пользования объектами животного мира, возникшее у некоммерческой организации «Территориально-Соседская Эвенкийская община коренных малочисленных народов севера «Ика» на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX-38 № 0012.
Взыскать с некоммерческой организации «Территориально-Соседская Эвенкийская община коренных малочисленных народов севера «Ика» в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Т.Н. Пущина