АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
664025, <...>,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. <***>, факс <***>
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
«18» апреля 2008 г. Дело № А19-3034/08-62
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Весна-12»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска
о признании незаконным и отмене постановления № 18-41-58 от 11.02.2008г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 23.04.2007); после перерыва – руководитель ФИО2 (паспорт <...>, выдан Кировским РОВД г.Иркутска 03.05.2002г.);
от ответчика: ФИО3 (доверенность от 19.03.08г. б/н), ФИО4 (доверенность от 13.02.2008 № 14-14/4297); после перерыва – ФИО5 (доверенность от 13.02.08 № 14-14/4299), ФИО3 (доверенность от 19.03.08г. б/н)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Весна-12» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 18-41-58 от 11.02.2008г. Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска (далее - инспекция) о назначении административного наказания.
В заявлении общество ссылается на неправомерность привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники. В заявлении обществом указано, что продавец при реализации товара на общую сумму 49 руб. 50 коп. произвела расчет с покупателем с применением контрольно-кассовой техники, выдала сдачу и кассовый чек, который покупатели отказались принять. Факт применения продавцом контрольно-кассовой техники подтверждается информацией, дублирующейся на контрольной ленте. По мнению заявителя пробитый и выданный покупателю чек не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
Ответчик в отзыве с заявленными требованиями не согласился, указывая на то, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В судебном заседании 15 апреля 2008 года в порядке ст. 163 АПК РФ, судом был объявлен перерыв до 9 час. 00 мин. 18.04.2008г.
Дело рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Налоговым органом на основании поручения № 18-33/018 от 16.01.08г, была проведена проверка в отделе «Молочный» магазина «Весна-12», принадлежащего ООО «Весна-12», расположенного по адресу: <...>, по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью. Проверка проводилась в присутствии продавца магазина ООО «Весна-12» ФИО6.
В ходе проведенной проверки ответчиком выявлено нарушение требований Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003г., выразившееся в следующем: - при реализация товара на общую сумму 49 руб. 50 коп. осуществлен денежный расчет без применения контрольно-кассовой техники. В результате проверки по факту выявленного правонарушения составлен акт от 16.01.2008г. № 18-33/018.
На основании данного акта 04.02.08 в пределах полномочий, представленных ст.28.3 КоАП РФ, должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска в отношении заявителя, в присутствии руководителя общества, составлен протокол об административном правонарушении, по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, по факту нарушения Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003г. Согласно объяснениям генерального директора ООО «Весна-12» М.В. Городечного, данным в протоколе об административном правонарушении: «Недостатки устранены, продавец будет подвергнут наказанию».
11.02.2008, в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества, начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 18-41-58 о привлечении ООО «Весна-12» к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что оно нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «Весна-12» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" с последующими изменениями и дополнениями (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг.
В силу ст. 5 названного Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно–кассовую технику, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно–кассовой техникой кассовые чеки.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 предусмотрены случаи неприменения контрольно-кассовых машин, а именно: фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Согласно п/п. "В" п. 4.1 "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", доведенных письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 г. № 104, кассир-операционист или другое ответственное лицо (контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов и т.д.) обязаны назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).
В соответствии со ст. 6 "Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденного Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745, чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин является основанием для привлечения организаций к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.
Следовательно, применение контрольно-кассовой машины для юридического лица является обязательным. Ответственность за неприменение контрольно-кассовой машины несет юридическое лицо.
Как следует из акта проверки от 16.01.2008г. и протокола об административном правонарушении (проверка началась в 14 час. 50 мин.), продавцом ФИО6 оказаны услуги стоимостью 08-50 руб. и 41-00 руб. по продаже продуктов питания. Общая сумма за оказанную услугу при продаже составила 49-50 руб. Покупка оплачена денежными знаками достоинства 10 руб. 50 коп.; 50 руб. и 1 руб. Денежный расчет произведен без применения контрольно-кассовой техники. Продавец ФИО6 получив деньги за приобретенный товар на сумму 49-50 руб., при выдаче сдачи покупателю не отпечатала и не выдала кассового чека. Факт того, что кассовые чеки при расчете не были выданы покупателю, подтверждается актом проверки выдачи чека контрольно-кассовой техники от 16.01.2008, актом проверки выполнения требований ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 16.01.2008, протоколом об административной правонарушении от 04.02.2008, а также объяснениями продавца, данными в момент проверки 16.01.2008, согласно которым кассовый чек на кассе за указанные покупки не пробивался.
Кроме того, суд находит, что факт не применения контрольно-кассовой техники подтверждается проведенным снятием суммирующих счетчиков в фискальном режиме и объяснениями продавца по данному факту. По данным ККТ сумма выручки на момент проведения проверки составляла 3 579-00 руб., фактически сумма выручки в кассе составила 4 500-00 руб. Расхождение при пересчете наличных денежных средств и суммы, отраженной по ККТ составила 921-00 руб. Согласно объяснениям продавца на сумму расхождений не были пробиты чеки за проданный товар (акт о проверки наличных денежных средств кассы от 16.01.2008 № 18-33/018).
Ссылка заявителя на то, что продавцом при реализации товара был произведен расчет с покупателем с применением контрольно-кассовой техники, не принимается судом, так как указанное опровергается материалами дела. При этом судом в качестве свидетеля по делу в порядке статьи 56 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была допрошена продавец ФИО6, которая по существу рассматриваемого дела суду пояснила, что работала в магазине четвертую неделю, кассовые чеки старалась пробивать. В момент выдачи сдачи покупателю (проверяющему) не помнит пробивался чек или нет. Продавец ФИО6 не смогла суду достоверно подтвердить о выдаче чека при продаже товара на спорную сумму.
Кроме того, судом неоднократно предлагалось заявителю для подтверждения доводов о том, что чек пробивался, представить распечатку кассовой ленты за 16 января 2008 года подтверждающую регистрацию денежных расчетов с населением (определение суда от 19 марта 2008 года, протокол судебного заседания от 15 апреля 2008 года). Указанное не было выполнено заявителем, которым был представлен только «зет» - отчет за 16.01.2008. Вместе с тем, суд находит, что указанный отчет содержит итоговую суточную информацию денежных расчетов и не подтверждает регистрацию денежного расчета по продаже продуктов питания на сумму 08-50 руб. и 41-00 руб.
Суд принимая во внимание указанное находит, что налоговым органом доказан факт невыдачи продавцом в момент оказания услуг кассового чека отпечатанного контрольно-кассовой техникой, что является фактическим неиспользованием ККТ.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя о том, что им предприняты все меры по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов ООО «Весна-12», по мнению суда, является несостоятельным.
Законом Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязанность применения контрольно-кассовой машины возложена на юридическое лицо.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 244-О ответственность предприятия наступает при наличии его вины, в том числе если им не обеспечено выполнение правил применения контрольно-кассовых машин соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени предприятия при расчете с покупателями на основании гражданского законодательства.
Продажа товара продавцом ФИО6 осуществлялась в торговой точке, принадлежащей ООО «Весна-12» и от его имени. Суд считает, что неисполнение продавцом ООО «Весна-12» возложенных на нее обязанностей свидетельствует о том, что обществом не приняты все меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых наступает административная ответственность.
Следовательно, вина заявителя как составляющая состава правонарушения установлена в достаточной степени и выразилась в том, что, несмотря на имеющуюся возможность обеспечить выполнение требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ООО «Весна-12» не приняло все зависящие от него меры по их выполнению.
Таким образом, у налогового органа были основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Весна-12» и принятия постановления о назначении административного наказания.
Суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о правомерном привлечении ООО «Весна-12» к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку факт неприменения ККМ подтвержден, нарушений процессуальных требований, предъявляемых КоАП РФ к составлению протокола, рассмотрению и вынесению постановления об административном наказании, которые не позволили бы налоговому органу рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно, не установлено.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья Г.В. Ананьина
Резолютивная часть решения
г. Иркутск
18 апреля 2008 г. Дело № А19-3034/08-62
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Весна-12»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска
о признании незаконным и отмене постановления № 18-41-58 от 11.02.2008г.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья Г.В. Ананьина