ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3051/20 от 04.04.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело № А19-3051/2020

«11» апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 11.04.2022.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

ИРКУТСКОГО ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 20.11.1992 г., юридический адрес: 664011, <...>)

к ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664025 ОБЛ. ИРКУТСКАЯ Г. ИРКУТСК УЛ. МАРАТА д. 29 кв. 7)

о взыскании 120 097 руб. 27 коп., в том числе, основного долга в сумме 90 677 руб. 23 коп., пени в сумме 29 420 руб. 04 коп.,

третье лицо: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>),

при участии:

от истца: представителя по доверенности от 10.01.2020 № 13 ФИО2, паспорт; от ответчика: не явился, извещен;

в судебном заседании объявлялся перерыв с 28 марта до 4 апреля 2022 года,

установил:

ИРКУТСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным 26.10.2020 в порядке ст. 49 АПК РФ, к  ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ФИО3 (далее – ответчик) о взыскании основного долга в сумме 90 677 руб. 23 коп., пени в сумме 5 933 руб. 99 коп.

Определением суда от 20.04.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1.

Определением суда от 20.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».

Истец в судебном заседании представил письменные пояснения по делу с приложением копий: технических паспортов по спорным помещениям, фактические показания и объем тепловой энергии на отопление по нежилым помещениям, акта доступа к общедомовым инженерным коммуникациям от 15.09.2015, заключение эксперта Иркутского национального исследовательского технического университета по результатам судебной технической экспертизы, назначенной в рамках арбитражного дела № А19-10960/2019; также в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования, просил взыскать основной долг в размере 90 677 руб. 23 коп., пени в сумме 29 420 руб. 04 коп.

Уточнение иска судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Письменным ходатайством истец заявил об отказе от заявленных требований в отношении ответчика ИП ФИО3, просил рассматривать требования только в отношении ответчика ФИО1   

В части требований к ИП ФИО4 истец требования поддержал в полном объеме.

Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в  судебное заседание не явился.

Изучив исковое заявление, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующее. 

Между ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО» и ИП ФИО5 (ИНН <***>) заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения с собственником нежилого помещения в многоквартирном доме №7302 от 01.04.2014.

Договор заключен на поставку ресурса в целях эксплуатации нежилых помещений с кадастровыми номерами 38:36:000020:17463, 38:36:000020:17464, 38:36:000020:17465, расположенных по адресу: <...>.

Согласно выписке из ЕГРИП, в которую 14.07.2015 внесены изменения в связи с  представлением сведений о выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, по данному ИНН зарегистрирована не ФИО5, а ФИО3

ИП ФИО3 в ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО» сведений о смене фамилии и наименования ИП в нарушение пункта 20.8. договора № 7302 не представила.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, собственником спорных помещений с 02.07.2015г. является ИП ФИО1 на основании договора дарения от 10.06.2015г., который как новый собственник данных нежилых помещений должен был обратиться к истцу с заявлением о переоформлении договора №7302.

В период с февраля по май, а также с сентября по ноябрь 2019 года ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО» поставляло в помещения, принадлежащие ИП ФИО1, тепловую энергию, в связи с чем выставлены счета-фактуры №6573-7302 от 28.02.2019, №11491-7302 от 31.03.2019, №16188-7302 от 30.04.2019, №20817-7302 от 31.05.2019, №37587-7302 от 30.09.2019, №41797-7302 от 31.10.2019, №83604-7302 от 30.11.2019.

Счета-фактуры ответчиком не оплачены, что послужило основанием для обращения ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО» в суд с иском.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела технических паспортов на объекты усматривается, что спорные нежилые помещения находятся в многоквартирном жилом доме, в связи с чем к спорным правоотношениям по предоставлению коммунальных услуг подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Истцом представлены технические паспорта на спорные помещения, из которых усматривается, что они оборудованы системами централизованного теплоснабжения.

Вместе с тем, ИП ФИО1 указывал на то, что спорные помещения фактически не отапливаются, поскольку между ФИО1 и управляющей компанией АО «ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ» заключено соглашение о предоставлении доступа к общедомовым инженерным коммуникациям от 15.09.2015 в связи с необходимостью проложить участок общедомового трубопровода отопления в спорных помещениях, на основании пункта 1 которого АО «ВУЖКС» произведен демонтаж радиаторов отопления в спорных помещениях.

Довод ответчика суд находит несостоятельным, поскольку собственник нежилого помещения, входящего в состав многоквартирного дома, в случае демонтажа радиаторов отопления не освобождается от оплаты коммунального ресурса, получаемого, в том числе от общей системы отопления и конструкций дома.

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) регламентируются, в частности, вопросы управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 4, часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ).

Правилами N 354, предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 6 Правил N 354).

Согласно пунктам 42 (1), 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях МКД, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений МКД, в том числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении МКД к централизованной системе теплоснабжения.

Приведенная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сферах жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения, и наделено правом давать разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной ему сфере деятельности (пункты 1, 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038).

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Частью 15 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В подпункте "в" пункта 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая система отопления, состоящие из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, учета тепловой энергии, а также механическое, электрическое и иное оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).

По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.

Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

В данном случае ответчик ссылается на демонтаж радиаторов отопления.

В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно статье 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства собственник нежилого помещения в орган, осуществляющий согласование, представляет в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого помещения.

В силу пункта 1 статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства нежилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Из части 6 статьи 26 ЖК РФ следует, что только предусмотренный ч.5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства.

Согласно подпунктам «в», «е» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самостоятельно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и технической документацией на многоквартирный дом; вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П; далее - Постановление N 46-П).

Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается.

Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления. В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.

Следовательно, переустройство жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.

Данный правовой подход изложен в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019г. №308-ЭС18-25891, от 24.06.2019г. №309-ЭС18-21578.

Ответчиком доказательства наличия разрешительных документов на переустройство или документы, подтверждающие согласование на переход к иному виду теплоснабжения спорных помещений, не представлено, что, безусловно, порождает его обязанность по оплате тепловой энергии.

Кроме того, в материалы дела представлено заключение эксперта «ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИО6 по результатам судебной технической экспертизы, назначенной в рамках арбитражного дела № А19-10960/2019. В данном деле рассматривались аналогичные требования того же истца к тому же ответчику, в отношении тех же нежилых помещений, но за иной период.  

Предметом экспертного исследования определены – инженерные сети теплоснабжения, расположенные в нежилом помещении по адресу: <...>, площадью 150,8 кв.м., площадью 266,7 кв.м., площадью 68,1 кв.м. с кадастровыми номерами 38:36:000020:17463, 38:36:000020:17464, 38:36:000020:17465.

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1. Соответствует ли система теплоснабжения помещений, расположенных по адресу: <...>, площадью 150,8 кв.м., площадью 266,7 кв.м., площадью 68,1 кв.м. с кадастровыми номерами 38:36:000020:17463, 38:36:000020:17464, 38:36:000020:17465, нормативным требованиям?

2. В каком объеме данные помещения получают тепловую энергию в отопительный сезон, соответствуют ли это объемы нормативным требованиям?

На первый вопрос экспертом дан следующий ответ:

Система теплоснабжения помещений, расположенных по адресу: <...>, площадью 150,8 кв.м., площадью 266,7 кв.м., площадью 68,1 кв.м. с кадастровыми номерами 38:36:000020:17463, 38:36:000020:17464, 38:36:000020:17465, не соответствует нормативным требованиям пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 491, статье 26 и части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации – демонтаж системы отопления в отдельном помещении, отключение от систем отопления из централизованной системы отопления, изменения в схеме разводки системы отопления без необходимых согласований противоречит нормативным требованиям, и, следовательно – противозаконны.

После возврата подающего трубопровода в непроходной подземный канал остаются противоречащими нормативным требованиям два внесенных изменения: отключение системы отопления нежилого помещения площадью 68,1 кв.м. от централизованной системы теплоснабжения дома, а также прокладка труб систем горячего водоснабжения под потолком нежилого помещения площадью 68,1 кв.м. без согласования с собственником помещений.

Температурно-влажностный режим, установившийся в результате незаконного отключения помещений площадью 68,1 кв.м., не соответствует требованиям пункта 5 СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Температура воздуха в части этого помещения опускается ниже допустимого уровня, в результате на поверхностях ограждающих конструкций осаждается иней и конденсат.

- Назначение нежилого помещения 68,1 кв.м. – Сауна противоречит пункту 4.11 СП 54.13330 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003, в котором отмечается:

4.11. В цокольном и подвальном этажах жилых зданий не допускается размещать помещения …для сауны…

На второй вопрос экспертом дан следующий ответ:

Ответ на данный вопрос в буквальном смысле слова невозможен, так как поступление тепловой энергии в помещение и теплоотдача в окружающую среду отапливаемых помещений происходит не только от радиаторов отопления. Тепловая энергия передается в отапливаемые и неотапливаемые помещения за счет теплопроводности, излучения и конвекции, и распространяется тепло не только от радиаторов, но и от прочих элементов системы отопления (трубопроводы, стояки, лежаки и т.п.). В соответствии с законами физики тепло передается от более нагретых тел к менее нагретым, и тепловая энергия передается из более теплых помещений в соседние помещения через стены.

С учетом таких особенностей коммунальной услуги по отоплению многоквартирный дома (МКД) признается единым теплотехническим объектом, и жилищным законодательством Российской Федерации установлено, что вся тепловая энергия, поступившая в МКД, распределяется среди помещений МКД пропорционально их площади.

Потребление тепловой энергии на отопление рассматриваемых помещений должно рассчитываться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а именно согласно пункту 42(1):

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения №2 к данным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Таким образом, результаты расчета расхода тепловой энергии в рассматриваемый период с ноября 2018 года по январь 2019 года, предоставленный ПАО «Иркутскэнерго» после корректировки (с учетом отсутствия потребления ГВС), выполненный по формулам 3 и 3(4) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, согласно пункту 42(1), следует признать верным.

Суд полагает возможным оценивать указанное заключение эксперта как иное письменное доказательство в значении, придаваемом статьей 75 АПК РФ, что также опровергает довод ответчика об отсутствии отопления в спорных помещениях.

Наличие соглашения с АО «ВУЖКС» о предоставлении доступа к общедомовым инженерным коммуникациям от 15.09.2015 в связи с необходимостью проложить участок общедомового трубопровода отопления в спорных помещениях, также не имеет значения для рассматриваемого дела, поскольку только собственник помещения отвечает за надлежащее состояние инженерных систем в нем. При этом, проявляя должную степень осмотрительности и заботливости, абонент не должен был обеспечивать третьему лицу доступ для проведения демонтажа радиаторов в отсутствие разрешительных документов на переустройство тепловых сетей.

Таким образом, указанное обстоятельство также не освобождает ответчика от обязанности оплаты потребленного теплоресурса.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 16.4.1.3 договора № 7302 от 01.04.2014 окончательный расчет производится не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Истцом представлен подробный расчет потребленной в спорном периоде тепловой энергии с указанием ее объема, применяемого тарифа и стоимости.

Расчет судом проверен, является верным, арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства ответчиком не представлено доказательств своевременной оплаты задолженности за потребленную тепловую энергию в феврале-мае и сентябре-ноябре 2019 года, суд считает требования истца о взыскании основного долга в сумме 90 677 руб. 23 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 329 ГК РФ неустойка (штраф, пеня) является одним из способов обеспечения исполнения сторонами своих обязательств.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).

Пунктом 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

Так, в силу пункта 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.

Истцом представлен расчет неустойки за период с 11.04.2019 по 04.04.2022, всего на сумму 29 420 руб. 04 коп.

Ответчиком требование о взыскании неустойки ни по существу, ни по размеру не оспорено, контррасчет суммы неустойки не представлен.

Судом представленный истцом расчет проверен; исчисленная истцом сумма соответствует размеру законной неустойки, в связи с чем, требование истца о взыскании неустойки признано судом обоснованным.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При подаче иска истец оплатил государственную пошлину в размере 2 000 руб. в соответствии с платежным поручением № 29857 от 19.07.2019.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение дела составляет 4 602 руб. 92 коп.

Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать государственную пошлину в размере 2 000 руб., с ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 2 602 руб. 92 коп.

  руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования  удовлетворить.

Взыскать с ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664025 ОБЛ. ИРКУТСКАЯ Г. ИРКУТСК УЛ. МАРАТА д. 29 кв. 7) в пользу ИРКУТСКОГО ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 20.11.1992 г., юридический адрес: 664011, <...>) 120 097 руб. 27 коп., в том числе, основной долг в сумме 90 677 руб. 23 коп., пени в сумме 29 420 руб. 04 коп. и судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб. 

Взыскать с ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664025 ОБЛ. ИРКУТСКАЯ Г. ИРКУТСК УЛ. МАРАТА д. 29 кв. 7) в федеральный бюджет РФ госпошлину в сумме 2 602 руб. 92 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                            О.П.Сураева