ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-30569/18 от 10.11.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.11.2020 г.  Решение изготовлено в полном объеме 17.11.2020 г. 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой  Т.Д., 

рассмотрев дело по иску

МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения:  664073, <...>) 

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВТОКОЛОННА 1951"  (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665821, <...> 

третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН  <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664027, <...>, А) 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО АНГАРСКОМУ РАЙОНУ" (ОГРН  <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665821, <...>) 

о взыскании 125 070 руб. 00 коп.
при участии в судебном заседании:


от истца: Борисова М.В, доверенность, удостоверение, диплом;
от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица (Министерство финансов Иркутской области): ФИО2,  доверенность, удостоверение. 

от третьего лица (ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  "УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО АНГАРСКОМУ  РАЙОНУ"): не явился, извещен. 

установил:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с иском к  ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВТОКОЛОННА 1951"  (далее – ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 125 070 руб. 00  коп. 

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках заключенного  соглашения № 53-57-109/15-11 о предоставлении субсидий перевозчикам, которые  осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к категории граждан, оказание мер с  социальной поддержи которых относится к Российской Федерации и Иркутской области в  рамках Положения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта  в Иркутской области для отельных категорий граждан, оказание мер социальной  поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области,  утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521- пп. Истец в рамках заключенного соглашения в 2015 осуществлялось предоставление из  областного бюджета субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных  до истца на цели, установленные Положением, условием предоставления субсидии  является предоставление достоверных сведений, содержащихся в документах,  предоставленных истцу. 12.05.2016 возбуждено уголовное дело по ф акту того, что в  ноябре 2015 неустановленное лицо ответчика предоставило истцу реестр учета  реализованных социальных проездных билетов гражданам, оказание мер социальной  поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области,  содержащий заведомо ложные сведения о приобретении единого социального проездного  билета 1891 жителям Ангарского городского округа, на сновании которого истец должно  было осуществить выплату субсидий ответчику. В соответствии с произведённой  бухгалтерской экспертизой, общая сумма денежных средств, подлежащая перечислению  ответчику за октябрь 2015 года составила 125 070 руб. в качестве субсидии за 379 человек  из числа льготной категории граждан, в связи с тем, что ответчиком нарушены условия 


предоставления субсидий, истец обратился в суд за взысканием с ответчика 

необоснованно перечисленных ответчику денежных средств в размере 125 070 руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного  суда от 15 мая 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.09.2020  решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года по делу N А19- 30569/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 мая  2020 года по тому же делу отменены, дело передано на новое рассмотрение в  Арбитражный суд Иркутской области. 

Отменяя решение суда и постановление Четвертого арбитражного апелляционного  суда суд кассационной инстанции указал, что суду надлежит установить все  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать  надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам сторон, и разрешить спор в  соответствии с требованиями действующего законодательства, распределив между  сторонами судебные расходы за подачу кассационной жалобы. В круг обстоятельств,  имеющих значение для спора по настоящему делу, входят обстоятельства, связанные с  наличием (отсутствием) недобросовестного поведения ответчика при получении  денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации в качестве компенсации  за осуществление услуг по перевозке "льготной" категории граждан. 

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения  судебного заседания, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не  направил. 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО АНГАРСКОМУ РАЙОНУ" извещенное  надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное  заседание не явилось, заявлений и ходатайств не направило. 

 Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Истец исковые требования поддержал, дал пояснения,  Третье лицо - Министерство финансов Иркутской области поддержало правовую 

позицию истца; дал пояснения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил  следующие обстоятельства. 


Между истцом и ответчиком 30.01.2015 заключено Соглашение № 53-57-109/15-11 о  предоставлении субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров,  относящихся к категории граждан, оказание мер с социальной поддержи которых  относится к Российской Федерации и Иркутской области, предметом соглашения является  предоставление в 2015 году ответчику субсидий из областного бюджета в целях  возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения)  затрат в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего  пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан,  оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской  Федерации и Иркутской области. 

Согласно пункту 1.2 соглашения перевозка пассажиров осуществляется ответчиком  в соответствии со следующим маршрутом № 2 «мкр. Китой – 22 мкр.» согласно схеме  маршрута в количестве 156 рейсов. 

Из пункта 2.1.1 соглашения следует, что ответчик обязан обеспечить реализацию  ()выдачу единых социальных проездных билетов либо электронных социальных  проездных билетов, а также организовать раздельный учет реализованных (выданных)  ими единых социальных проездных билетов либо организовать раздельный учёт  электронных социальных проездных билетов либо в форме реестров учета электронных  социальных проездных билетов гражданам, оказание мер социальной поддержки которых  относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, инвалидам 1 группы,  детям-инвалидам для сопровождающих их лиц в соответствии с формами,  утвержденными Положением (далее – соответственно – реестр учета реализованных  единых социальных проездных билетов, реестры учета электронных социальных  проездных билетов). 

Согласно пункту 3.3 соглашения в случае нарушения ответчиком условий,  установленных при предоставлении субсидий, истец направляет им требование о возврате  полученных субсидий. Субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10  банковских дней со дня получения соответствующего требования. Истец, служба  государственного финансового контроля Иркутские области осуществляет проверку  соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в  соответствии с законодательством. 

Из пункта 4.3 соглашения следует, что в случае установления факта  недостоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в подпунктах 2.1.2 и  2.1.3 соглашения, ответчик производит возврат денежных средств. 


Как указал истец, 12.05.2016 возбуждено уголовное дело по признакам  преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 159.2 Уголовного  кодекса Российской Федерации по факту того, что в ноябре 2015 года неустановленное  лицо из числа сотрудников ООО «Автоколонна 1951», находясь по адресу: г. Иркутск, ул.  Канадзавы, 2 предоставило в Министерство реестр учета реализованных социальных  проездных билетов гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к  Российской Федерации и Иркутской области, содержавший заведомо ложные сведения о  приобретении в октябре 2015 года единого социально проездного билета 1891 гражданам  Ангарского городского округа, на основании которого министерство в соответствии с  Положением должно было осуществить выплату субсидий ООО «Автоколонна 1951». 

На основании постановления о назначении судебной бухгалтерской экспертизы от  25.06.2017, вынесенного по уголовному делу № 82873, произведена бухгалтерская  экспертиза. 

В соответствии с выводами эксперта, проведенной по уголовному делу № 82873  судебной бухгалтерской экспертиз (заключение эксперта № 4261) общая сумма денежных  средств, подлежащая перечислению на расчетный счет за 379 человек из числа льготной  категории граждан, внесённых ФИО3, ФИО4, ФИО5 в  реестр учета реализованных социальных проездных билетов гражданам оказание мер  социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской  области, представленным в министерство в октябре 2015 года, учитывая, что сумма  субсидий, перечисляемой за 1 человека из числа льготной категории граждан составляет  330 руб., составила 125 070 руб. 

Согласно заключению почерковедческих судебных экспертиз, а также показаниям  305 граждан из числа льготной категории, сведения о приобретении ЕСПБ которыми  внесены ФИО3, ФИО4, в реестр учета реализованных  социальных проездных билетов гражданам, оказание мер социальной поддержки которых  относится к Российской Федерации и Иркутской области, которые свидетельствуют о том,  что ЕСПБ в ООО «Автоколонна 1951» они не приобретали и подписи в указанном реестре  им не принадлежат, установлен факт подделки официального документа,  предоставляющего право в целях его использования, т.е. признаки преступления,  предусмотренного частью 1 статьи 327 УК РФ. 21.06.2018 вынесено постановление о  прекращении уголовного дела № 82873 в связи с истечением срока давности. 

Требованием о возврате субсидии от 25.07.2018 истец просил ответчика вернуть  сумму в размере 125 070 руб. 


Также истец указал, что в октябре 2015 года истцом на основании реестра учета  реализованных социальных проездных билетов в соответствии с соглашением  перечислено ответчику 1 237 170 руб. платежным поручением № 94917 от 28.12.2015 за  379 человек, указанных в реестре реализованных единых социальных проездных билетов  в октябре 2015 года. 

Также истцом указано, что в части 379 граждан, сотрудниками ООО «Автоколонна  1951» компетентными органами установлен факт подделки подписей граждан,  свидетельствующая о его приобретении 379 гражданами единого социального проездного  билета, а соответственно отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику  субсидии за перевозку 379 граждан. 

Граждане, которые не приобретали единый социальный проездной билет в октябре  2015 года у ответчика, согласно показаниями этих граждан, а также заключения.  почерковедческой экспертизы, но включенных в реестр учета реализованных единых  социальных проездных билетов за октябрь 2015 года в количестве 379 человек, а также  размер незаконно полученных субсидий, в результате внесения недостоверных сведений в  указанный реестр, подтверждены заключением эксперта № 4261. 

Истец представил письменные пояснения от 22.10.2019, указал, что согласно  Положению об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в  Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной  поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области,  утвержденного постановлением Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп, истцом  осуществлена пофамильная выборка граждан, за которых была произведена оплата  субсидии в октябре 2015 года путем исключения граждан, которые не прошли сверку из  реестра учета реализованных единых социальных проездных билетов ООО «Автоколонна  1951» за октябрь 2015 года. 

Оставшееся количество граждан в реестре сопоставлены с результатами  бухгалтерской экспертизы и установлено совпадения по 86 гражданам в областном  реестре (отмечены в реестре желтым цветом). 

Таким образом, 86 граждан из 379 (по которым проведена бухгалтерская и  почерковедческая экспертизы) содержатся в областном реестре граждан, которые прошли  сверку и за которые впоследствии истцом перечислена субсидия за октябрь 2015 года  ООО «Автоколонна 1951». 

Поскольку результатами бухгалтерской и почерковедческой экспертизы  установлено, то реестр реализованных билетов в октябре 2015 года содержал заведомо  ложные сведения (поскольку граждане фактически не приобретали билеты), перевозчиком 


нарушены условия предоставления субсидий и необоснованно получена субсидия за  октябрь 2015 года в размере 125 070 руб. В подтверждение своих доводов истец  предоставил в материалы дела реестр учета реализованных единых социальных  проездных билетов ООО «Автоколонна 1951» за октябрь 2015 года за исключением  граждан, не прошедших сверку, в качестве документа содержащего пофамильный учет  граждан, за которых в октябре 2015 года перечислена субсидия. 

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам. 

Требование истца обосновано незаконным получением ответчиком денежных  средств в размере 125 070 руб., выплаченных в качестве субсидии за реализованные  ответчиком в октябре 2015г. единые социальные проездные билеты. 

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,  которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований  приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего),  обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное  имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных  статьей 1109 настоящего Кодекса. 

Из анализа статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что  обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий:  имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение  произведено за счет другого лица (потерпевшего); приобретение или сбережение  имущества произошло в отсутствие сделки или иных оснований. 

Судом установлено, и данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, что  ответчиком получены заявленные истцом денежные средства. 

В октябре 2015 года истцом на основании реестра учета реализованных социальных  проездных билетов в соответствии с соглашением перечислено ответчику 1 237 170 руб.  платежным поручением № 94917 от 28.12.2015 за 379 человек, указанных в реестре  реализованных единых социальных проездных билетов в октябре 2015 года. 

Денежные средства получены ответчиком в рамках исполнения соглашения о  предоставлении субсидии. 

Из пункта 4.3 соглашения следует, что в случае установления факта  недостоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в подпунктах 2.1.2 и  2.1.3 соглашения, ответчик производит возврат денежных средств. 


Российской Федерации по факту того, что в ноябре 2015 года неустановленное лицо из  числа сотрудников ООО «Автоколонна 1951», находясь по адресу: г. Иркутск, ул.  Канадзавы, 2 предоставило в Министерство реестр учета реализованных социальных  проездных билетов гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к  Российской Федерации и Иркутской области, содержавший заведомо ложные сведения о  приобретении в октябре 2015 года единого социально проездного билета 1891 гражданам  Ангарского городского округа, на основании которого министерство в соответствии с  Положением должно было осуществить выплату субсидий ООО «Автоколонна 1951». 

На основании постановления о назначении судебной бухгалтерской экспертизы от  25.06.2017, вынесенного по уголовному делу № 82873, произведена бухгалтерская  экспертиза. 

В соответствии с выводами эксперта, проведенной по уголовному делу № 82873  судебной бухгалтерской экспертиз (заключение эксперта № 4261) общая сумма денежных  средств, подлежащая перечислению на расчетный счет за 379 человек из числа льготной  категории граждан, внесённых ФИО3, ФИО4, ФИО5 в  реестр учета реализованных социальных проездных билетов гражданам оказание мер  социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской  области, представленным в министерство в октябре 2015 года, учитывая, что сумма  субсидий, перечисляемой за 1 человека из числа льготной категории граждан составляет  330 руб., составила 125 070 руб. 

Согласно заключению почерковедческих судебных экспертиз, а также показаниям  305 граждан из числа льготной категории, сведения о приобретении ЕСПБ которыми  внесены ФИО3, ФИО4, в реестр учета реализованных  социальных проездных билетов гражданам, оказание мер социальной поддержки которых  относится к Российской Федерации и Иркутской области, которые свидетельствуют о том,  что ЕСПБ в ООО «Автоколонна 1951» они не приобретали и подписи в указанном реестре  им не принадлежат, установлен факт подделки официального документа,  предоставляющего право в целях его использования, т.е. признаки преступления,  предусмотренного частью 1 статьи 327 УК РФ. 

В рамках уголовного дела N 82873, возбужденного 12.05.2016, установлен факт  подделки реестра учета реализованных социальных проездных билетов, представленного  в министерство для получения субсидий, а именно: в реестре содержались ложные  сведения о приобретении 379 гражданами в октябре 2015 года единого социального  проездного билета. Уголовное дело N 82873 прекращено 21.06.2018 в связи с истечением  срока давности, виновное лицо не установлено. 


Полагая, что ответчик необоснованно получил от субъекта Российской Федерации  денежные средства в размере 125 070 рублей (379 граждан x 330 рублей за 1 билет),  министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. 

В обоснование факта предоставления недостоверных сведений о гражданах,  приобретших социальные проездные билеты, истцом были представлены: реестр учета  реализованных единых социальных проездных билетов и пояснения к ним от 22.10.2019,  копия заключения эксперта N 4261, содержащего пофамильный перечень граждан,  которые фактически не приобретали социальные билеты. 

Ответчиком нарушены условия предоставления субсидии (на основании ложных  сведений в реестре реализованных единых социальных проездных билетов ООО  «Автоколонна 1951» истцом перечислена субсидия в размере 125 070 руб. за октябрь 2015  года), что свидетельствует о незаконном удержании (сбережении) ответчиком денежных  средств. 

В материалах дела отсутствуют доказательства возврата денежных средств в размере  125 070 руб. 

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд считает  требования истца о возврате денежных средств в размере 125 070 руб. обоснованными и  подлежащими удовлетворению в полном объеме. 

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по  существу, разрешаются вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных  расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие  вопросы о судебных расходах. 

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской  Федерации размер государственной пошлины по рассматриваемому иску составляет 4 752  руб. 10 коп. 

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской  Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым  арбитражными судами, в качестве истцов освобождаются от уплаты государственной  пошлины. 

Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд государственная  пошлина не уплачивалась. 

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса  Российской Федерации за подачу кассационной жалобы подлежит уплате государственная  пошлина в размере 3 000 рублей. 


Истцом при подаче кассационной жалобы государственная пошлина не  уплачивалась. 

Принимая во внимание, что исковые требования истца удовлетворены, истцом при  подаче иска и кассационной жалобы государственная пошлина не уплачивалась, истец  освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1  статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная  пошлина в доход федерального бюджета подлежит взысканию с ответчика в размере 7 752  руб. 

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации 

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ  "АВТОКОЛОННА 1951" в пользу МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,  ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 125 070 руб. 00 коп. –  неосновательного обогащения.  

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ  "АВТОКОЛОННА 1951" в доход федерального бюджета государственную пошлину в  размере 7 752 руб. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области. 

Судья А.Ф. Ханафина