АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-30851/2019
25.03.2020
Резолютивная часть решения объявлена 18.03.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 25.03.2020.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным постановления № 20-04-13/19-143П от 16.12.2019 ,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО3 - доверенность от 26.12.2019, паспорт, диплом.
от ответчика: не явились, извещен,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО2) обратилась в арбитражный суд с заявлением к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ о признании незаконным постановления № 20-04-13/19-143П от 16.12.2019.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 час. 50 мин. 18.03.2020
Заявитель в судебном заседании указывает на истечение сроков привлечения к ответственности, а так же просит суд заменить назначенное административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Административный орган ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве указал, что считает вынесенное постановление законным, просил в удовлетворении заявленного требования отказать.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 АПК РФ.
Судом установлены следующие, имеющие значение для дела обстоятельства.
ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>.
ИП ФИО2 состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО в качестве индивидуального предпринимателя, оказывающего посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества с 10.03.2015 за №214109668.
МРУ Росфинмониторинга по СФО проведена камеральная проверка исполнения ИП ФИО2 требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон) за период с 01.01.2017 по 30.09.2019, на основании пункта 9 статьи 7 Федерального закона и приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 02.10.2019 № 55-н.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что ИП ФИО2 оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается представленными договорами на оказание услуг по продаже недвижимости.
В соответствии с действовавшими в проверяемом периоде правилами внутреннего контроля (далее - ПВК) ответственным за реализацию законодательства в сфере ПОД/ФТ у ИП ФИО2 является юрист.
Приказом от 25.07.2017 № 1 специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в соответствии с Федеральным законом, назначена ФИО4. Юрист Розаленок A.M. обучение в форме целевого инструктажа прошла 21.07.2017.
ИП ФИО2 обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не проходила.
Так же установлено, что в проверяемом периоде ФИО2 направила в Росфинмониторинг 3 сообщения об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, чем были нарушены нормы, установленные Федеральным законом и ПВК ИП ФИО2:
1. ИП ФИО2 и ФИО5 заключили договор на оказание услуг по продаже недвижимости от 01.07.2018. В соответствии с условиями договора, ФИО2 за вознаграждение оказывает услуги по поиску приобретателей на объект недвижимости, сбор и оформление необходимых документов для совершения сделки купли-продажи недвижимости;
В результате реализации договора от 01.07.2018 при посредничестве ИП ФИО2 совершена подлежащая обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом - 02.08.2018 заключен договор купли-продажи объекта недвижимости стоимостью 5 250 000,00 руб. Установленный законодательством срок направления сведений - 07.08.2018. Сведения об указанной сделке направлены 16.05.2019;
2. ИП ФИО2 и ФИО6 заключили договор на оказание услуг по продаже недвижимости от 01.10.2018. В соответствии с условиями договора. ИП ФИО2 за вознаграждение оказывает услуги по поиску приобретателей на объект недвижимости, сбор и оформление необходимых документов для совершения сделки купли-продажи недвижимости. В результате реализации договора от 01.10.2018 при посредничестве ИП ФИО2 совершена подлежащая обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом - 24.10.2018 заключен договор купли-продажи объекта недвижимости стоимостью 3 647 990,00 руб. Установленный законодательством срок направления сведений - 29.10.2018. Сведения об указанной сделке направлены 16.05.2019;
3. ИП ФИО2 и ФИО7 заключили договор на оказание услуг по продаже недвижимости от 12.09.2019. В соответствии с условиями договора, ФИО2 за вознаграждение оказывает услуги по поиску приобретателей на объект недвижимости, сбор и оформление необходимых документов для совершения сделки купли-продажи недвижимости. В результате реализации договора от 12.09.2019 при посредничестве ИП ФИО2 совершена подлежащая обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом - 12.09.2019 заключен договор купли-продажи объекта недвижимости стоимостью 3 300 000,00 руб. Установленный законодательством срок направления сведений - 17.09.2018. Сведения об указанной сделке направлены 15.10.2019.
В ходе проверки были выявлены правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, а именно неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу от 16.12.2019 №20-04-13/19-143Ппредприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Предприниматель, не согласившись с принятым постановлением, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Заявитель полагает, что административным органом при назначении наказания не учтено то, что административное правонарушение совершено впервые, а также то, что выявленные нарушения были устранены предпринимателем до принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, считает, что административным органом пропущен срок для привлечения к ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителя, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2-4 названной статьи.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие предупреждение, выявление и пресечение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, объективную сторону (событие административного правонарушения) образует нарушение требований нормативных актов о пресечении деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (финансированием терроризма в виде их неисполнения (бездействие).
Федеральный закон № 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1 Федерального закона № 115-ФЗ) и регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. (статья 2 Федерального закона № 115-ФЗ).
Статьей 3 названного закона установлено, что под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля представляет собой совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившим в силу 10.06.2014 установлено, что к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию ПВК, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а приотсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2-х лет на. должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации' (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 (вступило в действие 05.10.2010), обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации). Указанные лица, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.
Указанные выше лица должны проходить повышение уровня знаний не реже одного раза в три года.
Согласно статье 5 Федерального Закона № 115-ФЗ права и обязанности, возложенные Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом распространяются и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В силу подпункта 1.1 статьи 6 Федерального Закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Порядок представления в Росфинмониторинг информации и документов, регулируется Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 (далее - Положение).
Кроме того, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны, в том числе не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношений которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ИП ФИО2 осуществляет деятельность в сфере оказания посреднических услуг при заключении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Предприниматель состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО и является субъектом Федерального Закона № 115-ФЗ.
Проверкой установлено, что в течение длительного времени (с 10.03.2015 состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО в качестве индивидуального предпринимателя, оказывающего посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества) до 14.11.2019 ответчиком не исполнялось законодательство РФ, ПОД/ФТ в части прохождения обучения ФИО2 в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных путем, и финансированию терроризма.
Следовательно, ИП ФИО2 в проверяемом периоде не соблюдались требования Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.
Кроме того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
В проверяемом периоде ФИО2 направила в Росфинмониторинг 3 сообщения об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, чем были нарушены нормы, установленные Федеральным законом и ПВК ИП ФИО2:
1. ИП ФИО2 и ФИО5 заключили договор на оказание услуг по продаже недвижимости от 01.07.2018. В соответствии с условиями договора, ФИО2 за вознаграждение оказывает услуги по поиску приобретателей на объект недвижимости, сбор и оформление необходимых документов для совершения сделки купли-продажи недвижимости. В результате реализации договора от 01.07.2018 при посредничестве ИП ФИО2 совершена подлежащая обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом - 02.08.2018 заключен договор купли-продажи объекта недвижимости стоимостью 5 250 000,00 руб. Установленный законодательством срок направления сведений - 07.08.2018. Сведения об указанной сделке направлены 16.05.2019.
2. ИП ФИО2 и ФИО6 заключили договор на оказание услуг по продаже недвижимости от 01.10.2018. В соответствии с условиями договора ИП ФИО2 за вознаграждение оказывает услуги по поиску приобретателей на объект недвижимости, сбор и оформление необходимых документов для совершения сделки купли-продажи недвижимости. В результате реализации договора от 01.10.2018 при посредничестве ИП ФИО2 совершена подлежащая обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом - 24.10.2018 заключен договор купли-продажи объекта недвижимости стоимостью 3 647 990,00 руб. Установленный законодательством срок направления сведений - 29.10.2018. Сведения об указанной сделке направлены 16.05.2019.
3. ИП ФИО2 и ФИО7 заключили договор на оказание услуг по продаже недвижимости от 12.09.2019. В соответствии с условиями договора, ФИО2 за вознаграждение оказывает услуги по поиску приобретателей на объект недвижимости, сбор и оформление необходимых документов для совершения сделки купли-продажи недвижимости. В результате реализации договора от 12.09.2019 при посредничестве ИП ФИО2 совершена подлежащая обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом - 12.09.2019 заключен договор купли-продажи объекта недвижимости стоимостью 3 300 000,00 руб. Установленный законодательством срок направления сведений - 17.09.2018. Сведения об указанной сделке направлены 15.10.2019.
Таким образом, указанная сделка, подлежали обязательному контролю на основании пункта 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ с момента регистрации договоров.
Между тем, в течении трех рабочих дней сведения о совершенной сделке документально не зафиксированы и в уполномоченный орган не представлены (данные сведения были представлены предпринимателем только 16.05.2019 и 15.10.2019).
Следовательно, ненадлежащим образом исполнив требования законодательства, предприниматель направила в уполномоченный орган сведения по подлежащей обязательному контролю сделке с нарушением установленного срока, что является нарушением осуществления внутреннего контроля.
Таким образом, вследствие отсутствия надлежащего осуществления внутреннего контроля, сведения по указанным операциям, подлежащим обязательному контролю, представлены только 16.05.2019 и 15.10.2019, то есть с нарушением установленного срока, установленного п. 1 ст. 7 Федерального закона, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении внутреннего контроля ИП ФИО2, что подтверждается актом проверки от 27.11.2019, протоколом об административном правонарушении от 29.11.2019, пояснением ФИО2 к акту от 10.12.2019 и иными материалами об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах материалами дела подтверждается факт нарушения предпринимателем требований Федерального закона № 115-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.27 КоАП.
У предпринимателя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьей 15.27 КоАП предусмотрена административная ответственность, однако ИП ФИО2не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд установил, что постановление № 20-04-13/19-143П от 16.12.2019 о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами Управления в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.
Довод предпринимателя о пропуске ответчиком срока на привлечение к административной ответственности не принимается судом во внимание, поскольку в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет 1 год, со дня совершения административного правонарушения.
Кроме того, материалами дела установлено, в ходе проверочных мероприятий было установлено, что заявитель в течение длительного периода времени, не исполнялось законодательство РФ, ПОД/ФТ в части прохождения обучения ФИО2 в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных путем, и финансированию терроризма.
Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, либо с момента прекращения противоправного деяния.
Противоправное деяние ИП ФИО2 было прекращено с момента прохождения обучения в форме целевого инструктажа по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ), следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с 14.11.2019.
Кроме того, совершенное предпринимателем правонарушение, выраженное в непредставлении в Управление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является длящимся, в связи, с чем срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня обнаружения административного правонарушения, а именно с 16.05.2019 и 15.10.2019.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления установленный
статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, не пропущен.
Оснований для применения критерия малозначительности не усматривается.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Относительно заявления ФИО2 о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, суд полагает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
Из материалов дела следует, что административный орган при вынесении оспариваемого постановления обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установил.
Кроме того, суд принимает во внимание, что ИП ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ не привлекалась. Индивидуальный предприниматель включена в государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того к рассмотрению дела об административном правонарушении ИП ФИО2 прошла обучение в форме целевого инструктажа.
Принимая во внимание отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также с учетом характера совершенного правонарушения, суд считает, что у административного органа отсутствовали основания для применения меры ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
При этом суд считает, что обязанность по направлению сведений, предпринимателем исполнена, только с нарушением установленного срока.
Доказательств того, что совершенным правонарушением причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доказательств причинения имущественного ущерба, управлением не представлено, доводов о наличии таких доказательств не заявлено.
Как указано в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным и изменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу № 20-04-13/19-143П от 16.12.2019, в части назначения Индивидуальному предпринимателю ФИО2 административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб. и назначить предпринимателю административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования частично.
Постановление МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ№20-04-13/19-143П от 16.12.2019 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб. признать незаконным и отменить в части размера административной санкции, заменив административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Судья О.Л. Зволейко