ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-30863/18 от 13.02.2019 АС Иркутской области

      АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск       

18 февраля 2019 года                                                                           Дело № А19-30863/2018

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля  2019 года.

Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбачук С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Товарищества собственников жилья «Новое Левобережье» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Административной комиссии осуществляющей свою деятельность на территории Свердловского района города Иркутска,

3-е лицо: Общество ограниченной ответственностью «Сах»,

об отмене постановления от 29.11.2018 №18-04/1322,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 05.02.2019, паспорт, ФИО2 – доверенность от 13.12.2018, паспорт;

от ответчика: ФИО3 – доверенность от 28.12.2018, удостоверение № 396;

от 3 лица: не явились, извещены.

установил:

Товарищество собственников жилья «Новое Левобережье»  (далее заявитель, Товарищество, ТСЖ «Новое Левобережье») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления 29.11.2018 №18-04/1322 Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории Свердловского района города Иркутска(далее административная комиссия). 3-е лицо  Общество ограниченной ответственностью «Сах» (далее общество).

В судебном заседании 06.02.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 час. 10 мин. 13.02.2019. Судебное заседание объявлено продолженным в 11 час. 30 мин. 13.02.2019, в том же составе суда, при участи тех же лиц, участвующих в деле.

Представитель ТСЖ «Новое Левобережье» в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью.

Представитель административной комиссии в судебном заседании требования заявителя не признал. Полагает, что Товарищество законно и обоснованно привлечено к административной ответственности, основания для отмены постановления отсутствуют.

3- лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения 09.10.2018 административным органом  осмотра территории по адресу: ул. ФИО5, установлено, что территория контейнерной площадки для сбора твердых  коммунальных  отходов (далее – ТКО), расположенной по адресу: <...>, захламлена ТКО, обслуживание данной площадки осуществляет ТСЖ «Новое Левобережье», которым нарушены пункта 2 статьи 87 Правил благоустройства территории города Иркутска, утвержденных решением Думы г. Иркутска от 25.12.2008 № 004-20-560950/8 (далее - Правила благоустройства территории города Иркутска).

По факту нарушения главным специалистом в отношении ТСЖ «Новое Левобережье» составлен протокол об административном правонарушении от  24.10.2018.

По результатам рассмотрения материалов проверки административной комиссией вынесено постановление № 18-04/1322-ПСот 18.01.2018, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30.12.2014г. "Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области", Обществу  назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Заявитель, полагая, что постановление административного органа является незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в судебном порядке.

Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и пришел к следующим выводам.

В  соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный  порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленных законом.

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения (пункт 1); лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (пункт 2); виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 3); обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (пункт 6); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Данные обстоятельства устанавливаются на основании собранных административным органом доказательств.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные,  на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 1 Закона Иркутской области от 30.12.2014г. № 173-оз "Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области"  названный Закон в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает административную ответственность за нарушение муниципальных правовых актов в области благоустройства территорий поселений (городских округов).

Частью 1 статьи 2 названного Закона предусмотрена административная ответственность за несоблюдение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных органами местного самоуправления, выразившееся в несоблюдении предусмотренных данными правилами мероприятий по содержанию территории, а также по размещению объектов благоустройства, не повлекшее нарушения правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации благоустройства территории муниципального образования.

Объективную сторону состава административного правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении правил благоустройства.

Субъектом рассматриваемого правонарушения  является лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил благоустройства.

Вина такого субъекта согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Из оспариваемого постановления следует, что Обществу вменяется несоблюдение пункта 2 статьи 87 Правил благоустройства территории города Иркутска, утвержденных Решением Думы города Иркутска от 25.12.2008 № 004-20-560950/8.

Правила благоустройства территории города Иркутска (далее – Правилаблагоустройства) разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом города Иркутска в целях обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека. Правила устанавливают на основе законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Иркутской области перечень мероприятий по благоустройству территории города Иркутска, порядок и периодичность их проведения.

Согласно названным Правилам под благоустройством понимается  деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Иркутска, по содержанию территории города Иркутска и расположенных на территории города Иркутска объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Правила благоустройства территории города Иркутска обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, осуществляющими свою деятельность на территории города.

В силу пп.1, 2 п.2 ст.87 Правил благоустройства и содержания территории физические и юридические лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, иные организации, обслуживающие общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме многоквартирного дома, обязаны обеспечивать, в том числе уборку придомовых территорий; уборку крылец (в том числе лестниц) и площадок при входных группах.

В соответствии с пунктом 2 Правил благоустройства территории города Иркутска, утвержденных решением Думы г.Иркутска от 25.12.2008 №004-20-560950/8, благоустройство территории города - комплекс предусмотренных названными Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Пунктом 20 части 3 Правил благоустройства территории города Иркутска предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие благоустройство  территории и не имеющие специализированного транспорта осуществляют вывоз ТКО, КГО на основании договоров со специализированными организациями в соответствии с законодательством и обеспечивают свободный подъезд к контейнерным площадкам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе,  земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, одним из которых является управление многоквартирном домом управляющей организацией.

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома.

Как следует из материалов дела, захламленная территория контейнерной площадки, обнаружена комиссией по адресу <...>. Указанная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов в реестре муниципальной собственности не значиться.

В соответствии с паспортом  контейнерной площадки  балансодержателем  указанной площадки является АО «Спецавтохозяйство», вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет ООО «САХ».

 ТСЖ «Новое Левобережье» является управляющей компанией многоквартирного жилого домов, расположенного по адресу: <...> д 74/1, Товарищество является пользователем контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>.

В материалы делазаявителем представлен договор от 01.01.2018, заключенный между ООО «САХ» (исполнитель) и ТСЖ «Новое Левобережье», согласно которому ООО «САХ»   осуществляет  своевременный вывоз ТКО от мест их временного накопления,  в том числе <...>так же договором определено, чтопри выгрузке контейнеров в специализированный автотранспорт исполнитель должен производить подбор просыпавшихся отходов в радиусе 1 метра от места выгрузке.

Услуги ООО «САХ» по вывозу ТКО за спорный период оплачены заявителем, акты оказанных услуг подписаны обеими сторонами, что подтверждается материалами дела.

В судебном заседании установлено, что спорная контейнерная площадка не находится на придомовой территории обслуживаемого товариществом многоквартирного дома и не относиться к общему имуществу собственников жилого дома, следовательно ТСЖ «Новое Левобережье» не осуществляетобслуживание территории контейнерной площадки, находящейся по адресу <...>. Товариществодействует в рамках договора  на вывоз ТКО с заключенного с ООО «САХ», согласно которому Общество не только осуществляет  своевременный вывоз ТКО со спорной площадки, но и в том числепроизводит подбор просыпавшихся отходов в радиусе 1 метра от места выгрузке. В обязанности заявителя не входит содержание и благоустройство придомовой территории многоквартирных домов по адресу <...>.

Ответчик ссылается на паспорт контейнерной площадки №С-0139, в котором ТСЖ «Новое Левобережье» указано как предприятие – потребитель, в связи, с чем должно осуществлять уборку контейнерной площадки.

Судом установлено, что согласно паспорту контейнерной площадки №С-0139, находящейся по адресу <...>ТСЖ «Новое Левобережье» является не единственным пользователем данной площадки.

К предприятиям - потребителям относятся: ФИО4, ТСЖ «Новое Левобережье» (жилой фонд – <...>), ФГУП «Почта России».

Также к  Жилому фонду, которые пользуются указанной площадкой,  относятся дома, находящиеся по адресам: ФИО5, 75, 77, ФИО6 <...>, управляющей компанией которых является ООО «Западное управление жилищного-коммунальными системами».

В материалы дела представлено постановление по делу об административном правонарушении №18-04/1198 от 01.11.2018, вынесенного в отношении ООО «Западное управление жилищного-коммунальными системами», согласно которому Общество привлечено к административной ответственности за ненадлежащее содержание территории контейнерной площадки, расположенной <...>посколькуосуществляетобслуживание территории контейнерной площадки, находящейся по адресу <...>.

Кроме того,паспортом контейнерной площадки №С-0139 не предусмотрена обязанность  ТСЖ «Новое Левобережье» по содержанию спорной контейнерной площадки. Других документов, предусматривающие обязанность заявителя обслуживать указанную площадку в материалы дела не представлено.

На основании выше изложенного, суд приходит к выводу, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...> не является придомовой территорией обслуживаемого ТСЖ «Новое Левобережье». Находящиеся контейнеры для временного накопления ТКО не принадлежат на праве собственности или ином праве  заявителю, таким образом, обязанность по содержанию контейнерной площадки  ТСЖ «Новое Левобережье» отсутствует.

Между тем, в ходе проверки административной комиссией границы, закрепленные за Товариществом территории, не устанавливались, указанные факты не исследовались.

В связи, с чем следует признать, что административным органом в ходе проверки достоверно не определены границы земельных участков под многоквартирными домами,
а также не установлено лицо, ответственное за их содержание.

Кроме того, в подтверждение факта совершенного правонарушения, которое выразилось в захламлении контейнерной площадки, административным органом представлены: акт осмотра от 09.10.2018, фототаблица и  протокол об административном правонарушении от 24.10.2018, от 29.10.2018.

Из акта осмотра от 09.10.2018, следует, что осмотр проводился Отделом жилищного хозяйства управления ЖКХ комитета по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска 09.10.2018 в период с 12 час. 13 мин.

Вместе с тем, из пояснений ООО «САХ» (исполнитель по договору на вывоз ТКО), а так же представленного графика, следует,  что общество осуществляет вывоз ТКО в первой половине дня с 8 час. 00 мин до 14 час. 00 мин. 

Таким образом, административной комиссией не исследовались данные обстоятельства, ответчик  провел разовую проверку, без системного наблюдения.

 При этом проверка проведена без привлечения представителей общества. В связи, с чем акт осмотра, на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление, не может объективно свидетельствовать о совершении заявителем вменяемого ему правонарушения.

Представленная в материалы дела экспликация зданий и сооружений  в районе нахождения жилого фонда, указанного в паспорте контейнерной площадки, так же не свидетельствует о нахождении спорной контейнерной площадки в границах придомовой территории многоквартирного дома, находящегося по адресу  <...> д 74/1.

Приложенная к материалам административного дела выписка из ЕГРП от 18.07.2013 на земельный участок  38:36:000033:2319, подтверждает  нахождение территории находящегося в границах указанного земельного участка в общей долевой собственности   у собственников помещений в многоквартирном доме,  находящегося по адресу <...>. Доказательств, что спорная контейнерная площадка находится на придомовой территории многоквартирного дома в материалы дела так же не представлено, как и не представлено административной комиссией доказательств подтверждающих передачи Товариществу в управление указанной площадки,

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административной комиссией не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о совершении ТСЖ «Новое Левобережье»административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30.12.2014г.

В силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах требования ТСЖ «Новое Левобережье» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории Свердловского района города Иркутска, от 29.11.2018 №18-04/1322,являются законными и обоснованными, заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии, осуществляющей свою деятельность на территории Свердловского района города Иркутска18-04/1322 от 29.11.2018о признании Товарищества собственников жилья «Новое Левобережье» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014г. № 173-оз «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                       О.Л. Зволейко